ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-160/2021 от 31.05.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2021-000073-12

Дело № 3а-160/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,

при секретаре Лапшевой И.С.,

с участием:

представителей Законодательного Собрания Ростовской области ФИО1, ФИО2,

представителя Губернатора Ростовской области ФИО3,

прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску ФИО4 о признании недействующим второго предложения пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07 октября 2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области»,

у с т а н о в и л :

15 сентября 2005 года Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон от 07 октября 2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» (далее - Областной закон № 363-ЗС).

Областной закон № 363-ЗС действует в редакции от 28 апреля 2020 года № 318-ЗС.

Согласно пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС, граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующей норму, закрепленную во втором предложении пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС, как нарушающую права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на своевременное обеспечение (вне очереди) жилым помещением по установленным нормам, то есть, на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

Административный истец указал, что оспариваемая норма противоречит положениям части 2 статьи 19, части 3 статьи 40, части 2 статьи 55, статьи 76 Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, п.п. «е» п. 5 и п. 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, поскольку предусматривает для граждан, отнесенных к категории намеренно ухудшивших свои жилищные условия, чрезмерно длительный в сравнении с установленным другими субъектами Российской Федерации период (пятнадцать лет) в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений. Административный истец, как гражданин Российской Федерации, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ущемлен в своём праве на получение сертификата для приобретения жилого помещения по сравнению с гражданами, имеющими такие же права, но проживающими на территориях других субъектов Российской Федерации. Отсутствие закрепленных критериев выбора продолжительности допускает их произвольное изменение, нарушает принцип предсказуемости в социальной сфере.

В судебное заседание ФИО4 и его представитель ФИО5 не явились. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, явка не была признана обязательной, дело рассмотрено в их отсутствие.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Законодательное Собрание Ростовской области, в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Ростовской области.

Представитель Законодательного Собрания Ростовской области ФИО1 не признал административные исковые требования, указав, что Областной закон № 363-ЗС принят с соблюдением установленного порядка принятия, в пределах компетенции и не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу. Часть 8 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации делегировала субъектам Российской Федерации право на установление срока конкретной продолжительности, при установлении периода за который учитываются сделки совершенные с целью намеренного ухудшения гражданами жилищных условий. Нормы регулирующие жилищное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, также содержат прямое указание на усмотрение субъекта Российской Федерации при установлении такого периода который не может быть менее пяти лет. Указанное основано на принципе социальной справедливости. Продолжительность в пятнадцать лет не была установлена произвольно. При её определении учитывались экономическое состояние региона, численность нуждающихся в улучшении жилищных условий, объем жилищного фонда, темпы строительства жилья и прочее.

Представитель Законодательного Собрания Ростовской области ФИО2 поддержала позицию изложенную ФИО1

Представитель Губернатора Ростовской области ФИО3 просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, согласно которого нормативный правовой акт в оспоренной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Областной закон № 363-ЗС регулирует порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области, порядок признания граждан малоимущими, действует в сфере регулирования жилищных правоотношений, его положения обязательны для исполнения на территории области, он устанавливает обязательные для исполнения на территории области правила и требования, действующие в отношении неограниченного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые направлены на урегулирование общественных отношений в сфере жилищных правоотношений, то есть, обладает признаками нормативного правового акта, оспаривание которого осуществляется по правилам, установленным главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления в силу; соответствие нормативного правового акта (в оспариваемой части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из представленных суду доказательств следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в городе Ростове-на-Дону, имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение в г.Клинцы Брянской области, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что следует из копии удостоверения от 26 октября 2017 года.

Таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Распоряжением Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону № 433 от 15 мая 2019 года ФИО4 принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включен в список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненных к нему лиц.

Распоряжением администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону № 540 от 25 июня 2019 года, ФИО4 признан участником мероприятия «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» с учетом выдачи сертификата не ранее 29 сентября 2026 года.

Указанный срок выдачи сертификата обоснован оспариваемым положением пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07 октября 2005 года № 363-ЗС, поскольку установлено, что 28 сентября 2011 года ФИО4 совершил сделку по отчуждению принадлежавшего ему ранее жилого помещения.

Распоряжение №540 от 25 июня 2019 года было оспорено ФИО4 в Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 сентября 2019 года в удовлетворении иска ФИО4 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2019 года, решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 сентября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО4 – без удовлетворения.

26 мая 2020 года кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2019 года были оставлены без изменения, кассационная жалоба представителя ФИО4 по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Судебные инстанции в своих постановлениях ссылались на оспариваемое положение Областного закона № 363-ЗС, что подтверждает применение части 12 статьи 1 Областного закона № 363-ЗС в отношении административного истца и его право оспорить нормативный правовой акт в соответствующей части в судебном порядке.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия и правила введения его в действие, суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений (статьи 12, 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям пункта «б» части 1, части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

Органом законодательной власти в Ростовской области является Законодательное Собрание Ростовской области (статья 31 Устава Ростовской области – Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС), которое обладает полномочиями на принятие областных законов и постановлений, по предметам ведения Ростовской области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 43 Устава Ростовской области).

На момент принятия Областного закона № 363-ЗС, Законодательное Собрание Ростовской области состояло из 45 депутатов (статья 33 Устава Ростовской области, в редакции от 5 декабря 2005 года, статья 1 Регламента Законодательного собрания Ростовской области, утвержденного постановлением Законодательного Собрания от 29 августа 2002 года № 709 в редакции от 15 сентября 2005 года (далее– Регламент)).

Судом установлено, что 21 июня 2005 года в соответствии с положениями статьи 46 Устава Ростовской области, статьи 60 Регламента, Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области внес на рассмотрение Законодательного Собрания Ростовской области, проект Областного закона «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

Статья 47 Устава Ростовской области, статья 50 Регламента предусматривали, что проект областного закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено федеральным законом.

Законопроект был рассмотрен на совместном заседании комитетов, рекомендован для рассмотрения (решение № 22/2), принят Законодательным Собранием в первом чтении 7 июля 2005 года, и 15 сентября 2005 года Областной закон от 7 октября 2005 года №363-ЗС принят 35 депутатами Законодательного Собрания Ростовской области во втором чтении.

В соответствии со статьей 4 Областного закона Ростовской области «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС (в ред. 29 декабря 2003 года), Областной закон № 363-ЗС опубликован в газете «Наше время» № 259 от 18 октября 2005 года и в соответствии с положениями статьи 18, вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 марта 2005 года.

В Областной закон Ростовской области вносились изменения Областными законами от 07 марта 2006 года № 463-ЗС, от 27 февраля 2007 года № 632-ЗС, от 26 июля 2007 года № 727-ЗС, от 20 ноября 2007 года № 813-ЗС, от 7 декабря 2007 года № 821-ЗС, от 12 августа 2008 года № 66-ЗС, от 13 октября 2008 года № 112-ЗС, от 2 марта 2010 года № 374-ЗС, от 20 сентября 2010 года № 479-ЗС, от 27 июня 2011 года № 613-ЗС, 10 мая 2012 года № 848-ЗС, от 24 декабря 2012 года № 1016-ЗС, от 30 июля 2013 года № 1152-ЗС, от 28 ноября 2013 года № 52-ЗС, от 27 ноября 2014 года № 266-ЗС, от 06 мая 2016 года № 519-ЗС, от 29 декабря 2016 года № 937-ЗС, от 09 октября 2018 года № 9-ЗС, от 7 ноября 2018 года № 37-ЗС, от 28 апреля 2020 года № 318-ЗС.

Изменения были приняты в соответствии с требованиями раздела IV Регламента, после обсуждений проектов и их согласований, при наличии кворума, что подтверждается письменными материалами дела (л.д. 128 - 330 том3, тома 4,5 л.д. 1 - 93 том 6).

В соответствии с частью 2 статьей 48 Устава Ростовской области, Областной закон от 7 октября 2005 года № 363-ЗС, и Областные законы от 7 марта 2006 года № 463-ЗС, от 27 февраля 2007 года № 632-ЗС, от 26 июля 2007 года № 727-ЗС, от 20 ноября 2007 года № 813-ЗС, от 7 декабря 2007 года № 821-ЗС, от 12 августа 2008 года № 66-ЗС, от 13 октября 2008 года № 112-ЗС, от 2 марта 2010 года № 374-ЗС, от 20 сентября 2010 года № 479-ЗС, от 27 июня 2011 года № 613-ЗС, подписаны Главой Администрации (Губернатором); Областные законы от 10 мая 2012 года № 848-ЗС, от 24 декабря 2012 года № 1016-ЗС, от 30 июля 2013 года № 1152-ЗС, от 28 ноября 2013 года № 52-ЗС, от 27 ноября 2014 года № 266-ЗС, от 06 мая 2016 года № 519-ЗС, от 29 декабря 2016 года № 937-ЗС, от 09 октября 2018 года № 9-ЗС, от 7 ноября 2018 года № 37-ЗС, от 28 апреля 2020 года № 318-ЗС подписаны Губернатором Ростовской области.

Установлено, что изменения в оспариваемое положение пункта 12 части 1 Областного закона № 363-ЗС не вносились. Редакция данной нормы с момента принятия не изменялась.

Таким образом, доказательствами, представленными административным ответчиком подтверждено соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Законодательного Собрания Ростовской области на принятие оспариваемого нормативного акта и на изменения в него, соблюдение требований к форме и виду нормативных правовых актов, процедуре принятия и введения в действие.

Проверяя содержание нормативного правового акта в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Областной закон от 07 октября 2005 года № 363-ЗС регулирует порядок учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ростовской области.

Согласно положениям части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Таким образом, федеральное законодательство предоставляет приоритет законодательству субъекта Российской Федерации при определении периода учета упомянутых гражданско-правовых сделок, предшествующего выдаче сертификата, что прямо вытекает из указанных положений статей 52, 57 Жилищный кодекс Российской Федерации. При этом, период не может составлять менее пяти лет.

Законодательным Собранием Ростовской области, оспариваемая норма принята в развитие указанного положения и предусматривает, что при предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, оспариваемая норма в действующей системе не является произвольной, соответствует критерию определенности, действительному смыслу, заложенному в пункте 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, распространяется на всех граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия, вне зависимости от очередности получения жилья, поскольку устанавливает срок, в пределах которого такие сделки имеют юридические последствия, неоднозначного толкования не допускает, стабильно применяется в Ростовской области с момента введения в правовое регулирование.

Вопреки доводам административного истца, установление периода (равного либо более пяти лет) относится к исключительной компетенции субъекта.

При этом, иерархия нормативных актов по юридической силе, установленная частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не содержит требований соответствия законов субъектов Российской Федерации друг другу в вопросах, переданных в их ведение.

Предусмотренный частью 2 статьи 19 Конституция Российской Федерации принцип равенства лиц, имеющих право на социальную поддержку государства по одному и тому же основанию, но проживающих в различных субъектах Российской Федерации, не нарушен, поскольку норма не ставит под сомнение само право на социальную поддержку граждан, но направлена на предотвращение злоупотребления субъектов при обеспечении их жилыми помещениями по договорам социального найма, вне зависимости от оснований приобретения такого права.

Рассматривая доводы административного истца относительно противоречия оспариваемой нормы положениям Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 15 данного Закона, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, перечисленным в пунктах 1,2 статьи 13 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, нуждающимся в улучшении жилищных условий гарантируются обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

21 марта 2006 года принято Постановление Правительства РФ № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»), которым установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В указанное Постановление неоднократно вносились изменения, в связи с действиями федеральных целевых, государственных программ.

При этом, неизменным остается форма государственной финансовой поддержки обеспечения жильем перечисленных в программах категорий граждан - предоставление им социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, ФИО4 относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

К нему применялись Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 интегрированную в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года №1243.

Пунктом 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2015 года № 1013 и в последующих редакциях, предусмотрены последствия для граждан, указанных в подпунктах «а», «б», «е», или «ж» пункта 5 Правил, совершивших действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения. Установлено, что указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

Таким образом, указанная норма, как и изложенная выше часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предоставляет субъекту Российской Федерации свободу усмотрения при принятии нормы права, устанавливающей период учета упомянутых гражданско-правовых сделок, предшествующий выдаче сертификата, и кроме минимальной продолжительности иных ограничений не предусматривает.

Нарушений общеправового критерия определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который вытекает из закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (часть 1) и 19 (части 1 и 2), принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, судом не установлено.

Оспариваемая норма не умаляете права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55 Конституция Российской Федерации), соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение отказать в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В удовлетворении административного искового требования ФИО4 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 о признании недействующим второго предложения пункта 12 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07 октября 2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», согласно которого, при предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 4 июня 2021 года.

Судья: О.В.Журба