ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-165/18 от 30.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2019 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Орловой Е.Д., с участием административного истца Аксаментова И.В., его представителя – адвоката по назначению Беловой М.В., действующей на основании ордера от 16 ноября 2018 г. № 1228, представителя административного ответчика Правительства Иркутской области Старчак Е.А., действующей на основании доверенности от 23 мая 2018 г. № 02-09-2403/18, представителей заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Иркутской области Везинг Т.В., действующей на основании доверенности от 1 августа 2019 г. № 02-51-7614/19, Министерства финансов Иркутской области Глотовой Ю.В., действующей на основании доверенности от 27 декабря 2018 г., прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о возобновлении производства по административному делу № 3а-6/2019 по административным исковым заявлениям Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. к Правительству Иркутской области о признании не действующим в части Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

У С Т А Н О В И Л:

Аксаментов И.В. и Феоктистова А.А. обратились в Иркутский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим в части Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Определением Иркутского областного суда от 15 октября 2018 г. административные дела по административным исковым заявлениям Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что на уровне Иркутской области как субъекта Российской Федерации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, приравненных к ним, на обеспечение жилыми помещениями регулируются Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-03, а также Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп) в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 237-пп, от 31 октября 2014 г. № 554-пп, от 3 октября 2016 г. № 641-пп, от 12 марта 2018 г. № 184-пп (официально опубликовано на официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 марта 2018 г., в общественно-политической газете «Областная» № 29, 21 марта 2018 г.).

Административные истцы считают, что в настоящее время законодательством Иркутской области формирование и распределение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не связаны по срокам и по объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, что приводит к произвольному предоставлению государственными органами Иркутской области жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда с нарушением сроков, установленных федеральным законодательством.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено право субъектам Российской Федерации изменять сроки предоставления жилых помещений лицам, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного государственного жилищного фонда.

Статьей 5 «Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот» Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-03 предусмотрено, что формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

В Постановлении Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп предусмотрено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету, и не предусмотрено никаких сроков формирования и распределения специализированного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жильем лиц в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

По мнению административных истцов, прямая зависимость формирования специализированного государственного жилищного фонда от объема средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету, а также отсутствие сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жильем лиц в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в Постановлении Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что позволяет должностным лицам в Иркутской области блокировать исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц либо исполнять их по необходимости на свое усмотрение.

Административные истцы считают, что Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп противоречит статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

Также административные истцы указывают, что они обладают статусом лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в связи с чем являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Полагают, что Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп нарушены их права и законные интересы по своевременному обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 22 августа 2017 г. по гражданскому делу № 2-2946/2017 удовлетворены исковые требования Аксаментова И.В. об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области предоставить ему жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 7 октября 2014 г., вступившим в законную силу 28 ноября 2014 г., Феоктистовой А.А. восстановлен срок на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, на Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска возложена обязанность включить Феоктистову А.А. в указанный список (дело № 2-2998/2014 ~ М-2779/2014).

Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска от 16 декабря 2014 г. Феоктистова А.А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Иркутску.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 17 сентября 2015 г., вступившим в законную силу 20 октября 2015 г., на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить Феоктистовой А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте города Иркутска общей площадью не менее 33 кв.м. (дело № 2-3753/2015 ~ М-3431/2015).

До настоящего времени решения Кировского районного суда города Иркутска от 17 сентября 2015 г. и от 22 августа 2017 г. Министерством имущественных отношений Иркутской области не исполнены.

Аксаментов А.А. и Феоктистова А.А. просят признать не действующим нормативный правовой акт «Порядок формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденный Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп с момента его принятия:

- в части зависимости формирования специализированного государственного жилищного фонда от объемов средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету;

- в части отсутствия сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Аксаментов И.В. и его представитель – адвокат по назначению Белова М.В. административный иск поддержали, просили удовлетворить заявленные требования. После перерыва в судебном заседании Аксаментов И.В. не явился, его представитель – адвокат по назначению Белова М.В. исковые требования поддержала.

Административный истец Феоктистова А.А. и ее представитель по доверенности Лиманский Д.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области Ахтареев А.Р., действующий на основании доверенности, участвовавший в судебном заседании до объявления перерыва, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных отзывах на исковые заявления, просил в удовлетворении исковых требований отказать. После перерыва в судебном заседании представитель Правительства Иркутской области Старчак Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. также не признала по доводам, изложенным в письменных отзывах на иски, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольникова Е.А., действующая на основании доверенности, участвовавшая в судебном заседании до объявления перерыва, считала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы отзывов на административные исковые заявления, просила в их удовлетворении отказать. После перерыва в судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Везинг Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. также не признала по доводам, изложенным в письменных отзывах на иски, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области Гиголаева Х.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы возражений на административные исковые заявления, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. После перерыва в судебном заседании участвовала представитель заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области Глотова Ю.В., действующая на основании доверенности, которая в судебных прениях поддержала правовую позицию Правительства Иркутской области.

Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также отзывы на административные исковые заявления, в которых указывает, что Порядок формирования жилищного фонда принят в пределах полномочий Правительства Иркутской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, содержащиеся в нем положения прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушают, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.

Заинтересованное лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв на административные исковые заявления, в котором указывает, что Министерство не наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов, в связи с чем не может высказать правовой позиции относительно законности положений оспариваемого нормативного правового акта, просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством в отсутствие своего представителя.

Прокурор Холодкова О.В. в заключении полагала, что административные исковые заявления Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. в части требований об отсутствии сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда подлежат удовлетворению, в части требования о признании не действующим оспариваемого нормативно-правового акта в части зависимости формирования специализированного государственного жилищного фонда от объемов средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансферов из федерального бюджета, представленных на эти цели областному бюджету, удовлетворению не подлежат.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что Аксаментов И.В. и Феоктистова А.А. относятся к категории лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые поставлены на специализированный жилищный учет.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 7 октября 2014 г. Феоктистовой А.А. восстановлен срок на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, на Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска возложена обязанность включить Феоктистову А.А. в указанный список. Решение вступило в законную силу 28 ноября 2014 г.

Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска от 16 декабря 2014 г. Феоктистова А.А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Иркутску.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 17 сентября 2015 г. на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить Феоктистовой А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте города Иркутска общей площадью не менее 33 кв.м. Решение вступило в законную силу 20 октября 2015 г.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 22 августа 2017 г. исковые требования Аксаментова И.В. удовлетворены, на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, находящегося в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 33 кв.м. (+-5) кв.м. Решение вступило в законную силу 28 сентября 2017 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административные истцы Аксаментов И.В. и Феоктистова А.А. являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя, в том числе необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, такие как широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) установлены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно пункту 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

Таким образом, федеральным законодателем предусмотрена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, однократно предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.

В Иркутской области специальным законом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями является Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ).

Частью 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ установлено, что формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

В соответствии с приведенной статьей Правительством Иркутской области 2 сентября 2013 г. принято Постановление № 330-пп, которым утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп).

В силу части 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

На основании частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», действующей на момент принятия оспариваемого постановления, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.

Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.

Оспариваемое по настоящему делу Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. №-330-пп подписано Губернатором Иркутской области Ерощенко С.В., в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 11 сентября 2013 г. № 101 (1122), вступило в силу 22 сентября 2013 г. – через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данное постановление обладает признаками нормативного правового акта, так как содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, рассчитанные на неоднократное применение, принято в пределах полномочий Правительства Иркутской области, в требуемой форме, с соблюдением установленных процедур его принятия, правил введения в действие.

Постановлениями Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 237-пп, от 31 октября 2014 г. № 554-пп, от 3 октября 2016 г. № 641-пп, от 12 марта 2018 г. № 184-пп, от 15 июня 2018 г. № 442-пп, от 15 ноября 2018 г. № 832-пп, от 24.04.2019 № 340-пп вносились изменения в Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп, все изменения в оспариваемый нормативный акт опубликованы в установленном законодательством порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в общественно-политической газете «Областная», текст постановления первоначально опубликован в № 101, 11.09.2013, изменения в данный нормативный акт опубликованы в номерах этой газеты: № 60, 04.06.2014; № 131, 21.11.2014; № 116, 19.10.2016; № 29, 21.03.2018; № 66, 22.06.2018; № 133, 28.11.2018; № 29, 21.03.2018; № 53, 17.05.2019).

Указанные постановления приняты Правительством Иркутской области в пределах предоставленных полномочий в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой и правилами введения их в действие.

Согласно пункту 2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп, в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего административного дела, (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области), формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из числа детей сирот, осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.

Как предусмотрено пунктом 3 указанного выше Порядка, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется на основании информации министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - орган опеки и попечительства) о месте жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения), а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области.

Пунктом 4 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области установлены способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот:

1) приобретение в собственность Иркутской области жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья;

2) участие в долевом строительстве жилых помещений на территории Иркутской области;

3) строительство жилых помещений на территории Иркутской области.

В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот не может превышать одного месяца с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на данные жилые помещения.

Жилое помещение включается в специализированный жилищный фонд для детей-сирот в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

По информации, представленной Министерством имущественных отношений Иркутской области, формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2020 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. № 443-пп. Для реализации Подпрограммы в 2018 году предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов в размере 811 279,10 тыс. рублей, планируется обеспечить 695 человек.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, на 1 октября 2018 состоят 13 960 человек (включая четырнадцатилетних), из них право на предоставление жилых помещений возникло у 9 959 человек. При этом список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, ежегодно увеличивается на 1 500 человек.

С 1 января 2019 г. формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется на основании подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп.

Решением Иркутского областного суда от 7 декабря 2018 года по административному делу № 3а-168/2018 по административному исковому заявлению Феоктистовой Анастасии Анатольевны к Законодательному Собранию Иркутской области, Губернатору Иркутской области о признании не действующей в части статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» признана не действующей со дня вступления решения суда в законную силу статья 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2019 № 66-АПА19-2 оставлено без изменения указанное выше решение Иркутского областного суда от 07 декабря 2018 года.

Принимая решение по административному делу № 3а-168/2018, суд первой инстанции, проанализировав положения оспариваемой статьи 5 закона Иркутской области, а также принятого во исполнение этого закона постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу об отсутствии в оспариваемом законе Иркутской области четкого правового регулирования порядка формирования специализированного жилищного фонда, поскольку ни оспариваемый закон Иркутской области, ни принятый в соответствии с ним правовой акт Правительства Иркутской области не содержат сроков формирования специализированного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, что существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права данной категории граждан на получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет или наступления иных предусмотренных законом оснований.

Проверяя законность решения Иркутского областного суда от 7 декабря 2018 года по административному делу № 3а-168/2018, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации данные выводы суда первой инстанции признала обоснованными.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты, а также в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Как предусмотрено частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, факт несоответствия федеральному законодательству статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда в Иркутской области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации на момент рассмотрения настоящего дела установлен вступившим в законную силу решением суда и в доказывании не нуждается.

Принятое на основании данной статьи Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также не содержит указания срока формирования специализированного государственного жилищного фонда в Иркутской области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.

То обстоятельство, что исходя из пункта 2 указанного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету не свидетельствует об урегулированности в данном нормативном акте срока формирования такого жилищного фонда, поскольку какие-либо временные рамки его формирования, в том числе и в течение финансового года, в оспариваемом нормативном акте не предусмотрены.

С учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пункта «а» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, отсутствие в Порядке формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области сроков формирования предоставляет уполномоченному органу Иркутской области в сфере жилищных отношений необоснованную широту дискреционных полномочий и свидетельствует о наличии в оспариваемом нормативном акте субъекта коррупциогенного фактора.

Отсутствие надлежащего правового регулирования, как видно из приведенных выше данных уполномоченного органа Иркутской области в сфере жилищных отношений, существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных оснований, предусмотренных законом, что противоречит положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

С учетом указанных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о противоречии положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в той мере, в какой в нем отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда в Иркутской области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.

Разрешая требования о признании не действующим Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части зависимости формирования специализированного государственного жилищного фонда от объемов средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету, суд исходит из следующего.

Статьей 8 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подпункта 14.2 пункта 2 приведенной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно положениям статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Поскольку утверждение бюджета Иркутской области и распределения его средств по статьям расходов, в том числе, на формирование специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к предмету проверки в данном судебном деле, относятся к компетенции представительного органа государственной власти субъекта, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействующим пункта 2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп, предусматривающего осуществление министерством имущественных отношений Иркутской области формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. к Правительству Иркутской области о признании не действующим в части Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда в Иркутской области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении административных исковых требований Аксаментова И.В. и Феоктистовой А.А. к Правительству Иркутской области в остальной части – отказать.

Резолютивная часть решения суда подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2019 г.