РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре Колесниковой К.О.,
с участием:
представителя административного истца Заместителя прокурора Иркутской области Румянцевой А.А.,
представителя административного ответчика Думы муниципального образования «Боханский район» и заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Боханский район» Шохоновой Н.А.,
представителя заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области Гиголаевой Х.Т.,
представителя заинтересованного лица Министерства труда и занятости Иркутской области Россовой Е.Ю.,
представителя заинтересованного лица Службы государственного финансового контроля Иркутской области Пахтусовой Л.В.,
представителей заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Иркутской области Каменяр О.В. и Корень К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-162/2017 по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Думе муниципального образования «Боханский район» о признании не действующим со дня принятия решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район»,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район».
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым решением Думы муниципального образования «Боханский район», опубликованным в районной газете «Сельская правда» от 2 марта 2017 года № 8(9527), утверждены примененные при расчете оплаты труда выборным лицам ежемесячное денежное вознаграждение и ежемесячный коэффициент денежного поощрения за 2013, 2014, 2015 годы, подлежащие выплате за счет средств местного бюджета.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации акты бюджетного законодательства, к которым относится оспариваемое решение Думы, не имеют обратной силы и могут применяться к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В 2013-2014 годах муниципальное образование «Боханский район» относилось к муниципальным образованиям 4 группы дотационности, обязанным заключать с финансовым органом субъекта Российской Федерации соглашение о мерах по повышению эффективности использования денежных средств.
9 января 2014 года между Администрацией муниципального образования «Боханский район» и Министерством финансов Иркутской области заключено соглашение, по условиям которого предусмотрено не повышать заработную плату работникам муниципальных учреждений и денежное содержание главам и муниципальным служащим органов местного самоуправления, однако оспариваемым решением условия данного соглашения нарушены.
2 марта 2017 года прокуратурой Боханского района принесен протест на решение Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121.
24 марта 2017 года по фактам незаконной выплаты заработной платы возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решением Боханского районного суда Иркутской области от 28 марта 2017 года удовлетворено исковое заявление прокурора Боханского района о взыскании незаконно полученной заработной платы с председателя Думы муниципального образования «Боханский район» "данные изъяты", определением Боханского районного суда Иркутской области от 28 марта 2017 года производство по делу по исковому заявлению прокурора Боханского района о взыскании незаконно полученной заработной платы с мэра муниципального образования «Боханский район» "данные изъяты" прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.
Вместе с тем решением Думы муниципального образования «Боханский район» от 10 апреля 2017 года № 128 «О рассмотрении протеста прокуратуры Боханского района» оспариваемое решение Думы признано законным и обоснованным.
Заместитель прокурора Иркутской области просил признать решение Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» недействующим с момента принятия.
В судебном заседании прокурор Румянцева А.А. административные исковые требования поддержала, представила дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что в соответствии со статьей 8 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» предусмотрены гарантии по оплате труда выборного лица местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе. Постановлением правительства Иркутской области от 27 ноября 2014 года № 599-пп установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Боханский район в 2013-2015 годах являлся дотационным. В нарушение пункта 2.8 соглашения от 9 января 2013 года, заключенного между муниципальным образованием «Боханский район» и Министерством финансов Иркутской области, денежное вознаграждение мэра и председателя Думы ежегодно повышалось. В нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции» в оспариваемом решении указано на отсутствие нормативных правовых актов, устанавливающих размер денежного содержания и ежемесячный коэффициент денежного поощрения в 2013-2015 годах выборным должностным лицам местного самоуправления, однако фактически легализована незаконно начисленная и выплаченная заработная плата мэру и председателю Думы муниципального образования «Боханский район».
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы муниципального образования «Боханский район» и заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Боханский район» Шохонова Н.А. с административными исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области Гиголаева Х.Т. ссылалась на невозможность давать оценку оспариваемому нормативному правовому акту, пояснила, что финансовый орган не усмотрел нарушений соглашения от 9 января 2013 года, поскольку денежные выплаты выборным должностным лицам муниципального образования «Боханский район» осуществлялись в пределах бюджетных средств.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Службы государственного финансового контроля Иркутской области Пахтусова Л.В. пояснила, что в 2013-2015 годах Службой не проводились плановые или внеплановые проверки органов местного самоуправления муниципального образования «Боханский район», касающиеся начисления и выплаты денежного поощрения выборным лицам указанных органов, в полномочия Службы не входит определение законности нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства труда и занятости Иркутской области Россова Е.Ю. пояснила, что в 2015 году министерство неоднократно давало разъяснения выборным лицам муниципального образования «Боханский район» по вопросу применения Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвержденных постановлением правительства Иркутской области от 27 ноября 2014 года № 599-пп. Председателем Правительства Иркутской области 28 июня 2016 года главам муниципальных образований Иркутской области дано указание принять неотложные меры по приведению муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в соответствие с нормами федерального и областного законодательства.
В судебном заседании представители заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Иркутской области Каменяр О.В. и Корень К.С. административные исковые требования прокурора поддержали, пояснив, что в 2016 году в муниципальном образовании «Боханский район» осуществлялось контрольное мероприятие «Проверка результативного (эффективного и экономного) использования межбюджетных трансфертов (выборочно), бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета в 2015 году бюджету муниципального образования «Боханский район». Общая сумма выявленных нарушений составила более 40 миллионов рублей, из них 962,4 тысячи рублей – необоснованное завышение заработной платы с начислениями на нее выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район».
Заинтересованное лицо Мэр муниципального образования «Боханский район» в судебное заседание не явился, направил письменное заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с положениями статей 34 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), части 1 статьи 21 Устава муниципального образования «Боханский район», наделенного статусом муниципального района (часть 1 статьи 2 Устава), представительным органом муниципального образования является Дума муниципального района.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования, следовательно, дело подсудно Иркутскому областному суду в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Заместитель прокурора субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, административное исковое заявление Заместителя прокурора Иркутской области по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 11 статьи 35, частью 5.1 статьи 40, частью 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 2 статьи 8 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.
Оспариваемое в данном деле решение Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2013 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» является муниципальным правовым актом, так как принято управомоченным представительным органом местного самоуправления. В нем содержатся правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение при исчислении оплаты труда выборным лицам местного самоуправления, направлены на изменение правоотношений в период времени 2013-2015 годов.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в районной газете «Сельская правда» за 2 марта 2017 года № 8 (9527) (л.д.209, 211 том 1), которая в соответствии с частью 6 статьи 27 Устава муниципального образования «Боханский район» определена в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Боханский район» (л.д.45 том 2).
В соответствии с положениями части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Судом установлено, что оспариваемое решение Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 является действующим нормативным правовым актом, административное исковое заявление подано в период действия данного акта, поэтому административное дело подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что оспариваемое решение принято управомоченным органом, в форме решения в соответствии с правилами части 1 статьи 27 Устава муниципального образования «Боханский район».
На заседании Думы 22 февраля 2017 года присутствовали девять депутатов из пятнадцати избранных депутатов, результат голосования в протоколе не отражен (л.д.190-196, 203-205 том 1), что лишает суд возможности проверить волеизъявление депутатов.
Вид нормативного правового акта не соответствует требованиям статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Боханский район», статьи 53 Регламента Думы муниципального образования «Боханский район», поскольку в нем не указаны нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, которые позволяют придавать обратную силу нормативным актам местного самоуправления по вопросам оплаты труда выборных должностных лиц.
В связи с этим, суд приходит к выводу о нарушении вида нормативного правового акта и процедуры его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, содержащихся в пункте 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала пять процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Судом установлено, что в период времени с 14 марта по 13 мая 2016 года Контрольно-счетной палатой Иркутской области в муниципальном образовании «Боханский район» осуществлялось контрольное мероприятие «Проверка результативного (эффективного и экономного) использования межбюджетных трансфертов (выборочно), бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета в 2015 году бюджету муниципального образования «Боханский район».
В ходе проведения данного мероприятия Контрольно-счетной палатой Иркутской области установлено, что оплата труда выборных должностных лиц муниципального образования в 2008-2012 года осуществлялась на основании «Положения об условиях оплаты труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «Боханский район», утвержденного решением Думы от 27 декабря 2007 года № 185, в редакции от 03 декабря 2009 года № 50, от 29 декабря 2010 года № 129, от 30 ноября 2011 года № 176, от 04 апреля 2012 года № 210. В 2015 году размеры и условия оплаты труда мэра и председателя Думы муниципального образования «Боханский район» устанавливались не представительным органом местного самоуправления, а распоряжениями исполнительного органа муниципального образования и председателем думы, а также определялись штатными расписаниями. При этом размеры ежемесячного денежного вознаграждения мэра муниципального образования «Боханский район» и председателя думы, а также коэффициенты ежемесячного денежного поощрения, установленные штатными расписаниями в 2015 году, превышали соответствующие показатели, утвержденные решением Думы муниципального образования «Боханский район» от 04 апреля 2012 года № 210, в результате чего было допущено завышение заработной платы с начислениями на нее выборным должностным лицам муниципального образования «Боханский район» только в 2015 году на сумму 962,4 тысячи рублей.
Судом также установлено, что фактически оспариваем нормативным правовым актом повышено денежное содержание выборным должностным лицам муниципального образования «Боханский район» в нарушение пункта 2.8 Соглашения «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета», заключенного 9 января 2013 года между Министерством финансов Иркутской области и администрацией муниципального образования «Боханский район», с учетом дополнительного соглашения от 9 января 2014 года (л.д.142-145 том 2).
24 марта 2017 года следователем СО МО МВД России «Боханский» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения выборным должностным лицам муниципального образования в период с 2013 по 2015 годов в отсутствие муниципальных правовых актов (л.д.108 том 1).
В судебном заседании представитель административного ответчика Шохонова Н.А. подтвердила указанные обстоятельства, дополнительно пояснив, что принятие оспариваемого нормативного правового акта вызвано необходимостью упорядочить оплату труда указанным лицам в 2013, 2014, 2015 годах, учитывая, что все выплаты осуществлялись в пределах установленных правительством Иркутской области нормативов.
Из содержания решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» (л.д.188-189 том 1) следует, что оно принято в связи с отсутствием нормативных правовых актов, устанавливающих размер ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячный коэффициент денежного поощрения в 2013, 2014 и 2015 годах Мэру и председателю Думы. Данным решением признаны законными и утверждены примененные при расчете оплаты труда выборным должностным лицам ежемесячное денежное вознаграждение и ежемесячный коэффициент денежного поощрения по годам:
В 2013 году мэру муниципального образования «Боханский район»:
ежемесячное денежное вознаграждение – 9556,0 рублей,
коэффициент денежного поощрения – 6,3878.
Председателю Думы муниципального образования Боханский район»:
ежемесячное денежное вознаграждение – 7645,0 рублей,
коэффициент денежного поощрения – 5,438.
В 2014 году мэру муниципального образования «Боханский район»:
ежемесячное денежное вознаграждение – 10088,0 рублей,
коэффициент денежного поощрения – 6,426.
Председателю Думы муниципального образования Боханский район»:
ежемесячное денежное вознаграждение – 8070,0 рублей,
коэффициент денежного поощрения – 5,438.
В 2015 году мэру муниципального образования «Боханский район»:
ежемесячное денежное вознаграждение – 10085,0 рублей,
коэффициент денежного поощрения – 6,7.
Председателю Думы муниципального образования Боханский район»:
ежемесячное денежное вознаграждение – 10085,0 рублей,
коэффициент денежного поощрения – 4,3.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
Согласно положениям части 2 статьи 5, статей 12, 15, 65, 83, 85, 92, 98, 111, 213, 214, 242, 264, 275 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование бюджета происходит в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Проанализировав содержание оспариваемого нормативного правового акта - решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район», суд приходит к выводу, что его положения регламентируют бюджетные правоотношения, поскольку они определяют размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в рамках межбюджетных трансфертов Боханскому району из областного бюджета.
Поскольку судом установлено, что представительным органом муниципального образования «Боханский район» в 2013, 2014, 2015 годах не принимались муниципальные нормативные правовые акты, которыми бы определялись размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, поэтому установление ежемесячного денежного вознаграждения и коэффициента денежного поощрения на прошедший период указанным лицам противоречит приведенным положениям федерального законодательства.
Судом установлено, что принятие оспариваемого нормативного правового акта обусловлено легализацией начисленных и выплаченных денежных сумм Мэру и председателю Думы муниципального образования «Боханский район», что недопустимо ввиду противоречия вышеназванным положениям бюджетного законодательства.
Все доводы представителя административного ответчика Думы муниципального образования «Боханский район» и заинтересованного лица Мэра муниципального образования «Боханский район» Шохоновой Н.А. о том, что оплата труда выборным должностным лицам района в 2013, 2014 и 2015 годах производилась в соответствии с нормативными правовыми актами Иркутской области, которыми устанавливались нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и в пределах бюджетных средств Боханского района, что подтверждается представленными штатными расписаниями, карточками-справками о выплате денежных сумм и решениями Думы муниципального образования «Боханский район» о бюджете муниципального образования на 2013, 2014 и 2015 годы, а также разъяснениями Министерства труда и занятости Иркутской области (л.д.22-83, 144-175 том 1), являются несостоятельными и не свидетельствуют о соответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу, оспариваемого нормативного правового акта, исходя из следующего.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (часть 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Финансирование осуществления гарантий исполнения полномочий выборного лица местного самоуправления производится за счет средств соответствующего местного бюджета.
При определении размеров указанного финансирования муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством Иркутской области нормативы формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления и содержание органов местного самоуправления (статья 4 закона Иркутской области от 17 февраля 2008 года № 122-оз). Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что распоряжениями Министерства финансов Иркутской области от 30 мая 2013 года № 139-мр, от 29 мая 2014 года № 170-мр, от 28 июля 2015 года № 301-мр, от 28 октября 2016 года № 578-мр утверждены перечни муниципальных образований Иркутской области, указанные в пунктах 2-4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу которых относится муниципальное образование «Боханский район» (л.д.149-198 том 2).
Проанализировав указанные положения федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что в дотационных муниципальных образованиях, к числу которых относится муниципальное образование «Боханский район», оплата труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, должна осуществляться исходя из возможностей местного бюджета и не превышать установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы, а не равняться указанным нормативам, учитывая, что указанные нормативы не являются расходными обязательствами местного бюджета.
Поскольку оспариваемым решением Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» легализована выплата ежемесячного денежного вознаграждения с коэффициентом денежного поощрения Мэру и председателю Думы муниципального образования «Боханский район» в 2013, 2014, 2015 годах, указанное решение имеет обратную силу, что невозможно в бюджетных правоотношениях, оно вне всякого сомнения нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку нарушен баланс частных и публичных интересов, и должно быть признано не действующим со дня его принятия.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Думе муниципального образования «Боханский район» о признании не действующим со дня принятия решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» подлежат удовлетворению, поскольку указанный нормативный правовой акт противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с положениями части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:
указание на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или иной определенной судом даты,
указание на официальное опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в районной газете «Сельская правда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия решение Думы муниципального образования «Боханский район» от 22 февраля 2017 года № 121 «Об упорядочении оплаты труда выборных должностных лиц муниципального образования «Боханский район».
Резолютивная часть решения подлежит публикации в районной газете «Сельская правда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Ткачук
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2017 года.