дело № 3а-160/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Розовой А.Г.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению инициативной группы по проведению референдума Республики Коми в лице представителя ФИО1 о признании незаконными постановления Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми», постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми»,
установил:
19 мая 2023 года инициативная группа по проведению референдума Республики Коми обратилась в Избирательную комиссию Республики Коми с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми по следующим вопросам: «1. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований избираются на муниципальных выборах? 2. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований возглавляют местные администрации?».
Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 2 июня 2023 года № <Номер обезличен> указанное ходатайство и приложенные к нему документы направлены в Государственный Совет Республики Коми для проверки соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
21 июня 2023 года Государственным Советом Республики Коми принято постановление № <Номер обезличен> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми». Данное постановление официально размещено в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 26 июня 2023 года.
Пунктами 1 и 2 названного постановления вопросы: «1. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований избираются на муниципальных выборах? 2. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований возглавляют местные администрации?», предлагаемые для вынесения на референдум Республики Коми, признаны не соответствующими требованиям пунктов 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 8 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».
Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми», основанным на указанном выше постановлении Государственного Совета Республики Коми, отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми по названным вопросам.
Инициативная группа по проведению референдума Республики Коми в лице представителя ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановления Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми», которым вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, признаны не соответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 8 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми», и постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми». В обоснование заявленных требований указано, что 19 мая 2023 года административный истец обратился в Избирательную комиссию Республики Коми с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми по следующим вопросам: «1. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований избираются на муниципальных выборах? 2. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований возглавляют местные администрации?». 2 июня 2023 года постановлением Избирательной комиссии Республики Коми № <Номер обезличен> указанное ходатайство и приложенные к нему документы направлены в Государственный Совет Республики Коми. По мнению административного истца, вопреки выводам, изложенным в оспариваемом постановлении Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен>, заявленные вопросы референдума Республики Коми соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являются вопросами, находящимися в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, не регулируются непосредственно Конституцией Российской Федерации, федеральным законом; при этом исключается возможность их множественного толкования. Также административный истец ссылается на то, что неопределенность правовых последствий принятия на референдуме решения по указанным вопросам отсутствует.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Государственного Совета Республики Коми ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемое постановление Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен>, полностью соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, принято в пределах установленных полномочий Государственного Совета Республики Коми, подписано надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, опубликовано в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Коми ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась, указав, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> принято в пределах установленных полномочий Избирательной комиссии Республики Коми с соблюдением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выслушав представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Государственного Совета Республики Коми ФИО2, представителя административного ответчика Избирательной комиссии Республики Коми ФИО3 исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Республики Коми, регулируются Законом Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».
Положениями статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, определяющей порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, предусмотрено, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2). Комиссия, указанная в пункте 2 данной статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям указанного Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5). Законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 данного Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6). Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 данного Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 данной статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации (пункт 8). Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 данного Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 данной статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11).
Аналогичные положения предусмотрены статьей 39 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».
Статьей 8 Конституции Республики Коми установлено, что законодательную власть Республики Коми осуществляет Государственный Совет Республики Коми.
В соответствии со статьей 71 Конституции Республики Коми, статьей 1 Закона Республики Коми от 17 ноября 2010 года № 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Коми», Государственный Совет Республики Коми является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим органом государственной власти Республики Коми.
В силу статьи 73 Конституции Республики Коми, статьи 8 Закона Республики Коми от 17 ноября 2010 года № 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Коми», Государственный Совет Республики Коми устанавливает порядок назначения и проведения референдума Республики Коми. Постановлением Государственного Совета Республики Коми назначается референдум Республики Коми в случаях, предусмотренных законом Республики Коми.
Согласно части 1 статьи 17 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» Избирательная комиссия Республики Коми является государственным органом Республики Коми, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Республики Коми в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, Федеральным законом, иными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом Республики Коми, иными законами Республики Коми.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» правовые акты Государственного Совета Республики Коми, имеющие нормативный характер, в том числе постановления о проекте договора о разграничении полномочий, подлежат официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после их принятия и вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу (часть 1). Иные акты Государственного Совета Республики Коми вступают в силу со дня их принятия, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу, и могут быть опубликованы в порядке, установленном статьей 10 данного Закона (часть 2).
Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием законов Республики Коми, правовых актов Государственного Совета Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, а также иных правовых актов, материалов - документов, сведений, информации, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми, считается первая публикация (первое опубликование) полного текста этих актов и материалов с учетом особенностей, установленных данной статьей, в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» публикуются на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).
Таким образом, оспариваемые постановление Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми», постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми», приняты уполномоченными органами в установленной форме, с соблюдением порядка, сроков, процедуры принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Аналогичные требования закреплены в статье 8 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Из положений статей 1 (часть 1), 3 (части 1 - 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 12, 130 и 131 следует, что местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9-П и от 23 ноября 2021 года № 50-П).
Таким законодательным актом является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), в котором законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации нормотворческие полномочия, закрепил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления (преамбула).
Названным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, учитывая сферу его регулирования, предусматриваются способы замещения должности главы муниципального образования и варианты определения его места в структуре органов местного самоуправления.
Исходя из положений части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определение способа избрания главы муниципального образования относится к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.
Согласно приведенной норме глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1); в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (пункт 5).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П указал на требования, которые предъявляются к таким законам субъектов Российской Федерации частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а именно на то, что по своему конституционно-правовому смыслу данное законоположение допускает воспроизведение законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов, а также тех городских поселений, которые по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение, сопоставимы с городскими округами.
