ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/2015 от 29.02.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-23/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 29 февраля 2016 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Богородской Н.А.

при секретаре Чесаковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брянской области о признании недействующим в части Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45,

У С Т А Н О В И Л :

Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов принято решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, официально опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 08 мая 2009 года № 24(480).

Согласно пункту 2.2 указанного Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, депутатам Брянского городского Совета народных депутатов ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением полномочий, в размере 30000 руб.

Прокурор Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования «город Брянск», неопределенного круга лиц о признании противоречащим требованиям статей 31 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим со дня вступления в силу решения суда пункта 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701 (далее – Положение), ссылаясь на то, что данной нормой предусмотрено не возмещение расходов, фактически понесенных в связи с осуществлением полномочий, а систематическая выплата денежных средств депутатам, независимо от наличия и объема их расходов, при этом, сумма фактически понесенных расходов выплачивается дополнительно в соответствии с пунктом 2.3 Положения.

В обоснование заявленных требований указано, что предусмотренная Законом Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» и Уставом города Брянска компенсация депутатам расходов, связанных с осуществлением их полномочий, предполагает возмещение расходов, которые фактически были ими понесены в связи с реализацией своих полномочий. Данная гарантия также изложена в пункте 2.3 оспариваемого Положения. Дополнительная выплата, предусмотренная оспариваемой нормой Положения, нарушает права бюджета города Брянска, который ежегодно является дотационным. При недостаточности собственных средств бюджета введение оспариваемой нормой нового расходного обязательства означает, что надлежащее его исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств областного бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Применение оспариваемой нормы Положения влечет за собой нарушение прав города Брянска и неопределенного круга лиц, поскольку данные денежные средства, заложенные в бюджете в качестве дополнительных выплат депутатам, необходимо направить на иные социальные нужды.

В судебном заседании представитель административного истца Богданова Н.С. заявленные требования уточнила, просила признать пункт 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, противоречащим требованиям статей 31 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на основания, изложенные в административном исковом заявлении, а также указав, что произвольное установление суммы на возмещение расходов в фиксированном размере 30000 руб. противоречит не только требованиям бюджетного законодательства, но и требованиям статьи 33 Устава города Брянска и статье 2 указанного Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З.

Представитель Брянского городского Совета народных депутатов Тулупова Л.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что оспариваемое Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления – Брянским городским Советом народных депутатов в установленном порядке. Компенсационные выплаты, предусмотренные пунктом 2.2 данного Положения, являются расходными обязательствами города Брянска, которые возникли в результате принятия муниципального правового акта во исполнение областного законодательства, что соответствует действующему законодательству. Указанные расходные обязательства, возникающие при реализации пункта 2.2 Положения, осуществляются за счет собственных доходов бюджета города Брянска, доказательств того, что выплаты осуществляются за счет областных средств, а также того, что именно вследствие указанных выплат нарушаются права города Брянска и неопределенного круга лиц административным истцом не представлено.

Представитель финансового управления Брянской городской администрации Романов Б.С., возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в бюджете города Брянска предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, расходы на содержание аппарата, депутатов, включая компенсацию расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий в соответствии с решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45 «О принятии Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов», из расчета 30000 руб. ежемесячных выплат. Указанная сумма определена с учетом принципа сбалансированности бюджета, что подтверждается актом Счетной палаты Российской Федерации от 12 апреля 2011 года по результатам контрольного мероприятия «Комплексная проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов в Брянской области в 2010 году ( при необходимости в более ранние периоды)» на объекте муниципальное образование «город Брянск». Выплата компенсации производится за счет собственных средств, данные суммы заложены в общие расходы по отдельной строке «Обеспечение деятельности депутатов Брянского городского Совета народных депутатов».

Представитель Контрольно-счетной палаты гор. Брянска Ефремова И.А. в качестве специалиста по делу пояснила, что установление расходного обязательства на основании оспариваемой нормы Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, не нарушает положения бюджетного законодательства, в частности принципы самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на выплату компенсаций, связанные с осуществлением полномочий депутатов, не могут быть увязаны с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Другие межбюджетные трансферты из областного бюджета (субсидии, субвенции) носят целевой характер. Бюджет города Брянска в 2009-2015 годах утвержден с дефицитом, однако размер дефицита не превысил ограничений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно принципу сбалансированности бюджета объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Бюджет города Брянска сбалансирован по доходам, расходам и поступлениям из источников финансирования дефицита бюджета.

Представитель Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном в суд письменном отзыве представитель Брянской городской администрации Ивкин И.Н., действующий по доверенности, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов принято и вступило в силу в установленном законом порядке, компенсационные выплаты, предусмотренные пунктом 2.2 данного Положения, являются расходными обязательствами города Брянска, которые возникли в результате принятого муниципального правового акта во исполнение областного законодательства, что соответствует действующему бюджетному законодательству. Указанные расходные обязательства, возникающие при реализации пункта 2.2 оспариваемого Положения, осуществляются за счет собственных доходов бюджета города Брянска, доказательств того, что выплаты осуществляются за счет областных средств, а также того, что именно вследствие указанных выплат нарушаются права города Брянска и неопределенного круга лиц, административным истцом не представлено.

С учетом положений статей 150, 152 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Брянской городской администрации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного самоуправления.

Европейской Хартией местного самоуправления ( г.Страсбург, 15 октября 1985 года) предусмотрено, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения ( статья 3).

Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом ( статья 4).

В соответствии со статьей 7 Европейской Хартии местного самоуправления статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата. Статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.

Европейская Хартия местного самоуправления ратифицирована 11 апреля 1998 года и вступила в силу для Российской Федерации 01 сентября 1998 года.

В силу требований статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( часть 5.1).

Согласно статье 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования ( часть 3).

Согласно статье 29 Устава города Брянска (принят Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 года) представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска, является Брянский городской Совет народных депутатов, который состоит из 32 депутатов, избираемых населением города Брянска на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области.

Депутаты городского Совета народных депутатов осуществляют свои полномочия преимущественно на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности городского Совета народных депутатов (часть 2 статьи 31 Устава города Брянска).

Законом Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» предусмотрено, что Уставом муниципального образования главе муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления ( подпункт 3 пункта 1 статьи 2).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 2 указанного Закона Брянской области Уставом муниципального образования главе муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, не осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться компенсация расходов, связанных с осуществлением полномочий.

Случаи, условия, порядок предоставления гарантий, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3 статьи 2 Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 33 Устава города Брянска депутату городского Совета народных депутатов, Главе города Брянска, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств бюджета города Брянска гарантируется возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата, Главы города Брянска.

Депутату городского Совета народных депутатов, Главе города Брянска, не осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств бюджета города Брянска, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 33 Устава города Брянска, гарантируется компенсация расходов, связанных с осуществлением полномочий.

Согласно пункту 2.1 статьи 33 Устава города Брянска случаи, условия, порядок предоставления гарантий, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, устанавливаются правовыми актами городского Совета народных депутатов.

В систему муниципальных правовых актов города Брянска, согласно части 3 статьи 56 Устава города Брянска входят: 1) Устав города Брянска, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) решения городского Совета народных депутатов; 3) постановления и распоряжения Главы города Брянска, городской администрации, правовые акты иных должностных лиц местного самоуправления города Брянска.

Согласно статье 57 Устава города Брянска по вопросам своей компетенции городской Совет народных депутатов принимает правовые акты в форме решений. Городской Совет народных депутатов принимает нормативные и иные правовые акты. Правовые акты городского Совета народных депутатов вступают в силу со дня их подписания Главой города Брянска, если иной порядок не установлен действующим законодательством или самим правовым актом.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Брянска определена муниципальная газета «Брянск».

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45 было принято Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, пунктом 2.2 которого предусматривалось, что депутатам Брянского городского Совета народных депутатов ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением полномочий, в размере 15000 рублей.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, вступившим в силу с 01 января 2012 года, в пункт 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов внесены изменения, размер расходов, связанных с осуществлением полномочий, которые ежемесячно компенсируются депутатам Брянского городского Совета народных депутатов, определен в сумме 30000 руб.

Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45 и от 23 декабря 2011 года № 701 опубликованы в муниципальной газете «Брянск» 08 мая 2009 года № 24(480) и 29 декабря 2011 года № 51(625).

Таким образом, Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями, одновременно определил объемы и границы их осуществления. При этом, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, орган местного самоуправления обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета, и при определении размера соответствующих выплат руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из положений статьи 7 (Бюджетные полномочия Российской Федерации), статьи 8 (Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации), статьи 9 (Бюджетные полномочия муниципальных образований), статьи 65 (Формирование расходов бюджетов) и статьи 86 (Расходные обязательства муниципального образования) Бюджетного кодекса Российской Федерации, в их системном единстве, расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти, а также с учетом принципа самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета муниципального образования и, как следствие, потребует привлечения средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, реализация органом местного самоуправления своих полномочий по установлению депутатам представительного органа муниципального образования материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

В этой связи положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения муниципального образования, а также основным критерием для определения его нуждаемости в предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В свою очередь, признание муниципального образования дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень его бюджетной обеспеченности, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Важным показателем социально-экономического положения муниципального образования также является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого осуществляется отнесение бюджетов к категориям дефицитных или профицитных.

С учетом этого, деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, в силу положений статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что при недостаточности собственных средств бюджета муниципального образования введение оспариваемой нормой расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств субъекта Российской Федерации, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с учетом указанных норм права, реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета муниципального образования.

Как следует из оспариваемой нормы - пункта 2.2. Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, депутатам Брянского городского Совета народных депутатов ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением полномочий, в размере 30000 рублей.

В соответствии с пунктом 2.3 указанного Положения при условии предоставления депутатом Брянского городского Совета народных депутатов надлежаще оформленных оправдательных первичных и (или) иных бухгалтерских документов, подтверждающих произведенные в связи с исполнением поручения Главы города Брянска (в форме распоряжения) расходы (проезд, проживание, участие в мероприятиях, представительские расходы), связанные с осуществлением полномочий, ему дополнительно компенсируются указанные расходы по фактическим затратам в пределах утвержденной бюджетной сметы Брянского городского Совета народных депутатов. Оплата участия в мероприятиях может осуществляться по безналичному расчету.

Согласно представленному в суд обращению депутата Брянского городского Совета народных депутатов Курденко С.Н. о внесении изменений в Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, в качестве основания для увеличения размера данной компенсации до 30000 руб. указано, что подавляющий процент обращений жителей города Брянска связан с оказанием им материальной помощи в той или иной форме, на что депутаты вынуждены тратить всю положенную им компенсацию на осуществление полномочий. Депутаты Брянской областной Думы имеют возможность оказывать материальную помощь гражданам и юридическим лицам из резервного фонда Губернатора, однако бюджет города Брянска не позволяет создать такой резерв ( том 1, л.д.70).

Исходя из объяснений представителя Брянского городского Совета народных депутатов, указанная выплата производится всем депутатам Брянского городского Совета народных депутатов путем перечисления ежемесячно депутатам на их банковские карты денежной суммы в размере 30000 руб., при этом предоставление депутатом документов, подтверждающих понесенные расходы, не требуется.

Перечень расходов, из которых определялся объем указанных выплат, в суд не представлен.

При таких обстоятельствах, оспариваемым пунктом 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов предусмотрена ежемесячная выплата всем депутатам Брянского городского Совета народных депутатов денежной суммы в размере 30000 руб. независимо от понесенных ими расходов, в связи с осуществлением депутатских полномочий, и без предоставления документов, подтверждающих сумму понесенных расходов. Таким образом, в данном случае оспариваемой нормой депутатам Брянского городского Совета народных депутатов фактически установлена дополнительная материальная гарантия в виде ежемесячной выплаты в размере 30000 руб.

Вместе с тем, как следует из решений Брянского городского Совета народных депутатов от 26 мая 2010 года № 293 «Об исполнении бюджета города Брянска за 2009 год», от 01 июля 2011 года № 563 «Об исполнении бюджета города Брянска за 2010 год», от 27 июня 2012 года № 815 «Об исполнении бюджета города Брянска за 2011 год», от 26 июня 2013 года № 1018 «Об исполнении бюджета города Брянска за 2012 год», от 18 июня 2014 года № 1249 «Об исполнении бюджета города Брянска за 2013 год», от 24 июня 2015 года № 216 «Об исполнении бюджета города Брянска за 2014 год», от 22 октября 2015 года № 3349-п «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Брянска за девять месяцев 2015 года» (отчет об исполнении бюджета города Брянска за 2015 года на момент рассмотрения дела не утвержден), за период действия оспариваемой нормы – пункта. 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов бюджет города Брянска являлся дефицитным.

Так, с момента принятия решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года о внесении изменений в указанную норму об увеличении размера компенсации до 30000 руб. по настоящее время, размер дефицита бюджета города Брянска составляет:

- в 2011 году - 271 960,7 тыс. руб., при этом налоговые и неналоговые доходы составили 3 444 366,7 тыс. руб., безвозмездные поступления из областного бюджета – 1 535 175,7 тыс. руб., в форме дотаций – 24 556 тыс. руб. ( на выравнивание бюджетной обеспеченности – 14 718,0 тыс. руб. ), субсидий – 621 971,3 тыс. руб., субвенций – 891 407, 2 тыс. руб.

- в 2012 году - 441 380,3 тыс. руб., при этом налоговые и неналоговые доходы составили – 3 348 857,1 тыс. руб., безвозмездные поступления – 1 438 303,3 тыс. руб., в форме дотаций - 187 430,7 тыс. руб. ( на выравнивание бюджетной обеспеченности – 14 872,0 тыс. руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 172 558,7 тыс. руб. ), субсидий – 373 348,3 тыс. руб., субвенций – 936 854,0 тыс. руб. ;

- в 2013 году - 187 901,8 тыс. руб., при этом налоговые и неналоговые доходы составили – 3 509 944,1 тыс. руб., безвозмездные поступления – 1 962 557,6 тыс. руб., в форме дотаций – 36 903,0 тыс. руб. ( на выравнивание бюджетной обеспеченности - 19 903,0 тыс. руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 17 000,0 тыс. руб.), субсидий – 738 728,5 тыс. руб., субвенций – 1 104 586,2 тыс. руб.;

- в 2014 году - 265 398,6 тыс. руб., при этом налоговые и неналоговые доходы составили – 2 669 175,6 тыс. руб., безвозмездные поступления – 3 054 203,0 тыс. руб., в форме дотаций – 328 526,0 тыс. руб. ( на выравнивание бюджетной обеспеченности – 189 526,0 тыс. руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 139 000,0 тыс. руб.), субсидий – 702 912,1 тыс. руб., субвенций – 2 023 358,3 тыс. руб.;

- за 9 месяцев 2015 года превышение расходов над доходами составляет 334 654,9 тыс. руб., при этом налоговые и неналоговые доходы составили –1 877 001,3 тыс. руб., безвозмездные поступления – 2 390 565,4 тыс. руб., в форме дотаций – 248 524,0 тыс. руб. (на выравнивание бюджетной обеспеченности – 236 274,0 тыс. руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 12 250,0 тыс. руб. ), субсидий – 453 480,1 тыс. руб., субвенций –1 671 384,7 тыс. руб.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 328 «О бюджете города Брянска на 2016 год» утверждены основные характеристики бюджета города Брянска на 2016 год, из которых следует, что общий объем доходов бюджета города Брянска утвержден в сумме 5 688 899,6 тыс. руб., общий объем расходов – в сумме 5 790 899,6 тыс. руб., дефицит бюджета – 102 000 тыс. руб. Запланированный размер дотаций бюджету города Брянска из областного бюджета на 2016 год на выравнивание бюджетной обеспеченности составляет 407 106,0 тыс. руб.

Таким образом, анализ основных показателей бюджета города Брянска за период действия Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени бюджет данного муниципального образования является дефицитным, муниципальное образование город Брянск является дотационным, ежегодно муниципальное образование получает дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, при этом размер дотаций ежегодно увеличивается, в то время как размер налоговых и неналоговых поступлений уменьшился.

Кроме того, из представленных отчетов об исполнении бюджета города Брянска за период действия оспариваемой нормы следует, что помимо дотаций, существенную долю доходной части местного бюджета составляют субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств муниципального образования, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.

При этом, как следует из выписок из бюджетных смет на 2012-2015 годы, за период действия пункта 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, депутатам Брянского городского Совета народных депутатов ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением полномочий, в размере 30 000 руб. Численность депутатов в 2012, 2014 и 2015 годах составляла 31 человек, в 2013 году – 32 человека. Таким образом, ежемесячно из бюджета города Брянска на указанные цели расходуется более 900 000 руб., а в год - более 10 000 000 руб. ( том 1, л.д.288-291).

На основании изложенного, учитывая, что на протяжении всего периода действия оспариваемого пункта 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, муниципальное образование город Брянск является дотационным, при этом в соответствии с указанной нормой депутатам Брянского городского Совета народных депутатов производится не возмещение понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий, а фактически предусмотрена и производится ежемесячная дополнительная материальная выплата, независимо от наличия и объема таких расходов, что не отвечает принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, и противоречит приведенным выше требованиям федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о признании пункта 2.2. Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, противоречащим действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующим.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что указанное Положение о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, применялось длительное время и в соответствии с его положениями были реализованы права депутатов Брянского городского Совета народных депутатов на установленную оспариваемым Положением выплату. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление прокурора Брянской области о признании недействующим пункта 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, удовлетворить.

Признать пункт 2.2 Положения о гарантиях депутатов Брянского городского Совета народных депутатов, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2009 года № 45, в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 года № 701, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Брянского городского Совета народных депутатов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская