ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1659/20 от 26.02.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело 3а-264/2021 (№ 3а-1659/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года г.Брянск

Брянский областной суд в составе председательствующего судьи Алейниковой С.А., при секретаре Дубининой О.И., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Мищенко Николая Александровича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Мищенко Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости:

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 4 июня 2019 года в размере 124 000 руб.

В обоснование иска указал, что установленная кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемого им налога.

Административный истец Мищенко Н.А., представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, администрации Новозыбковского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От представителя административного истца Мищенко Н.А. – Скорковской Е.М. имеется ходатайства о рассмотрении дела в её отсутствии.

С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, Мищенко Н.А. является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи.

В соответствии с актом от 28 февраля 2020 года № 1-Г, утвержденным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», по состоянию на 4 июня 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 1 570 590,12 руб. Данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 6 марта 2020 года.

В соответствии с актом от 12 мая 2020 года № 77_28.04.20, утвержденным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», по состоянию на 28 апреля 2020 года кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , составляет 1 570 590,12 руб. Данные о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 19 мая 2020 года.

Согласно ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

На основании абз. 2,4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, соответственно он вправе заявлять требование об оспаривании кадастровой стоимости. При этом выбранный административным истцом способ защиты права соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года №457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1).

С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст.ст. 9, 13, 14), доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.

В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст.ст. 70, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке ООО «РосЭкспертЪ» № 175-20-1 от 13 августа 2020 года, в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:

- с кадастровым номером по состоянию на 28 апреля 2020 года 125 000 руб.;

- с кадастровым номером по состоянию на 28 апреля 2020 года 125 000 руб.;

- с кадастровым номером по состоянию на 28 апреля 2020 года 125 000 руб.;

- с кадастровым номером по состоянию на 28 апреля 2020 года 125 000 руб.;

- с кадастровым номером по состоянию на 28 апреля 2020 года 125 000 руб.;

- с кадастровым номером по состоянию на 28 апреля 2020 года 125 000 руб.;

- с кадастровым номером по состоянию на 4 июня 2019 года 124 000 руб.

Согласно выводам экспертного заключения АСЭ Брянской области № 1/21 отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки, в отчете изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки, содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение пользователей отчета, а также не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Выполненные расчеты стоимости объекта оценки соответствуют применяемым подходам и методам.

Доказательств того, рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости является иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Данное экспертное заключение сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке ООО «РосЭкспертЪ» № 175-20-1 от 13 августа 2020 года.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суд является 20 октября 2020 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С учетом изложенного, заявленные требования Мищенко Н.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Мищенко Николая Александровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости:

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 28 апреля 2020 года в размере 125 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 40 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, СХПК «Решительный», с/х паи, по состоянию на 4 июня 2019 года в размере 124 000 руб.

Дату обращения Мищенко Н.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 октября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.А. Алейникова

мотивированное решение принято 1 марта 2021 года