В Республике Коми порядок избрания глав муниципальных образований регламентирован Законом Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми», пунктом 1 статьи 3 которого предусмотрено, что в муниципальных образованиях муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов главы муниципальных образований избираются представительными органами этих муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и одновременно возглавляют местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу о том, что вопросы, предложенные инициативной группой, урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принятыми во исполнение данного федерального закона положениями Закона Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ.
Таким образом, суд считает, что инициатива по проведению референдума Республики Коми направлена на изменение существующего порядка избрания глав муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории Республики Коми, и определения их (глав) места в системе организации муниципальной власти, установленного Законом Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми», принятым в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что исключает возможность вынесения данных вопросов на референдум субъекта Российской Федерации ввиду их несоответствия требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми институт референдума субъекта Российской Федерации в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (статья 1, часть 1; статья 3, часть 1; статья 4, часть 1; статья 5, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации), не должен использоваться для противопоставления воли населения субъекта Российской Федерации воле федерального законодателя (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года № 17-П).
В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум как голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства и других выборных органов публичной власти, будучи равноценными и дополняющими друг друга формами непосредственной демократии, в то же время имеют свои особенности, что обязывает при определении в контексте положений Конституции Российской Федерации возможностей их использования исходить из того, что референдум не может подменять органы народного представительства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2003 года N 10-П, от 21 марта 2007 года N 3-П и от 6 декабря 2018 года N 44-П).
Доводы представителя административного истца о том, что правовая конструкция части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, при которой в отношении муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории Республики Коми, федеральный законодатель установил несколько вариантов избрания глав муниципальных образований и обязал регионального законодателя принять соответствующий закон, в котором могут быть закреплены различные варианты избрания глав, указывает на то, что именно на уровне законодательства субъекта Российской Федерации регулируется вопрос определения способа избрания глав муниципальных образований, основаны на ошибочном толковании данной нормы.
Закон Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми» отражает выбор Республики Коми как субъекта Российской Федерации одного из прямо предусмотренных на уровне федерального закона варианта порядка избрания главы муниципального образования и определение его места в системе организации муниципальной власти, в частности, в отношении расположенных на территории Республики Коми муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, что является реализацией норм указанного федерального закона в установленном этим же законом порядке.
Названным республиканским законом для муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории Республики Коми, введена единая модель организации муниципальной власти, предусматривающая избрание глав муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Данный вариант порядка избрания главы муниципального образования закреплен на федеральном уровне и нашел свое отражение в законе субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений также сформулировал правовые позиции относительно требований, предъявляемых к выносимым на референдум вопросам. В силу этих правовых позиций формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, с тем чтобы граждане не были вынуждены голосовать одновременно за несколько не связанных между собой вопросов, соединенных в одном предложении. Один и тот же вопрос не должен относиться к разным уровням законодательства, обусловленным его иерархией и федеративным устройством Российской Федерации. Не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы государственной власти полномочиям. В противном случае ставится под сомнение адекватность волеизъявления граждан Российской Федерации, участвующих в референдуме, а реализация федеральными органами государственной власти выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной (постановления от 13 марта 1992 года № 3-П, от 21 апреля 1993 года № 8-П и от 21 марта 2007 года № 3-П).
С учетом приведенных выше выводов и обстоятельств суд считает, что в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум Республики Коми, сформулированы таким образом, что допускают неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку не учитывают приведенное выше правовое регулирование, закрепленное в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принятых во исполнение данного федерального закона положениях Закона Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ, и противоречат ему, а также фактически направлены на исключение положения (нормы) об избрании главы муниципального образования по результатам конкурса и установления единственно возможного способа избрания главы муниципального района на муниципальных выборах, в то время, как положения статьи 3(1) Закона Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ, устанавливающие требования к уровню профессионального образования и профессиональным навыкам и знаниям в условиях конкурса по отбору кандидатуры на должность главы муниципального района, муниципального округа, городского округа не исключаются.
При этом требования пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ имеют целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вопросы: «1. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований избираются на муниципальных выборах? 2. Должно ли законом Республики Коми быть установлено, что в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах в Республике Коми главы муниципальных образований возглавляют местные администрации?» не отвечают критериям допустимости их вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, установленным статьей 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и статьей 8 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».
С учетом того, что судом установлено несоответствие названных выше вопросов требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и статьи 8 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми», постановление Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми», которым указанные вопросы были признаны не соответствующими названным выше требованиям закона, является законным и обоснованным.
Постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми» также следует признать законным, поскольку оно принято с соблюдением установленного порядка на основании пунктов 11 и 12 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 11 статьи 39 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» в связи с принятием Государственным Советом Республики Коми постановления от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен>.
При этом, вопреки доводам представителя административного истца, исходя из требований пункта 11 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 11 статьи 39 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми», Избирательная комиссия Республики Коми была лишена возможности принять иное решение, кроме отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Кроме того, суд приходит выводу о пропуске административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми», установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, равного десяти дням, исчисляемым со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения, и в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежащего восстановлению независимо от причин пропуска данного срока (административное исковое заявление подано в суд 21 сентября 2023 года), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 и 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления инициативной группы по проведению референдума Республики Коми в лице представителя ФИО1 о признании незаконными постановления Государственного Совета Республики Коми от 21 июня 2023 года № <Номер обезличен> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми», постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 30 июня 2023 года № <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Коми» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 24 октября 2023 года.
Судья - А.В. Кондратюк