ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-163/20 от 24.03.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 3а-163/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2020 г. Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Лавровой С.Е.,

при секретаре Горячкиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зелинского О.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л :

Зелинский О.А. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 69 940 руб., в обоснование требований указал на то, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2015 г. на Правительство Астраханской области возложена обязанность предоставления ему благоустроенного жилого помещения. Решениями Астраханского областного суда от 29 января 2018 г. и 27 декабря 2018 г. в его пользу взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб. и 5000 руб., однако до настоящего времени вступившее в законную силу судебное решение так и не исполнено, что дает ему основания для обращения с настоящим административным исковым заявлением, поскольку непредоставление жилого помещения в течение длительного периода времени нарушает положения статей 6, 8 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Просил присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за период с 16 ноября 2018 г. по 11 февраля 2020 г.

В предварительном судебном заседании административный истец поддержал требования в полном объеме, пояснив, что общая продолжительность исполнения решения Кировского районного суда города Астрахани от 30 апреля 2015 г. составила 4 года и 7 месяцев. Ему дважды присуждалась компенсация за нарушение права на исполнение указанного судебного акта в разумный срок, но судебное решение так и не исполнено, период с 16 ноября 2018 г. до 11 февраля 2020 г. длительность исполнения судебного постановления также превышает разумные сроки, поскольку реальных мер к исполнению судебного постановления не предпринималось, чем нарушаются его права. Размер компенсации он определил исходя из решений Европейского Суда.

Участвующие в административном деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, представив письменные возражения по существу заявленных требований.

В силу статей 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Интересы Астраханской области в Астраханском областном суде в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" представляет министерство финансов Астраханской области, которое в письменных возражениях просило оставить административный иск без удовлетворения, поскольку административными ответчиками предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на исполнение вступившего в 2015 г. в законную силу решения Кировского районного суда города Астрахани.

Правительство Астраханской области – главный распорядитель бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в письменных возражениях указало на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поддержало доводы возражений министерства социального развития и труда Астраханской области, представляющего интересы Правительства Астраханской области на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 г. № 485-Пр.

Исследовав материалы гражданских и административных дел, исполнительного производства , дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях и настоящего административного дела, Астраханский областной суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46). По смыслу статей 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 15, 17 - 19 и 118 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации, правовая система которой основана на принципе верховенства права как неотъемлемом элементе правового государства, право каждого на судебную защиту, относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и обеспечивающего охрану прав и свобод человека и гражданина от произвола властей.

Положения Всеобщей декларации прав человека (статьи 7, 8 и 10), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 6), согласно которым каждый имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства, являются составной частью правовой системы Российской Федерации

Право на разбирательство гражданских дел в разумный срок, являясь одним из фундаментальных принципов правосудия, включает в себя и право на исполнение решения суда, поскольку в ином случае обращение к суду теряет всякий смысл. Под понятием разумного срока понимается тот срок исполнения судебного акта, который гарантирует реальную защиту и восстановление права или законного интереса заинтересованного лица. Не может быть признана реальной защита права в сроки, когда вследствие обстоятельств дела либо самого характера предмета спора исполнение за пределами разумного срока делает ее неэффективной.

Таким образом, особую важность приобретает механизм исполнения судебных решений. На государство возлагается обязанность по организации своей правовой системы таким образом, чтобы обеспечить координацию деятельности разных исполнительных органов и тем самым сделать реальным процесс своевременного исполнения обязательств государства, которые прямо вытекают из вынесенного судебного решения (постановление ЕСПЧ от 8 ноября 2007 г. по делу "Фитисов (Fitisov) против Российской Федерации", жалоба № 41842/04).

Обязанность надлежащего исполнения судебного решения обеспечивается ответственностью за уклонение от такого исполнения, установленной Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения административного истца и иных участников судебного процесса, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

В судебном заседании установлено, что вступившим 1 июня 2015 г. в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2015 г. на Правительство Астраханской области возложена обязанность по предоставлению Зелинскому О.А., _ благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Органы государственной власти Астраханской области осуществляют формирование специализированного жилищного фонда в объеме, достаточном для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, на территории Астраханской области путем строительства жилых домов и приобретения квартир с целью дальнейшего обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Во исполнение решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 5 июня 2015 г. возбуждено исполнительное производство Реализация предпринимаемых судебным приставом-исполнителем мер по исполнению требований исполнительного документа, не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению административному истцу жилого помещения.

Решением Астраханского областного суда от 29 января 2018 г. установлен факт нарушения разумных сроков исполнения судебного постановления и Зелинскому О.А. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей. Суд установил, что общая продолжительность исполнения решения районного суда со дня поступления исполнительного листа в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (5 июня 2015 г.) по день подачи административного искового заявления в суд (27 ноября 2017 г.) составила 2 года 5 месяцев 12 дней, и расценил такой срок исполнения судебного акта, как не отвечающий критерию разумности. (Решение Астраханского областного суда исполнено 23 апреля 2018 г.)

Решением Астраханского областного суда от 27 декабря 2018 г установлен факт нарушения разумных сроков исполнения судебного постановления, Зелинскому О.А. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного акта в разумный срок в размере 5 000 руб., поскольку общая суммарная продолжительность исполнения судебного решения составила со дня поступления исполнительного листа в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (5 июня 2015 г.) по день подачи административного искового заявления в суд (19 ноября 2018 г.) 3 года 5 месяцев 14 дней.

В силу положений пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного исполнения судебного акта. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2015 г. до настоящего времени не исполнено, общая суммарная продолжительность исполнения судебного решения составила со дня поступления исполнительного листа в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (5 июня 2015 г.) по день подачи настоящего административного искового заявления в суд (17 февраля 2020 г.) 4 года 8 месяцев 12 дней (или 55 месяцев 12 дней).

Из исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта в соответствии со статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», однако в указанные сроки вступившее в законную силу решение суда органом исполнительной власти Астраханской области исполнено не было, в связи с чем постановлением начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 19 июня 2019 г. Правительство Астраханской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за длительное неисполнение решения Кировского районного суда города Астрахани от 30 апреля 2015 года. Решением Кировского районного суда города Астрахани от 18 июля 2019 г. постановление о привлечении должника к административной ответственности отменено.

Оценивая действия органов исполнительной власти Астраханской области в целях своевременного исполнения судебного решения, суд исходит из представленных административными ответчиками и заинтересованными лицами сведений.

Так, из письменных возражений министерства социального развития и труда Астраханской области, следует, что Правительство Астраханской области и министерство социального развития и труда Астраханской области принимают достаточные меры для исполнения судебных решений, обязывающих предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда. Свободных жилых помещений для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имелось и не имеется в настоящее время, тем не менее, за период с 2014 г. по 2019 г. было обеспечено жилыми помещениями 981 человек указанной категории граждан. В 2014 г. было обеспечено 439 человек, 2015 – 81, 2016 – 138, в 2017 г. – 118, 2018 г. – 151, в 2019 – 54.

По состоянию на 5 января 2020 г. на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по муниципальному образованию «Город Астрахань» состоит 1188 лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 1038 граждан указанной категории, из которых в отношении 370 приняты судебные решения, обязывающие обеспечить их жилыми помещениями. (По состоянию на 15 января 2016 г. эти показатели составляли 865, 599 и 273 соответственно).

В письменных возражениях агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области указано на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку агентством в период с 2016 г. по настоящее время в пределах компетенции и выделенных ассигнований приобретались жилые помещения для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, объявляемые электронные аукционы на приобретение жилых помещений признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в письменных возражениях указало, что министерством с 2014 г. осуществляется строительство жилых домов на территории Астраханской области в пределах выделенных ассигнований. В ноябре 2019 г. принято решение о передаче средств бюджета, не обеспеченных контрактами на приобретение жилых помещений, от агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области министерству в размере 75, 87 млн рублей и средств софинансирования из регионального бюджета в размере 16, 66 млн руб. В настоящее время по поручению Губернатора Астраханской области министерством осуществляется перемещение неосвоенных средств федерального и областного бюджетов агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области в размере 112,6 млн. рублей для приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья.

Представленные административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательства не дают каких-либо оснований для вывода о том, что за период, прошедший после вынесения решения о присуждении компенсации и до подачи настоящего административного искового заявления, исполнение решения приобрело дополнительную сложность, либо предприняты конкретные меры по фактическому исполнению вступившего в 2015 году в законную силу решения суда. Обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам возникает независимо от наличия или отсутствия надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Таким образом, факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок установлен. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности, а действия органов исполнительной власти Астраханской области, в целях исполнения вступившего в законную силу судебного постановления, не свидетельствуют об их эффективности. Сам факт нарушения права на исполнении судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Основанием для вынесения судебного решения, обязывающего Правительство Астраханской области предоставить Зелинскому О.А. благоустроенное жилое помещение, явилось то обстоятельство, что административный истец в возрасте _ лет признан лицом_, государство взяло на себя обязательство обеспечения его жилым помещением с момента достижения им совершеннолетия. До настоящего времени у административного истца отсутствуют постоянное место жительства и возможность проживания по месту регистрации, он состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем _, под номером (в 2019 г. – , в 2018 г. – ), административным истцом не совершалось виновных действий, влекущих увеличение срока исполнения судебного постановления.

При таких обстоятельствах, длительность неисполнения судебного решения, вынесенного в апреле 2015 г. и неисполненного на момент рассмотрения настоящего административного дела, является нарушением права Зелинского О.А. на справедливое правосудие и лишает его реальной судебной защиты, возлагая на него чрезмерное бремя.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 при рассмотрении дела о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок необходимо обеспечивать индивидуальный подход к его разрешению, при определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсации вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения.

Из решений Европейского Суда по правам человека следует, что исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению, однако если решение внутригосударственного суда касается предмета первой необходимости, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 04 декабря 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 г., и Постановление Европейского Суда по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 г.).

Учитывая изложенное, правовую и фактическую сложность дела, поведение участников процесса, недостаточность и неэффективность действий органов исполнительной власти Астраханской области, производимых в целях исполнения состоявшегося судебного решения, общую продолжительность судопроизводства по данному делу, превысившую 4 года, а также то, что решениями Астраханского областного суда административному истцу присуждалась компенсация в размере 50 000 руб. и 5000 руб., продолжительность неисполнения судебного решения после вынесения решений о присуждении компенсации превысила 15 месяцев, суд находит, что в данном случае имело место нарушение права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и достаточной будет являться компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей.

В силу пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счет административного истца, указанный в представленной им выписке.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации, в соответствии с частью 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 176, 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

административные исковые требования Зелинского О.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Зелинскому О.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, перечислив их на лицевой счет , открытый на его имя в _.

Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению министерством финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.