ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/20 от 18.11.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-162/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 18 ноября 2020 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре - помощнике судьи Гаришине А.В.

с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., представителей административного истца акционерного общества «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» по доверенности Пенкина В.В., административного ответчика Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области по доверенности Беляковой Н.А., заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области по доверенности Коротковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 17 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» в размере «80,0» приложения № 2 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования Александровский район», утверждённого решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 27 февраля 2020 года № 425,

УСТАНОВИЛ:

решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 23 марта 2016 года № 58 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет муниципальное образование Александровский район» (далее также - решение СНД от 23 марта 2016 года № 58) утверждена Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования Александровский район (далее также - Таблица ставок), являющаяся приложением № 2 к названному решению СНД от 23 марта 2016 года № 58 (т.2, л.д.55-78).

Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского района Владимирской области 24 марта 2016 года, вступил в силу со дня его официального опубликования (т.2, л.д.88, т.3, л.д.67).

Пунктом 17 Таблицы ставок была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» в размере «80,0».

В дальнейшем в указанный нормативный правовой акт решениями СНД Александровского района Владимирской области от 25 мая 2016 года № 74, от 21 февраля 2017 года № 144, от 26 марта 2018 года № 235, от 20 февраля 2019 года № 314 неоднократно вносились изменения, которые не коснулись вышеназванного пункта 17 Таблицы ставок, утверждённой решением СНД от 23 марта 2016 года № 58 (т.3, л.д.58-65).

Вместе с тем решением СНД Александровского района Владимирской области от 27 февраля 2020 года № 425 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Александровского района от 23 марта 2016 года № 58 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет муниципальное образование Александровский район» (далее также - решение СНД от 27 февраля 2020 года № 425) приложение № 2 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования Александровский район», в том числе и пункт 17 Таблицы ставок, изложены в новой редакции, в соответствии с которой установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи», в размере «80,0» (т.2,л.д.89-108).

Решение СНД от 27 февраля 2020 года № 425, в котором указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие (действующие) по состоянию на 1 января 2020 года, опубликовано в официальном печатном издании - газете «Александровский ГОЛОС ТРУДА» № 10 (15166) 4 марта 2020 года и на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского района Владимирской области 3 марта 2020 года (т.2, л.д.116-145, т.3,л.д.66).

29 октября 2020 года акционерное общество «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» (далее также - АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ»), к которому в 2017 году в результате реорганизации **** (далее также - ****), перешли права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка, заключенному с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области, обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения административного дела, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 17 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» в размере «80,0» приложения № 2 Таблицы ставок, утверждённого решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425 (т.1, л.д.3-11,107-115).

В обоснование АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» указало на то, что применение оспариваемой нормы влечёт уплату арендной платы в завышенном размере и не согласуется с принципами экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений, закрепленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, как арендатора земельного участка, относящегося к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории названного муниципального образования, на уплату арендной платы в размере, установленном с учётом норм федерального законодательства.

В судебном заседании представитель АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» по доверенности Пенкин В.В. поддержал административный иск с учётом уточнений по изложенным в нём основаниям, фактически подтвердив, что заявленные требования сводятся к оспариванию пункта 17 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» в размере «80,0» приложения № 2 Таблицы ставок, утверждённого решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, именно в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425. При этом указал, что полномочия СНД Александровского района Владимирской области на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.

