ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1628/2022 от 29.09.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2022 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Усачевой О.А.,

представителей прокуратуры Самарской области ФИО11

Правительства Самарской области ФИО9

Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1628/2022 по административному иску заместителя прокурора Самарской области к Правительству Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

12 ноября 2021 года Правительство Самарской области приняло постановление № 882 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения в Самарской области» на 2014-2023 годы государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2023 годы».

Постановление Правительства Самарской области от 12 ноября 2021 год № 882а опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 12 ноября 2021 года, в газете «Волжская коммуна» № 184 (31183) от 17 ноября 2021 года и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.

Заместитель прокурора Самарской области обратился с административным иском в суд с последующим уточнением о признании недействующим с момента вступления в законную силу судебного акта пункта 5 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения в Самарской области» на 2014-2023 годы государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2023 годы», утвержденного Правительством Самарской области от 12 ноября 2021 года № 882 (далее Порядок), в части, в которой данный пункт не предусматривает предоставление в министерство информации о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества,

абзаца 5 пункта 8 Порядка, в части, в которой данный абзац не предусматривает требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.

Требования мотивированы тем, что отдельные положения оспариваемого постановления противоречат федеральному законодательству. В нарушение пп. «а» п.4 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условий предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203, в число документов, предоставляемых учреждением в министерство не включена информация о планируемом к приобретению имуществе в соответствии с целью предоставления субсидии. Порядок не предусматривает у бюджетных учреждений требования сведений об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, представленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами.

Представитель административного истца Пижамова О.И. в судебном заседании уточненный административный иск поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель Правительства Самарской области по доверенности ФИО12 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что при предоставлении субсидии учреждение предоставляет в министерство документы, в том числе пояснительную записку с обоснованием необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, абзацем 4 пункта 5 Порядка предусмотрено документальное обоснование затрат с приложением документального обоснования необходимости приобретения основных средств, оборудования, инвентаря, технических и вспомогательных средств реабилитации, мебели указанием их стоимости, количества, технических характеристик, а также с приложением не менее трех коммерческих предложений и (или) прайс-листов по каждой позиции. Указанное отвечает условиям ясности, недвусмысленности и единообразному пониманию нормы и применении всеми правоприменителями. Представляемые документы содержат информацию (сведения) об имуществе. Абзацем пятым пункта 8 Порядка установлено, что отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, не является условием предоставления субсидии в соответствии с Порядком. Следовательно, все требования Общих положений соблюдены.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО13 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, обосновывая свою позицию аналогично возражениям административного ответчика.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

12 ноября 2021 года Правительство Самарской области приняло постановление № 882 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения в Самарской области» на 2014-2023 годы государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2023 годы».

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области htt://www.pravo.samregion.ru 12 ноября 2021 года, в газете «Волжская коммуна» № 184 (31183) от 17 ноября 2021 года.

Соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форма нормативного правового акта, процедура его принятия, правила введения нормативного правового акта в действие, порядок его опубликования и вступления в силу административным истцом не оспаривается.

Суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах его полномочий, с соблюдением формы постановления, подписания, процедуры его опубликования.

Указанный нормативный правовой акт определяет условия и порядок предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям на оснащение техническими и вспомогательными средствами реабилитации, мебелью, основными средствами, оборудованием и инвентарем в рамках внедрения системы долговременного ухода в Самарской области.

В соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 22 февраля 2020 года принято постановление № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели» (далее Общие требования).

В соответствии с пп.а п.4 Общих требований, в целях определения условий и порядка предоставления субсидии в правовом акте указываются:

перечень документов, представляемых учреждением в орган-учредитель для получения субсидии (при необходимости требования к указанным документам), который включает в себя:

пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления бюджетных средств на цели, установленные правовым актом в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящего документа, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;

перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, в случае если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);программу мероприятий, в случае если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;

информацию о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;

информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, в случае если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;

иную информацию в зависимости от цели предоставления субсидии.

Пункт 5 Порядка определяет список документов, представляемых учреждением в министерство в целях получения субсидии учреждение:

заявку на предоставление субсидии, оформленную на бланке учреждения, подписанную руководителем и заверенную печатью учреждения, с указанием наименования мероприятия Подпрограммы и суммы предоставляемой субсидии;

пояснительную записку с обоснованием необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии;

документальное обоснование затрат с приложением документального обоснования необходимости приобретения основных средств, оборудования, инвентаря, технических и вспомогательных средств реабилитации, мебели и указанием их стоимости, количества, технических характеристик, а также с приложением не менее трех коммерческих предложений и (или) прайс-листов по каждой позиции.

В перечне необходимых документов, указанных в Порядке, отсутствует указание на необходимость предоставления информации о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества, что противоречит списку необходимых документов, представляемых учреждением для получения субсидии, предусмотренных Общими требованиями, поскольку предоставление данной информации является обязательным документом.

Доводы административного истца, что указанная информация содержится в документальном обосновании затрат с приложением документального обоснования необходимости приобретения основных средств, оборудования, инвентаря, технических и вспомогательных средств реабилитации и пр., являются необоснованными, поскольку документ не является информацией о планируемом к приобретению имуществе. Суд полагает, что Общими требованиями предусмотрены документы, подлежащих предоставлению учреждением в орган-учредитель для получения субсидии, которые несут в себе различную информацию.

Пункт 8 оспариваемого Порядка указывает условия предоставления субсидии:

заключение между министерством и учреждением соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства управления финансами Самарской области (далее - соглашение);

фактическая потребность в кассовых расходах учреждения;

согласие учреждения на проведение в отношении него проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии министерством и органами государственного финансового контроля Самарской области.

Отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, не является условием предоставления субсидии в соответствии с настоящими порядком определения объема и условиями предоставления субсидий.

При этом пп. е п.4 Общих требований указывает, что в целях определения условий и порядка предоставления субсидии в правовом акте указываются:

требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии, в том числе:

требование об отсутствии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации;

иные требования (при необходимости).

Таким образом, требование об отсутствии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации является обязательным требованием, предусмотренным Общими требованиями, и указание в Порядке определения объема и условий предоставления субсидий на то, что данный факт не является условием предоставления субсидий, находится в противоречии с Общими требованиями.

Общими требованиями предусмотрены случаи предоставления субсидии в отсутствии требования об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами - случаев предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъект. Из смысла вышеуказанной нормы, иные случаи подразумевают срочность и неотложность предоставления субсидий и не могут быть применимы ко всем учреждениям.

Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализова6ны права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемое решение применялось и на его основании были реализованы права учреждений, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Самарской области к Правительству Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения в Самарской области» на 2014-2023 годы государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2023 годы», утвержденного Правительством Самарской области от 12 ноября 2021 года № 882, в части, в которой данный пункт не предусматривает предоставление в министерство информации о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 5 пункта 8 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения в Самарской области» на 2014-2023 годы государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2023 годы», утвержденного Правительством Самарской области от 12 ноября 2021 года № 882, в части, в которой данный абзац не предусматривает требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.10.2022 года.

Судья: М.А.Панкова