Дело № 3а-2/2019
Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2019 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.,
с участием прокурора Гагариной М.А,
представителей: административного ответчика - Министерства транспорта Тверской области ФИО2.,
заинтересованного лица – Правительства Тверской области ФИО1.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тверской области об оспаривании приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Тверской области, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов, городских округов Тверской области), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Тверской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог»,
установил:
Приказом Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Тверской области, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов, городских округов Тверской области), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Тверской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог».
Данный приказ опубликован в газете «Тверская жизнь» от 02 июня 2015 года № 75.
27 сентября 2018 года прокурор Тверской области обратился в суд с административным иском о признании недействующими абзаца 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп в части вступления приказа в силу со дня его подписания; а также следующих положений утвержденного им Регламента: подпунктов «б», «г», «д» пункта 29 в части обязанности указания в заявлении на получение государственной услуги отчества заявителя – физического лица, в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя, либо отчества руководителя юридического лица, если заявителем является организация, подпункта «к» пункта 29 в части отсутствия вида перевозки – межрегиональной или местной, подлежащей указанию в заявлении на предоставление государственной услуги, абзаца 1 подпункта «б» пункта 32 в части слов «в том числе», абзаца 3 подпункта «б» пункта 32.
Заявленные требования мотивированы доводами о нарушении порядка введения данного приказа в действие и о наличии в содержании оспариваемых норм коррупциогенных факторов, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта Тверской области ФИО3. ходатайствовала о прекращении производства по делу в связи с тем, что нарушения, допущенные при принятии оспариваемого нормативного акта, устранены путем внесения соответствующих изменений в утвержденный им Административный регламент. В части абзаца 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп представитель административного ответчика пояснила, что данное положение нормативного правового акта не нарушает чьи-либо права и интересы, в связи с чем оснований для внесения в него изменений, как и для признания его недействующим в судебном порядке не имеется.
Аналогичные доводы приведены представителем заинтересованного лица – Правительства Тверской области ФИО4
Прокурор Гагарина М.А. не возражала против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу в части оспаривания приведенных в иске положений Административного регламента, поддержала исковые требования в остальной части.
Представитель заинтересованного лица – Министерства экономического развития Тверской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Определением суда от 15 января 2019 года производство по делу в части оспаривания отдельных положений Административного регламента, утвержденного приказом Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп, прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что указанные нормы Административного регламента изменены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, предметом судебного разбирательства является вопрос о законности абзаца 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп в той части, которая предусматривает, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 данного Федерального закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства и тяжеловесного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
Выдача специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации (пункт 3 части 10).
Согласно подпункту «я-1» пункта 8 раздела III Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп, Министерство осуществляет выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области тяжеловесного транспортного средства и крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Тверской области, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов, городских округов Тверской области), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Тверской области и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Таким образом, оспариваемый приказ Министерства издан уполномоченным органом, действовавшим на основания приведенных норм законодательства, а также частей 1, 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Администрации Тверской области от 13 декабря 2010 года № 612-па «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг», в рамках предоставленных полномочий.
Требования к форме, виду и порядку опубликования приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп, содержащего нормы в отношении неопределенного круга лиц, а потому являющегося нормативным правовым актом, соблюдены.
Вместе с тем, абзац 1 пункта 6 оспариваемого приказа в части, устанавливающей, что данный приказ вступает в силу со дня его подписания до дня его официального опубликования, противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носит императивный характер и в равной мере распространяется на все законы и другие нормативные акты как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 8, 12 Закона Терской области от 16 марта 2004 года № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области» виды нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, порядок их подготовки и принятия нормативных правовых актов устанавливаются Правительством Тверской области.
В соответствии с пунктами 2, 7 статьи 14 данного закона официальным опубликованием нормативных правовых актов Тверской области считается первая публикация полного текста нормативного правового акта Тверской области в официальном печатном органе (издании), определяемом в соответствии с настоящим законом, или их первое размещение (опубликование) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Нормативные правовые акты Тверской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.
Согласно пункту 5 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 23 июня 2009 года № 260-па, в случае если нормативным правовым актом исполнительного органа затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, в данном правовом акте указывается, что он вступает в силу со дня его официального опубликования или в иной, более поздний срок.
Оспариваемый нормативный правовой акт, принятый 27 мая 2015 года, официально опубликован 02 июня 2015 года.
Таким образом, абзац 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп в части, которая устанавливает иную дату вступления его в силу - со дня подписания, противоречит установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, в связи с чем, учитывая нормативный характер данного положения, затрагивающего права и интересы неопределенного круга лиц, подлежит признанию не действующим со дня издания данного приказа.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Тверской области удовлетворить частично.
Признать абзац 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 27 мая 2015 года № 131-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Тверской области, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов, городских округов Тверской области), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Тверской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог» в части вступления приказа в силу со дня его подписания - не действующим со дня его издания.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Тверская жизнь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 18 января 2019 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова