Дело № 3а-165/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 6 мая 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, в котором просит:
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 29 942 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу<адрес>, в размере рыночной стоимости 702 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 23 593 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 553 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 32 540 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 763 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что ФИО1 является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога. ФИО1 проведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Отчетом, выполненным ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), установлено, что
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 30 октября 2015 года составляет 702 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 26 ноября 2015 года составляет 553 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 30 ноября 2015 года составляет 763 000 рублей.
В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п:
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 октября 2015 года составляет 3 330 149, 24 рубля;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 26 ноября 2015 года составляет 2 624 013, 46 рубля;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 ноября 2015 года составляет 3 619 098, 90 рубля.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО2 административный иск поддержал.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков, определенной на дату установления их кадастровой стоимости.
Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда, подтвердили размер кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный ответчик Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо администрация городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат:
земельный участок площадью 29 942 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>;
земельный участок площадью 23 593 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>;
земельный участок площадью 32 540 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением Переславль-Залесской городской Думы от 25.10.2018 года N 90 на территории городского округа Переславль – Залесский установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
До принятия указанного решения действовало решение Муниципального Совета Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района от 25 октября 2012 года N 105 "Об установлении земельного налога", содержавшее аналогичные положения.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ФИО1 в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Земельные участки административного истца не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является 30 октября 2015 года; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 26 ноября 2015 года; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 30 ноября 2015 года.
Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определялась на 30 октября 2015 года; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 26 ноября 2015 года; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 30 ноября 2015 года, в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, действовавшими до 28 февраля 2019 года, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 октября 2015 года составила 3 330 149, 24 рубля;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 26 ноября 2015 года составила 2 624 013, 46 рубля;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 30 ноября 2015 года составила 3 619 098, 90 рубля.
Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 30 октября 2015 года установлена в размере 702 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 26 ноября 2015 года установлена в размере 553 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 30 ноября 2015 года установлена в размере 763 000 рублей.
Изучив представленный Отчет, дополнительные пояснения по Отчету оценщика ФИО4, данные при допросе в качестве свидетеля, а также изложенные в письменном виде, принимая во внимание те возражения, которые принесены на Отчет Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, суд приходит к следующему:
Из Отчета следует, что рыночная стоимость земельных участков определялась оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.
Для сравнения с объектами оценки оценщиком отобраны пять объектов – аналогов, к ценам которых оценщик применял корректировки по тем ценообразующим характеристикам, которые отличают объекты – аналоги от объектов оценки.
Среди указанных объектов – аналогов оценщиком использован земельный участок, расположенный вблизи деревни Василево Глебовского сельского округа Переславского района Ярославской области площадью 58 160 кв.метров стоимостью 5 рублей за 1 кв.метр (290 800 рублей – цена продажи земельного участка).
Соотнося данный земельный участок с объектами оценки оценщик пришла к выводу о том, что он сопоставим с ними по виду разрешенного использования, который определен ею как «для организации дачного некоммерческого объединения».
Суд полагает, что указанный вывод оценщика является верным, подтверждается приложениями к Отчету, в частности скрин – шотом объявления о его продаже и сведениями публичной кадастровой карты, из которых следует, что на земельном участке возможна организация как садоводческого объединения, так и дачного партнерства.
При таких обстоятельствах, оценщиком сделан обоснованный вывод о возможности использования земельного участка для организации дачного некоммерческого объединения без каких – либо материальных или административных затруднений для потенциального покупателя данного участка.
Возражения Департамента о том, что указанный земельный участок предназначен исключительно для садоводства или огородничества опровергается вышеприведенными исследованными судом доказательствами, в связи с чем не может явиться основанием для вывода о недостоверности Отчета.
Судом установлено также, что по результатам применения к ценам объектов – аналогов корректировок коэффициент вариации полученных цен за один квадратный метр использованных объектов составил 73 %.
В своих возражениях Департамент указывает, что данный факт свидетельствует о том, что отобранные оценщиком для расчетов объекты – аналоги являются неоднородными.
По мнению Департамента, это свидетельствует о нарушении оценщиком пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 299, согласно которому содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Суд полагает, что Отчет не содержит информации, которая вводит в заблуждение пользователей Отчета, либо допускает неоднозначное толкование полученных результатов. Процесс оценки полно и доступно описан в Отчете, основания отбора аналогов, а также применения к их ценам корректировок и их размер оценщиком в Отчете обоснованы.
Доказательств того, что использованные оценщиком аналоги не сопоставимы с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, Департаментом суду не представлено.
В свою очередь, обязанность оценщика использовать в расчетах сведения об объектах – аналогах, цена которых не выбивается их какого – либо диапазона, Федеральные стандарты оценки не содержат.
Ссылка в возражениях Департамента на рекомендуемый коэффициент вариации в 33 % не подтверждена какими – либо статистическими или научными исследованиями, или утвержденными в рамках отдельных саморегулируемых организаций оценщиков методиками оценки.
В остальной части Отчета суд также не усматривает оснований полагать, что при оценке нарушено законодательство об оценочной деятельности и определенные оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков являются недостоверными.
В связи с этим, рыночная стоимость земельных участков административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении них рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения ФИО1 с настоящим административным иском в суд, а именно – 13 марта 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 29 942 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 702 000 (семьсот две тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 702 000 (семьсот две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 23 593 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 553 000 (пятьсот пятьдесят три тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 553 000 (пятьсот пятьдесят три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 32 540 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 763 000 (семьсот шестьдесят три тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 763 000 (семьсот шестьдесят три тысячи) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 13 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова