ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1622/2021 от 17.12.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 декабря 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Мешковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1622/2021 по административному исковому заявлению Калинина В.А. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости,

с участием представителя административного истца по доверенности Дорохова С.А.,

у с т а н о в и л:

Калинин В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последнего уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 2 206 106 руб. для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 24 июля 2013 года по 28 ноября 2019 года включительно.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он являлся собственником вышеуказанного нежилого здания до момента его снятия с кадастрового учета ( до 28 ноября 2019 года). Кадастровая стоимость нежилого здания существенно превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца Дорохов С.А. поддержал уточненные заявленные исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация с.п. Новоспасское м.р. Приволжский, Администрация м.р. Приволжский Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области представило письменные пояснения.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом здании с кадастровым номером площадью 5 704 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>.

Его собственником с 16 октября 2017 года являлся Калинин В.А.

Как следует из письма Управления Росреестра по Самарской области от 10 июня 2021 года, решением Приволжского районного суда от 11.12.2018 установлен факт кадастровой ошибки в сведениях ЕГРН в сведениях об объекте недвижимого имущества здания АЗС-69 в части указания площади 5704 руб. В соответствии с резолютивной частью данного решения было погашено право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером , на кадастровый учет поставлен объект недвижимости - сооружение автозаправочная станция № 69 с кадастровым номером площадью 32,4 кв.м..

Объект недвижимости с кадастровым номером снят с кадастрового учета 28 ноября 2019 года с присвоением ему статуса «архивный».

По сообщению ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области решение об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером государственным регистратором не принято.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 42 173 892,96 руб.

В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.

Считая кадастровую стоимость нежилого здания завышенной и свои права нарушенными, 27 августа 2021 года Калинин В.А. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Пропущенный административным истцом срок для обращения в суд подлежит восстановлению, поскольку кадастровая стоимость этого объекта не была пересмотрена, и на дату обращения административного истца в суд сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством

В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке рыночной стоимости № 2021/458 от 10 августа 2021 года и № 2021/458-1 от 10 августа 2021 года, выполненные обществом с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ», которым величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 964 274 руб..

Однако, указанными отчетами величина рыночной стоимости здания определена исходя из площади 28,7 кв.м, которая не соответствует площади здания, содержащейся в сведениях ЕГРН и в отношении которой техническая ошибка не исправлена.

В связи с этим административный истец представил отчет об оценке № 2021.12.-110, выполненный ООО «Агентство оценки «Гран Истейт» 7 декабря 2021 года, согласно которому величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером площадью 5 704 кв. м определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 206 106 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 июля 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого здания.

Давая оценку представленному отчету об оценке № 2021.12.-110, выполненному ООО «Агентство оценки «Гран Истейт» 7 декабря 2021 года,, суд отмечает, что отчет соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, приведённые в нем выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, выводы оценщика базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилого здания на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчеты величины рыночной стоимости приведены в рамках выбранного оценщиком затратного подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, квалификация оценщика подтверждена приложенными к отчету документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Принимая во внимание, что административный истец просил об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 2 206 106 рублей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 27 августа 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Калинина В.А. удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 5 704 кв. м., <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 206 106 руб. на период до 28 ноября 2019 года.

Датой обращения Калинина В.А. в суд считать 27 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2021 года.