КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-164/2021
УИД 39ОS0000-01-2021-000151-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июля 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Кичигиной О.И.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «ЛАНЖЕРОН» об оспаривании пункта 4086 нормативно-правового акта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЛАНЖЕРОН» обратилось с административным исковым заявлением в суд, указав, что является собственником нежилого здания (гаража) №, расположенного по адресу: <адрес>, которое размещается на земельном участке № с разрешенным использованием – «под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином». Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 года, в который под пунктом 4086 включен объект недвижимости – нежилое здание (гараж) общей площадью № кв.м., №. Заочным решением комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования нежилого фонда для целей налогообложения при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 29 декабря 2020 года ООО «ЛАНЖЕРОН» отказано в исключении недвижимого имущества № из Перечня. С момента приобретения и по настоящее время данное жилое помещение не используется, в качестве автомагазина никогда не использовалось. Полагает, что нежилое здание № не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций, физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение недвижимого имущества № в Перечень на 2020 год нарушает права административного истца, поскольку возлагает на ООО «ЛАНЖЕРОН» обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в завышенном размере. Просит суд признать недействующим с 01 января 2021 г. пункт 4086 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что инвентаризация проходила в 2006 году, отдельным литером нежилое здание № не выделено. При обращении с заявлением в комиссию об исключении недвижимого имущества из Перечня были представлены сведения о том, что здание по назначению не используется. Кроме того, при включении объекта в Перечень его осмотр не проводился. Полагал, что фактическое неиспользование объекта недвижимого имущества и его изъятие исключает включение в Перечень.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Полагала, что включение нежилого здания № в Перечень объектов не противоречит положениям действующего законодательства. Перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формируется уполномоченным органов на основании сведений, предоставляемых филиалом государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источниках информации. Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.04.2020 г. и 22.06.2020 г. объект недвижимости является нежилым зданием, который расположен на арендованном земельном участке с кадастровым номером №, площадью № кв.м. с разрешенным использованием – «под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином». В документах технического учета (инвентаризации) объект указан как «нежилое здание», а его использование – «механические мастерские, торговое, склад». Шиномонтажные услуги отнесены к коду видов деятельности 45.20.21.223 и являются бытовыми услугами согласно распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам». Согласно техническому паспорту площадь торговых залов составляет № кв.м., что составляет 25 % от общей площади здания; площадь мастерской занимает № кв.м. или 12 % от общей площади здания. Таким образом, площадь помещений нежилого здания, предназначенного для использования в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет № кв.м. или 46 % от общей площади здания. Суммарная площадь кабинетов объекта составляет № кв.м. или 15,5 % от общей площади здания. Таким образом, в существующим здании площадь шиномонтажной мастерской и торговыми площадями в совокупности составляет № кв.м. или 62% от общей площади объекта недвижимости. 25 июня 2021 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в соответствии с пунктом 20 порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года № 330, приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 22 июня 2021 года № 89 «О проведении обследования о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и помещения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость» проведено обследование нежилого здания № о фактическом использовании недвижимого имущества. По итогам обследования составлен акт, согласно которому площади первого этажа здания не используются. Установлено, что площади первого этажа не используются, доступ к помещениям второго этажа не возможен в связи с отсутствием лестничного проема внутри, с улицы доступ законсервирован, на момент обследования объект не используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Объект недвижимого имущества нежилое здание № является отдельно стоящим нежилым зданием, с наименованием помещений «мастерская, торговый зал», который расположен на земельном участке с разрешенным использованием «под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином», следовательно, соответствует одному из условий, установленных п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания для исключения недвижимого имущества из Перечня отсутствуют. Просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1, 2 п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, и нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что ООО «ЛАНЖЕРОН» является собственником земельного участка №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеющего разрешенное использование – под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином. На этом земельном участке расположено нежилое здание общей площадью № кв.м., №.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 года, в который под пунктом 4086 включено вышеуказанное здание №
Находящееся в собственности ООО «ЛАНЖЕРОН» здание № площадью № кв.м., имеет наименование «нежилое». Согласно техническому паспорту, относящемуся к документам технического учета, в разделе IV «общие сведения» указано использование здания – «механические мастерские, торговое, склад». Согласно разделу «экспликация внутренних помещений», в здании имеется два торговых зала (позиции №№20, 23), площадью № кв.м. и № кв.м., т.е. площадь помещений, предназначенных для размещения торговых объектов, равна № кв.м., что составляет 25,3% от общей площади здания.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание КН № относится к категории торговых центров, исходя из критериев, изложенных в п.п. 1, 4 ст. 378.2 НК РФ – разрешенное использование земельного участка, назначение нежилого здания, отнесение не менее 20% процентов от его общей площади к размещению объектов торговли.
По смыслу п. 4 ст. 378.2 НК РФ для отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, в данном случае – для признания здания торговым центром (комплексом), достаточно, чтобы оно отвечало лишь одному из следующих условий – соответствующее назначение участка, либо предназначение здания для использования в качестве торгового объекта, либо фактическое использование здания (строения, сооружения) в качестве такового. Поскольку здание № отвечает двум из перечисленных критериев, позволяющих признать его торговым центром для целей налогообложения, фактическое его неиспользование в настоящее время, на что обращает внимание сторона административного истца, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Не могут поколебать изложенные выше выводы суда и аргументы административного истца о том, что здание № зарегистрировано в ЕГРН как «гараж», постановлением администрации ГО «Город Калининград» оно изъято для муниципальных нужд. Согласно актуальной выписке из ЕГРН в отношении здания, сведения, необходимые для заполнения раздела 5 – план расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа), отсутствуют. Данных о наличии в ЕГРН сведений, позволяющих указать иное назначение здания, кроме «нежилое», не имеется. Планируемое изъятие нежилого здания для муниципальных нужд, отсутствие возможности осуществлять коммерческую деятельность в нем значения при разрешении заявленных требований не имеет.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании пункта 4086 нормативно-правового акта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204 следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового требования ООО «ЛАНЖЕРОН» о признании недействующим пункта 4086 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года №204 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2021 года.
Судья Д.В. Шубин