Административный ответчик СНД Александровского района Владимирской области и заинтересованное лицо комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (далее также - КУМИ администрации Александровского района Владимирской области) в своих письменных отзывах (т.1,л.д.141-143, т.2,л.д.166,167, т.3,л.д.44-47) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании их представителями по доверенностям Беляковой Н.А. и Коротковой И.А., соответственно, не согласились с заявленными требованиями, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции СНД Александровского района Владимирской области, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», порядок его принятия не нарушен. При определении размера оспариваемой ставки, учитывался диапазон ставок, установленных постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, утвердившим Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области, в соответствии с которым для земельных участков с таким же видом разрешенного использования, что и земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, ставка устанавливается в размере от «0,5 до 210,0». Размер рассматриваемой ставки, установленный решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, не изменился в результате внесённых изменений решением СНД от 27 февраля 2020 года № 425. Регламентом СНД Александровского района Владимирской области (статья 33) предоставление экономического обоснования в составе проектов решений предусмотрено исключительно для случаев, когда проект решения требует финансовых и материальных затрат, чего в данном случае не было, поэтому экономического обоснования не требовалось. Вместе с тем при принятии решения СНД от 23 марта 2016 года № 58 соблюдён принцип экономической обоснованности, специалистами администрации Александровского района был произведён анализ факторов, влияющих на размер арендной платы, в том числе с учётом доходности соответствующих видов экономической деятельности, их социальной значимости, участия в наполняемости доходной части районного бюджета, влияния на состояние земельных участков и окружающей среды. Действие оспариваемой ставки на всей территории Александровского района Владимирской области, для всех субъектов, осуществляющих соответствующую экономическую деятельность, свидетельствует о соблюдении принципа запрета необоснованных предпочтений. Поскольку размер рассматриваемой ставки при принятии решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425 не изменился, экономического обоснования не производилось.

Привлечённая судом для участия в деле в качестве заинтересованного лица администрация Александровского района Владимирской области, явка которой не признана судом обязательной и не является таковой по закону, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, уважительных причин его неявки не представила, в направленном в суд письменном отзыве возражала против удовлетворения административного искового заявления АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» фактически по тем же основаниям, что и СНД Александровского района Владимирской области, КУМИ администрации Александровского района Владимирской области (т.3,л.д.6,7).

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения участвующих в деле лиц, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя администрации Александровского района Владимирской области, явка которой не признана судом обязательной и не является таковой по закону.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы

В силу пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 25 февраля 2015 года №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Владимирской области или государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям администрации Владимирской области (пункт 6 части 2 статьи 1).

Постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969 (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области, согласно пункту 8 которого, ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду разрешенного использования в пределах, указанных в Таблице ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.

Согласно пункту 16 упомянутой Таблицы размер ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешённого использования земельного участка: «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанных в пунктах 3.1.1, 3.2.3» составляет «0,5 - 210,0».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 42 Устава муниципального образования Александровский район (далее также - Устав), утверждённого решением СНД Александровского района Владимирской области 30 августа 2010 года № 90 (в редакции решения СНД от 20 февраля 2019 года № 311) к полномочиям администрации муниципального образования Александровский район относится, в том числе управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 3 статьи 30 Устава, СНД Александровского района Владимирской области осуществляет полномочия по утверждению порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

В силу положений, содержащихся в статьях 10,26 Устава, СНД Александровского района Владимирской области по вопросам, отнесённым федеральными законами и законами Владимирской области, уставом муниципального образования к его компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования Александровский район Владимирской области.

Из материалов административного дела усматривается, что как решение СНД от 23 марта 2016 года № 58, так и решение СНД от 27 февраля 2020 года № 425 приняты в соответствии с предоставленными приведёнными выше нормами федерального, регионального и муниципального законодательства полномочиями, компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения их в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям, как решение СНД от 23 марта 2016 года № 58, так и решение СНД от 27 февраля 2020 года № 425 административным истцом не оспариваются.

В соответствии с частями 1,2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты; по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемого в части решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Эти принципы являются общеобязательными.

К числу таких принципов относятся:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.Из материалов административного дела следует, что в результате реорганизации **** права и обязанности по договору аренды от 14 июля 2011 года № 474-01/11 земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: ****, заключённому для установки и эксплуатации металлической антенной башни высотой 70 м. и базовой станции радиотелефонной связи с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области и действующему до настоящего времени, перешли к АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ». В соответствии с упомянутым договором аренды, приложениями к нему, дополнительным соглашением к названному договору аренды расчёт арендной платы производится, в том числе с учётом ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земель (т.1, л.д.37-46, т.3,л.д.48-55).

Пунктом 17 Таблицы ставок, являющейся приложением № 2, утверждённой решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, размер ставки от кадастровой стоимости, в том числе и упомянутого земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» был установлен в размере «80,0».

Решением СНД от 27 февраля 2020 года № 425 приложение № 2, в том числе и пункт 17 Таблицы ставок, изложены в новой редакции, в соответствии с которой установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи», в размере «80,0».

Вместе с тем экономическое обоснование для установления оспариваемым пунктом 17 ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» Таблицы ставок, являющейся приложением № 2, утверждённой, как решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, так и в новой редакции - решением СНД от 27 февраля 2020 года № 425, в размере «80,0» - отсутствует, что противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582, нарушает права и законные интересы субъекта экономической деятельности АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ».

Применение оспариваемого в части решения СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, в отношении АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ», нарушение этим применением его прав и законных интересов, подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах настоящего административного дела, в том числе копиями платёжных поручений об оплате административным истцом арендной платы по договору аренды от 14 июля 2011 года № 474-01/11, расчётов имеющейся задолженности и необходимости её уплаты, рассчитанной с применением оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешённого использования в размере «80» (т.1,л.д.137-139, т.2, л.д.173, т.3, л.д.17,18,29,30,56,57).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Несмотря на неоднократные в ходе рассмотрения настоящего административного дела предложения СНД Александровского района Владимирской области, КУМИ администрации Александровского района Владимирской области, а после привлечения судом в качестве заинтересованного лица и администрации Александровского района Владимирской области, представить в суд доказательства анализа и оценки определения доходности земельных участков рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «80,0», содержащейся в пункте 17 приложения № 2 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования Александровский район», утверждённого решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, соответствующих доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, ни административным ответчиком, ни заинтересованными лицами в суд представлено не было.

Не относится к таким доказательствам, представленное СНД и администрацией Александровского района Владимирской области к судебному заседанию 18 ноября 2020 года так называемое «Экономическое обоснование к решению Совета народных депутатов от 23 марта 2016 года № 58 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет муниципальное образование Александровский район» (т.3,л.д.3,4,25,28,40,41), ввиду следующего.

Установление ставки арендной платы в определённом размере должно соответствовать доходности земельного участка, в том числе в данном случае с кадастровым номером ****, с учётом категории земель и вида разрешённого использования, как это определено в основных принципах, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, однако, указанный документ не содержит многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе экономического анализа рынка предоставления услуг с видом разрешенного использования земельного участка: «Связь», описанием вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи» и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, с указанным видом разрешенного использования, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, исследования вопроса экономической обоснованности, а также расчётов и информации об обосновании установленной оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «80,0». Указанный же документ содержит лишь сравнительную таблицу арендной платы, из которой следует, что в связи с повышением кадастровой стоимости земельных участков в 2016 году по сравнению с 2012 годом для данного вида разрешённого использования было принято решение уменьшить ставку со «160» до «80», действующую с 2016 года, а также ссылки: на постановление Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, утвердившим Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области, в соответствии с которым для земельных участков с таким же видом разрешенного использования, что и земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, ставка устанавливается в размере от «0,5 до 210,0»; на ранее действовавшее решение СНД Александровского района Владимирской области от 20 марта 2008 года № 34, которым ставка для земельных участков с аналогичным видом разрешенного использования была установлена в размере «160»; на представление в рабочем порядке на заседание комиссии СНД материалов таблиц ставок по видам разрешённого использования при изменении кадастровой стоимости земельных участков, - что, по мнению суда, не свидетельствует о выполнении административным ответчиком при принятии в оспариваемой части решения СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, необходимых анализа и оценки определения доходности земельных участков рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «80,0».

Кроме того, поскольку в указанном документе не содержится даты его составления, на этот документ нет ссылок ни в направленном 21 марта 2016 года администрацией Александровского района Владимирской области в СНД Александровского района Владимирской области соответствующего проекта решения, ни в протоколе № 4 заседания СНД от 23 марта 2016 года, по результатам которого было принято решение СНД от 23 марта 2016 года № 58, ни в протоколе № 1 заседания СНД от 27 февраля 2020 года, по результатам которого было принято решение СНД от 27 февраля 2020 года № 425 (т.2,л.д.26-53,79-87,109-115), а в письменном отзыве СНД Александровского района Владимирской области, ссылаясь на Регламент СНД Александровского района Владимирской области (статья 33), указывал, что в данном случае экономического обоснования не требовалось (т.1, л.д.141-143), у суда вызывает сомнение сам факт его изготовления на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта в соответствующей редакции.

Более того, и при принятии решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, которым Таблица ставок (приложение № 2), утверждённая решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, в том числе и пункт 17 Таблицы ставок, изложены в новой редакции, являлись необходимыми анализ и оценка определения доходности земельных участков рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «80,0», чего сделано не было, и данное обстоятельство не отрицали в судебном заседании представители СНД и КУМИ администрации Александровского района Владимирской области.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление СНД Александровского района Владимирской области оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи», в размере «80,0», содержащейся в пункте 17 приложения № 2 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования Александровский район», утверждённого решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, нарушает права и законные интересы субъекта экономической деятельности АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ», противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582.

С учётом изложенного все доводы СНД, КУМИ, администрации Александровского района Владимирской области, содержащиеся в письменных отзывах, представленных в суд, в устных пояснениях представителей СНД, КУМИ администрации Александровского района Владимирской области в судебном заседании, в том числе со ссылками: на постановление Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, установившим для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с таким же видом разрешённого использования, как, в данном случае у АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ», ставку в размере от «0,5 до 210,0», на Регламент СНД Александровского района Владимирской области (статья 33) не предусматривающий, по мнению административного ответчика и заинтересованных лиц, в данном случае предоставления экономического обоснования в составе проектов решений; на якобы произведённый специалистами администрации Александровского района анализ факторов, влияющих на размер арендной платы, в том числе с учётом доходности соответствующих видов экономической деятельности, их социальной значимости, участия в наполняемости доходной части районного бюджета, влияния на состояние земельных участков и окружающей среды; на действие оспариваемой ставки на всей территории Александровского района Владимирской области, для всех субъектов, осуществляющих соответствующую экономическую деятельность, что свидетельствует, по мнению административного ответчика и заинтересованных лиц, о соблюдении принципа запрета необоснованных предпочтений; на ненужность экономического обоснования при принятии решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, так как размер рассматриваемой ставки не изменился,- являются несостоятельными.

Частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7).

В данном случае АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» оспаривается по содержанию, только пункт 17 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи», в размере «80,0» приложения № 2 -Таблица ставок, утверждённого решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, поэтому в силу изложенных выше норм областной суд, не имеющий права выйти за пределы заявленных требований, проверил законность положений нормативного правового акта именно только в оспариваемой части.

В связи с вышеизложенным суд полагает, что требования АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» о признании не действующим пункта 17 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи», в размере «80,0» приложения № 2 -Таблица ставок, утверждённого решением СНД от 23 марта 2016 года № 58, в редакции решения СНД от 27 февраля 2020 года № 425, подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учётом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до принятия судом решения применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его не действующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Александровский ГОЛОС ТРУДА» и на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского района Владимирской области.

При подаче настоящего административного искового заявления АО «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации была уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, а действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации) освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с СНД Александровского района Владимирской области в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в сумме 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 17 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка: «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка: «Опорные усилительные станции, объекты сотовой связи», в размере «80,0» приложения № 2 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования Александровский район», утверждённого решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 23 марта 2016 года № 58 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Александровский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет муниципальное образование Александровский район», в редакции решения Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 27 февраля 2020 года № 425.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Александровский ГОЛОС ТРУДА» и на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского района Владимирской области.

Взыскать с Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области в пользу акционерного общества «ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов