ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-165/17 от 26.07.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-165/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2017 г. г. Белгород

Белгородский областной суд в составе

судьи Квасова А.С.

при секретаре Грицощенко Т.О.,

с участием представителя административного истца Бригадиной В.Ю., административного истца Семенцова С.Н. и его представителя Юнюшкина М.И., представителя административного ответчика – Белгородского городского совета Дзюбы И.В., заинтересованного лица – администрации города Белгорода Смирновой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц, Семенцова С.Н.

об оспаривании в части Приложения к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149, от 28 октября 2014 г. № 167) и Приложения к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденные решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 года № 749 (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157),

установил:

решением Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», опубликованным в газете «Наш Белгород» № 21 от 2 июня 2006 г., утверждены величины корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно Приложению.

Данное Приложение имеет наименование «Величины корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Приложение).

Решениями Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 и от 28 октября 2014 г. № 167 в оспариваемый муниципальный правовой акт внесены изменения, предусматривающие, помимо прочего, увеличение отдельных коэффициентов.

Согласно Решению Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» коэффициент для участков с видом функционального использования земли «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» увеличен с 1,5 до 7,16.

Решением Совета депутатов города Белгорода от 28 октября 2014 г. № 167 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» коэффициенты для участков с видом функционального использования земли «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов» и «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» увеличен с 1,5 до 1,84.

Данные решения опубликованы в газете «Наш Белгород» от 1 октября 2014 г. № 74 и от 1 ноября 2014 г. № 83 соответственно и вступили в силу после их официального опубликования.

Решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород» утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород» (далее – Порядок).

Данный Порядок имеет Приложение «Коэффициенты, учитывающие виды функционального использования земельных участков».

Вышеуказанное решение Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 вместе с Порядком и Приложением к последнему в первоначальном виде опубликованы в газете «Наш Белгород» 27 июля 2013 г. № 54.

Решением совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород» в данный нормативный правовой акт внесен ряд изменений, предусматривающих, в частности, увеличение отдельных коэффициентов. Коэффициенты для участков с видом функционального использования земли «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов» и «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» увеличен с 1,5 до 1,84. Этим же решением коэффициент для участков с видом функционального использования земли «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» увеличен с 1,5 до 7,16.

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Наш Белгород» от 1 ноября 2014 г. № 83 и вступил в силу после его официального опубликования.

Заместитель прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Белгородский областной суд с административным иском, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Приложение к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 и от 28 октября 2014 г. № 167) и Приложения к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденные решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом функционального использования – «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов», «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства» - 1,84; «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что оспариваемые в части решения не соответствуют нормам федерального земельного законодательства, законодательства об оценочной деятельности, нарушают права и законные интересы граждан при эксплуатации многоэтажных и среднеэтажных жилых домов, объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной застройки, ведении личного подсобного хозяйства, а также при эксплуатации гаражей в составе некоммерческих объединений граждан, поскольку не согласуются с принципом экономической обоснованности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Определением Белгородского областного суда от 3 февраля 2016 г. производство по делу прекращено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 8 апреля 2016 г. вышеуказанное определение от 3 февраля 2016 г. отменено в части требований о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия Приложения к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. N 149, от 28 октября 2014 г. № 167) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом разрешенного использования – «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов» - 1,84; о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия Приложения к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденные решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157), в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом разрешенного использования – «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов» - 1,84. Дело в указанной части направлено в суд первой инстанции для дальнейшего рассмотрения по существу. В остальной части определение от 3 февраля 2016 г. оставлено без изменения, частное представление - без удовлетворения.

Ввиду принятия судом отказа заместителя прокурора Белгородской области от иска о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Приложения к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 и от 28 октября 2014 г. № 167) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом разрешенного использования – «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов» – 1, 84 и о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Приложения к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденные решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом разрешенного использования – «эксплуатация многоэтажных и среднеэтажных жилых домов» – 1, 84, определением Белгородского областного суда от 16 мая 2016 г. производство по административному делу прекращено.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. определение Белгородского областного суда от 3 февраля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 8 апреля 2016 г. отменены в части прекращения производства по делу в части требований заместителя прокурора Белгородской области о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия: Приложения к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149, от 28 октября 2014 г. № 167) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом разрешенного использования «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства» - 1,84; «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16; и Приложения к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденные решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом разрешенного использования «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства» - 1,84; «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16. Дело в указанной части направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 8 апреля 2016 г. оставлено без изменения.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2017 г. были отменены определение судьи Белгородского областного суда от 21 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 28 марта 2016 г. Материал по административному исковому заявлению Семенцова С.Н. о признании незаконным пункта 1.3 подпункта 3 приложения «Величины корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», «Земли под объектами некоммерческих объединений граждан за исключением объектов коммерческого назначения» к решению Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 направлено в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

В ходе рассмотрения административного дела Семенцовым С.Н. и его представителем было уточнено, что фактически оспаривается решение Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 в части размера коэффициента установленного для участков с видом функционального использования земли «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» 7,16.

В обоснование административного иска Семенцовым С.Н. указано, что он будучи членом потребительского гаражно-строительного кооператива «Магистраль-2», расположенного в городе Белгороде по ул. Комсомольской, является плательщиком арендной платы размер которой, с принятием оспариваемого решения значительно увеличился с 2 666, 76 руб. до 7 968, 67 руб. Такое увеличение, по мнению административного истца, не отвечает принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка.

Административные дела по иску заместителя прокурора Белгородской области и Семенцова С.Н. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании представители административных истцов Бригадина В.Ю., Юнюшкин М.И., административный истец Семенцов С.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Наименование административного ответчика (Совет депутатов города Белгорода) изменено на Белгородский городской Совет, согласно части 1 статьи 24 Устава городского округа «Город Белгород» (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 февраля 2017 г. № 487).

Представитель административного ответчика – Белгородского городского Совета Дзюба И.В., представитель заинтересованного лица – администрации города Белгорода Смирнова А.В. возражали против удовлетворения административных требований, сославшись на законность и обоснованность оспариваемых коэффициентов, полагали, что принцип экономической обоснованности соблюден. Коэффициенты установлены с учетом экспертных заключений об определении экономического обоснования размера аренной платы, подготовленных ООО НПП «КОНТАКТ» и заключениями структурных подразделений администрации.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Приложение «Величины корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285, в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 и от 28 октября 2014 г. № 167, устанавливает следующие оспариваемые коэффициенты:

- «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16;

- «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» - 1,84.

Оспариваемые коэффициенты арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, установлены Приложением к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденному решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород» (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода 21 октября 2014 г. № 157) имеют следующие значения:

- «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16;

- «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» - 1,84.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй указанной статьи.

В силу абзаца второго части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному кодексу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона действовавшей до 1 марта 2015 г. порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением Правительства Белгородской области от 13 июля 2009 г. № 247-пп «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена» утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена (далее – Порядок 247-пп).

В пункте 5 Порядка 247-пп предусмотрен порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 4, подпунктами 5.1, 5.2, 5.3 пункта 5, пунктами 6, 7, 8, 9 настоящего Порядка, по следующей формуле:

Аr = УПКС х S х К (%),

где Аг - размер арендной платы за использование земельного участка в год;

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка;

S - площадь земельного участка;

К(%) - величина в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель.

Согласно абзацу 7 пункта 5 Порядка 247-пп порядок определения указанного коэффициента и его значение устанавливаются в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, дифференцированно с учетом видов их функционального использования решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области.

Вступившим в законную силу решением Белгородского областного суда от 16 июня 2010 г. отказано в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия абзаца 7 пункта 5 Порядка 247-пп.

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта (решения Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена») относится к полномочиям Белгородского городского Совета (ранее – Совета депутатов города Белгорода).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей до 1 марта 2015 г., порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 5 части 1, пунктам 26, 31 статьи 27 Устава городского округа «Город Белгород», к компетенции Белгородского городского Совета относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Белгорода, утверждение порядка сдачи в аренду муниципального имущества, установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Учитывая изложенное, принятие оспариваемого нормативного правового акта (решения Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород») также относится к полномочиям Белгородского городского Совета (ранее – Совета депутатов города Белгорода).

В силу части 3 и пункта 3 части 5 статьи 42 Устава городского округа «Город Белгород» нормативные и иные правовые акты Совета депутатов (Белгородского городского Совета) входят в систему муниципальных правовых актов городского округа; муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории города Белгорода.

Правомочность заседания представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования; заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 29 Устава городского округа «Город Белгород» высшей организационно-правовой формой работы Совета депутатов города Белгорода является сессия, на которой рассматриваются вопросы, отнесенные к ведению Совета депутатов; сессия Совета депутатов города Белгорода правомочна при участии в ней не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В силу пункта 1 статьи 43 Устава городского округа «Город Белгород», Белгородский городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Белгорода.

Решения Белгородского городского Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пункт 3 статьи 43 Устава городского округа «Город Белгород»).

Решения Белгородского городского Совета вступают в силу после их официального опубликования, если иное не оговорено в самом акте (пункт 6 статьи 43 Устава городского округа «Город Белгород»).

Газета «Наш Белгород» является источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (пункт 9 статьи 42 Устава городского округа «Город Белгород»).

Вышеизложенные требования к процедуре принятия оспариваемых нормативных правовых актов, его форме и виду, правилам введения в действие соблюдены административным ответчиком, что административными истцами не оспаривается.

В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений предусматривалось, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. В указанном Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость (не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований) выявлять, проводились ли помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы (коэффициентам арендной платы).

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Суд приходит к выводу, что муниципальные нормативные правовые акты, в оспариваемых частях, противоречит принципу экономической обоснованности определения арендной платы.

Административный ответчик не доказал, что оспариваемые коэффициенты арендной платы соответствует доходности земельных участков определенной категории земель и вида разрешенного использования.

Вопрос экономической обоснованности определения коэффициентов административным ответчиком не исследовался, подтверждающие документы отсутствуют. Административным ответчиком не проводился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Совет депутатов города Белгорода в качестве спорных коэффициентов установил величины размера арендной платы, выражение в процентах от кадастровой стоимости, за пользование земельными участками.

Данные величины (коэффициенты) были рассчитаны оценщиком ФИО в экспертных заключениях № Д-ЭК-14-028 (для участков с видом функционального использования «земельные участки для размещения и эксплуатации объектов ГСК – 7,16) и № Д-ЭК-14-039 (для участков с видом функционального использования «земельные участки, предназначенные для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки) – 1, 84). Коэффициенты в названных размерах утверждены решением Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285, в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 и от 28 октября 2014 г. № 167.

Аналогичный размер коэффициентов по участкам с такими же видами функционального использования, утвержденный решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. № 749, в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 21 октября 2014 г. № 157, был рассчитан оценщиком ФИО в экспертном заключении № Д-ЭК-14-040.

Данные экспертные заключения подготовлены на основании договоров, заключенных комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода с ООО «НПП Контакт» от 6 августа 2014 г. № Д-ЭК-14-028, от 2 октября 2014 г. № Д-ЭК-14039 и № Д-ЭК-14-040. Предметом названных договоров сторонами оговорена услуга по предоставлению консультационных услуг по экономическому обоснованию размера арендной платы земельных участков на территории городского округа «Город Белгород».

Административный ответчик счел возможным принять за основу и перенести значения выведенных оценщиком коэффициентов в указанных выше экспертных заключениях в оспариваемые нормативные правовые акты, при этом полагал, что тем самым соблюден принцип экономической обоснованности.

Вместе с тем, само по себе наличие подготовленных экспертных заключений не может и не свидетельствует о соблюдении такого принципа.

Анализ экспертных заключений показал, что объект оценки в них не указан. Фактически рассчитывалась величина рыночной ставки аренды единицы площади земельного участка. Выведенная оценщиком величина является расчетной для определения стоимости права аренды в рамках метода капитализации при использовании доходного подхода.

Как указано самим оценщиком в составленных им заключениях, при оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка доход от данного права рассчитывается как разница между земельной рентой и величиной арендной платы, предусмотренной договором аренды, за соответствующий период. При этом величина земельной ренты может рассчитываться как доход от сдачи земельного участка в аренду по рыночным ставкам арендной платы (наиболее вероятным ставкам арендной платы, по которым земельный участок может быть сдан в аренду на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине ставки арендной платы не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства).

Таким образом, рассчитанная величина рыночной ставки аренды единицы площади земельного участка сама по себе не отражает доход от права аренды, а лишь является одной из составляющих расчета такого дохода.

Следует также отметить, что рыночная ставка аренды земельного участка рассчитана с использованием метода капитализации дохода. Условие применения данного метода, как указано оценщиком в экспертных заключениях – возможность получения за одинаковые промежутки времени равных между собой по величине или изменяющихся с одинаковым темпом величин дохода от оцениваемого права аренды земельного участка.

Опираясь на источник информации: «Методику определения стоимости земельных участков, на которые оформлено право бессрочного пользования или право аренды. Ключевые положения и основные проблемы» (автор Аканов А.А., 2006 год), оценщик вывел формулу расчета величины рыночной ставки аренды единицы площади земельного участка. При этом, базовая формула расчета рыночной стоимости предполагает ее применение к земельным участкам, приносящим стабильный доход от сдачи его в аренду на рыночных условиях. Указанное свидетельствует, что производная формула, выведенная оценщиком и имеющая те же составные элементы, следует тому же принципу.

В своих расчетах оценщик, используя метод капитализации дохода, рассчитывает значения для объектов некоммерческого назначения, которые, очевидно, не являются объектами, приносящими доход от их эксплуатации. Из какого показателя дохода исходил оценщик, рассчитывая коэффициент для земельных участков с видами функционального использования «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» и «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)», установить невозможно.

В результате произведенного оценщиком данным методом расчета, коэффициент для земельных участков, предназначенных для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан, фактически стал равняться коэффициенту, установленному для участков предназначенных для эксплуатации офисных зданий делового и (или) коммерческого использования (7,16).

Оценщик ФИО в своих расчетах коэффициент капитализации земельных участков приравняла к коэффициенту рентабельности активов, информация о которой взята из приложения № 4 информации Федеральной налоговой службы от 14 мая 2014 г. являющегося приложением к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Указанное приложение содержит усредненные данные по Российской Федерации, что также свидетельствует о недостоверности выводов оценщика применительно к муниципальному образованию городской округ «Город Белгород». Помимо указанного, из экспертных заключений № Д-ЭК-14-040, № ЭК-14-039 и № Д-ЭК-14-028 невозможно установить, из чего исходил оценщик, приравнивая коэффициент капитализации земельных участков таких как: для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства, к коэффициенту рентабельности активов – организации государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; для эксплуатации объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан к коэффициенту рентабельности активов – предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Какого-либо анализа экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, исходя из экономической целесообразности, оценщиком произведено не было.

Пунктом 1 решения Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 предусмотрено, что значения корректирующего коэффициента определяются на основании отчета независимого оценщика, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, дифференцированно с учетом видов функционального использования земельных участков, в соответствии с требованиями к значениям корректирующего коэффициента, установленным постановлением Правительства Белгородской области от 13 июля 2009 г. № 247-пп «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена».

Поскольку началом действия данной редакции является 2 октября 2014 г. Совет депутатов города Белгорода при принятии решения от 28 октября 2014 г. № 167 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» был обязан руководствоваться им.

Вместе с тем при принятии указанного выше нормативного правового акта, которым, в частности был увеличен коэффициент вида функционального использования замели «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» с 1,5 до 1,84 установленное требование об определении значения корректирующего коэффициента на основании отчета независимого оценщика, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, представительным органом соблюдено не были.

Анализ экспертного заключения № Д-ЭК-14-039 показал, что данный документ не отвечает требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании оценщик ФИО также подтвердила, что подготовленные ею документы хоть и называются экспертными заключениями, по сути, не являются ни заключениями, ни отчетами об оценке, а описывать лишь ее мнение как специалиста.

В пояснительных записках к проектам оспариваемых нормативных правовых актов, изменявших их редакции, указывалось лишь о возможном увеличении доходной части бюджета путем изменения корректирующих коэффициентов, при этом экономические факторы, влияющие на доходность земельных участков, не выявлялись и не анализировались.

Исследованные судом доказательства позволяют прийти к выводу о том, что представительный орган при утверждении коэффициентов в оспариваемой части не руководствовался принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, а следовательно принятые им акты (в оспариваемых частях) противореча основным принципам определения арендной платы земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Доказательств обратному, суду не представлено.

Довод представителя администрации города Белгорода о том, что размеры оспариваемых коэффициентов не повышались значительное количество времени, а также ссылка на анализ коэффициентов для различных категорий арендаторов в зависимости от экономической эффективности и разрешенного использования земельных участков по другим городам несостоятельны, поскольку не исключают обязанности при установлении размера таких коэффициентов принимать их с учетом экономических факторов, влияющих на доходность земельного участка по конкретному муниципальному образованию, что в рассматриваемом случае сделано не было.

Учитывая изложенное, административные исковые заявления заместителя прокурора Белгородской области и Семенцова С.Н. подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовое акты должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку данные акты до вынесения решения суда длительное время применялись и в соответствии с их положениями были реализованы права субъектов земельных отношений, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Указанный подход подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данной категории споров (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 83-АПГ17-6, от 30 марта 2017 г. № 39-АПГ17-1, от 28 июля 2016 г. № 51-АПГ16-6).

При этом, признание нормативных правовых актов недействующими с момента вступления в законную силу решения суда не лишает права административного истца Семенцова С.Н., а также иных заинтересованных лиц, обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов независимо от даты признания недействующим нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Белгородской области, Семенцова С.Н. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Приложение «Коэффициенты, учитывающие виды функционального использования земельных участков» к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород», утвержденному решением Совета депутатов города Белгорода от 23 июля 2013 г. N 749 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «Город Белгород» (в редакции решения Совета депутатов г. Белгорода от 21.10.2014 № 157) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом функционального использования «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства» - 1,84; «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16; и

Приложение к решению Совета депутатов города Белгорода от 25 апреля 2006 г. № 285 «О величинах корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 23 сентября 2014 г. № 149 и от 28 октября 2014 г. № 167) в части величин коэффициентов, установленных для земельных участков с видом функционального использования «эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства, домов малоэтажной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства» - 1,84; «эксплуатация объектов капитального строительства для хранения индивидуального автотранспорта граждан в составе некоммерческого объединения граждан» - 7,16.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Белгородский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья А.С. Квасов

В окончательной форме решение принято 31.07.2017