Дело ***а-161/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,
при секретаре Пьянковой Н.А.,
с участием прокурора <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующими отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края»,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, в котором просила признать недействующим решение от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к зоне затопления паводком 1 % обеспеченности.
В обоснование административных исковых требований указано, что в фактическом пользовании административного истца с ДД.ММ.ГГ находится самовольно возведенный жилой дом, расположенный на земельном участке по вышеуказанному адресу. В целях оформления прав на земельный участок <данные изъяты> обратилась в администрацию <адрес>, постановлением которой от ДД.ММ.ГГ*** отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «индивидуальные жилые дома» со ссылкой на то, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> испрашиваемый объект расположен в зоне затопления паводком 1 % обеспеченности. Соответственно, нахождение земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территорий является препятствием для оформления права собственности на земельный участок и последующей легализации самовольной постройки. Между тем, приведенная зона с особыми условиями использования территорий отображена в Правилах землепользования и застройки городского округа - <адрес> в отсутствие установленной в предусмотренном порядке зоны, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и уточнила, что просит признать недействующим приложение 2 к решению Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** в части установления зоны затопления паводком 1 % обеспеченности в границах фактически используемого <данные изъяты> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> в письменном отзыве возражала против заявленных административных исковых требований, указав, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края спорный земельный участок расположен в зоне затопления паводком 1 % обеспеченности. Данное обстоятельство было установлено в ходе рассмотрения административного дела ***. Между тем запрет строительства в зонах затопления без соответствующих сооружений инженерной защиты предусмотрен статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края. Поэтому Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (далее - Решение) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее - Правила) с картой градостроительного зонирования территории (приложение 1) и картой зон с особыми условиями использования территории (приложение 2), которое является нормативным правовым актом, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что зоны затопления паводком 1 % обеспеченности в границах земельного участка, расположенного под самовольно возведенным жилым домом по адресу: <адрес>, в результате принятия Решения лишает административного истца возможности провести работы по оформлению права собственности на занимаемый земельный участок и <данные изъяты> полагает, что нарушается ее право на бесплатное предоставление его в собственность.
При таких обстоятельствах Решение может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В настоящее время Правила действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 60-138), которыми зона затопления паводком 1 % обеспеченности в пределах спорного земельного участка не изменялась (л.д. 150-158).
Правила и изменения в них приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 9 части 2 статьи 42 ранее действовавшего Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***. При этом порядок принятия Правил и внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Данные обстоятельства неоднократно являлись предметом проверки судебных инстанций, что подтверждается, в частности, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты>. к Барнаульской городской Думе о признании недействующими в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ (л.д. 177-195).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления зоны затопления паводком 1 % обеспеченности положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Материалами административного дела подтверждается, что в фактическом пользовании <данные изъяты> находится земельный участок по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом, ДД.ММ.ГГ постройки, который является самовольным строением (л.д. 14-17).
Распоряжением комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, предварительно согласовано предоставление земельного участка под условием проведения <данные изъяты> работ по его образованию и получению разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома (л.д. 20).
С целью получения разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка административный истец обратилась в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением.
Согласно приложению 2 «Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края» к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах зоны затопления паводком 1 % обеспеченности (л.д. 150-158).
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа <данные изъяты> в предоставлении ей разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка «индивидуальные жилые дома» со ссылкой на пункт 2 статьи 90 Правил (л.д. 172).
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Зоны затопления, подтопления, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление зон затопления, подтопления действующим законодательством не отнесено.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил определения границ зон затопления, подтопления).
В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств установления зон затопления на территории <адрес> в соответствии с вышеуказанным порядком. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в отзыве на административные исковые требования указало на то, что поступившие из комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> материалы по определению границ зон затопления, подтопления городского округа возвращены для устранения замечаний (л.д. 171).
Между тем, установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
Таким образом, при отсутствии установленных в соответствии с действующим порядком зон затопления, подтопления, в границы которых входит земельный участок административного истца, административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что та же зона с особыми условиями, в размеры которой входит земельный участок административного истца, отображена в Генеральном плане городского округа - <адрес>, при отсутствии документов об установлении зоны не может служить основанием для признания Правил соответствующими действующему законодательству.
Довод представителя административного ответчика о том, что в ходе рассмотрения административного дела *** было установлено отнесение Правилами улицы <адрес> к зоне затопления паводком 1 % обеспеченности, не опровергает выводов суда об обоснованности заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, учитывая, что на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края отображена зона затопления паводком 1% обеспеченности в границах земельного участка по адресу: <адрес> в отсутствие установленных в соответствии с действующим порядком зон, на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются правовые основания для признания Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> недействующими в соответствующей части.
В настоящее время Решение действует в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, которым в Правила внесены изменения. При этом данные изменения не устраняют нарушений прав административного истца, установленных при рассмотрении настоящего административного дела.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не могла реализовать свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно части 1 статьи 80 и части 6 статьи 82 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, решения городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается публикация его полного текста, включая приложения (при наличии), в печатном средстве массовой информации, которое определено источником официального опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об учреждении печатного средства массовой информации» газета «Вечерний Барнаул» в настоящее время является официальным источником публикации муниципальных правовых актов <адрес> Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения зоны затопления паводком 1% обеспеченности на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Р.В. Знаменщиков
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.