ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/2022 от 05.09.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-161/2022

УИД 47OS0000-01-2022-000155-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург

05 сентября 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павлова О.Н.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирст Натальи Валерьевны о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Высоцкое городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 13 февраля 2019 года №202 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»,

установил:

13.02.2019 советом депутатов муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области третьего созыва (далее также – совет депутатов МО «Высоцкое городское поселение») принято решение № 202 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» (далее также – решение от 13.02.2019 №202).

Согласно пункту 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее также – Порядок) служебные жилые помещения могут быть приватизированы гражданами в исключительных случаях по решению администрации и в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации, при одновременном соблюдении следующих условий, если гражданин:

не является нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

является нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, однако площадь такого жилого помещения на одного человека не соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения данной жилой площади;

отработал 15 и более лет в органе (н предприятии, в учреждении), в связи с осуществлением профессиональной деятельности в котором предоставлялось служебное жилое помещение.

Решение от 13.02.2019 №202 опубликовано 14.02.2019 в газете «Выборг» №10 (17961).

Кирст Н.В. в административном иске просит признать недействующим абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка, утвержденного решением от 13.02.2019 №202, ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит установленным Законом Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» принципам бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации служебных помещений, снижает уровень правовых гарантий граждан, установленных федеральным законодательством о приватизации, исключает возможность реализации гражданином – нанимателем служебного жилого помещения, права на приватизацию занимаемого им служебного помещения, что ставит его в неравное положение с другими лицами. Административный истец указывает, что является субъектом отношений, регулируемых решением от 13.02.2019 №202, поскольку проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. Оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы Кирст Н.В. в связи с возбуждением в отношении нее уголовного дела и предъявлением обвинительного заключения по факту совершения преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, при заключении договора приватизации служебного жилого помещения с учетом имеющихся на праве собственности иных жилых помещений.

Представитель административного истца – Дружинина К.В., в судебное заседание явилась, требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Представители административного ответчика совета депутатов МО «Высоцкое городское поселение» – Кононова И.А. и глава МО «Высоцкое городское поселение» Ерофеев И.В., в судебное заседание явились, требования административного иска не признали.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Статьей 51 Федерального 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, а также критерии бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде устанавливает Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение» предусмотрено, что служебные жилые помещения могут быть приватизированы гражданами в исключительных случаях по решению администрации и в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации, в том числе при условии, если гражданин является нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, однако площадь такого жилого помещения на одного человека не соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения данной жилой площади;

В соответствии с частью 1 статьи 55 устава МО «Высоцкое городское поселение» в систему муниципальных правовых актов входят решения совета депутатов.

Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления МО «Высоцкое городское поселение», состоит из 10 депутатов (части 1 статьи 21, часть 1 статьи 22 устава).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 устава в исключительной компетенции совета депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу части 6 статьи 24 устава решения принимаются открытым голосованием, большинством голосов от установленной численности депутатов.

Часть 4 статьи 55 регламента совета депутатов МО «Высоцкое городское поселение», утвержденного решением совета депутатов МО «Высоцкое городское поселение» третьего созыва от 25.09.2014 № 1, гласит, что решения совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО «Высоцкое городское поселение», принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.

В соответствии с частью 3 статьи 55 устава глава муниципального образования в течение трех дней подписывает решение совета депутатов и в десятидневный срок обеспечивает его официальное опубликование (обнародование).

Из части 6 статьи 55 устава следует, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании, не позднее чем через 10 дней со дня их принятия.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия за исключением случаев, когда в принятом муниципальном правовом акте предусмотрен иной порядок вступления его в силу.

Периодическое печатное издание газета - «Выборг» регистрационный номер – ПИ № ТУ78-00555 от 16 апреля 2010 года. Официальное сетевое издание – «Официальный вестник муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области», доменное имя – NPAVRLO.RU, регистрационный номер – ЭЛ № ФС77-76868 от 24 сентября 2019 года.

Как видно из материалов дела, решение от 13.02.2019 №202 опубликовано в установленном законом порядке 14.02.2019 в газете «Выборг» №10 (17961).

При таких обстоятельствах, решение от 13.02.2019 №202, которым утвержден Порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение», является нормативным правовым актом, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с предоставлением гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования.

Кроме того, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной форме, подписан главой муниципального образования, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Судом установлено, что с 01.06.2000 Кирст Н.В. работала в МОУ «Высоцкая средняя общеобразовательная школа»; с июля 2006 года по 2018 год являлась заведующей МБДОУ «Детский сад «Боровичок» г. Высоцка»; с января 2018 года назначена директором МБОУ «Высоцкая ООШ»; в настоящее время занимает должность заведующей структурным подразделением в г. Высоцк МБОУ «Средняя образовательная школа г.п.Советский».

С 2009 года является депутатом совета депутатов МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, депутатом совета депутатов МО «Выборгский район» Ленинградской области.

Постановлением главы администрации МО «Высоцкое городское поселение» от 14.04.2014 № 22 на период трудовых отношений в МБДОУ «Детский сад «Боровичок» г. Высоцка» Кирст Н.В. и членам ее семьи: КАВ (мужу), БАВ (сыну), КМА (дочери), предоставлено служебное жилое помещение.

14.04.2014 между администрацией МО «Высоцкое городское поселение» и Кирст Н.В. заключен договор найма служебного жилого помещения – трехкомнатной квартиры, общей площадью 67,9 кв.м, в том числе жилой площадью 43,6 кв.м, по адресу: <адрес>.

