Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1634/2018 по административному исковому заявлению ПАО «АВТОВАЗ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
ПАО «АВТОВАЗ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что административному истцу на праве аренды принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 4 963 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений здания технического корпуса МЭО и ОАД (зона № ПК-4), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 5 465 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 11 535 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации комбината общественного питания, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 43 048 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы № 3 управления «Техснаб» (зона ПК-2), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 90 308 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные и коммунально-складские предприятия III класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, с местоположением: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 21 232 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы №5 управления «Металлоснаб», расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 162 031 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы оборудования в составе складов, гаражей, здания караульного помещения, АБК, проходной, слесарных мастерских, бетонных площадок, подкрановых путей, служебной автодороги, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 22 897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для завершения строительства незавершенного строительством объекта – торговой базы (здание лит. А, готовность – 61%), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 56 939 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы, расположенный по адресу: <адрес>.
Также ПАО «АВТОВАЗ» на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 100 964 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы некондиции, (Ж-4), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 044 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 13 695 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания «Бизнес-центра» русский центр с офисами и номерами для временного проживания, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных выше земельных участков установлена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и составляет:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 8 832 899 рублей 25 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 33 037 619 рублей 15 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24 августа 2017 года – 40 771 726 рублей 35 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 64 129 897 рублей 04 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 31 марта 2014 года – 118 493 126 рублей 80 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 31 629 947 рублей 36 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 181 341 854 рубля 58 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 199 017 060 рублей 48 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 65 406 968 рублей 08 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 182 360 167 рублей 16 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 ноября 2013 года – 27 111 933 рубля 92 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 98 068 799 рублей 40 копеек.
Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельных участков, считает ее завышенной и не соответствующей их действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога и арендной платы.
В обоснование заявленных требований ПАО «АВТОВАЗ» ссылается на отчеты об оценке от 12 июля 2018 года №№ с14443-1, с14443-2, с14443-3, с14443-4, с14443-5, с14443-6, с14443-7, с14443-8, с14443-9, с14443-10, с14443-11, с14443-12, подготовленные оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр», согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков составляет:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 4 162 946 рублей 40 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 19 450 317 рублей 55 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24 августа 2017 года – 30 970 898 рублей 25 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 36 136 213 рублей 12 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 31 марта 2014 года – 76 161 251 рубль 80 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 18 603 903 рубля 04 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 120 068 211 рублей 62 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 16 669 702 рубля 91 копейка;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 38 394 537 рублей 09 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 64 453 398 рублей 32 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 ноября 2013 года – 11 039 157 рублей 32 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 47 519 047 рублей 95 копеек.
Будучи не согласным с указанной выше кадастровой стоимостью земельных участков, 10 августа 2018 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости. Однако, решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в удовлетворении заявлений было отказано.
При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в судебном порядке.
На основании изложенного, ПАО «АВТОВАЗ» с учетом уточнений заявленных требований просит суд:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 963 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений здания технического корпуса МЭО и ОАД (зона № ПК-4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 4 162 964 рубля 40 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 465 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, незавершенный строительством объект – музейно-выставочный комплекс, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 19 450 317 рублей 55 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 11 535 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации комбината общественного питания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 августа 2017 года в размере 30 970 898 рублей 25 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 43 048 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы № 3 управления «Техснаб» (зона ПК-2), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 36 136 213 рублей 12 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 90 308 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные и коммунально-складские предприятия III класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, на земельном участке расположено здание, имеющее адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 марта 2014 года в размере 76 161 251 рубля 80 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 232 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы №5 управления «Металлоснаб», расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 18 603 903 рублей 04 копейки;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 162 031 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы оборудования в составе складов, гаражей, здания караульного помещения, АБК, проходной, слесарных мастерских, бетонных площадок, подкрановых путей, служебной автодороги, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 120 068 211 рублей 62 копейки;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 22 897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для завершения строительства незавершенного строительством объекта – торговой базы (здание лит. А, готовность – 61%), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 16 669 702 рублей 91 копейка;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 56 939 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 38 394 537 рублей 09 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 100 964 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы некондиции, (Ж-4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 64 453 398 рублей 32 копейки;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 044 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 11 039 157 рублей 32 копейки;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13 695 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания «Бизнес-центра» русский центр с офисами и номерами для временного проживания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 47 519 047 рублей 95 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Крушинин И.С., действующий на основании доверенности от 3 сентября 2018 года № 2/1-18, уточненные административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве на административный иск, в случае отсутствия дополнительных доказательств достоверности заявляемой рыночной стоимости объекта недвижимости, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в письменном отзыве, направленном в адрес суда, оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель Администрации городского округа Тольятти Самарской области представил суду письменный отзыв на административное заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований ПАО «АВТОВАЗ» отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ПАО «АВТОВАЗ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что ПАО «АВТОВАЗ» на праве аренды принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 4 963 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений здания технического корпуса МЭО и ОАД (зона № ПК-4), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 5 465 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 11 535 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации комбината общественного питания, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 43 048 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы № 3 управления «Техснаб» (зона ПК-2), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 90 308 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные и коммунально-складские предприятия III класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, с местоположением: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 21 232 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы №5 управления «Металлоснаб», расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 162 031 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы оборудования в составе складов, гаражей, здания караульного помещения, АБК, проходной, слесарных мастерских, бетонных площадок, подкрановых путей, служебной автодороги, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 22 897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для завершения строительства незавершенного строительством объекта – торговой базы (здание лит. А, готовность – 61%), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 56 939 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы, расположенный по адресу: <адрес>.
Также административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 100 964 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы некондиции, (Ж-4), расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 044 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 13 695 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания «Бизнес-центра» русский центр с офисами и номерами для временного проживания, расположенный по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 сентября 2018 года №№ 73-0-1-69/4008/2018-3818, 73-0-1-69/4008/2018-3823, 73-0-1-69/4008/2018-3824, 73-0-1-69/4008/2018-3825, 73-0-1-69/4008/2018-3826, 73-0-1-69/4008/2018-3827, 73-0-1-69/4008/2018-3829, от 7 сентября 2018 года № 73-0-1-69/4008/2018-3821, от 13 июня 2018 года № 73-0-1-69/4008/2018-3828, от 4 сентября 2018 года №№ 73-0-1-69/4008/2018-3820 и 73-0-1-69/4008/2018-3822, договором аренды земельного участка от 10 октября 2003 года № 787.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков, которая составила:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 8 832 899 рублей 25 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 33 037 619 рублей 15 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24 августа 2017 года – 40 771 726 рублей 35 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 64 129 897 рублей 04 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 31 марта 2014 года – 118 493 126 рублей 80 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 31 629 947 рублей 36 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 181 341 854 рубля 58 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 199 017 060 рублей 48 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 65 406 968 рублей 08 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 182 360 167 рублей 16 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 ноября 2013 года – 27 111 933 рубля 92 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 98 068 799 рублей 40 копеек.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 сентября 2018 года №№ 63-00-102/18-807113, 63-00-102/18-807116, 63-00-102/18-807124, 63-00-102/18-807132, 63-00-102/18-807133, 63-00-102/18-807139, 63-00-102/18-807154, 63-00-102/18-807155, 63-00-102/18-807180, 63-00-102/18-807149, 63-00-102/18-807148.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога и арендной платы.
Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права как плательщика земельного налога, 10 августа 2018 года ПАО «АВТОВАЗ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости. Однако, решениями Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, заявления о пересмотре результатов кадастровой стоимости оспариваемых земельных участков были отклонены.
Считая свои права нарушенными, ПАО «АВТОВАЗ» обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Ввиду этого обращение ПАО «АВТОВАЗ» в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату установления кадастровой стоимости, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
По смыслу заявленных административным истцом требований, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как собственника объектов недвижимости, от недостоверной, экономически необоснованной базы для исчисления земельного налога, а также как арендатора земельных участков от завышенного размера арендной платы.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельных участков их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке от 12 июля 2018 года №№ с14443-1, с14443-2, с14443-3, с14443-4, с14443-5, с14443-6, с14443-7, с14443-8, с14443-9, с14443-10, с14443-11 и с14443-12, подготовленные оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр», согласно которым объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и №, рыночная стоимость которых составляет:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 4 162 946 рублей 40 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 19 450 317 рублей 55 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24 августа 2017 года – 30 970 898 рублей 25 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 36 136 213 рублей 12 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 31 марта 2014 года – 76 161 251 рубль 80 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 18 603 903 рубля 04 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 120 068 211 рублей 62 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 16 669 702 рубля 91 копейка;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 38 394 537 рублей 09 копеек;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 64 453 398 рублей 32 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 ноября 2013 года – 11 039 157 рублей 32 копейки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года – 47 519 047 рублей 95 копеек.
Исследовав вышеуказанные отчеты об оценке, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке от 12 июля 2018 года №№ с14443-1, с14443-2, с14443-3, с14443-4, с14443-5, с14443-6, с14443-7, с14443-8, с14443-9, с14443-10, с14443-11, с14443-12 выводы оценщика относительно рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и № не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №,№, №, №, №, №, № и №, полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости названных выше объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке об определении рыночной стоимости спорных земельных участков не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Более того, суду представлены письменные пояснения оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр» на замечания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, из которых следует, что в представленных суду отчетах об оценке не нарушены действующие стандарты и нормы законодательства об оценочной деятельности, выполнены все требования к содержанию отчетов об оценке, к описанию информации, используемой при проведении оценки, установленные Федеральными стандартами оценки.
С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчеты об оценке от 12 июля 2018 года №№ с 14443-1, с14443-2, с14443-3, с14443-4, с14443-5, с14443-6, с14443-7, с14443-8, с14443-9, с14443-10, с14443-11, с14443-12, подготовленные оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и №, по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению.
Доводы Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения ПАО «АВТОВАЗ» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 10 августа 2018 года, а в суд – 9 октября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ПАО «АВТОВАЗ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 963 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений здания технического корпуса МЭО и ОАД (зона № ПК-4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 4 162 964 рубля 40 копеек.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 465 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, незавершенный строительством объект – музейно-выставочный комплекс, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 19 450 317 рублей 55 копеек.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 11 535 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации комбината общественного питания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 августа 2017 года в размере 30 970 898 рублей 25 копеек.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 43 048 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы № 3 управления «Техснаб» (зона ПК-2), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 36 136 213 рублей 12 копеек.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 90 308 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные и коммунально-складские предприятия III класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, на земельном участке расположено здание, имеющее адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 марта 2014 года в размере 76 161 251 рубля 80 копеек.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 232 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы №5 управления «Металлоснаб», расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 18 603 903 рублей 04 копейки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 162 031 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений базы оборудования в составе складов, гаражей, здания караульного помещения, АБК, проходной, слесарных мастерских, бетонных площадок, подкрановых путей, служебной автодороги, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 120 068 211 рублей 62 копейки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 22 897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для завершения строительства незавершенного строительством объекта – торговой базы (здание лит. А, готовность – 61%), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 16 669 702 рублей 91 копейка.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 56 939 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 38 394 537 рублей 09 копеек.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 100 964 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы некондиции, (Ж-4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 64 453 398 рублей 32 копейки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 044 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий ангара, цеха по изготовлению разрезных агрегатов, торгового центра, торгового павильона, контрольно-пропускного пункта, вспомогательного корпуса (склада вспомогательных материалов), городской мойки автомобилей, объекта незавершенного строительства – центра диагностики и экспертизы автомобилей, центра технического обслуживания и ремонта автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 11 039 157 рублей 32 копейки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13 695 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания «Бизнес-центра» русский центр с офисами и номерами для временного проживания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 47 519 047 рублей 95 копеек.
Дата подачи ПАО «АВТОВАЗ» заявлений в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 10 августа 2018 года, в суд – 9 октября 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2018 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.