РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Жуган Т.Д.,
с участием прокурора Чебоксаровой О.В.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-164/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилсистема» о признании недействующим с момента принятия приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 года № 46 (в редакции от 1 июля 2015 года) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, определенных с применением расчетного метода (приложение № 2),
у с т а н о в и л:
16 мая 2013 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области издан приказ № 46 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области».
Данный приказ с приложениями опубликован 16.05.2013 года в газете «Тульские известия» № 67, а также на официальном сайте министерства http://stroy.tularegion.ru, и действует в редакции приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 01.07.2015 года № 64, опубликованного в газете «Тульские известия» от 07.07.2015 года № 96 и в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» (http://npatula.ru) 01.07.2015 года.
Вышеназванным приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 года № 46 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета (приложение № 2) и при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов с учетом повышающего коэффициента в размере 1,2 (приложение № 6).
Общество с ограниченной ответственностью «Жилсистема», осуществляя на основании лицензии предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Тульской области, обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия вышеуказанного приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 года № 46 (в редакции от 1 июля 2015 года) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, определенных с применением расчетного метода (приложения №№ 2,6).
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что оспариваемые приложения противоречат требованиям федерального законодательства ввиду необоснованного неприменения при расчетах нормативов метода аналогов, а также неправильного применения расчетного метода, выразившегося в установлении нормативов из расчета площади лишь лестничных клеток и общих коридоров, а не общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; применении непредусмотренных критериев в виде этажности зданий, наличия или отсутствия насосов и аппаратуры управления ими и автоматических запирающих устройств, и нарушают права ООО «Жилсистема» в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя получать прибыль в процессе экономической деятельности.
Определением Тульского областного суда от 23.05.2016 года производство по данному административному делу в части требований об оспаривании приложения № 6 к вышеназванному приказу прекращено в связи с отказом административного истца от указанных требований и принятия отказа судом.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования об оспаривании приложения № 2 к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 года № 46 (в редакции от 1 июля 2015 года) по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также сослалась на установление регулирующим органом нормативов по 14-ти группам оборудования вместо предусмотренных федеральным законодательством трех групп; использование при расчетах недостоверных данных, отличающихся от сведений технических паспортов; установление нормативов в размере, отличном от размера, полученного при расчетах. Пояснила, что необоснованное применение расчетного метода и допущенные при этом нарушения федерального законодательства повлекли занижение нормативов потребления коммунальной услуги и увеличение расходов административного истца, обязанного за счет собственных средств оплачивать ресурсоснабжающим организациям фактически потребленный «сверхнормативный» коммунальный ресурс в большем размере, чем требовалось бы в случае определения нормативов с соблюдением федерального законодательства.
Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемый в части приложения № 2 приказ принят министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, в связи с чем просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля <....>, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Тульской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложена постановлением правительства Тульской области от 24.07.2012 года № 400 на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Согласно Положению о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года № 29, деятельностью министерства на принципах единоначалия руководит министр, который в пределах своей компетенции издает приказы в установленной сфере деятельности.
16.05.2013 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области издан приказ № 46 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области».
В соответствии с пунктом 17 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого приказа) решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и утвержденные ими нормативы публикуются в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Текст оспариваемого приказа с приложениями официально опубликован 16.05.2013 года в газете «Тульские известия» № 67, а также на официальном сайте министерства http://stroy.tularegion.ru в разделе «Документы».
Таким образом, оспариваемый приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования и в соответствии с его пунктом 3 вступил в силу с 1 июня 2013 года.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Вышеуказанный приказ действует в редакции приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.07.2015 года № 64, опубликованного в газете «Тульские известия» от 07.07.2015 года № 96 и в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» (http://npatula.ru) 01.07.2015 года.
В приложении № 2 к вышеназванному приказу от 16.05.2013 года № 46 (в редакции приказа от 01.07.2015 года № 64) установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета. Данное приложение № 2, оспариваемое административным истцом, является действующим, поскольку дата начала применения приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 21.08.2015 года № 70, которым указанное приложение № 2 признается утратившим силу, приказом того же министерства от 14.03.2016 года № 15 изменена с 01.04.2016 года на 01.01.2017 года.
Проверяя оспариваемое приложение № 2 на соответствие его требованиям федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как следует из содержания пункта 1 оспариваемого приказа, установленные в приложении № 2 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета определены с применением расчетного метода.
Возражая против удовлетворения заявленного требования, представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области сослался на невозможность применения метода аналогов ввиду того, что одновременное снятие показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета предприятиями не производилось и документально не подтверждено.
Между тем, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил № 306.
Согласно пункту 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
В силу пункта 32 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.
В соответствии с пунктом 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктом 34 Правил № 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306. Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Показания приборов учета снимаются в отношении электроснабжения – 1 и 30 июня, и 1 и 30 ноября (пункт 37 Правил № 306).
Судом установлено, что в рамках исполнения поручения губернатора Тульской области от 26.05.2011 года по подготовке проекта постановления по установлению и утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, правительство Тульской области 30.05.2012 года запросило у органов местного самоуправления информацию о жилищном фонде по прилагаемой форме, предусматривающей указание сведений по каждому многоквартирному и жилому дому в муниципальном образовании, включая год постройки, % износа, количество этажей, материал стен, количество подъездов, квартир, количество проживающих, суммарную мощность установленного оборудования по группам; по многоквартирным домам – площадь всех жилых и нежилых помещений, в том числе с разбивкой площади помещений, входящих в состав общего имущества, на лестничные клетки, подвал (техподполье), чердак, общие коридоры, прочие помещения; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, в свою очередь, 09.06.2012 года запросило у ресурсоснабжающих организаций информацию о показаниях общедомовых приборов учета потребления электроэнергии по состоянию на 1 и 30 июня, и 1 и 30 ноября 2011 года и о бесперебойном предоставлении коммунальной услуги.
По распоряжению губернатора Тульской области от 03.07.2012 года № 220-р была создана рабочая группа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
Запрошенная информация предоставлялась в ГУП ТО <....>, с которым министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области 21.08.2012 года заключило государственный контракт за № <....> на выполнение работ по разработке нормативов потребления коммунальных услуг. 31.08.2012 года работы по указанному государственному контракту были выполнены в полном объеме, о чем сторонами контракта подписан акт приемки выполненных работ.
Как усматривается из расчета нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области, при отсутствии приборов учета, выполненного ГУП ТО <....>, для определения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению разработчиком был применен расчетный метод в связи с тем, что использовать показания приборов учета для определения нормативов потребления методом аналогов не представляется возможным, так как одновременное снятие показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета предприятиями в установленном порядке не производилось и документально не подтверждено (снятие показаний индивидуальных приборов учета производилось в разное время).
Из представленных в период с 7 по 25 июня 2012 года ОАО <....>, ООО <....>, ООО <....>, ОАО <....> сведений об энергоснабжении жилищного фонда видно, что в большинстве случаев информация представлена за июнь и ноябрь 2011 года без разбивки на 1 и 30 число. На данное обстоятельство ссылалась в ходе судебного разбирательства и представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в обоснование невозможности применения метода аналогов.
Вместе с тем, неполучение необходимой информации на запросы при том, что многоквартирные дома оснащены приборами учета, не свидетельствует о невозможности применения метода аналогов, который имеет приоритет над расчетным методом, и переход к последнему не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным применение метода аналогов. Указанная же в расчете ГУП ТО <....> причина – предприятиями в установленном законом порядке не производилось одновременное снятие показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета (снятие показаний индивидуальных приборов учета производилось в разное время) – не основана на каких-либо документах.
Суд считает, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области не предприняты необходимые меры для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений; не осуществлены в полном объеме и установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил № 306.
Так, не было предпринято всех мер для получения (сбора) необходимых сведений (в частности, данных по показаниям приборов учета) в целях определения нормативов методом аналогов; запросы в администрации муниципальных образований и ресурсоснабжающие организации были направлены спустя год после поручения губернатора Тульской области о разработке нормативов; министерство ограничилось направлением запросов в органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации, не запросив необходимую информацию у управляющих организаций; учитывая, что приказ об утверждении нормативов был издан 16.05.2013 года, министерство не предприняло дополнительных мер по получению сведений о показаниях приборов учета по состоянию на 1 и 30 июня и 1 и 30 ноября 2011 года либо 2012 года.
На заседаниях рабочей группы по установлению нормативов потребления коммунальных услуг 11.06.2012 года и 27.07.2012 года (протоколы №№ 1,2) заслушивалась информация о работе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области по сбору необходимых сведений для расчета нормативов потребления коммунальных услуг; 02.08.2012 года (протокол № 3), заслушав информацию, рабочая группа определила, что невозможно применить метод аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг ввиду отсутствия возможности по представленным данным администрациями муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций сформировать репрезентативную выборку.
Однако, как видно из указанных протоколов заседания рабочей группы, возможность использования метода аналогов фактически не исследовалась, на заседание рабочей группы не представлялись и рабочей группой не анализировались поступившие сведения из администраций муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций, не рассматривались данные о выборке домов, расчеты объема выборки, вывод рабочей группы о невозможности сформировать репрезентативную выборку ничем не подтвержден.
Как следует из показаний свидетеля <....>, непосредственно участвовавшей в период ее работы начальником отдела экономического анализа ГУП ТО <....> в определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, ГУП ТО <....> совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области были разработаны формы с показателями, необходимыми для определения возможности применения метода аналогов и для применения расчетного метода, которые направили в муниципальные образования и ресурсоснабжающие организации, однако качество заполнения последними таблиц не позволило применить метод аналогов. Ввиду неуказания в них даты снятия показаний приборов по каждому многоквартирному дому, количество домов в каждой группе, которые бы соответствовали условиям аналогового метода, было недостаточным (менее 10), в связи с чем сделать выборку и применить метод аналогов было невозможно; расчеты по формулам 1-4 приложения № 1 к Правилам № 306 не производили; исходили из того, что выборка производится в том случае, когда оценена возможность применения метода аналогов по той информации, которая имелась в наличии, а представленной информации было недостаточно для применения метода аналогов.
Вместе с тем, из установленной Правилами № 306 последовательности действий для применения метода аналогов следует, что снятие показаний приборов учета производится после формирования выборки, а недостаточность данных приборного учета связана с условиями представительности выборки и обнаруживается в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
Таким образом, для определения нормативов методом аналогов ГУП ТО <....> и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области не произведен предварительный отбор многоквартирных домов и жилых домов, не рассчитан и не сформирован объем выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, не составлен план проведения измерений и снятия показаний приборов учета, и доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, когда министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области не представлено доказательств, подтверждающих, что при выборе метода установления нормативов было проведено соответствующее исследование, в результате которого и было установлено отсутствие или недостаточность данных приборного учета и соответственно невозможность применения метода аналогов, установление норматива, определенного расчетным методом, противоречит пунктам 19, 21, 22 Правил № 306.
При использовании расчетного метода установления оспариваемых нормативов также были нарушены требования федерального законодательства.
Согласно пунктам 2, 7 Правил № 306 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (в частности, электрической энергии), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; таковым показателем в отношении электроснабжения на общедомовые нужды является кВт.ч на 1 кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Требования и особенности определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлены в разделе VI Правил № 306. В соответствии с пунктом 43 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам. Согласно пункту 37 приложения № 1 к Правилам № 306 величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт.ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, приведенной в указанном пункте, включающей показатель Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м).
При этом, составляющая данной формулы Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м) – в формуле 34 не раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 разъяснения по применению утвержденных им Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 года № 42868-ОД/04, для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, необходимо учитывать общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, отвечающих критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.206 года № 491.
Вместе с тем, в оспариваемых нормативах единицей измерения норматива является кВ.ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (лестничные клетки и общие коридоры).
Таким образом, использование при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме площади только лестничных клеток и общих коридоров противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства.
Включение в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, площадей только лестничных клеток и общих коридоров влечет, по утверждению представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, увеличение норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так как данная величина (Sои) находится в знаменателе расчетной формулы 34, и соответственно уменьшает показатель объема «сверхнормативного» потребления коммунальной услуги, оплачиваемого управляющей организацией, а потому не нарушает права и законные интересы административного истца.
Суд не может согласиться с данными доводами представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, поскольку при расчетах между исполнителями и ресурсоснабжающими организациями, между исполнителями и потребителями объем коммунального ресурса (электроэнергии), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, рассчитывается по формуле 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила № 354), с учетом общей площади помещений в качестве множителя.
Кроме того, оспариваемые административным истцом нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета установлены не по трем группам оборудования, как предусмотрено пунктом 37 приложения № 1 к Правилам № 306, а по шести группам (светильники общедомовых осветительных установок, силовое оборудование лифтов, насосы и аппаратура управления насосами, автоматические запирающие устройства, усилители антенн коллективного пользования, система противопожарной автоматики и дымоудаления) и при этом дифференцированы также в зависимости от количества этажей в здании, вида оборудования (для холодной воды, горячей воды, отопления), наличия (отсутствия) лифтов; тем самым вместо трех нормативов определены четырнадцать нормативов, что также противоречит вышеназванной норме федерального законодательства.
С доводом представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о том, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению могут дифференцироваться в зависимости от этажности в силу положений пункта 11 Правил № 306, поскольку этажность в соответствии с пунктом 2 тех же Правил относится к конструктивным и техническим параметрам многоквартирного дома, суд согласиться не может ввиду ошибочности толкования административным ответчиком указанных норм федерального законодательства, без учета при этом положений пункта 4 этих же Правил. В силу положений пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению учитываются количество комнат в квартире, площадь жилого дома и износ внутридомовых инженерных систем; такой конструктивный параметр многоквартирного дома, как этажность, учитывается только при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения. Установленная пунктом 37 приложения № 1 к Правилам № 306 формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды также не содержит такого показателя дифференциации, как этажность.
Таким образом, дифференциация нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в зависимости от количества этажей многоквартирных домов, предусмотренная оспариваемым нормативным правовым актом, противоречит федеральному законодательству.
Оспариваемые нормативы нарушают права административного истца, так как в силу положений пункта 44 Правил № 354 на него, как на исполнителя коммунальной услуги, осуществляющего управление многоквартирными домами, возложена обязанность оплачивать за счет собственных средств превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды, поскольку иное решение, то есть о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру каждого помещения в доме, как установлено судом и никем из участвующих в деле лиц не опровергнуто, собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении административного истца, не принято.
При этом суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что ввиду отсутствия у административного истца заключенного в письменной форме договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса, ООО «Жилсистема» не является исполнителем коммунальной услуги, вследствие чего вышеприведенные положения пункта 44 Правил №354 на него не распространяются, а потому права последнего не нарушаются.
В силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартиным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления коммунальных услуг (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил № 354 под исполнителем понимается лицо, предоставляющее потребителю коммунальную услугу.
В соответствии с пунктом 17 тех же Правил № 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
Во всех остальных случаях, согласно пунктам 8,9 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющие организации, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В данном случае, собственниками помещений в многоквартирных домах реализовано право выбора способа управления домом – управление управляющей организацией – ООО «Жилсистема», приняты решения о заключении с последней договоров управления многоквартирным домом и такие договоры заключены и представлены в материалы дела.
Таким образом, ООО «Жилсистема», как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Не свидетельствует об обратном выставление счетов за электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям помещений ресурсоснабжающей организацией. Как видно из квитанций, в частности АО «<....>», собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах предъявляется к оплате объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды по утвержденным нормативам; объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды сверх нормативов, установленных оспариваемым приказом, ресурсоснабжающие организации выставляют управляющей компании – ООО «Жилсистема» как исполнителю коммунальных услуг, что следует из расчетов, приложенных к искам, предъявленным в арбитражный суд Тульской области ресурсоснабжабщими организациями (ОАО «<....>, АО «<....>) к административному истцу (дело № <....>, дело № <....>).
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, когда оспариваемое приложение № 2 к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 года № 46 противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 215 КАС РФ, для признания указанного приложения недействующим, в связи с чем административный иск ООО «Жилсистема» подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемые нормативы применялись при расчетах за коммунальные услуги с населением Тульской области, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в сумме <....> рублей, подтвержденные платежным поручением от 23.12.2015 года № 369, подлежат возмещению министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд
решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Жилсистема» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 года № 46 (в редакции от 1 июля 2015 года) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, определенных с применением расчетного метода (приложение № 2).
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании - газете «Тульские известия».
Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилсистема» расходы по уплате государственной пошлины в размере <....> рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий