3а-160/2021 50OS0<данные изъяты>-27 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ Р. Ф. <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты> Московский областной суд в составе председательствующего судьи Першиной С.В. с участием прокурора Виноградовой Т.С. при секретаре Гриценко О.Н. рассмотрев в судебном заседании административное дело <данные изъяты>а- 160/2021 по административному иску ФИО1, ФИО13 В.ча, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Совету депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> о признании недействующими в части решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 15.05.2020г.<данные изъяты> «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа <данные изъяты>»; решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 9.07.2020г. <данные изъяты> «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты>» у с т а н о в и л: Советом депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> принято решение <данные изъяты> от 15.05.2020г. «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа <данные изъяты>». Также Советом депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> принято решение <данные изъяты> от 9.07.2020г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты>». Решением Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 15.05.2020г. <данные изъяты> утвержден Генеральный план Дмитровского городского округа <данные изъяты>. Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 15.05.2020г. <данные изъяты> было опубликовано в официальном печатном издании- газете «Советская,2» <данные изъяты>г.<данные изъяты>(38). Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 9.07.2020г. <данные изъяты> было опубликовано в том же печатном издании- газете «Советская,2» <данные изъяты>г.<данные изъяты>(45). ФИО1, ФИО13 ч, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с иском, уточнив который, просили признать недействующим решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 15.05.2020г.<данные изъяты> «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа <данные изъяты>» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0150305:341; 50:04:0150305:340; 50:04:0150305:331; 50:04:0150305:326; 50:04:0150305:346; 50:04:0150305:345; 50:04:0150305:339; 50:04:0150305:332; 50:04:0150305:338; 50:04:0150305:342; 50:04:0150305:336, расположенных по адресу: <данные изъяты>, г/п Дмитров, д. Афанасово к функциональной зоне СХ-4 (иная зона сельскохозяйственного назначения), а также решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 9.07.2020г. <данные изъяты> «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты>» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0150305:341; 50:04:0150305:340; 50:04:0150305:331; 50:04:0150305:326; 50:04:0150305:346; 50:04:0150305:345; 50:04:0150305:339; 50:04:0150305:332; 50:04:0150305:338; 50:04:0150305:342; 50:04:0150305:336, расположенных по адресу: <данные изъяты>, г/п Дмитров, д. Афанасово к территориальной зоне СХ-4 (зона, предназначенная для ведения огородничества). Заявленные требования мотивированы тем, что на момент приобретения (апрель 2018г.- апрель 2019г.) административными истцами земельных участков, они относились к землям сельскохозяйственного назначения, имели вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства. По действующему на 2018г. Генеральному плану городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района <данные изъяты> земельные участки административных истцов относились к функциональной зоне СХ-4 (сельскохозяйственная зона иного использования); по Правилам землепользования и застройки территории (части территории) г.<данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> 2017г. – к территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственного производства), основные виды разрешенного использования которой предусматривали максимальный процент застройки 30%. На общественных обсуждениях по проекту ПЗЗ и Генерального плана были представлены проекты ПЗЗ и Генерального плана (в том числе графическая часть), в соответствии с которыми земельные участки административных истцов отнесены к функциональной и территориальной зонам СХ-2 (зона, предназначенная для ведения садоводства), которая устанавливается для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами садоводства с максимальным процентом (40%) застройки земельных участков. После ознакомления с текстом принятых нормативных правовых актов административным истцам стало известно, что в соответствии с генеральным планом земельные участки, расположенные в квартале 50:04:0150305 были отнесены к функциональной зоне «СХ-4» иные зоны сельскохозяйственного назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района <данные изъяты> земельные участки отнесены к территориальной зоне СХ-4, предназначенной для ведения огородничества без права застройки. Полагают, что вышеуказанные решения приняты без какого-либо обоснования, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, что противоречит положениям статей 9,30, 36 Градостроительного кодекса РФ и нарушают права административных истцов, как собственников, по использованию земельных участков в соответствии с ранее действовавшим градостроительным регламентом территориальной зоны СХ-3. Кроме того, оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры, поскольку на общественные обсуждения вопрос об изменении функциональной и территориальной зоны в месте нахождения земельных участков административных истцов на зону СХ-4 не выносился и не обсуждался; размещенные на официальном сайте администрации Дмитровского городского округа проекты генерального плана и правил землепользования и застройки соответствующих положений не содержали; в них имелась информация об отнесении принадлежащих административным истцам земельных участков, в частности участков с кадастровыми номерами 50:04:0150305:341 и 50:04:0150305:326, к функциональной и территориальной зоне СХ-2, в связи с чем административные истцы были лишены возможности представить свои возражения по данному вопросу. Административным ответчиком Советом депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> представлены письменные возражения на указанное административное исковое заявление, в которых указал, что оспариваемые в части решения приняты Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующему федеральному законодательству, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По обстоятельствам дела также указал, что земельные участки административных истцов имеют вид разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» с категорией земель- земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования земельных участков противоречил испрашиваемым заявителями целям- строительство дома, а также ведение садоводства с организацией жилого строения. Использование земельных участков, как крестьянско- фермерское хозяйство новым Классификатором видов разрешенного использования земельных участков исключены, они объединены в единый раздел 1.0 «сельскохозяйственное использование». Земельные участки административных истцов нашли свое отображение в генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Дмитровского городского округа по существующему положению по сведениям <данные изъяты>- по виду разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства». Заинтересованным лицом Комитетом архитектуры и градостроительству <данные изъяты> представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что поскольку из смысла положений ФЗ <данные изъяты>- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения крестьянского хозяйства, не предусмотрено размещение жилых домов, отнесение принадлежащих административным истцам земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» к зоне СХ-2, предназначенной для ведения садоводства, невозможно. В соответствии с ч.1 ст. 19 ФЗ <данные изъяты>- ФЗ к основным видам деятельности фермерского хозяйства относится производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства, что подразумевает перед собой сельскохозяйственное использование ( код 1.0 Классификатора ВРИ). Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны СХ-4 (зона, предназначенная для ведения огородничества) Правил землепользования и застройки Дмитровского городского округа <данные изъяты>, к основным видам разрешенного использования земельных участков относится ведение огородничества с ко<данные изъяты>.1 и ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках с ко<данные изъяты>.16, что не противоречит положениям Федерального закона № 74-ФЗ. Таким образом, отнесение земельных участков административных истцов в Правилах землепользования и застройки территории к территориальной зоне СХ-4 и в Генеральном плате к функциональной зоне СХ-4 не нарушает законные права и интересы административных истцов и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Заинтересованным лицом Министерством сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что земельные участки административных истцов в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не включены. Вместе с тем, учитывая, что кадастровая стоимость указанных объектов, рассчитанная в 2018 году в порядке массовой кадастровой оценки, на 41% превышает средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в Дмитровском муниципальной районе по сегменту «сельскохозяйственное использование, за исключением рыбоводства сегмента сельскохозяйственное использование», это является основанием для отнесения участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для несельскохозяйственных нужд, в том числе в целях дачного строительства, не допускается. В судебном заседании представитель административного истца ФИО10 по доверенности поддержал административный иск с учетом уточнений; просила признать оспариваемые нормативные акты недействующими в части со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель административного ответчика Совета депутатов Дмитровского городского округа Петрова А.Д., она же представляющая по доверенности интересы заинтересованного лица администрации Дмитровского городского округа <данные изъяты>, иск административного истца не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству <данные изъяты>ФИО11 по доверенности также просила отказать в удовлетворении исковых требований административных истцов. Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>ФИО12 по доверенности просила отказать в удовлетворении исковых требований административных истцов. Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Виноградовой Т.С., полагавшей, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, по которым органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки. В силу части 1 статьи 24, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 ГрК РФ генеральный план, правила землепользования и застройки городского округа, в том числе внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. Физические и юридические лица, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены, вправе оспорить решения об утверждении правил землепользования и застройки, генерального плана в судебном порядке (часть 4 статьи 32, часть 15 статьи 24 ГрК РФ). Решением Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 15.05.2020г. <данные изъяты> утвержден Генеральный план Дмитровского городского округа <данные изъяты>. Указанное решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> было опубликовано в официальном печатном издании- газете «Советская,2» <данные изъяты>г.<данные изъяты>(38), что соответствует ст. 26 Устава муниципального образования Дмитровский городской округ. Решением Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 9.07.2020г. <данные изъяты> утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты>. Указанное решение было опубликовано в том же печатном издании- газете «Советская,2» <данные изъяты>г.<данные изъяты>(45). В соответствии со ст. 28 Устава муниципального образования Дмитровский городской округ Совет депутатов городского округа является выборным представительным органом местного самоуправления. С учетом установленных обстоятельств, оспариваемые в части нормативные правовые акты были приняты в пределах полномочий Совета депутатов Дмитровского городского округа, опубликованы, надлежащим образом доведены до всеобщего сведения и вступили в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Дмитровского городского округа. Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0150305:341 общей площадью 755 кв.м.; 50:04:0150305:340 общей площадью 604 кв.м.; 50:04:0150305:331 общей площадью 990 кв.м.; 50:04:0150305:326 общей площадью 900 кв.м.; 50:04:0150305:346 общей площадью 866 кв.м.; 50:04:0150305:345 общей площадью 658 кв.м.;50:04:0150305:339 общей площадью 849 кв.м.; 50:04:0150305:332 общей площадью 792 кв.м.; 50:04:0150305:338 общей площадью 600 кв.м.; 50:04:0150305:342 общей площадью 601 кв.м.; 50:04:0150305:336 общей площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: <данные изъяты>, г/п Дмитров, д. Афанасово. Все перечисленные земельные участки, относящиеся к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для ведения крестьянского хозяйства, приобретенные административными истцами по возмездным сделкам купли- продажи с период с апреля 2018 года по апрель 2019 года, были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:04:0150305:10 общей площадью 63 776 кв.м.; при этом «материнский» земельный участок также относился к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для ведения крестьянского хозяйства. По утвержденному 12.04.2018г. Генеральному плану городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района <данные изъяты> земельные участки административных истцов относились к функциональной зоне СХ-4 (сельскохозяйственная зона иного использования). Оспариваемым решением об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа <данные изъяты> земельные участки административных истцов также отнесены к функциональной зоне СХ-4 (иные зоны сельскохозяйственного назначения). Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ). Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Генеральном планом Дмитровского городского округа от 15.05.2020г. за границами населенного пункта установлена функциональная зона СХ-4 (иная зона сельскохозяйственного назначения), включающая в себя земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения, использование которых предполагается для нужд сельского хозяйства в соответствии с земельным законодательством. Таким образом, само по себе установление названной функциональной зоны не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства. Между тем, режимы использования указанной территории, на которой расположены земельные участки административных истцов, определенные в градостроительном регламенте утвержденных 09.07.2020г. Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты> не отвечает принципу законности и правовой определенности. Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ). Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 ГрК РФ). В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, частями 1, 9, 10 статьи 35 ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Оспариваемым решением об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты> земельные участки административных истцов отнесены к территориальной зоне СХ-4 – зона, предназначенная для ведения огородничества. Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе, на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При установлении на территории земельных участков истцов территориальной зоны СХ-4 административным ответчиком в нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ не была в полном объеме учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, заключающееся в следующем. Как уже отмечалось, на названной территории, на которой установлена территориальная зона сельскохозяйственного использования СХ-4, находятся земельные участки административных истцов с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства. Согласно ст. 11 ФЗ от 11.06.2003г. <данные изъяты>- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее- Федеральный закон <данные изъяты>- ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Таким образом, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется, в том числе, на землях сельскохозяйственного назначения. В силу ст. 19 ФЗ <данные изъяты>- ФЗ основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. В соответствии со ст. 6 ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны СХ-4 к основным видам разрешенного использования относится: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, ведение огородничества, без права строительства; вспомогательные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства в градостроительном регламенте для зоны СХ-4 не установлены. Принимая во внимание указанные положения закона, отнесение правилами землепользования и застройки земельных участков, принадлежащих административным истцам, к территориальной зоне СХ-4, нарушает их право выбора варианта использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования и ограничивает их только обязанностью по ведению огородничества с 0% застройки. Осуществление же деятельности по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции предполагает размещение строение, которые входят в общее имущество фермерского хозяйства, но с учетом установленной территориальной зоны, которая не предполагает застройку, осуществление указанной деятельности запрещено, что также нарушает права и законные интересы административных истцов. Довод представителя Комитета Архитектуры и градостроительства <данные изъяты> об отсутствии установленных сроков приведения в соответствие вида разрешенного использования земельных участков административных истцов в соответствие с градостроительным регламентом, не состоятелен. Тот факт, что площади находящихся в собственности административных истцов земельных участков меньше площади предельных минимальных размеров земельных участков, предоставляемых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, установленных <данные изъяты><данные изъяты>-П от 21.12.2017г., правового значения не имеет, поскольку не воспрепятствует использованию земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования. Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Подтверждением тому, что при установлении границ территориальной зоны в оспариваемой части не учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, служит и то обстоятельство, что смежные по отношению к участкам административных истцов земельные участки, прилегающие к ним, отнесены к зоне СХ-2 (зона, предназначенная для ведения садоводства, с разрешенным процентом застройки 40%) и к зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственного производства, с разрешенным процентов застройки по основному виду разрешенного использования 30%). До утверждения новых Правил землепользования и застройки от 09.07.2020г. на данной территории действовали Правила землепользования и застройки территории (части территории) г.<данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>, утвержденные решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района <данные изъяты> 22.12.2017г. <данные изъяты>, в соответствии с которыми земельные участки административных истцов относились к территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственного производства), основные виды разрешенного использования которой предусматривали максимальный процент застройки 30%. В соответствии со Схемой территориального планирования Дмитровского муниципального района <данные изъяты>, утвержденной решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района от 20.04.2018г. <данные изъяты>, которая согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" отнесена к документам стратегического планирования, то есть регулирует деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации (статья 3), земельные участки административных истцов также отнесены к зоне сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственного производства. Таким образом, существующие ранее на территории Дмитровского городского округа- как до образования земельных участков административных истцов в результате раздела (выдела) другого участка, так и после приобретения указанных участков административными истцами по возмездным сделкам, градостроительные решения в большей степени соблюдали баланс частных и публичных интересов, не препятствовали административным истцам использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования, ведению фермерского хозяйства. Оспариваемое административными истцами решение об утверждении Правил землепользования и застройки от 09.07.2020г., изменившие территориальное зонирование в границах земельных участков административных истцов не учитывает частные интересы административных истцов, создавая им препятствия по использованию земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования; указанное решение не соответствует в оспариваемой части градостроительному и земельному законодательству, что в совокупности с другими установленными по делу обстоятельствами является основанием для удовлетворения иска в указанной части. Доказательств тому, что принадлежащие административным истцам земельные участки включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <данные изъяты>, использование которых для других целей не допускается, в материалы дела не представлено. На стадии согласования проекта генерального плана Дмитровского городского округа <данные изъяты> в редакции от 28.03.2019г., согласно которому территорию, на которой находятся земельные участки административных истцов, было предложено отнести к функциональной зоне СХ-2, предназначенной для ведения садоводства с разрешенным процентом застройки 40%, замечаний от Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> по данному вопросу не поступало. Проект Правил землепользования и застройки до его поступления в представительный орган муниципального образования должен пройти процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 12 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ). На общественные обсуждения был вынесен проект правил землепользования и застройки, в соответствии с которым принадлежащие административным истцам земельные участки были отнесены к территориальной зоне СХ-3 (зона, предназначенная для ведения садоводства). Вопрос об отнесении указанных участков к территориальной зоне СХ-4 на общественные обсуждения органом местного самоуправления не выносился, что в рассматриваемой ситуации лишило административных истцов возможности представить свои замечания по данному вопросу. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отнесение оспариваемым нормативным правовым актом спорных земельных участков административных истцов к территориальной зоне СХ-4 (зона, предназначенная для ведения огородничества) произведено ошибочно, в нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования. В соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части до принятия решения суда применялся и на основании него были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административное исковое заявление ФИО1, ФИО13 В.ча, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 удовлетворить частично. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от 9.07.2020г. <данные изъяты> «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа <данные изъяты>» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0150305:341; 50:04:0150305:340; 50:04:0150305:331; 50:04:0150305:326; 50:04:0150305:346; 50:04:0150305:345; 50:04:0150305:339; 50:04:0150305:332; 50:04:0150305:338; 50:04:0150305:342; 50:04:0150305:336, расположенных по адресу: <данные изъяты>, г/п Дмитров, д. Афанасово к территориальной зоне СХ-4- предназначенной для ведения огородничества. В остальной части иска в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО13 В.чу, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 отказать. Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальной печатном издании Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты>. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья С.В. Першина Мотивированное решение изготовлено 4.06.2021г. |