ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/2017 от 10.04.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3А-161/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2017 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-161/2017 по административному иску администрации города Боготола Красноярского края об оспаривании бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Боготола Красноярского края обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю).

Требования мотивированы тем, что в адрес администрации города Боготола от общества с ограниченной ответственностью «Боготольский вагоноремонтный завод» поступило заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером :3430, расположенного по адресу: Красноярский край, город Боготол, <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером :3430 находится в государственной собственности и поставлен на кадастровый учет 13 октября 2015 года, однако для земельного участка не установлена его кадастровая стоимость, поскольку для кадастрового квартала, в котором он расположен, не определены удельные показатели кадастровой стоимости. По итогам независимой оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером :3430 составляет 1 960 000 рублей. 10 мая 2016 года Администрация города Боготола обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре и установлении в отношении указанного земельного участка его рыночной стоимости равной 1 960 000 рублей, но данное заявление не было принято к рассмотрению, ввиду непредоставления отчета о рыночной стоимости в виде электронного документа и отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Администрация города Боготола обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, однако определением судьи Красноярского краевого суда от 02 сентября 2016 года исковое заявление было возвращено в связи с несоблюдением административным истцом установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора. При повторном обращении в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости заявление не было принято Комиссией ввиду отсутствия предмета оспаривания – результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Считает отказ Комиссии в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости незаконным, поскольку нерассмотрение заявления препятствует администрации города Боготола обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Просит признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, выраженное в непринятии к рассмотрению с заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером :3430, расположенного по адресу: Красноярский край, город Боготол, <адрес>, направленного в Комиссию 23 ноября 2016 года. Возложить обязанность рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Чернова А.Г., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении административного иска отказать по тем мотивам, что в полномочия Комиссии не входит рассмотрение заявлений о пересмотре кадастровой стоимости в тех случаях, когда кадастровая стоимость не определена.

Администрация города Боготола, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Комиссия при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей администрации города Боготола, Управления Росреестра по Красноярскому краю, Комиссии при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», кадастровая стоимость может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11).

В Красноярском крае кадастровая стоимость земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2011 года утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Этим же нормативным актом утверждены удельные показатели кадастровой стоимости, исходя из которых определяется кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю создана на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года № П/453/11 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю».

Деятельность Комиссии регламентирована Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263.

Судом установлено, что в администрацию города Боготола обратилось ООО «Боготольский вагоноремонтный завод» с заявлением о предоставлении в собственность за плату находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером :3430, расположенного по адресу: Красноярский край, город Боготол, <адрес>

Указанный земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов» и поставлен на кадастровый учет 13 октября 2015 года, однако его кадастровая стоимость не определена, что подтверждается кадастровой выпиской и кадастровой справкой.

С целью определения выкупной цены земельного участка, которая рассчитывается, исходя из его кадастровой стоимости, администрация города Боготола 10 мая 2016 года обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре и установлении в отношении указанного земельного участка его рыночной стоимости равной 1 960 000 рублей, но данное заявление не было принято к рассмотрению по тем мотивам, что не был представлен отчет о рыночной стоимости в виде электронного документа и в связи с отсутствием сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Определением судьи Красноярского краевого суда от 02 сентября 2016 года административное исковое заявление администрации города Боготола было возвращено в связи с несоблюдением административным истцом установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора.

28 ноября 2016 года администрация города Боготола повторно обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре и установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером :3430 рыночной стоимости.

Уведомлением Комиссии от 28 ноября 2016 года № 1048 вышеуказанное заявление администрации города Боготола было возвращено заявителю в связи тем, что кадастровая стоимость земельного участка не установлена, т.е. отсутствует предмет оспаривания в Комиссии.

В силу вышеприведенных положений закона и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в Комиссии может быть оспорена кадастровая стоимость, утвержденная в рамках государственной кадастровой оценки (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности), либо определенная в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в отношении вновь образуемых земельных участков и в отношении существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Между тем, как следует из материалов дела для земельного участка с кадастровым номером :3430 не установлена его кадастровая стоимость, поскольку для кадастрового квартала, в котором он расположен, не определены удельные показатели кадастровой стоимости.

В связи с отсутствием кадастровой стоимости, определенной в установленном законом порядке, отсутствует предмет оспаривания в Комиссии, которая не обладает полномочиями по первоначальному установление (определению) кадастровой стоимости в тех случаях, когда она не установлена уполномоченными органами в порядке, предусмотренном статьями 24.12 и 24.19 Закона об оценочной деятельности.

При изложенных обстоятельствах Комиссия уведомлением от 28 ноября 2016 года обоснованно возвратила администрации города Боготола заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :3430, в связи с чем оснований для признания незаконными бездействия Комиссии по не рассмотрению указанного заявления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска администрации города Боготола Красноярского края об оспаривании бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2017 года.