ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1618/19 от 13.11.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1618/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

представителя ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя Думы городского округа Самары ФИО3,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующим Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах территории общей площадью 883 кв. м в следующих координатах характерных точек: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома с кадастровым номером 63:01:0113005:540, который расположен на территории общей площадью 883 кв.м.. В указанную территорию входит принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:01:0112009:616 площадью 300 кв.м. а также два земельных участка площадью 382,98 кв. м и 200 кв. м, которыми он пользуется на правах аренды.. По сведениям Департамента градостроительства г.о. Самары согласно Генплана г.о. Самары территория общей площадью 883 кв. м находится в красных линиях. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца на приобретение земельных участков, находящихся в аренде, в собственность.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержал заявленное требование в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Думы г.о. Самары по доверенности ФИО3 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что процедура принятия, опубликования и вступления в силу нормативного правового акта соблюдена; требования действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок разработки и утверждения красных линий, применяются только в отношении новых красных линий, устанавливаемых или изменяемых после 30 декабря 2004 года; спорная территория площадью 883 кв. м не поставлена на кадастровый учет и не существует как объект гражданских прав; не указано, каким образом нарушены права и законные интересы административного истца.

Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары представила письменные возражения, Департамент градостроительства г.о. Самары- письменные объяснения.

Заинтересованные лица: Администрация г.о. Самары, Глава городского округа Самары, Управление Росреестра по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требование административного истца подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное ФИО1 требование подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).

Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары.

Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64(3857), 10 апреля 2008 года.

Решением Думы г.о. Самары от 7 февраля 2019 года № 181, опубликованным в издании "Самарская Газета", N 29(4806), 18.02.2012, внесены изменения в решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары», согласно пункту 1.3 которого схема № 1 «Основной чертеж. Проектное решение», схема № 5 «Карта (схема) зоны инженерной инфраструктуры»» схема № 6 «Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самары» изложены в новой редакции.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре их принятия не оспариваются.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования ( пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 2 марта 2000 года и имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

На указанном земельном участке, а также на земельных участках площадью 383 кв. м и 200 кв. м в соответствии с договорами аренды земельных участков № 003664з и № 003662з от 18 ноября 1990 года располагается жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1 на праве собственности.

Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО4 от 1 октября 2019 года и им же выполненной схемой расположения объекта недвижимости на земельном участке, согласно которой земельный участок площадью 383 кв. м имеет координатные точки ХY: ; ; ; ; ; ; ; ; 15 ; ; ; земельный участок площадью 200 кв. м имеет координатные точки: , ; ; ; ; ; , ; .

Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самары от 21 июня 2019 года часть земельного участка площадью 883 кв.м. в соответствии со схемой № 5 /схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктур) Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, расположена в границах красной линии.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды ( пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые ( изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания ( пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года № 1963-0).

Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории ( подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования ( часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары, которым красные линии земельных участков были включены в Схему № 5, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.

Учитывая, что статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план в части установления красных линий в границах территории общей площадью 883 кв. м. с включением в нее земельного участка с кадастровым номером площадью 300 кв.м., земельного участка площадью 383 кв. м (координатные точки ХY : ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , земельного участка площадью 200 кв.м координатные точки: , ; ; ; ; ; , ; ,

Доводы представителя Думы городского округа Самары о том, что указанные земельные участки не являются объектами гражданских прав, не могут быть приняты во внимание.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Земельные участки площадью 382,98 кв. м и 200 кв. м не поставлены на кадастровый учет, но они являются ранее учтенными, поскольку 18 ноября 1990 года они предоставлены в аренду прежнему собственнику жилого дома- ФИО5 - под индивидуальное жилищное строительство.

Доводы представителя Думы городского округа Самары о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права административного истца, суд считает несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из пояснений административного истца, обозначение красных линий в Генплане препятствует ему в оформлении прав собственности на земельные участки, которыми он пользуется на правах аренды.

Руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требование ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах территории общей площадью 883 кв. м. с включением в нее земельного участка с кадастровым номером площадью 300 кв.м., земельного участка площадью 383 кв. м (координатные точки ХY : ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , земельного участка площадью 200 кв. м ( координатные точки: , ; ; ; ; ; , ; , со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2019 года.