ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/2022 от 29.06.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-161/2022

УИД 76ОS0000-01-2022-000044-31

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 20 июня 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ярославской области Бекеневой Е.В., старшего помощника прокурора Ярославской области Лазаревой Е.А.,

от административного истца ООО «ТЭК сервис», от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя ФИО1 – представитель ФИО2, действующая на основании доверенностей от 19 августа 2021 года и 1 февраля 2022 года,

от административного ответчика департамента регулирования тарифов Ярославской области – представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от 6 мая 2022 года,

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «ТЭК сервис» о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 декабря 2021 года №186-птэ об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТЭК сервис» от котельной ПАО «ТГК-2» (г. Ярославль) на 2021-2024 годы в части,

установил:

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2021 №186-птэ (далее по тексту – Приказ от 15.12.2021 №186-птэ) установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТЭК сервис» от котельной ПАО «ТГК-2» (г. Ярославль) на 2021-2024 годы (с разбивкой на календарные периоды) согласно приложению №1; долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО «ТЭК сервис» от котельной ПАО «ТГК-2» (г. Ярославль) на 2021-2024 годы (с разбивкой на календарные периоды) согласно приложению №2.

Приказ от 15.12.2021 №186-птэ зарегистрирован в правовом управлении Правительства 16.12.2021 №07-11919; опубликован на официальный интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru за №7601202112210133 от 21.12.2021.

В связи с реорганизацией департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и образованием с 01.04.2022 департамента регулирования тарифов Ярославской области путем выделения из департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, определением суда от 20.04.2022 произведена замена административного ответчика департамента жилищно - коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на его правопреемника - департамент регулирования тарифов Ярославской области (т.2 л.д.57-58).

ООО «ТЭК сервис» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2021 № 186-птэ «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для общества с ограниченной ответственностью «ТЭК сервис» от котельной публичного акционерного общества «ТГК-2» (г. Ярославль) на 2021 -2024 годы» в части определения размера тарифа без учета экономически обоснованных расходов – арендной платы (затраты по статье на 2021 год) в размере 1 800 000 рублей по договору аренды №1 магистральной тепловой сети на пл. Труда в г. Ярославле от 01.09.2021 между ООО «ТЭК сервис» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 на сумму 150 000 рублей.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области без законных оснований не включены в состав неподконтрольных расходов арендная плата (затраты по статье на 2021 год) в размере 1 800 000 рублей по договору аренды №1 магистральной тепловой сети на пл. Труда в г. Ярославле от 01.09.2021 между ООО «ТЭК сервис» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 на сумму 150 000 рублей. В соответствии с заключением эксперта департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области арендная плата в заявленном размере не принята ввиду отсутствия документов, подтверждающих первоначальную стоимость имущества в размере 13 338 297 рублей. Расходы по указанной статье приняты в размере 69 240 рублей ежегодно, поскольку амортизационные отчисления определены исходя из кадастровой стоимости 1 038 602 рублей. По мнению административного истца, оспариваемый приказ от 15.12.2021 №186-птэ нарушает его права и законные интересы, поскольку приказ принятый без включения в состав экономически обоснованных затрат арендной платы в заявленном размере, занижает размер тарифа, что негативно отразится на хозяйственной деятельности Общества.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ТЭК сервис» по доверенности (т.1 л.д.91, 92-93) ФИО2, одновременно являющаяся представителем заинтересованного лица индивидуального предпринимателя ФИО1 исковые требования поддержала. Дала объяснения по тексту искового заявления. Дополнительно пояснила, что тариф является экономически необоснованным в той части, в которой амортизационные отчисления рассчитаны от кадастровой стоимости объекта. В данной части оспариваемый приказ считается незаконным.

Представитель административного ответчика департамента регулирования тарифов Ярославской области на основании доверенности (т.2 л.д.76-77) ФИО3 исковые требования не признала, привела доводы о том, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции органа государственной власти Ярославской области, с соблюдением порядка и процедуры его принятия. Расчет тарифа является экономически обоснованным. В судебном заседании представлен письменный отзыв на иск (т.1 л.д.58-59).

Заинтересованное лицо ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – ПАО ТГК-2») о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще. В дело представлен письменный отзыв, согласно которому требования ООО «ТЭК сервис» удовлетворению не подлежат. В дело представлен письменный отзыв (т.2 л.д.66-68).

Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще.

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав стороны, специалиста ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» ФИО9, допросив в качестве свидетелей ФИО6, специалиста департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ФИО7, главного специалиста отдела регулирования отрасли теплоснабжения комитета регулирования тарифов департамента регулирования тарифов Ярославской области ФИО8, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.А., полагавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, в том числе материалы тарифного дела, отчет ГКО №01/2019 от 11.09.2019 ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» (т.4 л.д.1), оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213, 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В связи с тем, что указанный нормативный правовой устанавливает тарифы для административного истца, который полагает, что при их расчете неверно были учтены расходы на арендную плату, ООО «ТЭК сервис» вправе обратиться в суд с административным иском.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2020 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э (далее - Методические указания).

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, изложены в статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Полномочиями на установление тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и статья 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 №1315-п утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Положение).

Согласно пункту 2.9 Положения, департамент осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 3.1.9.1 Положения департамент устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения):

-тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов;

-тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

-тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям;

-тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

-тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

-плату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

-плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения Департамент имеет право пределах своих полномочий издавать приказы, носящие нормативный характер.

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней директор департамента образует коллегиальный орган - правление департамента - общей численностью не более 9 человек.

В состав правления департамента без права передачи иным лицам полномочий членов правления департамента входят сотрудники департамента в количестве не более 7 человек и 1 представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в состав правления департамента включается также 1 представитель от совета рынка. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области входит в состав правления департамента с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).

Директор департамента является председателем правления департамента, утверждает его персональный состав и порядок деятельности.

Члены правления департамента, не являющиеся сотрудниками департамента, в срок не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания коллегиального органа. По планируемым к рассмотрению вопросам членам правления департамента, не являющимся сотрудникам департамента, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания правления департамента представляются на электронном носителе материалы к заседанию правления департамента, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения по результатам экспертизы, а также пояснительная записка. По запросу члена правления департамента, не являющегося сотрудником департамента, может быть представлена иная информация с учетом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. По запросу членов правления департамента, не являющихся сотрудниками департамента, указанные материалы представляются на бумажном носителе.

Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании. Голос председателя правления департамента при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим. Если член правления департамента не может присутствовать на заседании, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании правления департамента и учитывается при определении кворума и голосовании (пункт 5.11 Положения).

Персональный состав правления Департамента утвержден приказом директора департамента от 01.02.2017 № 13 и актуализирован в связи с кадровыми изменениями приказами руководителя департамента.

Решение об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТЭК сервис» принято по итогам заседания правления департамента, состоявшегося 18.11.2021, на основании представленных Обществом материалов и экспертного заключения Департамента (выписка из протокола №31 - т.1 л.д.65-68), зарегистрировано в правовом управлении Правительства Ярославской области 16.12.2021 за № 07-11919, в соответствии с пунктом 3 приказа вступило в силу со дня государственной регистрации.

Приказ опубликован для всеобщего сведения в официальном портале -www.pravo.gov.ru 21.12.2021 за № 7001202112210133. Требования статей 12 и 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 №40-з «О правовых актах Ярославской области» соблюдены.

Таким образом, Приказ от 15.12.2021 №186-птэ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя данный нормативный акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования неподконтрольные расходы - расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования по снижению расходов.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования неподконтрольные расходы входят в расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку.

Неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 28 и 39 настоящего документа (пункт 64 Основ ценообразования).

Пунктом 62 Основ ценообразования к неподконтрольным расходам отнесена, в том числе арендная плата с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В пункте 65 Основ ценообразования указано, что расходы на арендную плату считаются неподконтрольными, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации. В остальных случаях расходы на арендную плату включаются в состав операционных расходов.

В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.

Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (пункт 29 Правил регулирования тарифов).

Общие принципы формирования цен (тарифов) установлены Методическими рекомендациями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 6 Методических рекомендаций при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов. В зависимости от применяемого в отношении регулируемой организации метода регулирования тарифов для расчета цен (тарифов) используются материалы в соответствии с Приложением 3 к настоящим Методическим указаниям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3, пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2020 №190-ФЗ «О теплоснабжении», регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

Порядок открытия дела об установлении тарифа, установлен нормами раздела IV Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 Правил регулирования.

ООО «ТЭК сервис» обратилось в департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с заявлением об установления тарифа на передачу тепловой энергии, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям на 2021-2023 годы. Общество изложило свои предложения размера тарифов на 2021 - 2023 годы и предложило при установлении тарифа на тепловую энергию применить метод индексации установленных тарифов (т.1 л.д.79).

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТЭК сервис» устанавливаются впервые.

Приказом Департамента от 04.10.2021 №285 открыто дело об установлении долгосрочного тарифа на услуги о передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2021 – 2021 годы для ООО «ТЭК сервис». Этим же приказом определено о применении метода индексации установленных тарифов (т.2 л.д.80).

Письмом от 06.10.2021 административный ответчик уведомил административного истца об открытии дела об установлении долгосрочного тарифа на услуги о передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2021-2024 годы (т.2 л.д.81).

ООО «ТЭК сервис» извещено Департаментом о дате и времени рассмотрения вопроса о тарифе на услуги по передаче тепловой энергии (т.1 л.д.70).

Из Экспертного заключения органа регулирования на предложение ООО «ТЭК сервис» (ГО г. Ярославль) об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на первый долгосрочный период регулирования 2021-2024 годы с календарной разбивкой от 17.11.2021 № 88/э/птэ с Приложением №1 (далее по тексту - Экспертное заключение) следует, что в регулировании находятся тепловые сети от тепловой камеры Т-22 до многофункционального центра на площади Труда в г. Ярославле с кадастровым номером в городе Ярославле, эксплуатируемые Организацией, при этом данное имущество находится в аренде (договор аренды магистральной тепловой сети от 01.09.2021 №1). Право собственности на данные тепловые сети зарегистрировано в ЕГРН за ФИО1 согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2021. Вышеуказанный участок тепловой сети ранее считался бесхозяйным и был в эксплуатации у АО «Ярославские энергетические системы».

Неподконтрольные расходы (на 2021 (с момента установления тарифа) и на 2022-2024 годы (с 01.07) - определены в соответствии с пунктами 62, 73 Основ ценообразования, в пункте 2.10 Экспертного заключения указано, что арендная плата принята в соответствии с пунктами 45, 65 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Для обоснования затрат Организация представила договор аренды №1 магистральной тепловой сети от 01.09.2021 на сумму 150 000 рублей ежемесячно, выписку из ЕГРН от 14.05.2021, инвентарную карточку учета основных средств от 13.05.2021, расчет стоимости выполненных работ по тепловым сетям на 01.01.2021, ведомость учета объектов основных средств собственника тепловой сети, представленных в аренду. Участок тепловой сети 311 м поставлен собственником на учет по стоимости 13 338 297 рублей, подтверждение первоначальной стоимости Организация не представила. Департаментом сделаны запросы дополнительных материалов от 11.10.2021, от 28.10.2021 о необходимости подтверждения первоначальной стоимости имущества, приобретенного в собственность арендодателем. Подтверждающие документы Организация не представила. Экспертом принята арендная плата в соответствии с пунктами 45, 65 основ ценообразования в размере амортизационных отчислений, определенных исходя из размера кадастровой стоимости 1 038 602 рублей данного участка тепловой сети, подтвержденной выпиской из ЕГРН от 21.10.2021, согласно которой ввод в эксплуатацию тепловой сети был в 2009 году, и срока полезного использования тепловой сети (15 лет) в соответствии с амортизационной группой классификации основных средств, что составило 69 240 рублей ежегодно. Расходы по статье приняты экспертом на 2021 год (с момента установления тарифа) в размере 69 240 рублей ежегодно (т.1 л.д.71-79).

До экспертизы эксперт ФИО8 запросила у ООО «ТЭК сервис» дополнительные материалы, в том числе: документы, подтверждающие стоимость имущества, карточку постановки на учет основного средства (запрос от 11.10.2021– т.2 л.д.82-83). В запросе от 28.10.2021 ООО «ТЭК сервис» было предложено представить копию документов, подтверждающих право собственности арендодателя на тепловые сети от тепловой камеры Т-22 на пл. Труда в г. Ярославле (договор купли-продажи, договор дарения, документ о приватизации и т.п.), копию документов, подтверждающих стоимость приобретения данного имущества (т.2 л.д.86).

Сопроводительным письмом от 15.10.2021 ООО «ТЭК сервис» представлены запрашиваемые документы, в том числе: выписка из ЕГРН на тепловые сети, инвентарная карточка учета основных средств (т.2 л.д.111, 113-115, 116-117). Кроме того, в материалы тарифного дела ООО «ТЭК сервис» в подтверждение заявленной стоимости строительства тепловых сетей были представлены локальные сметы №07:00243 на трубопроводы и арматуру тепловых сетей на сумму 2 813 616 рублей от 01.06.2017, №09:00040 на общестроительные работы по тепловым сетям на сумму 6 150 512 рублей от 01.06.2017, акт освидетельствования тепловых сетей, предъявленных по окончании строительства в Инспекцию государственного строительного надзора по Ярославской области при вводе объекта в эксплуатацию - от 11.06.2020, расчет стоимости выполненных работ на 01.01.2021 (т.2 л.д.124 -144).

Полагая стоимость имущества 13 338 297 рублей завышенной, эксперт направил запрос в ПАО «ТГК-2» от 27.10.2021, в котором просил в целях установления экономически обоснованного уровня тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, представить информацию о стоимости строительства 1 км тепловой сети в зоне действия ЕТО-1, а также оценку рыночной стоимости 1 км тепловой сети (т.2 л.д.87).

В ответе на запрос эксперта ПАО «ТГК-2» сообщило, что данный участок тепловой сети с марта 2017 г. по апрель 2021 г. находился в эксплуатационном обслуживании АО «Ярославские энергетические системы». В соответствии с выпиской из ЕГРН от 21.10.2021 кадастровая стоимость объекта – участка тепловой сети (от камеры Т-22 до МФЦ на пл. Труда) составляет 1 038 602,16 рублей. Также указано, что в случае возникновения объективной необходимости ПАО «ТГК-2» сформирует обоснованную позицию по вопросу стоимости данного участка тепловой сети. Данное письмо не было учтено экспертом при составлении заключения от 17.11.2021, поскольку ответ был дан за пределами экспертизы - 01.12.2021 (т.2 л.д.88).

Доводы свидетеля ФИО8 о том, что при определении стоимости имущества для расчета были приняты во внимание нормативные показатели строительства аналогичных сетей (стоимость прокладки 1 метра трубопровода теплоснабжения с соответствующими характеристиками, установленная Приказом Минстроя России «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства»), своего подтверждения не нашли. В Экспертном заключении ссылка на указанный нормативный акт не приведена, расчеты стоимости прокладки 1 метра трубопровода теплоснабжения с характеристиками тепловой сети отсутствуют.

Из показаний свидетеля ФИО8 также следует, что ею были направлены запросы в ПАО «ТГК-2» относительно информации о стоимости строительства 1 км тепловой сети в зоне действия ЕТО-1, а также об оценке рыночной стоимости 1 км тепловой сети, с целью проведения анализа на основании полученных данных. Ввиду того, что ответ ПАО «ТГК-2» был представлен после экспертизы, такой анализ не проводился.

При определении стоимости имущества экспертом была учтена его кадастровая стоимость 1 038 602,16 рублей.

По сообщению ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определялась по состоянию на 13.05.2021 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03.07.2017 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» как вновь учтенного объекта.

Начальник отдела государственной кадастровой оценки ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» ФИО4, привлеченный судом к участию в деле в качестве специалиста, пояснил, что кадастровая стоимость сооружения – тепловые сети от тепловой камеры Т-22 до многофункционального центра на площади Труда в г. Ярославле с кадастровым номером в городе Ярославле определена методом массовой оценки и не учитывает индивидуальные характеристики объекта с кадастровым номером . Также специалист пояснил, что ценообразующие факторы - это те обстоятельства, которые влияют на уровень, структуру, динамику и соотношение цен. Примерный перечень ценообразующих факторов приведен в Приложении 3 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226 (окончание действия документа - 28.02.2022). В Приложении 9 «Срок экономической жизни объекта капитального строительства» по наименованию «трубопроводы тепловых сетей стальные, работающие в условиях непроходных тоннелей, с воздушным зазором (подвесная изоляция) составляет 25 лет. Данная составляющая учитывается для определения физического износа объекта. Для объекта оценки с кадастровым номером были учтены следующие ценообразующие факторы: группировка – 1015 (сети тепловые); основной параметр сооружения – протяженность 311 м; год постройки – 2009; срок службы – 25 лет. Сведения для расчета были получены в ЕГРН. Сведения об иных характеристиках объекта с кадастровым номером в ЕГРН отсутствовали. Также специалист пояснил, что в расчетах использовано минимальное значение стоимости прокладки 1 километра трубопровода теплоснабжения - 4 643 293 рублей. При этом учитывалась прокладка трубопровода теплоснабжения Ду от 80 до 100 мм. Фактически трубопровод с кадастровым номером имеет Ду 159 мм. С учетом информации о характеристиках объекта с кадастровым номером установленная кадастровая стоимость некорректна, является существенно заниженной.

Изложенное в совокупности свидетельствует, что установленный административным ответчиком тариф не является экономически обоснованным. Департаментом не принято достаточных и необходимых мер по установлению первоначальной стоимости объекта и экономически обоснованного уровня арендной платы.

Кроме того, эксперт ФИО8 в своих расчетах исходила из того, что объект с кадастровым номером введен в эксплуатацию в 2009 году. Между тем, по данным ЕГРН в 2009 году было завершено строительство данного объекта. Достаточные данные, указывающие на то, что объект введен в эксплуатацию в 2009 году, отсутствуют.

Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Учитывая особенности расчета тарифа с применением метода индексации, статьи расходов, которые учитываются при расчетах, принимая во внимание, что неподконтрольные расходы в определении долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги также заложены в тариф, расчет по статье «Неподконтрольные расходы» экспертом экономически не обоснован, приказ от 15.12.2021 №186-птэ подлежит признанию недействующим в полном объеме.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом положений статьи 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», учитывая, что в приказе Департамента от 15.12.2021 №186-птэ не указано на его опубликование в издании «Документ – Регион», сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (пункт 37) следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

В настоящем административном деле обстоятельства, при которых суд вправе возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный акт, имеются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

Отсутствие тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТЭК сервис» создаст недостаточную правовую урегулированность правоотношений административного истца и неопределенного круга лиц – потребителей услуги теплоснабжению, по порядку определения размера платы за данные услуги.

В связи с этим, суд возлагает на Департамент регулирования тарифов Ярославской области обязанность принять заменяющий нормативный акт в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать со дня вступления решения суда в законную силу недействующим приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 декабря 2021 года №186-птэ «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТЭК сервис» от котельной ПАО «ТГК-2» (г. Ярославль) на 2021-2024 годы».

Обязать департамент регулирования тарифов Ярославской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять замещающий нормативный правовой акт.

Сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Г. Сингатулина