ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/18 от 25.01.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2019 года г. Абакан

дело № 3а-2/2019

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,0985 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания, установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов», а также решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 15 августа 2017 г. № 84 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 29 января 2014 г. № 5 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,082 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, установленного в таблице «Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2014 г.».

Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района договор аренды земельного участка с кадастровым , предназначенного для строительства кафе, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05, применяются утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами коэффициенты вида разрешенного использования 0,0985 и 0,082. По мнению административного истца, применение данных коэффициентов противоречит действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвердившему основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям не должен различаться.

Устанавливаемые с применением оспариваемых коэффициентов размеры арендной платы носят экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивают экономические интересы административного истца, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

ФИО3 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,159 для земельных участков, предназначенных для объектов торговли и капитального строительства, установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов», а также решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 15 августа 2017 г. № 84 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 29 января 2014 г. № 5 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,082 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли капитального строительства, установленного в таблице «Коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2014 г.».

Указывая, что им заключен с управлением имущественных и земельных отношений администрации Усть-Абаканского района договор аренды земельного участка с кадастровым , где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05, применяются утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами коэффициенты вида разрешенного использования 0,159 и 0,082, полагал, что применение данных коэффициентов противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвердившему основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении ФИО2

ФИО4 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» (с учетом внесенных в него решениями Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 мая 2017 г. № 57, от 15 августа 2017 г. № 83, от 21 декабря 2017 г. № 38 изменений) в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,159 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов».

Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с муниципальным образованием Усть-Абаканский район договор аренды земельного участка с кадастровым , предназначенного для строительства салона-магазина, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05, применяется утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент вида разрешенного использования 0,159. Полагал, что в оспариваемой части решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 марта 2017 г. № 40 не соответствует принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, соблюдение которых при установлении арендной платы является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвердившим основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Устанавливаемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы носит экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы административного истца, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 28 августа 2018 г. административные дела по административным исковым заявлениям ФИО2, ФИО3 и ФИО4 объединены в одно производство.

Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 2 октября 2018 г. производство по делу в части оспаривания ФИО2 и ФИО3 решения Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 15 августа 2017 г. № 84 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 29 января 2014 г. № 5 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использован е земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.» прекращено в связи с отказом административных истцов от требований в указанной части.

2 октября 2018 г. административные истцы ФИО2 и ФИО3 представили уточнения к административным исковым заявлениям, в которых указали на нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта Советом депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия, выразившегося, по мнению административных истцов, в отсутствии проведенной надлежащим лицом антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого решения. Кроме того, полагали представленное административным ответчиком экспертное заключение № З-1/17 ненадлежащим доказательством экономической обоснованности оспариваемых коэффициентов Кв 0,0985 и 0,159, которые, в сравнении с ранее действовавшим коэффициентом, определенным решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 29 января 2014 г. № 5, увеличились в 6, 3 и 10,6 раза, соответственно, и без надлежащего обоснования привели к многократному увеличению арендной платы.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО2, ФИО3 ФИО5, действующий на основании доверенностей от 9 июля 2018 г. и от 29 мая 2018 г., представитель административного истца ФИО4 ФИО6, действующий на основании доверенности от 7 мая 2018 г., требования административных исковых заявлений с учетом уточнений поддержали, приводя указанные в них доводы.

Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия (далее – Совет депутатов МО Усть-Абаканский район) ФИО7, действующая на основании доверенности от 8 июня 2018 г., представитель административного ответчика Совета депутатов МО Усть-Абаканский район и заинтересованного лица администрации МО Усть-Абаканский район ФИО8, действующая на основании доверенностей от 14 января 2019 г. и от 9 января 2019 г., требования административных исковых заявлений не признали, поддержали доводы письменных возражений на административные исковые заявления, указав, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов МО Усть-Абаканский район. Оспариваемые коэффициенты Кв утверждены с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылку административных истцов на нарушение положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 полагают необоснованной. Просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица директор ООО «Центр оценки и аудита» ФИО9, действующая на основании Устава общества, представила письменные пояснения и указала, что экспертное заключение ООО «Центр оценки и аудита» от 20 февраля 2017 г. № З-1/17 по экономическому обоснованию коэффициентов видов разрешенного использования (Кв) для расчета арендной платы за пользование земельными участками (далее – заключение № З-1/17) составлено с соблюдением установленного законодательством порядка и требований к такому заключению. При расчете коэффициентов Кв эксперт использовал данные рынка о доходности земельных участков, приводить сведения о которых в заключении он обязанности не имел.

Прокурор Тулина О.Е. в своём заключении указала, что административные исковые заявления подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Уставом муниципального образования Усть-Абаканский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г. № 52, с изменениями и дополнениями, установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района (пункт 8 статьи 32 Устава).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее – Порядок определения размера арендной платы), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05 (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. № 108, от 10 сентября 2010 г. № 472, от 8 ноября 2012 г. № 744, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:

Ап = КС x Кв x Ки, где:

Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);

Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;

Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.

Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. № 40 утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район (т.1, л.д. 81).

В пункте 4 таблицы «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов» приложения к вышеуказанному решению в редакции решения Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 мая 2017 г. № 57 указано, что для земельных участков с видом разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины)», коэффициент вида разрешенного использования земельного участка составляет 0,159 (далее – коэффициент Кв).

В пункте 6 вышеуказанной таблицы значение коэффициента Кв для земельных участков с видом разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания», установлено в размере 0,0985 (т.1, л.д. 82).

Вышеуказанное решение с изменениями, внесенными решениями Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 мая 2017 г. № 57, от 15 августа 2017 г. № 83, от 21 декабря 2017 г. № 38, от 23 мая 2018 № 26, официально опубликовано в издании «Усть-Абаканские известия» от 30 марта 2017 г. № 14, от 18 мая 2017 г. № 21/1, от 17 августа 2017 г., от 26 декабря 2017 г. № 53/1, от 29 мая 2018 г. № 22/1 и является нормативным правовым актом (т.2, л.д.133-138).

Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы и Уставом муниципального образования.

Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и ФИО3 без торгов заключен договор аренды земельного участка с кадастровым от 20 июня 2014 г. для строительства магазина (т.1, л.д. 106-112).

Для расчета арендной платы по указанному договору за 2017 год в сумме 682779,42 рублей и за 2018 год в сумме 699848,9 рублей использован коэффициент Кв 0,159 (т.1, л.д. 126-127).

Кроме того, между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и ФИО4 без торгов заключен договор аренды земельного участка с кадастровым от 20 сентября 2011 г. для строительства салона-магазина (т.1, л.д. 176-181).

В настоящее время для расчета арендной платы за арендуемый земельный участок используется коэффициент Кв в размере 0,159, что подтверждается письмом и уведомлением руководителя управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 9 июля 2018 г. с расчетом арендной платы на 2018 год в сумме 1706429,07 рублей (т.1, л.д. 186-188).

В соответствии с договором аренды земельного участка от 23 июня 2014 г., заключенным без торгов с муниципальным образованием Усть-Абаканский район, ФИО2 арендует земельный участок с кадастровым , площадью ..... кв.м., предназначенный для строительства кафе (т.1, л.д. 22-27).

Для расчета арендной платы по указанному договору в 2017-2018 гг использовался коэффициент Кв в размере 0,0985 (т.1, л.д. 28, 29).

До утверждения оспариваемых коэффициентов Кв для земельных участков с аналогичными видами разрешенного использования коэффициент Кв дифференцировался в зависимости от площади земельного участка в соответствии с решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 29 января 2014 г. № 5 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г.»

В соответствии с пунктом 5 приложения 1 к указанному решению для земельных участков, площадь которых превышает 1000 кв.м., к которым относятся земельные участки, арендуемые ФИО2, ФИО3, ФИО4, и предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, арендная плата устанавливалась равной ставке земельного налога, утвержденного на текущий год (т.2, л.д. 158-159).

В 2017и 2018 годах, после утверждения оспариваемым нормативным правовым актом вышеуказанных коэффициентов Кв 0,159 и 0, 0985, размер начисляемой арендной платы в сравнении с предыдущими периодами значительно увеличился (т.1, л.д. 25, 28, 29, 109,126, 127, 178, 188).

В оспариваемой части нормативный правовой акт применяется и затрагивает права и законные ФИО2, ФИО3 и ФИО4, поскольку от размера спорных коэффициентов Кв зависит размер арендной платы за используемые в соответствии с вышеуказанными договорами аренды земельные участки.

В качестве экономического обоснования для утверждения спорных коэффициентов Кв административный ответчик ссылается на заключение ООО «Центр оценки и аудита» от 20 февраля 2017 г. № З-1/17.

В заключении ООО «Центр оценки и аудита» отсутствует многофакторный анализ доходности земельных участков на территории Усть-Абаканского района, относящихся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины); земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания. Экономическое обоснование не содержит анализа рынка услуг в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

На страницах 25, 26, 46 (т.2, л.д. 28, 29, 49) вышеуказанного заключения эксперты ООО «Центр оценки и аудита», определяя величину коэффициента Кв для земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов и предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), указывают на высокую доходность экономической деятельности на земельных участках с указанным видом разрешенного использования земельных участков и наличие спроса на них со стороны потенциальных инвесторов. При этом сведения об экономической доходности земельных участков, относящихся к земельным участкам с указанным видом разрешенного использования, динамике спроса на них со стороны инвесторов, в том числе в Республике Хакасия, в частности на территории Усть-Абаканского района, а также ссылки на источники информации, подтверждающие выводы экспертов ООО «Центр оценки и аудита», в заключении отсутствуют.

Ссылка на коэффициент капитализации для земельных участков для земельных участков под офисно-торговую застройку из Справочника оценщика недвижимости-2016 под редакцией ФИО10, максимальный размер которого 15,9% и послужил основанием для определения спорного коэффициента Кв 0,159 (т.2, л.д. 29), не заменяет необходимости оценки экономической доходности арендуемых земельных участков в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, близлежащих районах, сходных по природным и экономическим факторам.

Кроме того, как следует из заключения № З-1/17, указанные в Справочнике оценщика недвижимости-2106 под редакцией ФИО10 корректирующие коэффициенты и рыночные характеристики получены путем опроса оценщиков из 63 городов Российской Федерации, что не учитывает природно-климатические и экономические особенности использования земельных участков оцениваемого рынка аренды земельных участков Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Для земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и предназначенных для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания коэффициент Кв на страницах 28, 46 заключения № З-1/17 определен путем сложения ставки земельного налога и ставки бескупонного дохода со сроком привлечения до 1 года (т.2, л.д. 31, 49).

При этом обоснование такого подхода и его составляющих для определения коэффициента Кв для земельных участков с указанным видом разрешенного использования отсутствует.

Не приведено и обоснование необходимости применения к расчетам коэффициента Кв для объектов общественного питания и бытового обслуживания иного подхода, по сравнению с вышеуказанным подходом при расчете коэффициента Кв для объектов торговли.

Письменные пояснения руководителя ООО «Центр оценки и аудита» от 1 октября 2018 г. (т.2, л.д. 139-145), представленные административным ответчиком, из которых следует, что величина коэффициента Кв для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли капитального строительства принята на основании максимального значения коэффициента капитализации расширенного интервала для земельных участков под офисно-торговую застройку в связи с тем, что земельные участки, предоставленные в аренду по Усть-Абаканскому району, расположены в большинстве случаев в центральных частях населенных пунктов и кадастровая стоимость данных земельных участков ниже рыночной на 20-30%, также не указывают на то, что при составлении заключения № З-1/17 в отношении оспариваемых коэффициентов Кв, и их последующем утверждении Советом депутатов МО Усть-Абаканский район, применялся и учитывался многофакторный анализ доходности земельных участков.

Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что для земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, относящихся по применяемой экспертом ООО «Центр оценки и аудита» в заключении № З-1/17 таблице из Справочника оценщика недвижимости-2106 под редакцией ФИО10 к одному виду разрешенного использования с земельными участками, предназначенными для размещения объектов торговли, применен иной коэффициент 0,13 (т.2, л.д.29, 31).

Заключение специалиста ФИО1 № 15-К/2018 (т.3, л.д. 60-93) не может служить доказательством правильности и обоснованности оспариваемых коэффициентов Кв, определенных в заключении № З-1/17 ООО «Центр оценки и аудита». В данном заключении также указано на отсутствие в заключении № З-1/17 фактических данных рынка, позволяющих проверить соответствие расчетных значений коэффициентов Кв рыночному уровню коэффициентов капитализации и соответственно рыночному уровню арендных ставок (т.3, л.д. 63).

Ссылки в заключении на малочисленность данных рынка, доступных для анализа, а также на возможности арендаторов по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков для установления арендной платы в соответствии с условиями рынка, не свидетельствуют об экономической обоснованности оспариваемых коэффициентов Кв (т.3, л.д.65, 75-76).

Кроме того, указанный довод противоречит выводам ООО «Центр оценки и аудита» в заключении № З-1/17 и пояснениях к нему о занижении кадастровой стоимости земельных участков, предоставляемых в аренду в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, по отношению к рыночной стоимости данных земельных участков на 20-30%, и расчете оспариваемых коэффициентов Кв исходя из этого обстоятельства (т.2, л.д. 29, 139, 145).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Из представленного заключения не следует, что размер коэффициентов Кв для земельных участков из земель населенных пунктов и предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), а также для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, являющийся составной частью вышеуказанной формулы по установлению ставки арендной платы за земельные участки, должен привести к установлению экономически обоснованной, с учетом уровня коммерческой привлекательности, развития инфраструктуры, спроса на такие земельные участки в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, арендной платы при соблюдении справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, данное заключение не может быть признано надлежащим обоснованием законности утверждения оспариваемых коэффициентов Кв в размере 0,159 и 0,0985.

Доводы представителей Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия, заинтересованных лиц администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ООО «Центр оценки и аудита» о том, что заключение составлялось специалистом, который опирался на данные рынка, не подтверждены и не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности при утверждении решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 спорных коэффициентов Кв в размере 0,159 и 0,0985, поскольку не свидетельствуют об экономической доходности, уровне привлекательности арендуемых земельных участков с учетом развития инфраструктуры, создания на них неотделимых улучшений и иных значимых факторов с вышеуказанным видом разрешенного использования в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия.

Иные доказательства надлежащего экономического обоснования оспариваемых коэффициентов Кв в размере 0,159 и 0,0985 суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,159 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), а также утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,0985 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, установленных в пунктах 4 и 6 таблицы «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов», противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, и подлежит признанию недействующим.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд принимает во внимание, что в оспариваемой части данный нормативный правовой акт применялся, на основании него реализовывались права и обязанности плательщиков и получателя арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО Усть-Абаканский район, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия, что подтверждается списками земельных участков, предоставленных в аренду для строительства и размещения объектов общественного питания и магазинов на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия (т.3, л.д. 52-54).

С учётом этого в оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административных исковых заявлений удовлетворить.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» (с изменениями от 11 мая 2017 г. № 57, от 16 августа 2017 г. № 83, от 21 декабря 2017 г. № 38, от 23 мая 2018 г. № 26) в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,159 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), а также утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,0985 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, установленных в пунктах 4 и 6 таблицы «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 28 января 2019 г.