ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/19 от 13.08.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-161/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 13 августа 2019 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» о признании недействующими приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2018 года № 724-пп «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год», от 29 декабря 2018 года № 724-п «Об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в 2019 году», от 01 марта 2019 года № 52-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2018 года № 724-п «Об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в 2019 году»,

установил:

29.12.2018 приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) № 724-пп «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год» (далее – приказ № 724-пп) утверждена производственная программа общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» (далее – ООО «Новый свет-ЭКО», Организация) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год (далее – Производственная программа) согласно приложению к настоящему приказу.

В таблице 1.1 «Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в сфере захоронения твердых коммунальных отходов» Производственной программы указана масса твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), принятых на захоронение, предложенная ООО «Новый свет-ЭКО» – 153,91 тыс. тонн и принятая ЛенРТК – 521,96 тыс. тонн.

В таблице 1.2 «Перечень мероприятий производственной программы ООО «Новый свет-ЭКО» на 2019 года» Производственной программы указаны финансовые потребности на реализацию мероприятия – 226689,72 тыс. руб.

Согласно таблице 1.3 «Перечень потребителей услуг по захоронению ТКО» Производственной программы, в 2019 году по плану предприятия должно поступить на захоронение от регионального оператора по обращению с отходами Ленинградской области 153912,27 тонн ТКО, из которых 99013,86 тонн с территории Гатчинского района, 28735,23 тонн с территории Ломоносовского района и 26163,18 тонн с территории Сосновоборского городского округа.

Согласно приложению к приказу ЛенРТК от 29.12.2018 № 724-п «Об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в 2019 году» (далее – приказ № 724-п) тариф на услуги в сфере захоронения ТКО, оказываемые ООО «Новый свет-ЭКО», установлен с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 616,93 руб./тонну. Тариф указан без учета НДС.

Приказы ЛенРТК № 724-п и № 724-пп размещены 29.12.2018 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Приказом ЛенРТК от 01.03.2019 № 52-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2018 года № 724-п «Об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в 2019 году» (далее – приказ № 52-п) приложение к приказу № 724-п изложено в новой редакции. Тариф на услуги в сфере захоронения ТКО, оказываемые ООО «Новый свет-ЭКО», установлен с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 474,52 руб./тонну. Тариф указан без учета НДС.

Приказ ЛенРТК № 52-п размещен 01.03.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

ООО «Новый свет-ЭКО» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов ЛенРТК от 29.12.2018 № 724-п, № 724-пп и от 01.03.2019 № 52-п указав, что в Ленинградской области территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, утверждена приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (далее - Управление) № 7 от 17.11.2016 (далее – Территориальная схема 2016). Устанавливая тариф, ЛенРТК обязан руководствоваться Территориальной схемой 2016. ООО «Новый свет-ЭКО» просило установить тариф в размере 1472,85 руб./тонну исходя из необходимой валовой выручки (далее – НВВ) в размере 226689,72 тыс. руб. и массы ТКО – 153912,27 тонн, согласно Территориальной схеме 2016. Установив массу ТКО в размере 521960 тонн, ЛенРТК не пересмотрел размер финансовых потребностей для реализации производственной программы и необоснованно установил расходы ООО «Новый свет-ЭКО» на уровне, рассчитанном для выполнения производственной программы в объеме (массе) 153912,27 тонн, что привело к снижению тарифа до 616,93 руб./тонну. Указанная величина тарифа не обеспечивает поступление денежных средств для осуществления регулируемого вида деятельности. Приказом № 52-п измен размер тарифа на первое полугодие 2019 года, однако, приказ № 52-п вступает в силу со дня его подписания, а значит, обратной силы не имеет и не может устанавливать тариф со сроком действия с 01.01.2019. Кроме того, согласно п.25 Правил регулирования тарифов, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

В письменных возражениях ЛенРТК указало, что расчетная масса ТКО на 2019 года для целей установления предельных тарифов на услуги ООО «Новый свет-ЭКО» по захоронению ТКО принята исходя из данных Территориальной схемы 2016. По данным Территориальной схемы 2016 масса ТКО образуемых на территории Ленинградской области и направляемых на объекты обработки и размещения отходов эксплуатируемых ООО «Новый свет-ЭКО» составляет 153912,27 тонн/год. Масса ТКО образуемых на территории Санкт-Петербурга и направляемых на объекты обработки и размещения отходов эксплуатируемые ООО «Новый свет-ЭКО» и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», составляет 1070000 тонн/год. В соответствии с пояснениями Управления от 28.12.2018 общий объем ТКО принимаемых ООО «Новый свет-ЭКО» на захоронение на 2019 год составит 521,96 тыс. тонн, в том числе, 101,96 тыс.тонн ТКО образуемых на территории Ленинградской области и 420 тыс.тонн ТКО направляемых из Санкт-Петербурга. Таким образом, расчетная масса ТКО на 2019 год для целей установления предельных тарифов на услуги ООО «Новый свет-ЭКО» по захоронению ТКО принята ЛенРТК исходя из данных Территориальной схемы 2016 в размере 521,96 тыс. тонн. Представленный ООО «Новый свет-ЭКО» проект производственной программы соответствовал требованиям к содержанию производственной программы и оснований для направления уведомления об отказе в утверждении проекта производственной программы не имелось. При этом, ЛенРТК имел право произвести корректировку содержащихся в производственной программе показателей. Действующее законодательство предусматривает учет объема (массы) ТКО только при определении расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду и не предусматривает, что еще какие-либо расходы, входящие в НВВ, определяются исходя из расчетного объема (массы) ТКО. Поскольку уточненный расчет НВВ исходя из расчетной массы ТКО в размере 521,956 тыс.тонн Организация не представила, то правовых оснований для самостоятельного пересчета расходов ООО «Новый свет-ЭКО» у ЛенРТК не имелось. Областным законом от 11.12.2007 № 174-ОЗ «О правовых актах Ленинградской области» предусмотрена возможность придания обратной силы нормативным правовым актам органом исполнительной власти Ленинградской области.

В письменном отзыве заинтересованного лица Управления указано, что согласно пунктам 6, 11, 18 таблицы 9.6 приложения 9 к Территориальной схеме 2016 планируется направлять ООО «Новый свет-ЭКО» для захоронения ТКО в следующих объемах: Гатчинский район - 99013,86 тонн/год; Ломоносовский район - 28735,23 тонн/год; Сосновоборский городской округ - 26163,18 тонн/год. Общий объем ТКО, образуемых на территории Ленинградской области и направляемых на размещение на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» составляет 153912,27 тонн/год. Кроме того, Территориальной схемой 2016 предусмотрен объем ТКО, направляемых с территории Санкт-Петербурга на полигоны ООО «Новый свет-ЭКО» и АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» - 1070000 тонн/год. С учетом планируемой корректировки Территориальной схемы 2016 в ЛенРТК письмом от 28.12.2018 представлены сведения об общем объеме ТКО, принимаемых ООО «Новый свет-ЭКО» на захоронение в 2019 году, который составляет 521,96 тыс. тонн/год. (объем ТКО, образованных на территории Санкт-Петербурга, который может подлежать захоронению на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО», составляет 325 тыс. тонн/год; объем ТКО, который планируется разместить на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО» после обработки на территории Санкт-Петербурга, составляет 95 тыс. тонн/год; количество ТКО, образуемых на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области и направляемых на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» на захоронение, составляет 101,96 тыс. тонн/год).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица АО «Управляющая компания Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие

Присутствующие в судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Управления ФИО4 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, так как при принятии оспариваемых нормативных правовых актов ЛенРТК обоснованно исходил из планируемых изменений в Территориальную схему 2016.

Участвующий в деле прокурор прокуратуры Ленинградской области Чигаркина Е.Н. в заключении указала, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку ЛенРТК нарушен порядок принятия и опубликования Производственной программы. Увеличивая в тарифном решении массу ТКО, ЛенРТК не произвел соответствующее увеличение НВВ (за исключением платы за негативное воздействие на окружающую среду). Следовательно, установленный приказом № 724-п размер тарифа не компенсирует затраты Организации.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под размещение отходов понимается хранение и захоронение отходов. Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно ст.24.8 Закона № 89-ФЗ захоронение ТКО относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО. Данная деятельность осуществляется по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Регулированию подлежит предельный тариф на захоронение ТКО.

Исходя из положений ст.24.9 Закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных программ.

Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с указанным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания).

Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 (далее – Правила).

Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с ТКО устанавливают и утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (ст.5 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274 «Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» к полномочиям ЛенРТК в области обращения с ТКО отнесено утверждение проектов производственных программ в области обращения с ТКО и установление предельных тарифов в области обращения с ТКО, в том числе, предельного тарифа на захоронение ТКО.

В соответствии с п.5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО.

Согласно п.6 Правил регулирования и п.8 Правил, регулируемая организация в срок до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов и направляет проект производственной программы на утверждение.

Судом установлено, что ООО «Новый свет-ЭКО», осуществляющее на основании выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу 24.11.2017 лицензии (78)-4491-СТОУР/П деятельность по размещению ТКО III и IV классов опасности на полигоне вблизи п.Новый свет Гатчинского района Ленинградской области, обратилось 09.07.2018 в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифа на захоронение ТКО на 2019 год. В качестве метода регулирования ООО «Новый свет-ЭКО» предложило применить метод экономически обоснованных расходов.

С заявлением об установлении тарифа ООО «Новый свет-ЭКО» представило проект производственной программы на 2019 год, в котором масса ТКО на захоронение предусмотрена в размере 153912,27 тонн, НВВ в размере 264854,94 тыс. руб. и тариф предложен в размере 1720,82 руб./тонну.

Согласно п.17 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с п.9 Правил уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил. В случае несоответствия проекта производственной программы указанным требованиям уполномоченный орган направляет регулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта производственной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта производственной программы.

Регулируемая организация обязана в течение 10 рабочих дней после получения уведомления об отказе в утверждении проекта производственной программы доработать его и направить повторно в уполномоченный орган или направить в уполномоченный орган заявление об урегулировании разногласий. Заявление об урегулировании разногласий рассматривается в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил (п.10 Правил).

19.07.2018 ЛенРТК направило Организации письмо о необходимости предоставления проекта производственной программы по форме 1 приложения к письму на бумажном носителе (2 экземпляра) и в электронном виде. С письмом в адрес ООО «Новый свет-ЭКО» направлена форма производственной программы в сфере захоронения ТКО.

02.10.2018 ООО «Новый свет-ЭКО» представило в ЛенРТК проект производственной программы по указанной ЛенРТК форме.

18.12.2018 ЛенРТК направлен Организации запрос о предоставлении в кратчайшие сроки откорректированной производственной программы и расчета расходов для установления тарифа на захоронение ТКО. В запросе указано, что в представленной производственной программе отсутствует информация в пунктах 4-7, 8.1-12 таблицы 1.1, а также информация о наименовании и реквизитов договора, муниципальном районе потребителей услуг по захоронению ТКО в таблице 1.3.

19.12.2018 ООО «Новый свет-ЭКО» направило в ЛенРТК в электронном виде откорректированный расчет расходов для установления тарифа на захоронение ТКО, в котором указано масса ТКО – 153,91 тыс. тонн, НВВ – 226689,72 тыс. руб. и тариф на услугу – 1472,85 руб./тонну на год.

21.12.2018 Организация предоставила в ЛенРТК откорректированный проект производственной программы с пояснительной запиской о том, что ранее Организация не осуществляла раздельный учет отходов поступающих от Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Фактические данные о массе принятых отходов от Ленинградской области за прошедшие периоды отсутствуют. Расчетная масса ТКО определена на основании Территориальной схемы 2016.

Следовательно, в нарушение пунктов 9 и 10 Правил, ЛенРТК в одностороннем порядке внес изменения в представленный Организацией проект производственной программы.

Доводы представителя административного ответчика о праве органа регулирования производить корректировку представленного проекта производственной программы не могут свидетельствовать о соблюдении ЛенРТК требований Правил.

Осуществив в одностороннем порядке, без уведомления ООО «Новый свет-ЭКО», корректировку проекта производственной программы, ЛенРТК лишил Организацию возможности использовать предусмотренную разделом IV Правил процедуру урегулирования разногласий.

Подготовленным главным специалистом ЛенРТК ФИО9 и начальником отдела ЛенРТК ФИО10 экспертным заключением предложено установить Организации тариф на захоронение ТКО на первое и второе полугодие 2019 года в равном размере - 616,93 руб./тонну.

Из экспертного заключения следует, что ЛенРТК рассмотрел представленную организацией производственную программу, согласованную Управлением, и утвердил основные натуральные показатели в соответствии с перспективной логистикой территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО. А именно, масса ТКО принята в размере 521,96 тыс. тонн, НВВ определен в размере 322012,22 тыс. руб.

В п.13 Правил указано, что уполномоченный орган утверждает производственную программу в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы.

Согласно п.19 Правил регулирования решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

29.12.2018 на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос «Об установлении тарифов на услуги по захоронению ТКО, оказываемых ООО «Новый свет-ЭКО», в 2019 году». Представители организации, присутствующие на заседании правления, выразили устное несогласие с уровнями тарифов на захоронение ТКО, предложенными ЛенРТК.

Правление 29.12.2018 приняло решение утвердить основные натуральные показатели производственной программы в сфере захоронения ТКО ООО «Новый свет-ЭКО» на 2019 год и утвердить тариф на услуги по захоронению ТКО, оказываемые ООО «Новый свет-ЭКО», в 2019 году в размере 616.93 руб./тонну, как на первое, так и на второе полугодие 2019 года.

29.12.2018 председателем ЛенРТК подписаны приказы № 724-п и № 724-пп.

Согласно п.17 Правил, утвержденная производственная программа подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как указано в п.24 Правил регулирования, орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказы ЛенРТК № 724-пп и № 724-п размещены 29.12.2018 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

При этом, из текста приказа № 724-пп следует, что непосредственно текст производственной программы, утвержденной данным приказом, в установленном п.17 Правил порядке не опубликован. Указанное обстоятельство – не опубликование текста производственной программы, подтвердил в судебном заседании представитель ЛенРТК.

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ № 724-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Приказ № 724-пп принят ЛенРТК в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, но с нарушением требований законодательства к порядку его принятия и опубликования.

01.03.2019 председателем ЛенРТК согласована подготовленная главным специалистом ЛенРТК ФИО9, начальником отдела ЛенРТК ФИО10 справка по вопросу, связанному с пересмотром тарифов на услуги по захоронению ТКО, оказываемые ООО «Новый свет-ЭКО», в связи с принятием Правительством РФ постановления от 16.02.2019 № 156.

01.03.2019 на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос «О внесении изменений в приказ № 724-п» и правлением принято решение об утверждении тарифа на услуги по захоронению ТКО, оказываемые ООО «Новый свет-ЭКО», в 2019 году в размере 474,52 руб./тонну, как на первое, так и на второе полугодие 2019 года.

01.03.2019 председателем ЛенРТК подписан приказ № 52-п.

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ № 52-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Довод административного истца о нарушении порядка введения в действие приказа № 52-п со ссылкой на то, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы (п.25 Правил регулирования), судом отклоняется, поскольку в рассматриваемом деле имело место исполнение ЛенРТК изданного Правительством РФ нормативного правового акта и приведение ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством РФ, что согласуется с п.4 Правил регулирования.

При этом, суд учитывает, что согласно п.2 постановления Правительства РФ от 16.02.2019 N 156 «О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)», настоящее постановление применяется к правоотношениям возникшим с 01.01.2019.

Проверяя оспариваемые приказы № 724-п и № 724-пп на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает положения п.18 Основ ценообразования предусматривающего, что тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы ТКО. Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно п.14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса ТКО на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к настоящим Методическим указаниям на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Территориальная схема обращения с отходами в Ленинградской области, в том числе с ТКО, утверждена приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 17.11.2016 N 7.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» (далее - Требования), действующим на момент принятия Территориальной схемы 2016, было предусмотрено, что «территориальная схема" – это текстовые, табличные и графические (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) описания системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории данного субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.

Пунктом 9 Требований было предусмотрено, что раздел территориальной схемы "Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" содержит, в том числе, данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов.

Согласно таблице 9.6 «Информация о количестве твердых коммунальных отходов, направляемых на объекты обработки и размещения» приложения 9 к Территориальной схеме 2016, на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» планируется направлять для размещения ТКО с территории Гатчинского района Ленинградской области - 99013,86 тонн/год, с территории Ломоносовского района Ленинградской области - 28735,23 тонн/год, с территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области - 26163,18 тонн/год. Общий объем ТКО, образуемых на территории Ленинградской области и направляемых на размещение на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» составляет 153912,27 тонн/год. Кроме того, предусмотрено направление для размещения и обработки ТКО, поступающих с территории Санкт-Петербурга и направляемых на полигоны ООО «Новый свет-ЭКО» и АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области», массой 1070000 тонн/год.

Согласно п.5 Правил, производственная программа включает в себя планируемый объем захораниваемых ТКО и объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы.

Судом установлено, что в разделе 3, представленного ООО «Новый свет-ЭКО» с заявлением об установлении тарифов проекта производственной программы, указана масса принимаемых в 2019 году на захоронение ТКО – 153912 тонн.

Согласно разделу 2 проекта производственной программы ООО «Новый свет-ЭКО» финансовые потребности в 2019 году на осуществление деятельности по захоронению ТКО составят 296974,78 тыс. руб., на текущий и (пли) капитальный ремонт – 16325,18 тыс. руб.

В разделе 4 проекта производственной программы указан размер НВВ - 264854,94 тыс. руб.

10.09.2018 ЛенРТК запросил у Управления сведения, содержащиеся в Территориальной схеме 2016 о потоках ТКО.

26.11.2018 Управление предоставило в ЛенРТК сведения о потоках ТКО в соответствии с перспективной логистикой электронной модели территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с ТКО, на 2019-2021 гг.

Из представленных Управлением сведений следует, что Ленинградская область разделена на семь технологических зон. В технологическую зону 1 входят Гатчинский, Ломоносовский, Тосненский районы и Сосновоборский городской округ.

На полигон ООО «Новый свет-ЭКО» предусматривается поступление в 2019 году отходов из Гатчинского района – 88,6 тыс. тонн, из Ломоносовского района – 26,77 тыс. тонн, из Сосновоборского городского округа – 24,25 тыс. тонн.

10.12.2018 (исх.№01-13-1579/18-0-0) комитет по тарифам Санкт-Петербурга направил в адрес ЛенРТК и Управления сведения о том, что в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2016 № 1147, объем обработки ТКО, осуществляемый ООО «Новый свет-ЭКО» на территории Санкт-Петербурга, в 2019 году составит 100 тыс. тонн, из которых 95 тыс. тонн планируется разместить на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО» на территории Ленинградской области. Таким образом, объем отходов, образованных на территории Санкт-Петербурга, который может подлежать захоронению на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО» в 2019 году составит 325 тыс. тонн.

12.12.2018 Управление, в дополнение к ответу от 26.11.2018, предоставило в ЛенРТК сведения о потоках ТКО в соответствии с электронной моделью Территориальной схемы 2016 с учетом потоков отходов, поступающих с территории Санкт-Петербурга.

Из представленных Управлением сведений следует, что на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» в 2019 году планируется направить 101,96 тонн ТКО из Гатчинского района и 400 тыс. тонн ТКО из Санкт-Петербурга.

14.12.2018 комитет по благоустройству Санкт-Петербурга направил в ЛенРТК сведения о том, что в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2016 № 1147, отсутствует информация о том, что объем обработки ТКО, осуществляемый ООО «Новый свет-ЭКО» на территории Санкт-Петербурга, в 2019 году составит 100 тыс. тонн, из которых 95 тыс. тонн планируется разместить на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО» на территории Ленинградской области. Одновременно, в соответствии с Территориальной схемой, объем ТКО, образующихся в Санкт-Петербурге, поступающих на полигон ООО «Новый свет-ЭКО», составляет 900000 тонн в год.

18.12.2018 Управление, в дополнение к ответам от 26.11.2018 и 12.12.2018, предоставило в ЛенРТК сведения о потоках ТКО в соответствии с электронной моделью Территориальной схемы 2016, согласно которым на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» в 2019 году планируется направить 101,96 тонн ТКО из Гатчинского района и 900 тыс. тонн ТКО из Санкт-Петербурга.

20.12.2018 комитет по тарифам Санкт-Петербурга, во изменение письма от 10.12.2018 (исх.№01-13-1579/18-0-0), сообщил ЛенРТК об установлении предельных тарифов на захоронение ТКО ООО «Новый свет-ЭКО» на территории Санкт-Петербурга на 2019-2021 годы и указал, что при установлении тарифа на 2019 год учтено оказание ООО «Новый свет-ЭКО» услуги по захоронению ТКО массой 95 тыс. тонн.

