ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/202227И от 27.07.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

УИД 37RS0000-01-2022-000164-64

Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 02 августа 2022 г.

Дело № 3а-162/2022 27 июля 2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Пластовой Т.В., при секретаре Жаворонковой Е.А., с участием представителей: административного истца – прокурора Романского Е.И., Гурьевой Е.А., административного ответчика – Правительства Ивановской области Соколова Д.В., заинтересованного лица: Департамента здравоохранения Ивановской области Вохмянина П.С., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново. Ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. № 71-п,

У с т а н о в и л :

Постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. № 71-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Территориальная программа).

Заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просил признать несоответствующими Федеральным законам от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельные положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2022 № 71-п, в редакции от 07.04.2022), а именно:

1. пункт 2 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,290 посещения на 1 жителя; 2023 год - 0,254 посещения на 1 жителя; 2024 год - 0,257 посещения на 1 жителя (строка 3);

2. пункт 4 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0,0140 случая госпитализации на 1 жителя; на 2024 год - 0,0141 случая госпитализации на 1 жителя;

3. пункт 5 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0,0123 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,0124 посещения на 1 жителя (строка 2);

4. пункт 5 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,0156 посещения на 1 жителя; на 2023 год - 0,0059 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,0059 посещения на 1 жителя (строка 3);

5. пункт 5 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0,0064 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,0065 посещения на 1 жителя (строка 4);

6. пункт 6.1 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,050 койко-дня на 1 жителя; на 2023 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя; на 2024 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя;

7. пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 820,9 руб.; 2024 год - 516,9 руб. (строка 3);

8. пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 - 1052,2 руб.; на 2023 год - 738,3 руб.; на 2024 год - 738,3 руб. (строка 4);

9. пункт 3 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 7731,4 руб.; на 2024 год - 7731,4 руб.;

10. пункт 4 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 54000,2 руб.; на 2024 год - 54000,2 руб.;

11. пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 426,2 руб.; на 2023 год - 426,2 руб.; на 2024 год - 426,2 руб. (строка 3);

12. пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 2131,2 руб.; на 2023 год — 2131,2 руб.; на 2024 год - 2131,2 руб. (строка 4);

13. пункт 6.1 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 1027,1 руб.; на 2024 год - 1027,1 руб.;

14. пункт 3.1 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,062370 случая лечения на 1 застрахованное лицо;

15. пункт 3.2 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,162707 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо;

16. пункт 3.2 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 39513,9 руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что положения Территориальной программы в оспариваемой части противоречат Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505 (далее – Федеральная программа, Программа государственных гарантий), что нарушает права жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в том объеме, который установлен Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Романский Е.И., Гурьева Е.А. поддержали заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Правительства Ивановской области, действующий на основании доверенности, Соколов Д.В. административный иск не признал, указав, что оспариваемое Постановление № 71-п принято в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области, надлежащим образом опубликовано; установление в Территориальной программе нормативов объема медицинской помощи в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральной программой, не противоречит федеральному законодательству, поскольку упомянутые нормативы установлены с учетом критериев, предусмотренных частью 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, одновременно указал на отсутствие доказательств нарушения прав жителей Ивановской области при оказании медицинской помощи в связи с установлением оспариваемых нормативов.

Указывал, что административный истец ссылаясь на письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022-024 годы» (далее Письмо Минздрава), которым для Ивановской области определено применение понижающего коэффициента 0,9, расчетов в административном иске не приводит.

Согласно приложению 4 к Письму Минздрава, рекомендуемый территориальный норматив объема медицинской помощи оказанной за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, с учетом коэффициента дифференциации объема медицинской помощи в расчете на одного жителя в части госпитализации в стационар составляет для Ивановской области от 0,0131 до 0,0146 случая госпитализации в стационар на 2022 г., оспариваемый истцом показатель установлен в размере на 2023 год 0,0140, на 2024 год – 0,0141, что соответствует Письму, с применением коэффициента 0,9.

Считает, что установление в территориальной программе плановых значений показателей на 2023, 2024 годы само по себе не может являться нарушением прав граждан, так как данные нормативы указаны лишь как предварительные и подлежат последующей корректировке при ежегодном принятии Территориальной программы на территории субъекта РФ на очередной и плановый период.

Требований необходимости установления объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня, установленного федеральной программой, действующее законодательство не предусматривает, так же как и не предусматривает необходимости соответствия нормативов объемов оказания медицинской помощи и нормативов финансирования медицинской помощи территориальной программы и федеральной программы.

Федеральная программа государственных гарантий предоставляет субъектам Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а так же климатических и географических особенностей регионов.

Считал, что административный истец не подтвердил факт того, что заниженные показатели, имеющиеся в территориальной программе, нарушают права жителей области на получение бесплатной медицинской помощи в установленных объемах, поскольку не имеется фактов, свидетельствующих о том, что кому-либо из жителей области было отказано в предоставлении медицинской помощи или с них взималась плата. Просил суд в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица – Департамента здравоохранения Ивановской области Вохмянин П.С., действующий на основании доверенности, поддержав правовую позицию представителя Правительства Ивановской области, возражал против удовлетворения административного иска, дополнительно указав на то, что законодательством допускается возможность установления в Территориальной программе нормативов объема медицинской помощи, отличных от установленных Федеральной программой.

Представитель заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее – ТФОМС) в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения на иск, в которых указывал, что по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 31.10.2019 Минздраву России дано поручение о предоставлении предложения по пересмотру подходов к установлению органами власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей, данное поручение Минздравом России было исполнено, субъектам Российской Федерации было дано право на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объемов медицинской помощи на одного жителя, нормативы объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

Проведен анализ выполнения объемов медицинской помощи в круглосуточном и дневном стационарах в 2021 году, объемы в круглосуточном стационаре выполнены на 94,6 % (при плане 154664 случая госпитализации факт составил 146285 случаев госпитализации), в дневном стационаре объемы в 2021 г. выполнены на 88,7 % (при плане 58850 случаев лечения факт составил 52197 случаев лечения). Соответственно изменения нормативов финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования в п. 3.1 и 3.2 раздела 2 приложения 3 Территориальной программы не повлекут за собой ухудшение доступности качества оказания медицинской помощи застрахованным лицам.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд полагает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Уставом Ивановской области, принятым Ивановской областной Думой 29 января 2009 г. (далее – Устав), Правительство Ивановской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области (часть 1 статьи 59). Губернатор Ивановской области является Председателем Правительства Ивановской области (статьи 42 Устава).

Согласно статье 60 Устава Правительство Ивановской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ивановской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В силу статьи 10 Закона Ивановской области «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области» от 06 мая 2011 г. № 42-ОЗ правовые акты Правительства Ивановской области, имеющие нормативный характер, оформляются постановлениями Правительства Ивановской области.

На основании части 1.4 статьи 2 Закона Ивановской области «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ официальным опубликованием законов Ивановской области и иных правовых актов Ивановской области также является первое размещение их полных текстов на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://www.pravo.gov.ru в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Текст постановления от 15 февраля 2022 г. № 71-п, которым утверждена оспариваемая в части Территориальная программа, был размещен (опубликован) на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18.02.2022.

Постановления Правительства Ивановской области, которыми в Территориальную программу внесены изменения: от 17.03.2022 № 120-п, от 07.04.2022 № 154-п, от 06.07.2022 № 343-п опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru соответственно 18.03.2022, 07.04.2022, 08.07.2022.

В подтверждение соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в действующей редакции административным ответчиком представлены пояснительные записки, содержащие обоснования принятых решений, и листы согласования.

Таким образом, оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят Правительством Ивановской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований к форме, процедуре принятия, опубликования, и административным истцом по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя оспариваемую часть нормативного правового акта на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 7, часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 4, пункта 5 статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии спрограммойгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 2 статьи 19 приведенного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

Из содержания статей 80 и 81 данного Федерального закона следует, что программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи признается программа, утвержденная Правительством Российской Федерации и устанавливающая, в том числе, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также требования к разработке, утверждению и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из таких принципиальных требований является то, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 1 статьи 81).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505.

Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце 4 раздела I (Общие положения) этой программы.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (части 2 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Поскольку базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании обязательной частью Федеральной программы, действует на всей территории России и гарантирует объем медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо на всей территории Российской Федерации при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования в объеме, определенном этой программой, территориальная программа обязательного медицинского страхования также должна гарантировать объем медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закрепленного в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объемов медицинской помощи.

Средние нормативы объема медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, носят базовый характер и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи (приложение №7).

Как следует из содержания раздела VI Федеральной программы, средние нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой (абзац второй).

В этом же разделе VI предусмотрено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Федеральной программы.

Федеральный законодатель также предусматривает возможность учитывать при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не только порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, но и особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи, финансируемых за счетов бюджетов субъекта Российской Федерации, отличных от средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных обстоятельств, а так же подтверждением их обоснованности.

Во исполнение пункта 2б Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разработало разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи (Письмо Минздрава России от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275) (далее Письмо № 11-7/И/2-275, Письмо).

Согласно вышеназванного Письма территориальные нормативы объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования, формируются в соответствии с Программой на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации.

При этом, при формировании территориальной программы государственных гарантий рассчитываются и устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.

Обоснование территориальных дифференцированных нормативов объема медицинской помощи на одного жителя/одно застрахованное лицо осуществляется с учетом региональных особенностей, при этом Программой субъектам Российской Федерации дано право на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя/одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, и, соответственно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет пояснительную записку и обоснование отклонений территориальных нормативов объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи от нормативов, установленных базовой программой, с отражением расчетов потребности застрахованных лиц в медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в разрезе профилей медицинской помощи.

Понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Программой, к Ивановской области могут применяться в размере 0,9.

Так, пункт 1 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы объема первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, с профилактическим и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 год предусматривает - 0,73 посещения на одного жителя; на 2023 год 0,73 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,73 посещения на одного жителя (строка 4), в то же время пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в указанной части на 2022 год предусматривает 0,290 посещения на одного жителя; на период 2023 года - 0,254 посещения на одного жителя, на 2024 год - 0,257 на одного жителя (строка 3).

Пункту 4 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающих средние нормативы объема паллиативной медицинской помощи: для первичной медицинской помощи, в том числе доврачебной и врачебной за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2023 год предусматривает 0,03 посещения на одного жителя; на 2024 год - 0,03 посещения на одного жителя (строка 2), в то же время пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2023 год предусматривает - 0,0123 посещения на одного жителя; на 2024 год - 0,0154 посещения на одного жителя (строка 2).

Пункт 4 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы объема паллиативной медицинской помощи: посещение по паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 год предусматривает - 0,0208 посещения на одного жителя; на 2023 год - 0,022 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,022 посещения на одного жителя (строка 4), в то же время пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2022 год предусматривает - 0,0156 посещения на одного жителя; на 2023 - 0,0059 посещения на одного жителя, на 2024 год - 0,0059 посещения на одного жителя (строка 3).

Пункт 4 раздела 1 положения 7 Федеральной Программы государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы объема паллиативной медицинской помощи: посещения на дому выездными патронажными бригадами за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2023 год предусматривает - 0,008 посещения на одного жителя; на 2024 год - 0,008 посещения на одного жителя (строка 5), в то же время пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2023 год предусматривает - 0,0064 посещения на одного жителя; на 2024 год - 0,0065 посещения на одного жителя (строка 4).

Пункт 4 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы объема паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 год предусматривает - 0,092 койко-дня на одного жителя, на 2023 год койко-дня на одного жителя, на 2024 год – 0,092 койко-дня на одного жителя (строка 6), а в то же время пункт 6.1 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2022 год предусматривает - 0,050 койко-дня на одного жителя, на 2023 год - 0,051 койко-дня на одного жителя, на 2024 год - 0,051 койко-дня на одного жителя.

Пункт 1 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, с профилактической и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2024 год составляет 533,3 рублей (строка 4), в то же время пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2024 год составляет - 516,9 рублей (строка 3).

Пункт 1 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в связи с заболеваниями (единица объема - обращение) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 год составляет 1429,9 рублей; на 2023 год - 1487,1 рублей; на 2024 год - 1546,6 рублей (строка 5), в то же время пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2022 год составляет 1052,2 рубля; на 2023 год - 738,3 рублей, 2024 год - 738,3 рублей (строка 4).

Пункт 2 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов указанного вида медицинской помощи на 2023 год составляет 15188 рублей; на 2024 год - 15795,6 рублей, в то же время пункт 3 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2023 год составляет 7731,4 рубль; на 2024 год - 7731,4 рубль.

Пункт 3 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов указанного вида медицинской помощи на 2023 год составляет 87971 рублей; на 2024 год - 91489,8 рублей, в то же время пункт 4 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2023 год составляет 54000,2 рублей; на 2024 год - 54000,2 рублей.

Пункт 4 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании паллиативной медицинской помощи, первичной медицинской помощи, в том числе, доврачебной и врачебной в части посещений по паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов указанного вида медицинской помощи на 2022 год составляет - 443,2 рублей, на 2023 год - 461 рублей, на 2024 год - 479,4 рублей (строка 4), в то же время пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2022 год установлен 426,2 рублей; на 2023 год - 426,2 рублей; на 2024 год - 426,2 рублей (строка 3).

Пункт 4 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании паллиативной медицинской помощи, как первичной медицинской помощи, в том числе, доврачебной и врачебной, в части посещений на дому выездными патронажными бригадами за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 год составляет 2216,4 рублей, на 2023 год - 2305,1 рублей, на 2024 год - 2397,3 рублей (строка 5), в то же время пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2022 год установлен - 2131,2 рублей; на 2023 год -2131,2 рублей; на 2024 год -2131,2 рублей (строка 4).

Пункт 4 раздела 1 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2023 год составляют - 2725,4 рублей, на 2024 год - 2834,4 рублей (строка 6), в то же время пункт 6.1 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2023 год составляет - 1027,1 рублей, на 2024 год - 1027,1 рублей.

Пункт 4 раздела 2 приложения 7 к Федеральной Программе государственных гарантий, устанавливающий средние нормативы объема финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара медицинскими организациями (за исключением федеральных организаций) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2023 год предусмотрен исходя из суммы в 39514 рублей за каждый оконченный случай госпитализации (строка 4), в то же время пункт 3.2 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в данной части на 2023 года установлен в размере 39513,9 руб. за каждый оконченный случай госпитализации.

Сопоставив оспариваемые вышеуказанные положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Ивановской областью) нормативы являются значительно заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, даже с учетом возможности применения понижающего коэффициента, предусмотренного письмом Министерства здравоохранения России от 13 января 2022 г. №11-7/И/2-2275 по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 года и 2024 годов, содержащего разъяснения о возможности применения в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, понижающих коэффициентов к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов, который для Ивановской области определен в размере 0,9.

При этом Правительством Ивановской области и Департаментом здравоохранения Ивановской области не приведено соответствующих обоснований и доказательств проведения расчетов, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, с учетом которых оспариваемые вышеуказанные нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи установлены в указанных размерах. Соответствующего обоснования в свете приведенных возражений ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом в настоящем деле не приведено, пояснительные записки к оспариваемому постановлению такой информации не содержат. Соответственно, нет оснований считать доказанным со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц их утверждение о достаточности установленных нормативов как объемов медицинской помощи, так и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Доводы представителей о том, что в качестве компенсации пониженного среднего норматива объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях был увеличен норматив объема для паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, включая посещение на дому выездными патронажными бригадами, не могут быть приняты во внимание в отсутствие соответствующих доказательств, подтверждающих приведенные обстоятельства пониженной нуждаемости в оказании паллиативной помощи в стационарных условиях.

Более того, указывая на увеличение объема оказания паллиативной медицинской помощи при посещении на дому выездными патронажными бригадами с установлением объема 0,0182 (посещения), при установленных Федеральной программой 0,0072 (посещения), финансовые затраты на единицу объема указанной медицинской помощи, установленные Территориальной программой в размере 2131,2 руб. значительно ниже, чем финансовые затраты, установленные Федеральной программой в размер 2216,4 руб. (2022 год). Причины такого противоречия не устранены. При этом, объем данного вида помощи на 2023 и 2024 год, установленный Территориальной программой, опять же значительно ниже указанного объема, установленного Федеральной программой, без предоставления доказательств обоснованности снижения данных объемов и финансовых затрат.

Ссылка представителя заинтересованного лица в части аргументации установления объемов паллиативной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, ниже федерального норматива на ведомственную целевую программу «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Ивановской области» на 2020 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 08 июня 2020 г. № 267-п, предусматривающую поэтапный переход на стационарозамещающие формы оказания паллиативной медицинской помощи, также не подтверждает обоснованность такого снижения, поскольку указанная программа является плановым документом, основанным на фактических данных 2017-2019 годов и инфраструктуре оказания паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в 2018 году.

Суд так же учитывает, что согласно Письма Минздрава от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275 при формировании территориальных программ государственных гарантий нормативы объема паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами, должны быть обоснованы с учетом реальной потребности, обусловленной региональными особенностями, в том числе уровнем и структурой заболеваемости и смертности населения, половозрастной структурой населения, долей сельского населения, транспортной доступностью медицинских организаций, плотностью населения, а также климатогеографическими особенностями региона. При этом в субъекте Российской Федерации недопустимо снижение достигнутого за предыдущий период объема оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому.

Ссылка представителей административного ответчика, заинтересованных лиц на то, что оспариваемые в иске положения Территориальной программы, устанавливающие нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2023 и 2024 годы являются плановыми, в настоящее время не применяются и, следовательно, не могут нарушать конституционных прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, по мнению суда, не могут являться обоснованными, поскольку в Федеральной программе установлены нормативы объема медицинской помощи, финансируемой за счет субъекта Российской Федерации, в том числе и на указанные годы. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной программой разрабатывают и утверждают Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, которые являются нормативными правовыми актами и должны соответствовать Федеральной программе, в том числе и на плановый период. Иное толкование планового и условного характера нормативов на 2023 - 2024 годов противоречат предусмотренному оспариваемым нормативным правовым актом порядку его применения, положениям, установленным в части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемые истцом нормативы не нарушают прав граждан на получение качественной бесплатной медицинской помощи, поскольку такая помощь предоставляется гражданам бесплатно в полном объеме, согласно стандартам и порядкам оказания медицинской помощи независимо от нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат, установленных Территориальной программой, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Отсутствие обращений граждан, которым бы было отказано в оказании медицинской помощи, не может свидетельствовать о наличии возможности безосновательно снижать нормативы объема оказания медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на нее.

Безосновательное снижение нормативов объема медицинской помощи приводит к нарушению прав граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При установленных обстоятельствах вышеуказанные и оспариваемые прокурором положения Территориальной программы не соответствуют требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, имеющих большую юридическую силу, что вопреки доводам административного ответчика, заинтересованных лиц нарушает право неопределенного круга лиц – жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, и в силу частей 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Территориальной программы в оспариваемой части недействующей.

Требования административного истца в части признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. № 71-п в части:

пункта 4 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части установления среднего норматива объема специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2023 год - 0,0140 случая госпитализации на одного жителя, на 2024 год - 0,0141 случая госпитализации на одного жителя;

пункта 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, с профилактической и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 год - 820,9 руб.;

пункта 3.1 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в части установления среднего норматива объема медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневных стационаров для оказания медицинской помощи медицинскими организациями (за исключением федеральных организаций) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2022 - 0,062370 случая лечения на одно застрахованное лицо;

пункта 3.2 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в части установления среднего норматива объема медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара медицинскими организациями (за исключением федеральных организаций) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на период 2022 года - 0,162707 случая госпитализации на одно застрахованное лицо, не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Сопоставив средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, с профилактической и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный Территориальной программой на 2022 год в размере 820,9 руб., с подобным нормативом, установленным Федеральной программой на 2022 год – 493,1 руб., и установив, что норматив, установленный Территориальной программой превышает норматив, установленный Федеральной программой, что, следовательно, не может нарушать права граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, суд считает требования в данной части не подлежащими удовлетворению.

Как указывалось судом выше, субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем медицинской помощи с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, и, соответственно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой. Понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Программой, к Ивановской области могут применяться в размере 0,9.

Как усматривается из материалов дела, административный ответчик и заинтересованное лицо, не признавая требования прокурора в указанной выше части, указывали в возражениях и расчетах, что оспариваемые нормативы объема медицинской помощи, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований области, являются дифференцированными, и превышают средние нормативы, рассчитанные путем применения понижающего коэффициента 0,9.

Данные доводы заслуживают внимание в связи с тем, что Правительство Российской Федерации, утверждая Федеральную программу, возложило на Минздрав России обязанность давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505).

Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608, далее - Положение о Минздраве), осуществляет полномочия, указанные в разделе II Положения о Минздраве, в том числе обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (пункт 5.4), осуществляет подготовку и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья (пункт 5.4 (4), мониторинг формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оценку реализации таких программ, а также совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - территориальных программ обязательного медицинского страхования (пункт 5.5.43), а также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.17).

Следовательно, Минздрав России правомерно направило в субъекты Российской Федерации письмо от 13 января 2022 года N 11-7/И/2-275 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022-2024 годы», содержащее разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Минздрав России обратило внимание на необходимость установления нормативов объема медицинской помощи по видам и условиям ее предоставления раздельно в части финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (абзац первый пункта 5 Разъяснения Минздрава), а также указало, что в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, который для Ивановской области определен в размере 0,9.

Принимая во внимание, что оспариваемые вышеуказанные нормативы объема медицинской помощи, определены исходя из средних нормативов, установленных Федеральной программой, с применением коэффициента 0,9, установленного с учетом показателей, перечисленных в части 4 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ, суд считает о не противоречии указанных выше норм Территориальной программы федеральному законодательству. Так, средний норматив объема специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, установленный Федеральной программой на 2023 год – 0,0146 случая госпитализации на одного жителя, на 2024 год – 0,0146, с применением понижающего коэффициента 0,9 составляет 0,0131, при этом, нормативы, установленные Территориальной программой на 2023 год составляют 0,0140, на 2024 год – 0,0141, что превышает средний норматив с применением данного коэффициента; аналогичная ситуация складывается и при расчете нормативов, предусмотренных п.п. 3.1 и 3.2 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе. В связи с чем, в указанной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения Территориальной программы применяются, на основании них реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, где был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р е ш и л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. № 71-п, удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15 февраля 2022 г. № 71-п (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 17.03.2022 № 120-п, от 07.04.2022 № 154-п, от 06.07.2022 № 343-п), а именно:

1. пункт 2 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,290 посещения на 1 жителя; 2023 год - 0,254 посещения на 1 жителя; 2024 год - 0,257 посещения на 1 жителя (строка 3);

2. пункт 5 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0,0123 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,0124 посещения на 1 жителя (строка 2);

3. пункт 5 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,0156 посещения на 1 жителя; на 2023 год - 0,0059 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,0059 посещения на 1 жителя (строка 3);

4. пункт 5 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 0,0064 посещения на 1 жителя; на 2024 год - 0,0065 посещения на 1 жителя (строка 4);

5. пункт 6.1 раздела 1 приложения № 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 0,050 койко-дня на 1 жителя; на 2023 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя; на 2024 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя;

6. пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2024 год - 516,9 руб. (строка 3);

7. пункт 2 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 - 1052,2 руб.; на 2023 год - 738,3 руб.; на 2024 год - 738,3 руб. (строка 4);

8. пункт 3 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 7731,4 руб.; на 2024 год - 7731,4 руб.;

9. пункт 4 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 54000,2 руб.; на 2024 год - 54000,2 руб.;

10. пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 426,2 руб.; на 2023 год - 426,2 руб.; на 2024 год - 426,2 руб. (строка 3);

11. пункт 5 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2022 год - 2131,2 руб.; на 2023 год — 2131,2 руб.; на 2024 год - 2131,2 руб. (строка 4);

12. пункт 6.1 раздела 1 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 1027,1 руб.; на 2024 год - 1027,1 руб.;

13. пункт 3.2 раздела 2 приложения 3 к Территориальной программе в части слов: на 2023 год - 39513,9 руб.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, где был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Пластова Т.В.