ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/2022 от 05.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-161/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000139-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 сентября 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Претко С. Э. к ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решений и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

Претко С.Э. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельных участков: , площадью 2100 кв.м., расположенного по адресу: ; , площадью 2448 кв.м., расположенного по адресу: ; , площадью 4434 кв.м., расположенного по адресу: Кадастровая стоимость этих земельных участков установлена в следующем размере: – 1725318 рублей по состоянию на 6 ноября 2020 года на основании акта ; – 3814481,52 рублей по состоянию на 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года №788; – 2011227,84 рублей по состоянию на 6 ноября 2020 года на основании акта . Административным истцом была назначена оценка рыночной стоимости этих объектов недвижимого имущества. Согласно отчету об оценке №ЗУ-966/2021 от 26 декабря 2021 года, изготовленному оценщиком Есиной А.Н., рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 26 декабря 2021 года установлена в следующем размере: - 579000 рублей; – 497000 рублей; – 1049000 рублей. Административный истец обратился в ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости этих участков. Решениями ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» №, , от 27 января 2021 года в удовлетворении заявлений было отказано. Просит признать недействующими и отменить решения ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» №№, , от 27 января 2021 года и установить кадастровую стоимость земельных участков , и в размере их рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2021 года.

Представитель административного истца Претко С.Э. Митирева Т.С. уточненные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель административного ответчика ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» Полякова Д.В. настаивала на правильности решений №, , от 27 января 2021 года, не соглашаясь с выводами судебной экспертизы. Разрешение заявленных административных исковых требований оставила на усмотрение суда.

Административные ответчики Правительство Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области, заинтересованное лицо Администрации МО «Черняховский муниципальный район Калининградской области» о рассмотрении дела извещены надлежаще, их представители в судебное заседание не явились, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие. Как следует из письменного отзыва Администрации МО «Черняховский муниципальный район Калининградской области», данное публичное образование не возражает против установления кадастровой стоимости земельных участков , и в размере рыночной, определенной отчетом об оценке № от 26 декабря 2021 года.

С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

В силу ч. 15 этой же статьи решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.

Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 г. №754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 декабря 2021 года. Таким образом, с указанной даты на территории Калининградской области подлежит применению положения статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ.

Установлено, что Претко С.Э. является собственником земельных участков: площадью 2100 кв.м., расположенного по адресу: ; площадью 2448 кв.м., расположенного по адресу: ; , площадью 4434 кв.м., расположенного по адресу: , что подтверждается выписками из ЕГРН.

Кадастровая стоимость этих земельных участков установлена в следующем размере: – 1725318 рублей по состоянию на 6 ноября 2020 года на основании акта ; – 3814481,52 рублей по состоянию на 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года №788; – 2011227,84 рублей по состоянию на 6 ноября 2020 года на основании акта .

По инициативе Претко С.Э. была произведена оценка рыночной стоимости земельных участков , , . Согласно отчету об оценке № от 26 декабря 2021 года, изготовленному оценщиком А.Н., рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 26 декабря 2021 года установлена в следующем размере: - 579000 рублей; – 497000 рублей; – 1049000 рублей.

Претко С.Э.ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков , , в размере их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решениями ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» №№, от 27 января 2022 года в удовлетворении заявлений было отказано. Такие решения обоснованы тем, что в отчете имеются несоответствия в сведениях об объект-аналоге №2; отсутствует обоснование использования аналогов, существенно отличающихся от объекта оценки; определенный оценщиком УПРС объекта-аналога №2 в размере 77 руб./кв.м. существенно ниже среднерыночных значений и не попадает в диапазон рыночной информации по сегменту 6 в Черняховском ГО.

Заключением эксперта Н.В. № отчет об оценке № от 26 декабря 2021 года признан соответствующим законодательству об оценочной деятельности, а его выводы о рыночной стоимости оцениваемых объектов – обоснованными.

Данное заключение эксперта выполнено компетентным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оно содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер, возражений относительно его выводов от участвующих в деле лиц не поступило.

Таким образом, следует отменить решения ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» №, , от 27 января 2022 года и признать, что рыночная стоимость Претко С.Э. земельных участков по состоянию на 26 декабря 2021 года составляет: - 497000 рублей; - 579000 рублей;

- 1049000 рублей.

Права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящихся у него в собственности земельных участков, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этих земельных участков, равной рыночной.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Претко С. Э. удовлетворить.

Признать незаконными и отменить решения ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» №№, , от 27 января 2022 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка , площадью 2100 кв.м., расположенного по адресу: , на дату 26 декабря 2021 года в размере его рыночной стоимости 497000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2448 кв.м., расположенного по адресу: , на дату 26 декабря 2021 года в размере его рыночной стоимости 579000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка , площадью 4434 кв.м., расположенного по адресу: , на дату 26 декабря 2021 года в размере его рыночной стоимости 1049000 рублей.

Датой подачи заявлений об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости считать дату обращения административного истца в ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» – 29 декабря 2021 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.

Судья Д.В. Шубин