28.12.2018 Управление сообщило ЛенРТК, что в соответствии с информацией, поступившей из комитета по тарифам Санкт-Петербурга 10.12.2018 (исх.№01-13-1579/18-0-0), объем ТКО, образующихся на территории Санкт-Петербурга, который может подлежать захоронению на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО» в 2019 году, составляет 325 тыс. тонн. Также, в соответствии с вышеуказанным письмом, отходы, образующиеся в результате обработки ТКО на территории Санкт-Петербурга, в размере 95 тыс. тонн планируется размещать на полигоне ООО «Новый свет-ЭКО». Кроме этого, согласно Территориальной схемы 2016 количество ТКО, образующихся на территории Ленинградской области и направляемых на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» на захоронение, составляет 101,96 тыс. тонн в год. Общий объем ТКО, принимаемых ООО «Новый свет-ЭКО» на захоронение, составит 521,96 тыс. тонн в год.

Указанная в письме Управления от 28.12.2018 масса ТКО, направляемых на захоронение на полигон ООО «Новый свет-ЭКО», использована ЛенРТК при расчете для Организации тарифа на захоронение, что является нарушением п.18 Основ ценообразования и п.14 Методических указаний, предписывающих использовать данные территориальной схемы, применительно к настоящему спору, Территориальной схемы 2016.

Довод административного ответчика о возможности использования при установлении тарифа на захоронение ТКО прогнозных значений (в том числе учет планируемых изменений в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с ТКО) противоречит действующему законодательству.

Как указано в п.14 Методических указаний, в случае, если в соответствии с территориальной схемой происходит изменение зоны (территории), с которой твердые коммунальные отходы поступают на объект по обращению с отходами, либо происходит изменение количества и состава твердых коммунальных отходов, поступающих на объект, в том числе в связи с осуществлением обработки и обезвреживания отходов на иных объектах, такие изменения учитываются при определении объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с данными, представленными в территориальной схеме, и (или) расчетом регулируемой организации.

На момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов изменения в Территориальную схему 2016 внесены не были и иного расчета массы ТКО Организацией в ЛенРТК не предоставлено.

Кроме того, использованные ЛенРТК при расчете оспариваемого тарифа сведения о расчетной массе ТКО противоречат принятой в 2019 году территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Приказом Управления от 22.07.2019 № 5 признан утратившим силу приказ Управления от 17.11.2016 № 7 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" и утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - Территориальная схема 2019).

Согласно приложению 13 «Схема движения потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки и размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Ленинградской области» к Территориальной схеме 2019 на полигон ООО «Новый свет-ЭКО» подлежит направлению для размещения 82,80 тыс. тонн ТКО из Гатчинского района Ленинградской области и 600 тыс. тонн ТКО, направляемых с территории Санкт-Петербурга.

Доводы административного ответчика о том, что любые недостатки тарифного нарушения на основании п.11 Основ ценообразования могут быть устранены мерами тарифного регулирования в будущих периодах регулирования не предоставляют, по мнению суда, ЛенРТК права игнорировать положения действующего законодательства при определении размера предельных тарифов на захоронение и устанавливать для Организации предельный тариф, который заведомо не компенсирует экономически обоснованные расходы Организации на реализацию производственной программы и не обеспечивает экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности Организации.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что ЛенРТК при принятии и опубликовании производственной программы ООО «Новый свет-ЭКО», а также при определении массы ТКО для расчета НВВ Организации не соблюдены требования Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний и Правил, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных ст.215 КАС РФ оснований для признания приказов № 724-п и № 724-пп недействующими.

Как разъяснено в п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

Следовательно, требования административного истца о признании недействующим приказа № 52-п подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые акты применялись, суд полагает необходимым признать их не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.

При обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Следовательно, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Принимая во внимание, что решение вынесено в пользу административного истца, то понесенные административным истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приложение к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2018 года № 724-п «Об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в 2019 году».

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2018 года № 724-пп «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год»,

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01 марта 2019 года № 52-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2018 года № 724-п «Об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» в 2019 году».

Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Новый свет-ЭКО» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2019 года.