ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-165/19 от 05.12.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-165/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 5 » декабря 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием Оленчука Ю.И., его представителя Ерко Н.В., представителя правительства Амурской области Соловьевой С.А., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оленчука Ю.И. к правительству Амурской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Оленчук Ю.И. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 10 июля 2019 года им подана заявка в министерство сельского хозяйства Амурской области на участие в конкурсном отборе для предоставления гранта «Агростартап», по форме согласно приложению № 1 к Правилам предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденным постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271. Конкурсной комиссией административному истцу было присвоено 0 баллов, заявку сняли с конкурса «Агростартап». Полагает, что указанное постановление противоречит Федеральному закону от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» в части пункта 2.10.2 Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации со слов: «независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов», пункта 10 приложения № 3, приложения № 1, данные положения являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Прокуратура Амурской области в ответе от 4 октября 2019 года <номер> указала, что пунктом 10 заключения предусмотрена возможность присвоения баллов от 0 до 10 по результатам очного собеседования, при этом критерии (условия) присвоения баллов установлены ни заключением, ни Правилами. Вместе с тем отсутствие условий принятия решения о присвоении баллов по результатам очного собеседования дает возможность их произвольного распределения, в том числе в пользу конкретных участников конкурсного отбора, то есть создает серьезные коррупционные риски, соответственно, может привести к нарушению прав заявителей, обратившихся за получением субсидии. Приведенный дефект правового регулирования свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативны правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 (широта дискреционных полномочий – отсутствие условий принятия решения)». С учетом изложенного, просит признать недействующим постановление правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в части пункта 2.10.2 Правил предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющихся приложением № 1, со слов: «независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов», пункта 10 приложения № 3.

В письменных возражениях представитель правительства Амурской области Соловьева С.А. выразила несогласие с заявленными требованиями. Указала, что постановлением правительства Амурской области от 8 ноября 2019 года № 634 внесены изменения в постановление правительства Амурской области «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», согласно которым оспариваемые положения исключены. В этой связи полагает, что производство по административному делу подлежит прекращению. Считает, что редакция оспариваемого нормативного правового акта до внесения изменений также не затрагивала права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку Оленчук Ю.И. не прошел итоговый порог в 16 баллов, что подтверждается итоговой ведомостью, и не стал победителем конкурса.

В судебном заседании Оленчук Ю.И., его представитель Ерко Н.В., настаивали на заявленных требованиях, поддержали доводы административного искового заявления.

В судебном заседании представитель правительства Амурской области Соловьева С.А. возражала относительно заявленных требований, полагала необходимым прекратить производство по делу ввиду внесения в оспариваемый нормативный правовой акт изменений.

Иные лица в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. В силу части 5 статьи 213 КАС Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 утверждены Правила предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Приложением № 1 к указанному постановлению утверждены Правила предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)) (далее – Правила).

Данные Правила исходя из их пункта 1 определяют механизм предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)) в рамках реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – Грант).

Постановление правительства Амурской области от 5 октября 2017 года № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. № 446» опубликовано 17 мая 2019 года на официальном интернет-портале http://www.pravo.gov.ru.

Из материалов дела усматривается, что 10 июля 2019 года Оленчуком Ю.И. подана заявка в министерство сельского хозяйства Амурской области на участие в конкурсном отборе для предоставления гранта «Агростартап», по форме согласно приложению № 1 к Правилам предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденным постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271.

Согласно протоколу результатов первого этапа конкурса по отбору заявителей от 31 июля 2019 года <номер> Оленчук Ю.И. предоставил полный пакет документов и подтвердил свое соответствие условиям, установленным пунктами 1.7, 2.3 Правил, допущен конкурсной комиссией к участию во втором этапе конкурсного отбора.

В соответствии с протоколом результатов второго этапа конкурса по отбору заявителей от 21 августа 2019 года <номер> заявителю Оленчуку Ю.И. по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов, поэтому в соответствии с абзацем 8 пункта 2.10.2 Правил заявитель признан не прошедшим конкурсный отбор.

Согласно пункту 10 итоговой ведомости конкурсной комиссии заявке Оленчука Ю.И. по результатам очного собеседования было присвоено 0 баллов.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно связан с правоотношениями, участником которых являлся Оленчук Ю.И., в связи с чем он был вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Оленчуком Ю.И. в рамках настоящего дела оспаривается постановление правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в части пункта 2.10.2 Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации со слов: «независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов», пункта 10 приложения № 3, приложения № 1.

Постановлением правительства Амурской области от 8 ноября 2019 года № 634 внесены изменения в оспариваемое постановление, в том числе в части пункта 2.10.2 Правил абзац восьмой признан утратившим силу; приложение № 3 изложено в новой редакции, согласно которой форма заключения предусматривает критерии оценки заявок на основе бальной системы.

В соответствии с частью 2 статьи 194 и пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 КАС Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В рассматриваемом случае оспариваемый нормативный правовой акт был применен в отношении Оленчука Ю.И., на его основании административному истцу было отказано в предоставлении гранта, в связи с чем названный нормативный правовой акт не перестал затрагивать права административного истца.

Следовательно, тот факт, что оспариваемые положения Правил изменены, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 КАС Российской Федерации и рассмотрения судом административного дела по существу.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1.5 Правил Грант предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета – министерством сельского хозяйства Амурской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление Гранта.

В соответствии с пунктом 1.6. Правил Грант предоставляется по результатам конкурсного отбора. Проведение конкурсного отбора возлагается на конкурсную комиссию, состав которой утвержден распоряжением губернатора Амурской области от 6 марта 2012 года № 41-р «О конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств».

Порядок проведения конкурсного отбора определен разделом 2 Правил.

Для участия в конкурсном отборе заявитель представляет в министерство заявку по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам с приложением соответствующих документов (п. 2.3 Правил).

Заявки и прилагаемые к ним документы в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок передаются министерством в конкурсную комиссию (п. 2.9 Правил).

Конкурсный отбор заявок конкурсной комиссией осуществляется в два этапа. На первом этапе конкурсного отбора конкурсная комиссия в течение 15 рабочих дней со дня передачи министерством заявок и прилагаемых к ним документов осуществляет проверку представленных заявок и документов на соответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 1.7, 2.3 настоящего Порядка, и принимает решение о допуске (об отказе в допуске) заявителя к участию во втором этапе конкурсного отбора (п. 2.10, 2.10.1 Правил).

Согласно пункту 2.10.2 Правил на втором этапе конкурсного отбора осуществляются очное собеседование (презентация заявителем проекта «Агростартап» с обоснованием основных экономических показателей), а также оценка конкурсной комиссией заявок.

Оценка каждой заявки осуществляется в следующем порядке:

1) члены конкурсной комиссии присваивают количество баллов по каждому из критериев отбора и оформляют заключение по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам;

2) секретарь конкурсной комиссии на основании заключений членов конкурсной комиссии по каждой заявке заполняет итоговую ведомость согласно приложению № 4 к настоящим Правилам, в которой по показателям оценки выводит средний, а также итоговый баллы.

Прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, итоговый балл заявки которых составил 16 и более баллов в соответствии с итоговой ведомостью.

Заявители, итоговый балл заявки которых составил менее 16 баллов, признаются не прошедшими конкурсный отбор. Независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов.

В случае если все заявки набрали в итоге менее 16 баллов, конкурсная комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся.

При этом критерии (условия) присвоения баллов Правилами не установлены.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ч. 2 ст. 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (п.п. «а»п.п. «а», «ж» п. 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Отсутствие условий принятия решения о присвоении баллов по результатам очного собеседования вызывает множественность толкования и носит неопределенный характер, поскольку дает возможность произвольного распределения баллов, в том числе в пользу конкретных участников конкурсного отбора, то есть создает коррупционные риски и, соответственно, может привести к нарушению прав заявителей, обратившихся за получением субсидии.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемый абзац 8 пункта 2.10.2 Правил предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющихся приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», в части слов «Независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов», не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в целях эффективной защиты прав административного истца подлежит признанию недействующим с момента принятия.

Между тем, форма заключения, являющаяся приложением № 3 к Правилам предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющимся приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Приложением № 3 к Правилам определена исключительно форма заключения, сама по себе каких-либо нормативных предписаний, которые могли бы нарушить права и законные интересы административного истца, не содержит, конкретным положениям законодательства не противоречит.

В этой связи требования о признании недействующим приложения № 3 к Правилам не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования Оленчука Ю.И. удовлетворить частично.

Абзац 8 пункта 2.10.2 Правил предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющихся приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», в части слов «Независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов» признать недействующим с момента его принятия.

В удовлетворении требований Оленчука Ю.И. о признании недействующим приложения № 3 к Правилам предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющимся приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», - отказать.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном интер- нет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 9 декабря 2019 года.

Председательствующий Никитин В.Г.