ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1649/2021 от 06.04.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело №3а-219/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-219/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПРОМЕНАД» к Государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки» о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки, по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и обязании исключить указанные сведения из ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ПРОМЕНАД» (далее – административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором, с учетом последующего уточнения, просило суд признать незаконными действия Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного здания в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; признать незаконными действия ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в размере <данные изъяты> рублей в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного здания в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по внесению 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей на основании Актов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного здания в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; обязать Управление Росреестра по Московской области исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в размере <данные изъяты> рублей, внесенные в ЕГРН на основании Актов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «ПРОМЕНАД» является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 53652,7 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> назначение – нежилое здание, наименование – многофункциональный комплекс «Променад».

01.01.2019 года на территории Московской области вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки».

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей утверждена Распоряжением № 15ВР-1633 от 27.11.2018 года по состоянию на 01.01.2018 года, с указанием даты применения – 01.01.2019 года.

Решением Московского областного суда от 27 февраля 2020 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2018 года установлена в размере <данные изъяты> рублей.

19.06.2020 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области кадастровая стоимость рассматриваемого объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рублей внесена в Единый государственный реестр недвижимости с указанием даты применения 01.01.2019 года.

Однако, без каких либо оснований, в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного здания, 01.04.2019 года, 03.04.2019 года, 17.04.2019 года в реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, кадастровая стоимость объекта по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года увеличилась в несколько раз.

Общество обратилось в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости нежилого здания.

23.09.2021 года ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставил разъяснения, в которых пояснил, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей определена на основании статьи 16 Закона N 237-ФЗ, согласно которой определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями. Перечень соответствующих объектов недвижимости (далее - Перечень), формируется органом регистрации прав. В отношении рассматриваемого объекта недвижимости в Перечень включены сведения ЕГРН, актуальные на дату определения кадастровой стоимости.

Между тем, каких-либо изменений количественных либо качественных характеристик в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> не произошло, в связи с чем, с позиции административного истца, у органа регистрации прав не было оснований для включения здания в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых подлежала определению в соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ. Кроме того, у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для пересмотра кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> и формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных требований, полагая их незаконными и необоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратится в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО «ПРОМЕНАД» является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 53652,7 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> назначение – нежилое здание, наименование – многофункциональный комплекс «Променад», что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.

В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в отношении спорного земельного участка административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в связи с чем определенная в установленном порядке кадастровая стоимость этого здания напрямую затрагивает права ООО «ПРОМЕНАД».

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» утверждена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2018 года в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Московского областного суда от 27 февраля 2020 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2018 года установлена в размере <данные изъяты> рублей.

19.06.2020 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области кадастровая стоимость рассматриваемого объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рублей внесена в Единый государственный реестр недвижимости с указанием даты применения 01.01.2019 года.

Актами ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» 01.04.2019 года, 03.04.2019 года, 17.04.2019 года в реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года.

Поскольку заявленные административным истцом требования о признании незаконными действий и решений ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, которыми в том числе изменена кадастровая стоимость здания, по сути направлены на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и на изменение ее размера; возможным результатом удовлетворения заявленных требований фактически является изменение кадастровой стоимости здания, что в силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», прямо относится к оспариванию результатов определения кадастровой стоимости, данное административное дело является спором об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и подлежит рассмотрению по правилам Главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом положений главы 22 названного Кодекса).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке) (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.

Основные положения, регламентирующие порядок проведения ГКО, содержатся в статьях 6, 11 - 15 Федерального закона N 237-ФЗ и предусматривают, кроме прочего, следующее: ГКО проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации) (ч. 1 ст. 6); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (ч. 2 ст. 6); ГКО включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении ГКО; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах ГКО (далее - отчет); 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 6); ГКО проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной ГКО (ч. 1 ст. 11); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня принятия решения о проведении ГКО обеспечивает информирование о принятии этого решения, а также о приеме бюджетным учреждением деклараций о характеристиках объектов недвижимости (ч. 5 ст. 11); перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении ГКО и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по его запросу (ч. 1 и ч. 2 ст. 13); порядок формирования и предоставления перечня, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне, устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ГКО (ч. 4 ст. 13); в перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной ГКО на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня (ч. 5 ст. 13).

Согласно п. 12 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 N 74 (далее - Порядок формирования перечня), количественные и качественные характеристики объектов недвижимости включают сведения, предусмотренные частями 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), за исключением сведений, указанных в пунктах 4, 5, 7, 20, 25 ч. 4 и в пунктах 19, 20, 22, 23 ч. 5 указанной статьи.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО (ч.1); итоговым документом по результатам определения кадастровой стоимости является отчет (ч. 2), составлению которого предшествует подготовка бюджетным учреждением промежуточных отчетных документов (проект отчета), их публикация, проверка органом регистрации прав, представление заинтересованными лицами замечаний к промежуточным отчетным документам и рассмотрение таких замечаний бюджетным учреждением (ч.ч. 7 - 22).

В силу ст. 15 Федерального закона N 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта (ч. 1); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении ГКО, в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии (ч. 3); акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения ГКО, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ч. 4).

Наряду с проведением ГКО закон предусматривает возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетными учреждениями в упрощенном порядке в период между датами проведения последней и очередной ГКО. При этом, однако, законом устанавливается ограниченный и исчерпывающий перечень оснований для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетными учреждениями в таком упрощенном порядке, а сам этот порядок также строго регламентирован.

Так, в ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО. Такое определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о ГКО.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.

Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ).

Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ, при недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Применительно к данному случаю определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с изменением его количественных и (или) качественных характеристик в п. 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 09.08.2018 N 419, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) (далее - Указания) установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки.

В соответствии с п. 12.2 Указаний результат расчета кадастровой стоимости применительно к рассматриваемому случаю оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из приведенных норм материального права следует, что орган регистрации прав вправе направить в бюджетное учреждение обращение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости (в данном случае - сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости). Причем одновременно бюджетному учреждению должна быть направлена информация о таких сведениях, внесенных в ЕГРН и влекущих изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, с указанием даты их внесения в ЕГРН.

Законными основаниями для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в период между датами проведения последней ГКО и очередной ГКО в связи с изменением количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости является одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) изменение в вышеуказанный период количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, влекущее изменение его кадастровой стоимости;

2) внесение в тот же период сведений о названных изменениях количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости в ЕГРН.

Соответственно, изменение характеристик объекта недвижимости, сведения о которых не подлежат внесению в ЕГРН согласно закону, не может служить основанием для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ.

Также не может служить основанием для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ, такое изменение характеристик объекта недвижимости, которое не влечет изменение его кадастровой стоимости.

При этом, как видно из вышеизложенного, бюджетное учреждение не вправе по своей инициативе проводить рассматриваемое определение кадастровой стоимости, а равно самостоятельно определять перечень сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик, подлежащих учету при таком определении кадастровой стоимости.

Такое определение кадастровой стоимости бюджетное учреждение вправе осуществлять только в случае поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, и только в связи с изменением этих конкретных количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, а не каких-либо иных.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением подлежит составлению акт, в котором, кроме прочего, обязательно должно быть отражено основание для пересчета кадастровой стоимости (п. 12.2 Указаний), то есть сведения об изменении конкретных количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, внесенном в ЕГРН и повлекшем изменение его кадастровой стоимости.

Одновременно в ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом какие-либо специальные основания и порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетным учреждением в рамках ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ не установлены, а значит эти основания и порядок определяются общими правилами ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ, приведенными выше.

Из представленных ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» копий писем Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в адрес ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» видно, что поводом для принятия Учреждением оспариваемого решения послужили действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области по включению объекта недвижимости в перечни объектов недвижимости на указанные истцом даты, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января по 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки. В Перечни были включены сведения в отношении ряда объектов недвижимости, в том числе в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности. При совершении данных действий Управление ссылалось на положения ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ.

Между тем в рассматриваемом заявлении об оспаривании и в своих объяснениях административный истец последовательно указывал, что в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО, в том числе с 01.01.2018 по 09.04.2019 года (год проведения ГКО), каких-либо изменений количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости не было и внесения сведений о таких изменениях в ЕГРН не происходило.

Как следует из материалов дела, в последующем количественные и качественные характеристики рассматриваемого здания не изменились, в том числе и на дату последней оценки - 09.04.2019 года.

Сведений о том, что в течение 2019 года административный истец обращался в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в материалы дела также не представлено.

Доводы административного ответчика об изменении характеристик принадлежащего административному истцу объекта не нашли своего подтверждения в судебном заседании, более того, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Таким образом, относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств обратного Управление и Учреждение суду не представили. При этом не являются такими доказательствами представленные Учреждением копии писем Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в адрес ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» о формировании перечня объектов недвижимости на спорные даты, в отношении которых рассвет кадастровой стоимости не произведен, а также акты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку в этих документах отсутствуют сведения об изменении каких-либо количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, влекущем изменение его кадастровой стоимости, и о внесении сведений об этих изменениях в ЕГРН в значимый период, а следовательно - отсутствуют сведения о законных основаниях для совершения Управлением оспариваемых действий по включению объекта недвижимости в перечень, по направлению этого перечня для проведения кадастровой оценки Учреждением и для принятия Учреждением оспариваемого решения.

Вместе с тем, статья 16 Закона №237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, только в том случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.

Несмотря на то, что количественные и качественные характеристики рассматриваемого здания не изменились, сведений о спорном здании были включены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое в соответствии с положениями ст.ст. 16, 24 ФЗ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды); ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации», Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 №П/210 в юридически значимый период было наделено соответствующими полномочиями, в перечень объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» для проведения соответствующего перерасчета.

Указанные действия, повлекшие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в отсутствие установленных законом оснований для такого определения является нарушением требований ст. 16 Закона № 237-ФЗ.

При таких обстоятельствах, административный иск в части признания незаконными с момента их совершения действий Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного здания в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки подлежит удовлетворению.

Кроме того, поскольку в Реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, требования административного истца в части признания незаконными указанных действий Управления Росреестра по Московской области также подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на Управление Росреестра по Московской области следует возложить обязанность исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в размере <данные изъяты> рублей, внесенные в ЕГРН на основании Актов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.04.2019 года, 03.04.2019 года, 17.04.2019 года по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года.

Рассматривая требования административного истца в части признания незаконными действий ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости суд приходит к следующему.

Так, из вышеприведенных норм следует, что орган регистрации прав вправе направить в бюджетное учреждение обращение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости (в данном случае - сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости). Причем одновременно бюджетному учреждению должна быть направлена информация о таких сведениях, внесенных в ЕГРН и влекущих изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, с указанием даты их внесения в ЕГРН.

При этом, как следует из вышеизложенного, бюджетное учреждение не вправе по своей инициативе проводить рассматриваемое определение кадастровой стоимости, а равно самостоятельно определять перечень сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик, подлежащих учету при таком определении кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, поводом для осуществления учреждением действий по определению кадастровой стоимости спорного объекта по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в размере <данные изъяты> рублей, послужили действия управления по включению объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января по 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки, и по направлению этого Перечня для целей определения учреждением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, суд принимает во внимание то, что определение кадастровой стоимости произведено учреждением в соответствии с положениями Закона N 237-ФЗ, Указаний N 226, а также на основании сведений, предоставленных управлением.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что учреждение действовало в пределах предоставленных полномочий, оснований для вывода о том, что действия ГКУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года в размере <данные изъяты> рублей, являются незаконными и не соответствующими действующему в спорный период законодательству, судом не установлено.

Более того, сами по себе действия ГКУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости здания не влекут нарушения прав и законных интересов общества. Права и законные интересы общества нарушены управлением по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года.

Учитывая изложенное выше, в удовлетворении требования о признании незаконными действий ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ПРОМЕНАД» - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению 01.04.2019 года, 03.04.2019 года, 17.04.2019 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> на основании Актов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, внесенные на основании Актов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.04.2019 года, 03.04.2019 года, 17.04.2019 года по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года.

В удовлетворении требования о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 27.12.2018 года, 21.03.2019 года, 09.04.2019 года отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2022 года.