Дело № 3а-163/2019
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Курниковой А.В.,
при секретаре Поклонском Р.С.,
рассмотрев 23 апреля 2019 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 Исмаила оглы о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Настоящее дело выделено в отдельное производство из материалов дела № 3а-145/2019 в части требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <.......> и установлении ее равной их рыночной стоимости по состоянию на 27 ноября 2013 года. В обоснование истец указал, что установленная кадастровая стоимость нежилого помещения превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку размер налога от продажи данного объекта в 2018 году будет увеличен.
Впоследствии административный истец уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на 27 ноября 2013 года с учетом заключения судебной экспертизы – 71795,00 рублей.
Представители административных ответчиков – Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, УФРС по Волгоградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменных ходатайствах не возражали против удовлетворения заявленных требований, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что ФИО1 до 28 мая 2018 года являлся собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <.......> с кадастровой стоимостью 161504,48 рублей (л.д. 93-96).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 года № 253 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области по состоянию на 9 июля 2012 года.
В силу статей 208, 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогообложению подлежат все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, за исключением доходов, перечисленных в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 217.1 НК РФ установлено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения пункта 6 статьи 210, пункта 17.1 статьи 217, статьи 217.1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Административным истцом 28 мая 2018 года произведено отчуждение спорного объекта недвижимости, приобретенного 26 апреля 2018 года.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22 апреля 2014 года.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права и законные интересы ФИО1, исковое заявление подано в пределах установленного законодателем срока.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> определена на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 года № 253 в размере 161504,48 рублей по состоянию на 27 ноября 2013 года (л.д. 85).
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким органом по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, специалист которого представил соответствующую доверенность. Указанный вывод следует из статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 года № п/210.
Учитывая отсутствие в приложении № 1 постановления Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 года № 253 спорного объекта оценки, суд приходит к выводу об определении его кадастровой стоимости органом кадастрового учета в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ административным истцом суду представлен отчет № 224-2018 по определению рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
В связи с имеющимися недостатками отчета судом назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключения судебной оценочной экспертизы по состоянию на 27 ноября 2013 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> составляет 71795,00 рублей (т. 1 л.д. 122-159).
Суд находит экспертное заключение, представленное по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, достоверным и допустимым доказательством. Каких-либо конкретных замечаний к нему представителем заинтересованного лица не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено. При оценке заключения суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нем указана общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведен анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговые величины стоимости объектов оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененных нежилых помещений, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, являются обоснованными, установленная кадастровая стоимость превышает определенную экспертом величину рыночной стоимости более чем в 2 раза.
В удовлетворении исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости к Губернатору Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказать, поскольку кадастровая стоимость утверждалась не в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.
С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения следует указывать дату подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 29 декабря 2018 года (т. 1 л.д. 4).
Руководствуясь статьями 95, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 Исмаила оглы к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворить.
В удовлетворении требований к Губернатору Волгоградской области, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области отказать.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <.......>, <.......>, площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <.......> равной его рыночной стоимости в размере 71 795,00 (семьдесят одна тысяча семьсот девяносто пять) рублей по состоянию на 27 ноября 2013 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Курникова