ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-160/2021 от 14.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2021-000199-71

Дело № 3а-43/2022 (3а-160/2021;)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Габриелян Л.А.,

с участием прокурора Сабуцкой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «ДЭК» к Министерству имущественных отношений о признании недействующим нормативно правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «ДЭК» обратилось в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что ПАО «ДЭК» на праве собственности принадлежит здание теплого склада с кадастровым номером 28:03:020023:78, расположенное по адресу: Амурская область, г. Зея, ул. <адрес> Министерством имущественных отношений Амурской области принят Приказ №1025-ОД от 25 декабря 2020 года «Об определении перечня», в соответствии с которым, уполномоченным органом определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В данный перечень, пунктом 510 внесен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер>. Административный истец полагает, что включение принадлежащего ему объекта недвижимого имущества в Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является ошибочным. Указанное здание используется для осуществления основной деятельности гарантирующего поставщика производственного характера на территории муниципального образования г.Зея. В здании располагаются работники Общества, осуществляющие функции по расчетам, начислению платы за коммунальные ресурсы, персонал, осуществляющий функции технического аудита приборов учета электрической энергии потребителей (проверку показаний ПУ, проверку технического состояния ПУ и т.п.), функции по взаимодействию с сетевыми организациями. Также здание используется для хранения материально-технических ценностей, используемых в производственных целях. Постановлением Правительства Амурской области от 20 ноября 2017 года №547 утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Амурской области, для целей налогообложения. В нарушение данного Порядка, мероприятия по определению фактического использования рассматриваемого Объекта перед включением в оспариваемый нормативно правовой акт - обследование объекта на предмет его фактического использования комиссией не проводилось, о предстоящем обследовании уполномоченные лица Общества не извещались, документы (акт) о результатах обследования объекта Обществу не направлялись, следовательно, соответствие назначения и фактического использования не устанавливалось, что указывает на отсутствие оснований для внесения объекта в Перечень. Данное здание расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого – для эксплуатации теплого склада. Включение данного здания в названный перечень объектов недвижимого имущества возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. На основании изложенного, административный истец просит суд: признать недействующим Приказ Министерства имущественных отношений Амурской области №1025-ОД от 25 декабря 2020 года в части включения п.510 (здания с кадастровым номером <номер>) в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 378.2 НК РФ, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, со дня его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «ДЭК» - ФИО1 настаивала на заявленных требованиях, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Амурской области – ФИО2 возражала против удовлетворения предъявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому недвижимое имущество с кадастровым номером <номер>, расположенное по адресу: Амурская область, г. Зея, ул. <адрес>, соответствует установленным статьей 378.2 НК РФ критериям объектов, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и включение спорного объекта в перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 25 декабря 2020 года №1025-ОД, является правомерным. Считает, что при наличии в документах технического учёта (инвентаризации) доказательств, однозначно и достоверно свидетельствующих об отнесении объекта к объектам, предусматривающим размещение торговых объектов, не имеет юридического значения фактическое использование либо не использование данного объекта в соответствии с его назначением по документам технического учёта. В связи с изложенным у министерства отсутствовала обязанность по проведению мероприятий по фактическому использованию (неиспользованию) объектов в заявленных целях, поскольку объект недвижимости включён в оспариваемый Перечень по иному предусмотренному действующим законодательством критерию, а именно в соответствии с документами технического учёта.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования, не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 25 декабря 2020 года №1025-ОД утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказ опубликован на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http\:www.amurobl.ru).

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Губернатора Амурской области от 11 декабря 2013 года №342 «Об определении уполномоченного органа» таким органом определено министерство имущественных отношений Амурской области.

Таким образом, оспариваемый приказ принят в пределах полномочий Министерства в форме (виде), в которой Министерство вправе принимать нормативные правовые акты, и надлежащим образом опубликовано.

В рамках настоящего дела административный истец оспаривает указанный приказ в части включения в Перечень объекта недвижимости – теплого склада с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Амурская область, г. Зея, ул. <адрес>, в отношении которого в 2021 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (п.510). По мнению административного истца, спорный объект недвижимости неправомерно включены в названный Перечень, поскольку не относится к торговым объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Из материалов дела усматривается, что объект недвижимости – здание, с кадастровым номером <номер>, площадью 123,1 кв.м., расположенное по адресу: Амурская область, г. Зея, ул. <адрес>, принадлежит на праве собственности ПАО «ДЭК», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации <номер>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области 12 ноября 2007 года.

Таким образом, оспариваемое положение нормативно правового акта непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является ПАО «ДЭК», в связи с чем, ПАО «ДЭК» вправе было обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. В соответствии со ст. 373 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

По общим правилам (ч.1 ст. 375 НК РФ), налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных Объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 375 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Как следует из пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, достаточным основанием для отнесения здания (строения, сооружения, помещения в здании) к объектам, налог по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, является одно из условий, содержащиеся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ. Обязательности установления совокупности условий для включения того или иного объекта в соответствующие Перечни действующим законодательством не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что ПАО «ДЭК» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, расположенное по адресу: Амурская область, г. Зея, ул. <адрес>.

Согласно техническому паспорту на указанное помещение, составленному по состоянию на 28 марта 2007 года Амурским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» Зейское отделение, спорное помещение предусматривает размещение торгового объекта общей площадью более 20% (торговый зал- 62,5кв.м.) от общей площади объекта, что соответствует критериям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ

В судебном заседании установлено, что исследованные судом документы технического учета являются актуальными, следовательно, они достоверно свидетельствуют об отнесении спорного объекта к объектам, предусматривающим размещение торговых объектов. В таком случае, поскольку если нежилое помещение находится в составе нежилого здания, соответствующего одному из закрепленных в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ условий, то фактическое использование спорного нежилого помещения не имеет правового значения.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, расположенное по адресу: Амурская область, г. Зея, ул. <адрес> соответствует установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ критериям объектов, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и включение спорного объекта в Перечень, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Амурской области от 25 декабря 2020 года №1025-ОД, является правомерным.

Доводы административного истца о том, что спорный объект недвижимости включён в Перечень без его обследования, не имеет правового значения, поскольку он включён по иному предусмотренному действующим законодательством критерию, а именно по его предназначению в соответствии с технической документацией.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ПАО «ДЭК» о признании недействующим Приказа Министерства имущественных отношений Амурской области №1025-ОД от 25 декабря 2020 годав части включения в п.510 (здания с кадастровым номером <номер>) в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, со дня его принятия.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2022 года.

Председательствующий А.П. Бушманов

УИД 28OS0000-01-2021-000199-71

Дело № 3а-43/2022 (3а-160/2021;)