УИД 28OS0000-01-2021-000202-62
Дело № 3а-46/2022 (3а-163/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бушманова А.П.,
при секретаре Варанкиной А.В.,
с участием прокурора Пряхиной И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «Евросервис» к Благовещенской городской Думе об оспаривании отдельных положений нормативно правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Евросервис» обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что является специализированной организацией, осуществляющей: управление многоквартирными домами г. Благовещенска, на основании договоров управления, заключаемых с собственников помещений в таких домах. Решением Благовещенской городской Думы от 18 июля 2019 года №58/70 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска. Пунктом 2.5.2 указанных правил установлено, что ширина прилегающей территории определяется в зависимости от видов (назначения) зданий, строений, сооружений, земельных участков, иных объектов движимого или недвижимого имущества составляет для многоквартирных домов-15 метров. То есть, фактически законодательным органом муниципального образования Благовещенской городской Думой принята и утверждена верхняя (максимальная) граница размера прилегающей территории в размере 15 метров. Административный истец полагает, что утвержденный размер прилегающих территорий для собственников квартир в многоквартирных домах, существенно нарушают права и интересы, как самих собственников, так и непосредственно права ООО «Евросервис», как управляющей организации. Из анализа п. 2 Закона Амурской области №272-ОЗ следует, что региональное правительство установило лишь верхний предел размера территории - до 15 метров, тем самым, давая органам муниципального образования подойти к объективному определению размера прилегающей территории. Считает, что установлением в п.2.5.2 Правил максимального предела размера прилегающей территории, нарушается баланс прав, интересов и обязанностей между собственниками, в распоряжении которых имеются земельные участки и которые стоят на кадастровом учете («выделенные» земельные участки») и муниципальным образованием – администрацией города Благовещенска, которое владеет остальными так называемыми «невыделенными» земельными участками. Данный баланс нарушается именно со стороны администрации. Нарушение прав ООО «Евросервис» оспариваемыми положениями Правил; благоустройства выражается в том, что, основываясь на указанные незаконные нормы права Управление ЖКХ г. Благовещенска направило в адрес ООО «Евросервис» уведомление о необходимости внесения изменений в договора управления в части увеличения убираемой площади прилегающей территории. То есть фактически речь идёт об увеличении расходов в первую очередь ООО «Евросервис» как: управляющей; организации. В то время как собственники отказываются увеличивать тариф на содержание территории такого размера, которая фактически им не принадлежит. Кроме того, в адрес ООО «Ерросервис» уже выносились предписания об устранении нарушений, а именно - произвести покос травы на прилегающей территории 15 метров многоквартирного дома №35 по ул. Театральная.
На основании вышеизложенного, просит признать недействительным пп. 1 пункта 2.5.2 Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 18 июля 2019 года №58/70 и не подлежащим применению с момента его принятия, обязать административного ответчика принять в части новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый нормативный правовой акт, следующего содержания - «для многоквартирных домов - 5 метров».
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица - администрации г. Благовещенска ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, процедура принятия Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска не нарушена. Из норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населённых пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Таким образом, федеральный законодатель, закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия. Закон Амурской области от 07 ноября 2018 года №272-ОЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий в Амурской области» устанавливает порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий городских и сельских поселений Амурской области, городских округов Амурской области, дает определение понятию «прилегающая территория» и регламентирует порядок определения границ прилегающих территорий. Внешние границы прилегающих территорий определяются в соответствии с установленной в правилах благоустройства шириной прилегающих территорий в метрах, которая не может составлять более 15 метров (п.1 ст.2 Закона №272-ОЗ). Таким образом, установление 15-метровой ширины прилегающей территории для многоквартирных домов не противоречит Закону Амурской области от 07 ноября 2018 года №272-ОЗ.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Евросервис» настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика - Благовещенской городской Думы ФИО2 возражала относительно доводов административного искового заявления, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования, не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 18июля 2019 года решением Благовещенской городской Думы №58/70 утверждены Правила благоустройства муниципального образования города Благовещенска.
Решение опубликовано в газете Благовещенск от 19 июля 2019 года №27 (1537).
Таким образом, оспариваемый Порядок принят в пределах полномочий Благовещенской городской Думы, и надлежащим образом опубликован.
Настоящий Закон в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий городских и сельских поселений Амурской области, городских округов Амурской области.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Евросервис» является специализированной организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами г. Благовещенска, на основании договоров управления, заключаемых с собственников помещений в таких домах.
Таким образом, оспариваемый Порядок непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является ООО «Евросервис», в связи с чем, ООО «Евросервис» вправе было обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
В силу Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с данными правилами.
В абзаце 21 части 1 статьи 2 вышеназванного Федерального закона приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования федеральным законодательством отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Статья 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривают содержание правил благоустройства территории муниципального образования.
Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Из приведенных выше норм применительно к обстоятельствам настоящего административного дела следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.
Согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 07 ноября 2018 года №272-ОЗ "О порядке определения границ прилегающих территорий в Амурской области", внешние границы прилегающих территорий определяются в соответствии с установленной в правилах благоустройства шириной прилегающих территорий в метрах, которая не может составлять более 15 метров.
В силу вышеизложенных положений закона определять границы прилегающих территорий в правилах благоустройства и застройки относится к полномочиям органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.4 Правил благоустройства муниципального образования города Благовещенска, утверждённых решением Благовещенской городской думы №58/70 от 18 июля 2019 года, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются настоящими Правилами.
Согласно пункту 2.5.2. Правил, ширина прилегающей территории определяется в зависимости от видов (назначения) зданий, строений, сооружений, земельных участков, иных объектов движимого или недвижимого имущества и составляет, для многоквартирных домов - 15 метров.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что установление оспариваемыми Правилами максимального значения границ прилегающей территории от многоквартирных домов 15 метров, не противоречит Закону Амурской области от 07 ноября 2018 года №272-ОЗ и другому федеральному законодательству.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «Евросервис» о признании недействующим пп. 1 пункта 2.5.2 Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 года №58/70 и не подлежащим применению с момента его принятия, а также о возложении обязанности на административного ответчика принять в части новый нормативный правовой акт, следующего содержания - «для многоквартирных домов - 5 метров».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2022 года
Председательствующий А.П. Бушманов
УИД 28OS0000-01-2021-000202-62
Дело № 3а-46/2022 (3а-163/2021)