ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-164/2015 от 16.02.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-25/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 16 февраля 2016 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Богородской Н.А.

при секретаре Чесаковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брянской области о признании недействующим решения Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», включая утвержденное данным решением Положение,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 18 февраля 2009 года № 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, утверждено Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа.

Прокурор Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования «Сельцовский городской округ» и неопределенного круга лиц о признании решения Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, включая утвержденное данным решением Положение, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно пункту 9 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 2 Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» уставом муниципального образования главе муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться пенсионное обеспечение.

Указанное право не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка их введения, которые должны соблюдаться. Принятие оспариваемого решения является основанием для возникновения нового расходного обязательства муниципального образования «Сельцовский городской округ». Применительно к рассматриваемым правоотношениям, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета муниципального образования и, как следствие, потребует привлечения средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Признание Сельцовского городского округа дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, не позволяющим ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства. Муниципальное образование «Сельцовский городской округ» на протяжении последних лет ежегодно получает из бюджета Брянской области дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств муниципального образования «Сельцовский городской округ», в том числе, по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально – значимых программ. При этом объем полученных из бюджета Брянской области межбюджетных трансфертов в соотношении с общим объемом доходов бюджета города Сельцо является стабильно высоким.

Размер расходов бюджета города Сельцо, связанных с выплатой лицам, ранее замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Сельцо, пенсий на основании оспариваемого решения, является значительным, объем бюджетных средств, направляемых на указанную выплату в течение года, превышает 644000 руб.

Полагает, что установление оспариваемым решением дополнительных материальных гарантий в части пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Сельцо, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, нарушаются интересы бюджета муниципального образования «Сельцовский городской округ», интересы неопределенного круга лиц, лишенных возможности на решение вопросов местного значения за счет бюджетных средств.

Просит признать противоречащим федеральному законодательству (статьям 31 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, включая утвержденное данным решением Положение.

В судебном заседании представитель административного истца Богданова Н.С. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Совета народных депутатов города Сельцо и администрации города Сельцо Брянской области Кононова И.Е. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что оспариваемое решение Совета народных депутатов города Сельцо и утвержденное им Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа приняты в установленном законом порядке правомочным органом в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области», а также пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», которым закреплено: «органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств». Оспариваемое Положение прошло правовую проверку на соответствие действующему законодательству, в том числе и в прокуратуре, представлений и требований в адрес Совета народных депутатов города Сельцо не поступало. Ссылаясь на то, что согласно нормам действующего законодательства органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования меры социальной поддержки выборным должностным лицам, финансирование пенсий за выслугу лет выборным должностным лицам осуществляется за счет собственных доходов бюджета Сельцовского городского округа, бюджетные возможности которого позволяют вводить порядок и условия выплаты пенсии указанной категории лиц, а отмена оспариваемого Положения повлечет социальную незащищенность выборных должностных лиц местного самоуправления и существенное ухудшение правового положения этих лиц, просила в удовлетворении административных исковых требований прокурора Брянской области отказать.

Представители контрольно-счетной комиссии Сельцовского городского округа Тихненко Л.В. и финансового отдела администрации города Сельцо Качур Е.В. в качестве специалистов по делу пояснили, что расходы на ежемесячную доплату к государственной пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления осуществляются без нарушения норм бюджетного законодательства. Расходы бюджета Сельцовского городского округа на ежемесячную доплату к государственной пенсии указанной категории лиц в соответствии с оспариваемым Положением составили в 2013 году - 0,28%, в 2014 году - 0,33%, в 2015 году – 0,67% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5.1 статьи 40 указанного Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Законом Брянской области от 12 августа 2008 года N 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» предусмотрено, что уставом муниципального образования главе муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться пенсионное обеспечение ( пункт 10 части 1 статьи 2).

Город Сельцо Брянской области наделен статусом городского округа Законом Брянской области от 09 марта 2005 года N 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области»

Согласно статьям 22, 23 Устава Сельцовского городского округа представительным органом городского округа является Совет народных депутатов города Сельцо, который состоит из 20 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Устава Сельцовского городского округа органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных настоящей частью, не является обязанностью городского округа, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пп. 5 пункта 7 статьи 30 и пп. 5 пункта 8 статьи 32 Устава Сельцовского городского округа главе города Сельцо и заместителю главы города Сельцо за счет средств местного бюджета гарантируется получение муниципальной пенсии за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты которой устанавливаются в соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета.

Согласно статье 7 Устава Сельцовского городского округа муниципальные нормативные правовые акты городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), муниципальные правовые акты публикуются в городской газете «Сельцовский вестник» ( пункты 7 и 14).

Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 было утверждено Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу и членам выборных органов местного самоуправления Сельцовского городского округа. Указанное решение официально опубликовано в городской газете «Сельцовский вестник» 27 февраля 2009 года № 9(740).

Решениями Совета народных депутатов города Сельцо от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, официально опубликованными в городской газете «Сельцовский вестник» от 27 июля 2012 года № 30 (918) и от 06 сентября 2013 года № 36 (976), в указанное выше решение Совета народных депутатов от 18 февраля 2009 года № 4-884 внесены изменения.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и вступил в силу.

Оспариваемое Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа (далее - Положение), утвержденное решением Совета народных депутатов от 18 февраля 2009 года № 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, устанавливает условия, порядок назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет главе города Сельцо, заместителю главы города Сельцо, замещавшим указанные должности на постоянной основе ( пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 Положения муниципальная пенсия за выслугу лет – ежемесячная доплата к государственной пенсии, право на получение которой определяется по основаниям и в порядке, установленными настоящим Положением и которая выплачивается гражданам при выходе на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Оспариваемое Положение устанавливает условия назначения такой пенсии (пункты 2.1, 2.2, 8), ее размеры (пункты 3-4, 7), порядок расчета среднемесячного заработка для исчисления размера пенсии (пункты 5 - 6), порядок подсчета стажа, необходимого для установления данной пенсии (пункт 9), порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении пенсии за выслугу лет, ее назначения, приостановления, прекращения и перерасчета установленного размера, возврата излишне выплаченных сумм, освобождение от налогообложения (пункты 10-21, 24), закрепляет положение о финансировании расходов, связанных с выплатой муниципальной пенсии, за счет средств бюджета Сельцовского городского округа ( пункт 22), а также определяет орган, производящий выплату муниципальной пенсии и сроки ее выплаты ( пункт 23) и формы необходимых для назначения и выплаты пенсии документов (Приложение 1-4).

Таким образом, назначаемая в соответствии с оспариваемым Положением муниципальная пенсия за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, представляющая собой ежемесячную доплату к государственной пенсии, по своей правовой природе является дополнительным пенсионным обеспечением, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, за счет средств местного бюджета и является основанием для возникновения расходного обязательства муниципального образования «Сельцовский городской округ».

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления достаточно широкой свободы усмотрения при принятии муниципальных правовых актов по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не означает, что они могут действовать произвольно. В силу статьи 15 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в том числе при осуществлении правового регулирования по вопросам, решение которых отнесено к их ведению.

Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями, одновременно определил объемы и границы их осуществления. При этом, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, орган местного самоуправления обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из положений статьи 7 (Бюджетные полномочия Российской Федерации), статьи 8 (Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации), статьи 9 (Бюджетные полномочия муниципальных образований), статьи 65 (Формирование расходов бюджетов) и статьи 86 (Расходные обязательства муниципального образования) Бюджетного кодекса Российской Федерации, в их системном единстве, расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти, а также с учетом принципа самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета муниципального образования и, как следствие, потребует привлечения средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, реализация органом местного самоуправления своих полномочий по установлению лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления муниципального образования, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

В этой связи положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения муниципального образования, а также основным критерием для определения его нуждаемости в предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В свою очередь, признание муниципального образования дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень его бюджетной обеспеченности, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Важным показателем социально-экономического положения муниципального образования также является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого осуществляется отнесение бюджетов к категориям дефицитных или профицитных.

С учетом этого, деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, в силу положений статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что при недостаточности собственных средств бюджета муниципального образования введение оспариваемым Положением новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств субъекта Российской Федерации, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данное обстоятельство является ограничительным фактором при решении вопроса о наличии у муниципального образования полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления, и их размера.

Как следует из решений Совета народных депутатов города Сельцо от 24 июня 2010 года № 5-320 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2009 года», от 07 июня 2011 года № 5-512 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2010 год», от 28 июня 2012 года № 5-704 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2011 год», от 13 июня 2013 года № 5-821 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2012 год», от 17 июня 2014 года № 5-967 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2013 год», от 10 июня 2015 года № 6-145 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2014 год», за период действия оспариваемого Положения с 2009 года по 2014 год включительно, за исключением 2009 года и 2014 года, бюджет Сельцовского городского округа являлся дефицитным.

Размер дефицита составил:

- в 2010 году - 18 611 118, 79 руб., при этом собственные доходы - 162 658 965,91 руб., дотации - 47 300 000,00 руб., из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 36 084 000,00 руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 11 216 000,0 руб., показатель дотационности - 34,1 %;

- в 2011 году - 11 825 598, 69 руб., собственные доходы – 133 643 887,70 руб., дотации – 36 560 000, 00 руб., из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 10 319 000,00 руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 25 687 000,00 руб., прочие дотации – 554 000,00 руб., показатель дотационности – 32,4 %;

- в 2012 году – 831 609,32 руб., собственные доходы -158 031 460,16 руб., дотации – 29 126 000,00 руб., из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 20 306 000, 00 руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 6 825 000,00 руб., на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления – 650 000 руб., прочие дотации – 1 345 000,00 руб., показатель дотационности - 42,5%;

- в 2013 году – 4 338 557, 97 руб., собственные доходы – 240 236 052,50 руб., дотации – 36 462 000,00 руб., из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 35 462 000,00 руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 500 000,00 руб., прочие дотации – 500 000,00 руб., показатель дотационности – 34,4 %.

В 2009 году и в 2014 году бюджет Сельцовского городского округа исполнен с превышением доходов над расходами (профицит местного бюджета), при этом по итогам исполнения бюджета показатель дотационности составил в 2009 году – 33,3%, в 2014 году – 33,4 %.

Отчет об исполнении бюджета Сельцовского городского округа (местного бюджета) за 2015 года на момент рассмотрения дела не утвержден. Из информации, представленной администрацией города Сельцо и отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 01 января 2016 года, следует, что за 2015 год бюджет Сельцовского городского округа исполнен по доходам в сумме 260 158 455, 09 руб., по расходам в сумме 258 443 819, 85 руб. с превышением доходов над расходами (профицит местного бюджета) в сумме 1 714 635,24 руб. Собственные доходы составили 169 408 460,25 руб., дотации – 32 310 065, 00 руб., из них на выравнивание бюджетной обеспеченности – 28 350 900,00 руб., на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 3 959 165,00 руб. По итогам исполнения бюджета за 2015 год показатель дотационности составил 39,6% ( том 1, л.д.179-184, том 2, л.д. 55-102).

Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 23 декабря 2015 года № 6-231 «О бюджете Сельцовского городского округа (местном бюджете) на 2016 год» утверждены основные характеристики бюджета Сельцовского городского округа на 2016 год, из которых следует, что прогнозируемый общий объем доходов местного бюджета на 2016 год составляет - 205 626 233, 34 руб., общий объем расходов местного бюджета – 216 297 962,01 руб., прогнозируемый дефицит местного бюджета – 10 671 728,67 руб.

Согласно приказу Департамента финансов Брянской области от 23 марта 2015 года N 50 город Сельцо включен в Перечень муниципальных образований области, в бюджете которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20%.

Таким образом, анализ бюджета Сельцовского городского округа за указанный период позволяет сделать вывод о том, что на протяжении длительного времени бюджет данного муниципального образования является дотационным, ежегодно муниципальное образование получает дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, размер дотаций является стабильно высоким и составляет более 30%.

При этом размер собственных доходов местного бюджета в 2014 - 2015 годах значительно уменьшился по сравнению с 2013 годом. Так, согласно представленным администрацией города Сельцо данным об исполнении бюджета Сельцовского городского округа за 2009-2015 годы, в 2013 году собственные доходы местного бюджета составляли 240 236 052,50 руб., однако в 2014 году их размер сократился до 174 444 320,35 руб., а в 2015 году собственные доходы местного бюджета Сельцовского городского округа составили 169 408 460,25 руб. ( том 1 л.д.179-184).

Исполнение местного бюджета в 2009, 2014, 2015 годах с превышением доходов над расходами (профицит бюджета) не свидетельствует о возможности муниципального образования исполнять свои расходные обязательства за счет собственных средств, поскольку признание муниципального образования дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень его бюджетной обеспеченности, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Кроме того, из представленных отчетов об исполнении бюджета Сельцовского городского округа за период действия оспариваемого Положения следует, что помимо дотаций, существенную долю доходной части местного бюджета составляют субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств муниципального образования, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.

Так, в 2009 году размер субсидий, предоставляемых бюджету Сельцовского городского округа из бюджета Брянской области, составил 26 823 282,00 руб., в 2010 году – 63 038 848,24 руб., в 2011 году - 55 056 251,33 руб., в 2012 году - 45 698 594,25 руб., в 2013 году – 99 456 832,02 руб., в 2014 году – 56 270 565,37 руб., в 2015 году – 42 870 446,23 руб.

Таким образом, учитывая, что на протяжении всего периода действия оспариваемого Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, муниципальное образование Сельцовский городской округ является дотационным, установление выборным должностным лицам местного самоуправления муниципальной пенсии за выслугу лет, как дополнительного пенсионного обеспечения, не отвечает принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.

Ссылка представителя Совета народных депутатов города Сельцо и администрации города Сельцо на Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», не может быть принята во внимание, поскольку в пункте 10 названного Указа содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа, но исключительно за счет собственных средств.

Доводы представителя Совета народных депутатов города Сельцо и администрации города Сельцо о том, что признание недействующим оспариваемого Положения повлечет социальную незащищенность выборных должностных лиц местного самоуправления несостоятельны, поскольку по своей правовой природе назначаемая в соответствии с оспариваемым Положением муниципальная пенсия за выслугу лет является ежемесячной доплатой к государственной пенсии, т.е. дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местного бюджета, помимо пенсий, назначаемых указанным лицам на общих основаниях, права на получение которых они в данном случае не лишаются.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о признании Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 18 февраля 2009 года № 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, противоречащим действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу и недействующим.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что указанное Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, применялось длительное время и в соответствии с его положениями были реализованы права граждан. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 213,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление прокурора Брянской области о признании недействующим решения Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», включая утвержденное данным решением Положение, удовлетворить.

Признать Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, утвержденное решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 18 февраля 2009 года № 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Совета народных депутатов города Сельцо в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская