Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 января 2022 года г. Самара Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Родиной Т.А. при секретаре Мешковой Е.В. прокурора Валюткиной С.Ш. представителя административных истцов ФИО1, представителя Собрания представителей сельского поселения Подстепки и Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО2, ПО «Луга» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-20/2022 по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 о признании недействующим нормативного правового акта в части, у с т а н о в и л : ФИО4, ФИО5 обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последнего уточнения просили признать недействующим решение Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самаркой области № 23 от 29 июля 2021 года «О внесении изменений в Правил землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области» в части отнесения на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области территории жилого массива «Луга» ( в границах улиц Лесная, Житная, Еловая, Дубравная, Сосновая, переулка Сенной) к территориальной зоне Ж8 «Зона комплексной застройки» и обязать Собрание представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области внести изменения в Правила землепользования и застройки сельского поседения Подстепки путем отнесения на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области территории жилого массива «Луга» (в границах улиц Лесная, Житная, Еловая, Дубравная, Сосновая, переулка Сенной) к территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Требования обоснованы тем, что оспариваемым решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области изменена территориальная зона жилого массива «Луга», в котором находятся земельные участки административных истцов, с зоны Ж1 ( зона застройки индивидуальными жилыми домами) на зону Ж8 ( зона комплексной застройки). Административные истцы полагают, что изменение территориальной зоны противоречит статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает их права и законные интересы в сфере градостроительной деятельности, препятствует возведению объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им земельных участках, поскольку ими получены уведомления от Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о недопустимости размещения объектов недвижимости на земельных участках, отнесенных к Зоне Ж8, в которой предусмотрена обязательная подготовка документации по планировке территории. Указывают на то, что сложившаяся застройка территории индивидуальными жилыми домами, установленный вид разрешенного использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства» противоречат сведениям Генерального плана сельского поседения, поскольку Генеральным планом установлена функциональная зона «Жилая зона» с обозначением «существующая»; на общественных обсуждениях не учтены мнения собственников жилого массива «Луга», возражавших против утверждения проекта внесения изменений. В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО1 поддержал уточненные заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административных ответчиков - Собрания представителей сельского поселения Подстепки и Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО2 заявленные требования не признал и указал, что решение об отнесении территории жилого массива «Луга» к территориальной зоне Ж8 (зона комплексной застройки) принято в связи с удаленностью указанной территории от социальных объектов поселения, невысокой степенью освоения территории, необходимостью комплексного освоения жилого массива, включая развитие дорожной сети массива, выделения территорий для прокладки коммуникаций. Данный вопрос выносился на общественные обсуждения, в ходе которых высказано 10 мнений об одобрении внесения изменений, замечаний и отрицательных мнений высказано не было. 16 июля 2021 года от ряда собственников поступили замечания по проекту решения Собрания представителей, но они поступили за пределами срока, определенного для приема замечаний и предложений, поэтому не были учтены. Представитель ПО «Луга» ФИО3 поддержал заявленные административными истцами требования. Заинтересованные лица: Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, Управление Росреестра Самарской области, а также привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство строительства Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Относительно заявленных требований Собрание представителей сельского поселения Подстепки и Администрация сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области представили письменный отзыв и дополнение к нему. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных административными истцами требований следует отказать. Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов ( пункт 1статьи 31 ГрК РФ); решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования ( пункт 5 статьи 31 ГрК РФ); одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (пункт 6 статьи 31 ГрК РФ); глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению ( пункт 7 статьи 31 ГрК РФ). В рамках предоставленных полномочий Собрание представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области приняло решение № 23 от 29 июля 2021 года, которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденные Собранием представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Самарской области № 38 от 30.12.2013 года, согласно которым в статье 22 Правил землепользования и застройки определено, что Зона Ж8- это зона комплексной застройки, которая определена для обеспечения правовых условий формирования перспективных жилых районов на основании подготовленных и утвержденных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о градостроительной деятельности и настоящими Правилами документации по планировке территории, с размещением объектов общественно-делового назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры. По карте градостроительного зонирования села Подстепки территория жилого массива «Луга» отнесена к территориальной зоне Ж8. Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном издании «Подстепкинский вестник» 3 августа 2021 года № 23 (100). Принятию данного нормативного правового акта предшествовало обсуждение вопроса подготовки внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки сельского поселения от 3 марта 2021 года. 11 июня 2021 года Администрацией сельского поселения Подстепки принято постановление № 39 о проведении общественных обсуждений с 11 июня 2021 года по 20 июля 2021 года, которое опубликовано в издании «Подстепкинский вестник» 11 июня 2021 года №18 (95). По результатам общественных слушаний 17 июля 2021 года составлено заключение по результатам общественных обсуждений, которое опубликовано в издании «Подстепкинский вестник» 20 июля 2021 года № 22 (99). Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Доводы представителя административных истцов о том, что по результатам общественных слушаний не были учтены мнения собственников жилого массива «Луга», возражавших против внесения изменений в Правила землепользования и застройки, не могут быть приняты судом во внимание. Приложением № 2 к постановлению Администрации с.п. Подстепки от 11.06.2021 года № 39 установлен срок представления предложений и замечаний по проекту внесения изменений с 18 июня 2021 года по 8 июля 2021 года. В ходе общественных обсуждений высказано 10 мнений об одобрении внесения изменений, замечаний и отрицательных мнений высказано не было. Замечания по проекту Решения Собрания представителей с.п. Подстепки «О внесении изменений в ПЗЗ с.п. Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области» поступили от ФИО4 в Администрацию с.п. Подстепки 16 июля 2021 года, за пределами срока, определенного для приема замечаний и предложений в рамках проведения общественных обсуждений, что подтверждается актом приема –передачи документов. Из материалов дела следует, что ФИО4, ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Принадлежащим административным истцам земельные участки входят в жилой массив «Луга». Изначально Правилами землепользования и застройки с.п. Подстепки, утвержденными решением Собрания представителей с.п. Подстепки № 38 от 30 декабря 2013 года, территория жилого массива «Луга» относилась к территориальной зоне Ж8 (зона комплексной застройки), предусматривающей подготовку проекта планировки территории. 26 февраля 2019 года территория жилого массива «Луга» переведена в территориальную зону Ж1 ( зона застройки индивидуальными жилыми домами) решением Собрания представителей с.п. Подстепки № 8 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Подстепки. По заявлению Потребительского общества «Луга» распоряжением Администрации с.п. Подстепки № 496 от 5 мая 2019 года признано утратившим силу Распоряжение Главы Администрации с.п. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области № 356 от 9.09.2010 года «Об утверждении проекта планировки территории земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных в <адрес>, жилой комплекс усадебного типа «Луга». Оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в Правила землепользования и застройки с.п. Подстепки, которыми территория жилого массива «Луга» вновь отнесена к территориальной зоне Ж8 ( зона комплексной застройки). Как следует из пояснений сторон, вся территория жилого массива «Луга», включая территорию, используемую под дороги, под размещение инженерных коммуникаций, иные территории общего пользования, находится в частной собственности. Застройка территории фактически свидетельствует о предстоящем создании элементов планировочной структуры населенного пункта, что в отсутствие утвержденного проекта планировки, без установления красных линий, которые устанавливаются проектами планировки, может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан на благоприятные условия проживания, на беспрепятственное владение и пользование принадлежащими им объектами и объектами общего пользования. В связи с указанными обстоятельствами в Правилах землепользования и застройки с.п. Подстепки была предусмотрена территориальная зона Ж8 для обеспечения правовых условий формирования жилых районов на основе документации по планировке территории с размещением объектов общественно-делового назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры, установления границ территорий общего пользования и красных линий. Доводы представителя административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану с.п. Подстепки, являются несостоятельными. Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования. Генеральным планом с.п. Подстепки, утвержденным решением Собрания представителей с.п. Подстепки от 12 декабря 2013 года № 34 в редакции от 15 декабря 2019 года № 38, земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, а также жилой массив «Луга» располагаются в функциональной зоне - жилая зона. Установленная оспариваемым нормативным правовым актом в отношении жилого массива «Луга» территориальная зона Ж8 (Зона комплексной застройки), сложившаяся застройка и вид разрешенного использования земельных участков (для индивидуального жилищного строительства) не противоречат функциональной зоне (жилая зона), определенной Генеральным планом с.п. Подстепки. Ссылка представителя административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельной. Согласно указанной норме собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). В соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Как следует из материалов дела, 20 мая 2021 года Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО4, ФИО5 выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и ( или) недопустимости размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках №, №, № в связи с отнесением земельных участков к территориальной зоне Ж8, где предусмотрена обязательная подготовка документации по планировке территории. Административные истцы вправе пользоваться принадлежащими им земельными участками в соответствии с их разрешенным использованием и с соблюдением предусмотренных действующим законодательством градостроительных регламентов. Необходимость соблюдения норм закона не может свидетельствовать о нарушении прав административных истцов. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не нарушает права административных истцов. Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р е ш и л : В удовлетворении требований ФИО4, ФИО5 о признании недействующим Решения Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области № 23 от 29 июля 2021 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Самарской области» в части отнесения по Карте градостроительного зонирования сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области территории жилого массива «Луга» ( в границах улиц Лесная, Житная, Еловая, Дубравная, Сосновая, пос. Сенной) к территориальной зоне Ж8 ( зона комплексной застройки), об обязании Собрание представителей внести изменения в Правила землепользования и застройки отказать. Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Т.А.Родина Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 года. . |