ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/201918МА от 18.03.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-162/2019 18 марта 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Рогалевой Г.П.,

с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 18 марта 2019 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нева Норд» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 июня 2015 года № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств»,

у с т а н о в и л:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – агентство) от 29 июня 2015 года № 31-п/2 установлены предельные максимальных тарифы на перемещение задержанных транспортных средств согласно приложению, в соответствии с которым предельный максимальный тариф за перемещение транспортных средств массой до 3,5 тонн определен в размере 150 руб. за 1 км., массой более 3,5 тонн – в размере 333 руб. за 1 км.

Текст постановления с приложением официально опубликован на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru 30 июня 2015 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела не отменен и не признан утратившим силу.

Общество с ограниченной ответственностью «Нева Норд» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 июня 2015 года № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» с 09 сентября 2016 года.

В обоснование исковых требований указано, что постановлением агентства от 26 октября 2018 года № 102АП/2018 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 5 520 рублей. Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило применение агентством постановления от 29 июня 2015 года № 31-п/2. По мнению истца, оспариваемое постановление является недействующим, поскольку принято в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденными приказом ФАС России от 07.04.2006 № 37-а, признанными утратившими силу пунктом 2 приказа ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16, которым утверждены действующие с 09 сентября 2016 года Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты. На основании данных Методических указаний постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 мая 2017 года № 24-п/9 утверждены базовые уровни тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области, которые подлежат применению с 01 июня 2017 года. По вине агентства специализированные организации, исполняющие решения о задержании транспортных средств на территории Архангельской области, находились в ситуации правового вакуума с 09 сентября 2016 года по 01 июня 2017 года, поскольку в указанный период времени агентством не было принято своевременных и необходимых мер по утверждению тарифов. Тарифы, утвержденные оспариваемым постановлением, были установлены в 2015 году. Доказательств того, что данные тарифы в 2016, 2017, 2018 годах были экономически обоснованными, не представлено. Поскольку Федеральным законом от 23.06.2016 № 205-ФЗ часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ изложена в новой редакции, то лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с новыми Методическими указаниями, утвержденными приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16. Несогласованность действий государственных органов, которые не разработали своевременно порядок проведения торгов, порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, не может лишать хозяйствующих субъектов тех доходов, на которые они могли рассчитывать при своевременном проведении торгов. Между тем, тарифы, установленные оспариваемым постановлением, существенно ниже базового уровня, установленного постановлением от 18 мая 2017 года № 24-п/9. Сложившаяся на территории Архангельской области ситуация тождественна ситуации, когда торги признаны несостоявшимися, что позволяет специализированным организациям, исполняющим решения о задержании транспортных средств, использовать в своей деятельности базовые тарифы, установленные постановлением агентства от 18 мая 2017 года № 24-п/9. Полагает, что постановление не соответствует федеральному законодательству и нарушает экономические права общества на получение доходов. Применение агентством недействующего постановления влечет для хозяйствующих субъектов негативные последствия в виде необоснованного привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали.

Представители административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Пояснили, что признание утратившими силу Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 07.04.2006 № 37-а, автоматически не отменяет действие постановления агентства от 29 июня 2015 года № 31-п/2. Оспариваемое постановление не содержит положений об окончании срока его действия, приказ ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 не содержит положений о пересмотре ранее установленных тарифов, новый нормативный правовой акт об установлении тарифов не принят, следовательно, оспариваемое постановление является действующим. Во исполнение Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16, агентством утверждены базовые уровни тарифов на перемещение и хранение транспортных средств. До настоящего времени органами государственной власти Архангельской области не установлен порядок проведения торгов, не определен орган, уполномоченный на проведение торгов, торги не проведены, в связи с чем агентство не может установить тарифы в соответствии с новыми Методическими указаниями. Бездействия органов государственной власти Архангельской области административный истец вправе оспорить в арбитражном суде. До момента проведения торгов применяются тарифы, утвержденные постановлением агентства от 29 июня 2015 года № 31-п/2. Доказательств необоснованности данных тарифов ООО «Нева Норд» не представило. За установлением тарифов общество в агентство по тарифам и ценам Архангельской области не обращалось. Требование административного истца о признании оспариваемого постановления недействующим с 09 сентября 2016 года удовлетворению не подлежит, поскольку оно применяется до настоящего времени.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ООО «Нева Норд» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что за нарушение установленного порядка ценообразования, выразившегося в завышении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств, утвержденных постановлением агентства от 29 июня 2015 года № 31-п/2, общество с ограниченной ответственностью «Нева Норд» постановлением заместителя руководителя агентства – начальника контрольно-административного отдела агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 октября 2018 года № 102АП/2018 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 5 520 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Нева Норд» включено в реестр специализированных организаций, исполняющих решения о задержании транспортных средств.

Таким образом, ООО «Нева Норд» вправе обратиться в суд с настоящим иском.

В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок перемещения транспортных средств на специализированную автостоянку, их хранения, оплаты соответствующих расходов.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Архангельским областным Собранием депутатов принят областной закон от 04 июня 2012 года № 486-31-ОЗ «Об организации деятельности в сфере задержания транспортных средств на территории Архангельской области» (далее – областной закон № 486-31-ОЗ).

Согласно пункту 1 статьи 8 названного закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) тарифы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).

В силу подпункта 15 пункта 9 агентство осуществляет полномочия по установлению тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке.

Таким образом, постановление от 29 июня 2015 года № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» принято агентством по тарифам и ценам Архангельской области в пределах предоставленных ему полномочий.

Судом установлено, что тарифы на перемещение задержанных транспортных средств рассчитаны агентством в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 07.04.2006 № 37-а «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств».

Задержание транспортного средства согласно пункту 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и регулируется статьей 27.13 КоАП РФ.

Федеральным законом от 23.06.2016 № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ изложена в новой редакции, согласно которой лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Указанная редакция действует с 01 сентября 2016 года.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее – Методические указания № 1145/16), а также признан утратившим силу с 09 сентября 2016 года приказ ФСТ России от 07.04.2006 № 37-а «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств».

В соответствии с пунктами 2-4, 7 Методических указаний № 1145/16 тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (далее - тарифы) устанавливаются в расчете на одно транспортное средство и могут дифференцироваться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган регулирования) по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов, категории транспортного средства и иным параметрам, необходимым для установления экономически обоснованных тарифов на перемещение и хранение различных задержанных транспортных средств. Тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчете на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования.

В целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств органы регулирования определяют базовый уровень тарифов, который рассчитывается следующими методами: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данные методы могут применяться совместно, в том числе при расчете расходов по отдельным статьям затрат. Выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования.

Тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.

В случае признания торгов несостоявшимися орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определенного базового уровня.

Перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам, установленным в соответствии настоящими Методическими указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме ФАС России от 06.12.2016 № СП/84437/16 «О разъяснении положений Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты», с момента вступления в силу положений статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, установленным в соответствии с Методическими указаниями.

В связи с этим данные положения КоАП РФ являются основанием для пересмотра уполномоченными органами субъектов Российской Федерации ранее установленных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.

Областным законом от 23 декабря 2016 года № 504-31-ОЗ были внесены изменения в областной закон № 486-31-ОЗ «Об организации деятельности в сфере задержания транспортных средств на территории Архангельской области». Абзац 3 статьи 8 названного закона был изложен в новой редакции, согласно которой тарифы на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке (далее - перемещение и хранение задержанного транспортного средства) утверждаются постановлением уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Методическими указаниями № 1145/16, областным законом № 486-31-ОЗ агентством по тарифам и ценам Архангельской области 18 мая 2017 года принято постановление № 24-п/9, вступившее в силу с 01 июня 2017 года, которым определены базовые уровни тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области.

Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что базовые уровни тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области, являются начальной максимальной ценой торгов (аукциона на понижение цены) по отбору исполнителей, по результатам которого устанавливаются тарифы на перемещение задержанных транспортных средств и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Архангельской области.

Обязательность проведения торгов по выбору исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств ранее действовавшим законодательством не предусматривалась.

Таким образом, начиная с 09 сентября 2016 года постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 июня 2015 года № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» вступило в противоречие с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ, Методическими указаниями № 1145/16. Кроме того, данное постановление противоречит областному закону № 486-31-ОЗ (в редакции областного закона от 23 декабря 2016 года № 504-31-ОЗ).

В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной антимонопольной службы от 06.12.2016 № СП/84437/16, поскольку порядок проведения торгов, в том числе порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, Методическими указаниями № 1145/16 не определены, с учетом части 10 статьи 27.13 КоАП РФ субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить процедуру проведения указанных торгов, а также уполномоченный орган.

Довод административного ответчика о том, что органами государственной власти Архангельской области не определен порядок проведения торгов, орган, уполномоченный проводить такие торги, что не позволило агентству установить тарифы в соответствии с Методическими указаниями № 1145/16, является несостоятельным, поскольку отсутствие правового регулирования в указанной части, относящегося к полномочиям субъекта Российской Федерации, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

С учетом изложенного, административное исковое заявление ООО «Нева Норд» подлежит удовлетворению.

Определяя дату, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку нормативный правовой акт на момент рассмотрения дела применялся, суд признает его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Доводы административного истца о том, что начиная с 09 сентября 2016 года агентство не вправе было применять постановление от 29 июня 2015 года № 31-п/2 и привлекать общество к административной ответственности на основании данного постановления, не имеют значения для определения даты, с которой оспариваемое постановление должно быть признано недействующим.

Как установлено судом, с 09 сентября 2016 года постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 июня 2015 года № 31-п/2 вступило в противоречие с федеральным законодательством. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, имеет преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).

Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статье 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», пункту 44 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Нева Норд» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 июня 2015 года № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 июня 2015 года № 31-п/2 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перемещение задержанных транспортных средств».

Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко