ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-163/19 от 21.05.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-163/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2019 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

с участием прокурора Христич Т.В.

при секретаре Кумпееве Ч.Х.

с участием представителей административного истца ООО «Теплогенерирующая компания» ФИО1 и ФИО2, представителя административного ответчика департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Теплогенерирующая компания» о признании недействующим приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 4 декабря 2018 г. N 145-т/э в части

установил:

приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 4 декабря 2018 г. N 145-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Оренбургской области, долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов для теплоснабжающих организаций Оренбургской области, показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций Оренбургской области" (далее приказ № 145-т/э), опубликован на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru 6 декабря 2018 г.

Пунктом 1 приказа № 145-т/э установлены и введены в действие с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Оренбургской области на долгосрочный период регулирования согласно приложению № 1.

Пунктом 2 приложения № 1 приказа № 145-т/э утверждены одноставочные тарифы на тепловую энергию для ООО «Теплогенерирующая компания»:

- с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. – 1223,85 руб/ГКал

- с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 1248,84 руб/ГКал

ООО «Теплогенерирующая компания» обратилось в Оренбургский областной суд с административным иском, уточнив заявленные требования, просило признать недействующим приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 145-т/э в части установления тарифа на тепловую энергию для ООО «Теплогенерирующая компания» и обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт в части установления тарифа на тепловую энергию для ООО «Теплогенерирующая компания».

Административный истец полагает, что установленные тарифы не отвечают принципам разумности и экономической обоснованности, они нарушают экономические интересы ООО «Теплогенерирующая компания».

Первоначально административный истец полагал, что департаментом допущена арифметическая ошибка, однако в ходе рассмотрения дела основания административного иска были уточнены.

По мнению административного истца, при применении метода индексации установленных тарифов департамент неверно применил пункты 14, 15, 16, 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Правила регулирования цен), где предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией.

Пунктом 11 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 г. N 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Согласно выписке из протокола заседания коллегии департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области от 4 декабря 2018 г. № 53 «Расчет экономической обоснованности величины расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии на 2019 г.», расчет необходимой валовой выручки выполнен с использованием сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2023 гг., разработанного Минэкономразвития России в октябре 2018 г.

На станице 3 протокола «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя», статья «Расходы на топливо», административный ответчик указывает, что расходы на топливо предлагается включить в НВВ, исходя из фактически сложившейся в 2018 г. у цены на газ 5588,13 руб./м3 (счета- фактуры январь-март 2018) и расхода натурального топлива, а также с учетом прогнозного индекса роста цены на природный газ в 2018 и 2019 году.

Аналогичное основание определения тарифов указано и по статьям расходов «Расходы на электроэнергию», «Расходы на холодную воду».

Административный истец не согласен с тем, что при определении расходов на топливо, электрическую энергию и холодную воду департамент руководствовался п. 30 Основ ценообразования, согласно которому при отсутствии данных, указанных в п.29, применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

ООО «Теплогенерирующая компания» полагает, что при применении метода индексации тарифов департамент должен был исходить из фактически сложившейся в ООО «Теплогенерирующая компания» цены на газ, цены на электроэнергию и цены на холодную воду - за 1 квартал 2018 г. По мнению ООО «Теплогенерирующая компания», правовых оснований для расчета из цен, сложившихся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены, административный ответчик нарушил п. 28 Основ ценообразования.

В судебном заседании представители административного истца требования административного иска поддержали, дополнив основание иска тем, что при установлении тарифа департамент не учел установленные в Оренбургской области индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в первом полугодии 2019 г. 1,7%, второе полугодие 2019 г. 2%.

Представитель административного ответчика ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Оренбургской области и не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Прокурор Христич Т.В. в своем заключении полагала, что требования административного иска удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Судом установлено, что в отношении ООО «Теплогенерирующая компания» государственное регулирование осуществляется с 2013 г.

В 2015 г. для ООО «Теплогенерирующая компания» впервые был установлен долгосрочный тариф методом индексации установленных тарифов на основании долгосрочных параметров регулирования. Период регулирования составил 3 года, тарифы устанавливались на 2016-2018 гг. и ежегодно корректировались.

Очередным долгосрочным периодом регулирования для ООО «Теплогенерирующая компания» стал период 2019-2023 гг.

При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов для административного истца департамент принял материалы, представленные обществом в предложении об установлении тарифов, а также имеющиеся в департаменте данные.

Как следует из протокола заседания коллегии департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области (том 1 л.д.41-50) а также экспертного заключения по экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, предоставляемую потребителям ООО «Теплогенерирующая компания» на 2019-2023 гг.» (том 2 л.д.24-33), при расчете необходимой валовой выручки применялся метод индексации установленных тарифов.

При этом, департамент провел экспертизу предложений общества и, руководствуясь пунктами 28-31 Основ ценообразования, провел анализ экономической обоснованности расходов на топливо, приобретение электрической энергии и холодной воды, предложенных ООО «Теплогенерирующая компания».

Результаты анализа изложены в протоколе заседания коллегии департамента в табличной форме.

Расчетные цены на топливо, электроэнергию и холодную воду определены департаментом на основании данных бухгалтерской отчетности за предшествующие 3 года регулирования (счета-фактуры на топливо, электрическую энергию, холодную воду за период 2016, 2017, 2018 гг.).

Утверждение административного истца о том, что у департамента не было правовых оснований для применения пунктов 29-30 Основ ценообразования ошибочны, указанные пункты Основ ценообразования применяются ко всем методам установления тарифов на тепловую энергию.

Кроме того, согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Согласно пункту 73 основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 названного документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено, что базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В силу пункта 3 названных Правил базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44, 58 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

А согласно пункту 30 Основ ценообразования при отсутствии данных, указанных в пункте 29 настоящего документа, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

Поскольку на момент проведения экспертизы предложения ООО «Теплогенерирующая компания» и установления для этой организации тарифов, данных об установленных на очередной период регулирования ценах (тарифах) на энергетические ресурсы (природный газ, электроэнергию, холодную воду) отсутствовали, при определении расходов на топливо, электрическую энергию и холодную воду Департамент руководствовался положениями пункта 30 Основ ценообразования.

Рассчитав расходы на топливо следующим образом:

Среднегодовая цена на топливо в 2016 г. составила 5545,66 руб./тыс.м3, в 2017 г. – 5445,25 руб./тыс.м.3. Учитывая, что за 2016 г. и 2017 г. представленные данные о стоимости и объемах потребления топлива за весь финансовый год, индексы роста цены на топлива не применялись.

Организация представила за 2018 г., общество представило счета-фактуры за январь-март.

Средневзвешенная цена на газ природный составила 5588,13 руб./тыс.м3.

К указанной цене на природный газ применены прогнозные индексы изменения цен в 2018 г. 103,4% Индекс применен к расчетной цене на топливо с учетом объемов потребления газа в течение расчетного периода (финансового года) с разбивкой по полугодиям. Цена на топливо в 2018 г., применяемая к расчету, составила 5664,44 руб./тыс.м3.

В соответствии с проведенным расчетом цена на топливо за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов составила 5551,78 руб./тыс.м3.

Исходя из годового объёма потребления 4450,03 тыс.м3 средней цены на газ, сложившейся за три года предыдущих расчетному году, 5551,78 руб./тыс.м3 и прогнозного индекса роста цен на природный газ с июля 2019 г. 101,4% расходы общества на топливо определены в размере 24843,96 тыс.руб.

4450,03 тыс.м3 х 5551,78 руб./тыс.м3 (0,4 х 1,0,14 + 0,6) = 24843,96 тыс.руб.

Цена на природный газ, применяемая при расчете расходов на топливо в целях определения НВВ, составила 5582,87 руб./тыс.м3.

Расчет расходов на электрическую энергию и расходов на холодную воду проведен департаментом также в соответствии с пунктами 28-30 Основ ценообразования, исходя из средних цен за предшествующие 3 года.

Утверждение административного истца о том, что плановая (расчетная) цена за топливо, электроэнергию и холодную воду должна быть определена лишь на основании данных счетов-фактур за первые три месяца 2018 г. и с применением прогнозных индексов роста цен на соответствующие товары в 2018 и 2019 гг., не соответствует вышеприведенному порядку установления таких цен.

С доводами административного истца о том, что экспертное заключение органа регулирования не соответствует требованиям п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, суд согласиться не может. Представленное суду заключение содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) на 2019 г. (т.2 л.д. 32). В заключении указано, как определена величина полезного отпуска тепловой энергии на 2019 г., содержится раздел «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя». Из таблиц, приведенных в заключении видно, какие расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, были утверждены в 2018 г., расходы, которые предлагает включить ООО «Теплогенерирующая компания» на 2019 г., а также расходы, которые предлагает включить департамент. К заключению прилагается тарифное дело ООО «Теплогенерирующая компания», которое содержит первичные и бухгалтерские документы, в том числе счета-фактуры.

Суд признает необоснованными доводы административного истца, который утверждает, что департамент должен был включить в рост необходимой валовой выручки для ООО «Теплогенерирующая компания» утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 гг.» индекс в размере 1,7%.

Утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р индексы включают все коммунальные услуги, которые вносят граждане, а не только плату за теплоснабжение. Индексы утверждены для применения части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Правовых оснований для включения утвержденного Правительством Российской Федерации индекса роста коммунальных услуг для граждан в состав необходимой валовой выручки ООО «Теплогенерирующая компания», административным истцом не приведено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что расчет тарифов на тепловую энергию для ООО «Теплогенерирующая компания» в обжалуемой части произведен в соответствии с действующим законодательством в сфере теплоснабжения.

Противоречий оспариваемого административным истцом в части приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 4 декабря 2018 г. № 145-т/э нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, повлекших нарушение прав и законных интересов административного истца, в процессе судебного разбирательства не установлено.

Ссылка административного истца на то, что фактически цены на ресурсы (газ, электроэнергию, холодную воду) в 2019 г. выше, чем они приняты департаментом, не может стать основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Основами ценообразования предусмотрен порядок компенсации выпадающих доходов.

Так, в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

В соответствии с п. 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований административного иска ООО «Теплогенерирующая компания» о признании частично недействующим приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 4 декабря 2018 г. N 145-т/э – отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Административной коллегии Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен (дата)