ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-163/2021 от 23.07.2021 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 3а-163/2021

70OS0000-01-2021-000081-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2021 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Степановой А.В.,

помощнике судьи Ш.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая компания «Ладья» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Инвестиционно-финансовая компания «Ладья» в лице представителя ПадеринаЕ.В. обратилось в Томский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование – Управление Росреестра) по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 19890000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого (34264261 рублей 08 копеек) значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке (19890000 рублей), что нарушает право административного истца как налогоплательщика на экономическую обоснованность налогообложения.

Определением судьи от 9 июля 2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лицапривлечена Томская область в лице Администрации Томской области.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представители заинтересованных лиц областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование- ОГБУ «ТОЦИК»), Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Томской областизаявили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменных отзывах на административный иск представители административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области,заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области,ОГБУ «ТОЦИК»решение по административному делу оставили на усмотрение суда;представитель заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области полагала, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени Томской области.

Административный ответчик Управление Росреестра по Томской области письменный отзыв на административный иск не представил.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Судом установлено, что с 29 декабря 2018г. административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/.

Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», утверждена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости - 34264261 рублей 08 копеек (пункт 191196 приложения к приказу).

Акт об утверждении кадастровой стоимости спорного нежилого здания не составлялся.

Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания внесены в ЕГРН 22января 2020г.

В соответствии со статьями 372, 374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 375 того же Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса, в силу подпункта 1 пункта 7 которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019г. №99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» вышеназванный объект недвижимости включен в такой перечень под номером 2484.

Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020г. №118-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год» вышеназванное нежилое здание включено в такой перечень под номером 2432.

В соответствии с абзацем вторым пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020г. №374-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. согласуется с приведенными выше положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ к заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет №392-А/2021 от 24 мая 2021г., подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2019г. составляет 19890000 рублей.

Данный отчет отвечает требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)»; представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно формы отчета и его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ может быть установлена на 1января 2019г. в размере его рыночной стоимости, составляющей 19890000 рублей.

Согласно статье 248, части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вотношении спорного нежилого здания административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 26 мая 2021г.

Доводы представителя заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области о том, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени Томской области, подлежат отклонению в связи со следующим.

Поскольку в соответствии со статьей 82 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы от 26 июля 1995г. №136, зарегистрированного в Управлении Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 31 января 2001г. №RU70000199500001, Администрация Томской области разрабатывает и реализует стратегию социально-экономического развития области, разрабатывает проект областного бюджета и обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении областного бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику в области, Томская область, в бюджет которой подлежит уплате налог на имущество организаций, подлежала привлечению к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица в лице Администрации Томской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая компания «Ладья» удовлетворить:

установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 19890000 (девятнадцать миллионов восемьсот девяносто тысяч) рублей на 1 января 2019 г.;

датой подачи заявления считать 26 мая 2021г.;

указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий