ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-161/202220И от 20.06.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

УИД 37RS0000-01-2022-000163-67

Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2022 г.

Дело № 3а-161/2022 20 июня 2022 г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Пластовой Т.В., при секретаре судебного заседания Жаворонковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново, ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Клуб строителей Ивановской области» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

У с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление Минюста России по Ивановской области, Управление, истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ивановской областной общественной организации «Клуб строителей Ивановской области», в котором просит ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Клуб строителей Ивановской области» (далее – Организация) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановская областная общественная организация «Клуб строителей ивановской области» зарегистрирована с 06 февраля 2004 г, о чем Управлением ФНС по Ивановской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1043700020242, Управлением Минюста России по Ивановской области Организации выдано свидетельство о государственной регистрации 18 июля 2017 г., Организация действует на основании Устава от 30.10.2001.

В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности организации Управлением Минюста России по Ивановской области выявлены нарушения действующего законодательства и положений устава Организации.

Так, Организацией не предоставлялась в ИФНС по г. Иваново бухгалтерская и налоговая отчётность за 2018, 2020 г.г., не предоставлялась в Ивановостат бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2018 г.; общим собранием Организации не утверждались размеры вступительных и ежегодных членских взносов, порядок и сроки их уплаты; членские взносы не уплачивались; ревизионная комиссия не переизбиралась с 2019 г.; ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации не реже одного раза в год; в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, не обеспечивалась доступность ознакомления с отчетом. В ходе проверки Устава Организации установлено, что Уставом Организации не установлена исключительная компетенция высшего органа управления – общего собрания; в Уставе Организации отсутствует срок полномочий исполнительного органа Коллегии и порядок принятия ей решений; не в полном объеме отражены права и обязанности членов Организации; единоличный исполнительный орган в Организации не предусмотрен.

По итогам проведенного контрольного мероприятия Управлением по фактам выявленных нарушений действующего законодательства и положений Устава Организации внесены письменные предупреждения об устранений нарушений законодательства 20 сентября 2021 г. за № , от 25 февраля 2022 г. за № .

25 ноября 2021 г. Управлением Минюста России по Ивановской области получено письмо от президента Организации, в котором он просит продлить срок устранения нарушений. Срок устранения нарушений был продлен до 27 января 2022 г., впоследствии продлен до 30.03.2022.

До настоящего времени нарушения не устранены. Кроме того Управлением Минюста России по Ивановской области была получена информация о том, что постоянно действующий руководящий орган Организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не находится, о чем информация в Управление не поступала.

Управлением 24 февраля 2022 г. в адрес организации вынесено письменное предупреждение об устранении вышеуказанного нарушения, которое до настоящего времени не устранено.

Из письма председателя Организации Алояна С.М., поступившего в Управление 22 февраля 2022 г., следует, что Организация свою деятельность не осуществляет и в дальнейшем осуществлять не планирует, пройти процедуру ликвидации не имеет возможности в виду отсутствия денежных средств, председатель Организации не возражает против ликвидации организации в судебном порядке.

В судебное заседание представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Минюста России по Ивановской области.

Представитель административного ответчика Ивановской областной общественной организации «Клуб строителей Ивановской области» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в котором указал, что возражений по существу заявленных требований не имеет, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Ивановская областная общественная организация «Клуб строителей Ивановской области» зарегистрирована 06 февраля 2004 г., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации за основным регистрационным номером 1043700020242. 18 июля 2017 г. Управлением Минюста России по Ивановской области Организации выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации. Организация действует на основании Устава, утвержденного протоколом учредительного собрания от 30.10.2001 № 01, Президентом Организации является Алоян С.М.

На основании распоряжения № 213-р от 08 июля 2021 г. в период с 24 августа 2021 г. по 20 сентября 2021 г. Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений устава Организации, отраженные в акте проверки № 37 от 20 сентября 2021 г.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Проверкой выявлены грубые нарушения Организацией действующего законодательства.

Согласно пунктам 3,5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ № 402-ФЗ), экономические субъекты обязаны предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. В нарушение вышеуказанной нормы Организацией, согласно информации, поступившей из Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - ИФНС по г. Иваново), не предоставлялась в ИФНС по г. Иваново бухгалтерская и налоговая отчетность за 2018, 2020 годы. Организация не представляла в Ивановосгат бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2018 год.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ №7-ФЗ) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Однако Организацией в проверяемый период: в нарушение пункта 4.5. устава общим собранием не утверждались размеры вступительных и ежегодных членских взносов, порядок и сроки уплаты членских взносов членами Организации; в нарушение пункта 4.7.3. устава членские взносы членами Организации не уплачивались; в нарушение пункта 8.1. устава ревизионная комиссия, срок полномочий которой составляет 2 года, не переизбиралась е 2019 года (полномочия ревизионной комиссии истекли в 2019 году); в нарушение пункта 8.2. устава ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации (должны проводиться не реже одного раза в год).

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в протоколе о результатах очного голосования наряду с иными сведениями должны быть указаны также сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. В нарушение вышеуказанной нормы в протоколах заседания общего собрания от 22.11.2019 и от 28.07.2020 отсутствуют сведения о лице, проводившем подсчет голосов.

В нарушение абзаца третьего статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - ФЗ № 82-ФЗ) в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом.

В ходе проверки деятельности Организации осуществлен анализ устава Организации.

В результате установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. Пунктом 3 статьи 29 ФЗ №7-ФЗ, пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ установлена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации. В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Уставом Организации не установлена исключительная компетенция высшего органа управления Организации - общего собрания.

Согласно пункту 1.6 устава Организации «Клуб вправе иметь флаг, нагрудный знак, эмблему, вымпелы и другую символику, подлежащую регистрации и учету, установленным законодательством Российской Федерации», что не соответствует части 2 статьи 20 ФЗ № 82-ФЗ, согласно которой, в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В соответствии е пунктом 4 статьи 20 ФЗ № 82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа. В нарушение указанной нормы в уставе Организации отсутствует срок полномочий исполнительного органа Коллегии (раздел VI.) и порядок принятия Коллегией решения.

Пункты 4.6 и 4.7 устава, которыми установлены права и обязанности членов Организации, не соответствуют пунктам 1 и 4 статьи 65.2 ГК РФ и пункту 1 статьи 123.6 ГК РФ. В Уставе не в полном объеме отражены права и обязанности членов Организации.

Выявленные в ходе проверки нарушения норм действующего законодательства Организацией не оспаривались.

По итогам проведенного контрольного мероприятия Управлением по фактам выявленных нарушений действующего законодательства и положений Устава Организации внесены письменные предупреждения об устранений нарушений законодательства 20 сентября 2021 г. за , от 25 февраля 2022 г. за .

25 ноября 2021 г. Управлением Минюста России по Ивановской области получено письмо от президента Организации, в котором он просит продлить срок устранения нарушений. Срок устранения нарушений был продлен до 27 января 2022 г., впоследствии продлен до 30.03.2022. До настоящего времени нарушения не устранены.

Кроме того Управлением Минюста России по Ивановской области была получена информация о том, что постоянно действующий руководящий орган Организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не находится, о чем информация в Управление не поступала.

Управлением 24 февраля 2022 г. в адрес организации вынесено письменное предупреждение об устранении вышеуказанного нарушения, которое до настоящего времени не устранено.

Из письма председателя Организации Алояна С.М., поступившего в Управление 22 февраля 2022 г., следует, что Организация свою деятельность не осуществляет и в дальнейшем осуществлять не планирует, пройти процедуру ликвидации не имеет возможности в виду отсутствия денежных средств, председатель Организации не возражает против ликвидации организации в судебном порядке.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и устава Организации, а также отсутствие у Организации намерения осуществлять свою деятельность и устранять выявленные в ходе проверки нарушения суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р е ш и л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Клуб строителей Ивановской области» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Клуб строителей Ивановской области» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Пластова Т.В.