06.02.2020 между администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области, действующей на основании соглашения о передаче осуществления части полномочий поселения муниципальному району от 09.01.2020, и Кирст Н.В., КАВКМА, КЕА заключен договор передачи указанного жилого помещения в собственность граждан.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.05.2021 по делу №2-1318/2021 договор передачи квартиры в собственность граждан от 06.02.2020 признан недействительным с применением последствий недействительности сделки посредством прекращения права собственности граждан на соответствующее жилое помещение о возвращения квартиры в собственность муниципального образования в связи с тем, что у Кирст Н.В. отсутствовали основания для приватизации квартиры, предусмотренные пунктом 12 статьи 2 Порядка, утвержденного решением № 202 от 13.12.2019, по причине ее обеспеченности иными жилыми помещениями, принадлежащими Кирст Н.В. на дату заключения договора, а именно: квартирой по адресу: <адрес>, и <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, по факту незаконного приобретения в собственность административным истцом и членами ее семьи соответствующего жилого помещения, принадлежащего муниципальному образованию, Кирст Н.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Кирст Н.В., ссылаясь на то, что нормативным правовым актом органа местного самоуправления затрагиваются ее права и законные интересы, обратилась в суд за его оспариванием в указанной части.

Как видно из материалов дела, Порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение» принят полномочным органом – советом депутатов МО «Высоцкое городское поселение» на заседании 13.02.2019, в результате голосования, большинством голосов (6 депутатов) от установленного числа депутатов (10 депутатов), что соответствует вышеизложенным положениям устава МО «Высоцкое городское поселение» и регламента совета депутатов.

Таким образом, оспариваемое административным истцом в части решение принято компетентным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования.

При этом доводы административного истца о нарушении главой МО «Высоцкое городское поселение» предусмотренного пунктом 6 статьи 60 регламента совета депутатов порядка уведомления депутатов о дате, времени и месте внеочередного заседания совета депутатов, состоявшегося 13.02.2019, не указывают на несоблюдение процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о принятии решения № 202 уполномоченным органом при наличии кворума и явки на заседание самой Кирст Н.В., проголосовавшей за принятие проекта указанного решения.

Тем не менее, оспариваемое положение Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение», федеральному законодательству не соответствуют в силу следующего.

Согласно абзацу 1 статьи 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 11 этого закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу части 1 статьи 4 Закона о приватизации служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

При этом частью 2 этой же статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Из анализа положений Закона о приватизации следует, что право гражданина на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации не зависит от того является ли этот гражданин нуждающимся в жилых помещениях или нет и имеют ли гражданин и члены его семьи в собственности жилье.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 30.03.2012 № 9-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством. Реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений органы местного самоуправления вправе определять - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение. Такие решения должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений (абзац второй пункта 3.3).

В пункте 3.4 названного постановления Конституционный Суд РФ указал, что издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что вытекающий из положений статьи 19 Конституции РФ принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Соблюдение конституционного принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории и находящихся в одинаковых или сходных ситуациях.

Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а поэтому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства (постановления от 03.11.1998 № 25-П, от 24.10.2000 №13-П, от 24.05.2001 №8-П, от 03.06.2004 №11-П, от 15.06.2006 №6-П).

Из этого исходит Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.03.2012 № 9-П говоря о том, что решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, что диктует необходимость определения таких условий приватизации служебных жилых помещений, на основании которых должна осуществляться приватизация в каждом конкретном случае, например, установление стажа трудовой деятельности и определенных сроков проживания в муниципальном образовании с тем, чтобы по прошествии которых, граждане-наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных помещений.

Волеизъявление собственника муниципального жилищного фонда осуществить приватизацию служебного жилого помещения, не отменяет его обязанностей соблюдать принципы бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации, установленные федеральным законом, при этом критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из особенностей правового режима служебных помещений - предназначения служебных жилых помещений, условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного, что исключает необоснованное ограничение уже по сути предоставленного собственником муниципального жилищного фонда права на приватизацию служебного жилого помещения.

Отсутствие у гражданина-нанимателя служебного жилого помещения и членов его семьи других жилых помещений на праве собственности, на правах владения и пользования по договору социального найма или договору найма, а также несоответствие площади такого жилого помещения установленной в муниципальном образовании по месту нахождения данной жилой площади учетной норме площади жилого помещения на одного человека, как условия приватизации служебного жилого помещения, предусмотренные положениями оспариваемого муниципального правового акта, не являются характеристикой правового режима служебного жилого помещения и, следовательно, не предопределяют каких-либо его особенностей. Вместе с тем, такое правовое регулирование исключает возможность реализации гражданином-нанимателем служебного жилого помещения права на приватизацию занимаемого им служебного жилого помещения, что ставит его в неравное положение с другими лицами, которые при прочих равных условиях имеют право на приватизацию жилья.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение», утвержденного решением от 13.12.2019 № 202, противоречит федеральному законодательству и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 215 КАС РФ административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Таким образом, учитывая, что решение совета депутатов МО «Высоцкое городское поселение» от 13.12.2019 № 202 применялось, суд приходит к выводу о том, что согласно п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 215 КАС РФ оспариваемая норма подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Кирст Натальи Валерьевны – удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Высоцкое городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 13 февраля 2019 года №202.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья Павлова О.Н.

В окончательной форме решение изготовлено 19 сентября 2022 года.