Дело № 3а-162/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 30 июня 2020 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Голушко П.Е.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Невская Финансово-Строительная Корпорация» о признании недействующим в части решение совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 22 февраля 2018 года № 16 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов»,
22.02.2018 советом депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области (далее – Совет депутатов) принято решение № 16 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов» (далее – Решение № 16),
установил:
22.02.2018 советом депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области (далее – Совет депутатов) принято решение № 16 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов» (далее – Решение № 16).
Согласно приложению к Решению № 16 для населенных пунктов МО «Колтушское сельское поселение», за исключением за исключением <адрес>, Кио равен 2,323.
11.04.2019 Советом депутатов принято решение № 27 «О внесение изменений в решение совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 22.02.2018 № 16» (далее – Решение № 27), которым приложение к Решению № 16 признано утратившим силу и установлены новые коэффициенты Кио для расчета арендной платы за использование земельных участков с дифференциацией по каждому муниципальному образованию, в ряде случаев по отдельным населенным пунктам.
В пункте 5 Решения № 27 указано, что оно вступает в силу в даты официального опубликования и распространяется на правоотношения: по вновь заключенным договорам с даты официального опубликования; по ранее заключенным договорам с 01.01.2020.
ООО «Невская Финансово-Строительная Корпорация» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решение № 16 в части установления коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио), применяемого определения арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе, предоставленных без проведения торгов, для «остальных населенных пунктов» в МО «Колтушское сельское поселение» в размере 2,323.
В обоснование административного иска указано, что
что арендует земельный участок площадью 105985 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «для строительства производственно-логистического терминала».
Арендная плата за земельный участок рассчитывается с учетом Кио. Решение №16 не соответствует постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, поскольку при принятии решения не соблюдены принципы запрета необоснованных предпочтений, экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы. Оспариваемый Кио утвержден произвольно, без экономического обоснования, так как нахождение земельного участка в границах того или иного муниципального образования само по себе не может указывать на уровень обеспеченности инженерными коммуникациями.
В письменном отзыве Совета депутатов указано, что Решением № 27 приняты новые Кио с дифференциацией по каждому муниципальному образованию, с учетом назначения использования земельного участка и наличия подключения (возможности подключения) к энерго- и коммуникационным ресурсам. В оспариваемой административным истцом части решение № 16 признано утратившим силу.
В судебное заседание представитель административного ответчика Совета депутатов, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и настаивал на удовлетворение административных требований. Сообщил, что оспаривает решение № 16 в редакции, действующей до внесения изменений Решением № 27.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., усматривающей наличие оснований для удовлетворения административных требований, обозрев материалы административного дела № 3а-113/2018, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Ленинградского областного суда от 06.08.2018 по делу № 3а-113/2018, вступившим в законную силу 06.12.2018, признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решение № 16 в части установления коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио), применяемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, для "остальных населенных пунктов" в муниципальном образовании "Заневское городское поселение" в размере 2,323.
При рассмотрении административного дела № 3а-113/2018 судом было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной форме, подписан главой муниципального образования и официально опубликован для всеобщего сведения.
По указанным обстоятельствам, в рамках настоящего административного дела, административным истцом Решение № 16 не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого в части Решения № 16 нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, следует учитывать, что согласно п.1 ст.39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Правительством РФ принято постановление от 16.06.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление № 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Принимая во внимание, что коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) является одним из показателей расчета арендной платы, соответственно должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Как усматривается из материалов административного дела № 3а-113/2018 административным ответчиком в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки "Аверес" от 29.08.2017 № "О рыночном обосновании размера коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей для применения в модели (формуле) определения величины арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (далее - отчет №).
Согласно итоговому заключению отчета №, диапазон возможного значения Кио, в зависимости от степени инженерного обеспечения - полное отсутствие подключения (Кио min) - максимально возможный коэффициент (Кио шах) для земельных участков, расположенных в Ленинградской области составит Кио min - 1,00, Кио max - 2,323 (таблица 20). Определение Кио возможно с использованием данных Приложений 1 и 2 к настоящему отчету. В случае если расчетное значение Кио превышает установленное максимальное значение Кио (таблица 20), Кио устанавливается равным допустимому максимальное значению (2,323).
Как следует из отчета № (таблица 21 Приложение 1) индивидуальный расчет коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей производиться с учетом обеспеченности различных систем энергоснабжения и транспортной доступности в разрезе назначения (разрешенного использования) участков.
В данной таблице приведены условные обозначения Кэл., Кгаз, Квснаб., Квотв., Ктепл., Кдост - коэффициенты, учитывающие наличие электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализация), теплоснабжения и транспортной доступности земельного участка.
Согласно таблице по Колтушскому сельскому поселению, являющейся приложением к Пояснительной записке к проекту решения оспариваемого нормативного правового акта, коэффициент Кио рассчитан с учетом отчета от 29 августа 2017 г. N 1-1-2017 и информации о наличии или отсутствии инженерного обеспечения по каждому населенному пункту, в частности относительно населенных пунктов поселения указано: электроснабжение: наличие, ср. коэффициент стоимости инженерного обеспечения 2,29; газоснабжение: частично, ср. коэффициент 1,3; водоснабжение: наличие, ср. коэффициент 1.2; теплоснабжение: частично, ср. коэффициент 1,025; наличие подъездных путей, ср. коэффициент 1; итоговый Кио 2,323.
Из анализа приведенных документов следует, что при расчете коэффициента Кио административным ответчиком использован коэффициент Кэл.Спец (электроснабжение в отношении земельного участка, назначение которого: специальное использование - кладбища, объекты обороны и безопасности (Спец)), коэффициент Квснаб.Ком., МКД (водоснабжение в отношении земельных участков, назначение которых: коммерческая недвижимости, торговые, административные здания, общественное питание и тому подобное (Ком); многоквартирные дома средней многоэтажной застройки (МКД), соответственно размер Кио составил: 2,29 (Кэл.Спец) x 1,3 (Кгаз) x 1,2 (Квснаб.Ком.,МКД) x 1,025 (Квотв.) x 1,025 (Ктепл.) x 1,00 (Кдост.) = 3,753 (средний), итоговый 2,323.
Между тем, для земельных участков во Всеволожском районе, расположенных на территории поселения предназначенных для строительства и эксплуатации производственной базы (вид разрешенного использования: Пром - промышленное использование, производственное, производственно-складское и складское использование), размер Кио составит: 1,186 (Кэл.Спец) x 1,3 (Кгаз) x 1,1 (Квснаб.Иное) x 1,025 (Квотв.) x 1,025 (Ктепл.) x 1,00 (Кдост.) = 1,781.
Административным ответчиком не предоставлено доказательств обосновывающих применение при расчете коэффициента Кио максимально возможных коэффициентов в отношении всех земельных участков, расположенных на территории г.Всеволожска Ленинградской области, что свидетельствует о нарушении процедуры расчета установленной в итоговом заключении отчета №, предусматривающей расчет коэффициента Кио с учетом дифференциации вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории населенного пункта.
Следовательно, в оспариваемой части Решение № 16 не соответствует постановлению № 582, что свидетельствует о наличии предусмотренных ст.215 КАС РФ оснований для удовлетворения административным требований.
Принимая во внимание, что Решение № 27 вступает в силу в даты официального опубликования и распространяется на правоотношения по ранее заключенным договорам только с 01.01.2020, суд признает несостоятельными доводы представителя административного ответчика о наличии оснований для прекращения производства по административному делу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующим Решения № 16 со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «Невская Финансово-Строительная Корпорация» удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 22.02.2018 года № 16 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов» (в редакции до внесения изменений решением совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 11.04.2019 № 27) в части установления коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио), применяемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, для населенных пунктов муниципального образования «Колтушское сельское поселение», за исключением <адрес>, в размере 2,323.
Взыскать с совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области в пользу ООО «Невская Финансово-Строительная Корпорация» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2020 года