УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» ФИО3, действующей на основании доверенности от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-165/2020 по административному исковому ФИО1 к Правительству Иркутской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес изъят>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, площадью 129 279,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: предприятия и сооружения производственных объектов IV-V классов опасности, объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности.
Право собственности на земельный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра об объекте недвижимости от Дата изъята № КУВИ-Номер изъят.
Административный истец указывает, что ранее кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена на основании решения Иркутского областного суда от Дата изъята по делу Номер изъят в рамках которого Федеральным бюджетным учреждением «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» была проведена судебная экспертиза от Дата изъята Номер изъят, согласно которой рыночная стоимость указанного земельного участка составила 280 415,00 рублей.
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп на территории Иркутской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена в размере 10 126 424,07 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята № КУВИНомер изъят. Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 15 января 2019 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2018 г., дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2019 г.
Установленную кадастровую стоимость в размере 10 126 424,07 рублей ФИО1 полагает завышенной, не соответствующей рыночной стоимости земельного участка.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирское предприятие геодезии, кадастра, оценки и правовой экспертизы».
Согласно отчету об оценке Номер изъят, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 284 413,80 рублей, что значительно меньше установленной кадастровой стоимости.
Превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельного участка влечет для административного истца негативные последствия в виде необоснованно завышенного размера налоговой базы, предусмотренной частью 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 1 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
ФИО1 просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:04:040902:171, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в 3,5 км. юго-западнее <адрес изъят>, площадью 129 279,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: предприятия и сооружения производственных объектов IV-V классов опасности, объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности равной его рыночной стоимости в размере 284 413,80 рублей по состоянию на Дата изъята
Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования, полагал, что рыночная стоимость определенная экспертом ФИО9 в заключении судебной экспертизы от Дата изъята является завышенной, ходатайствовал о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, в котором указывала, что заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ и нормам действующего законодательства об оценочной деятельности и регламентирующего производство судебных экспертиз, содержит подробное описание проведенного исследования. Выводы эксперта согласуются с имеющимися в материалах дела доказательствами и установленными судом обстоятельствами. Основания для возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта отсутствуют. Полгала возможным удовлетворить заявленные требования административного истца в размере, установленном в выводах проведенной судебной экспертизы, возражала против назначения по делу повторной судебной экспертизы.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает на недостатки отчета об оценке, представленного административным истцом, просит отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, письменный отзыв на административное исковое заявление не представил.
Заинтересованные лица Администрация муниципального образования «Заларинский район», Администрация Бажирского муниципального образования, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, письменных отзывов на административное исковое заявление не представили. От Администрации Бажирского муниципального образования поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, допросив эксперта ФИО5, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят установлена постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» (далее – постановление Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247, частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят171, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, площадью 129 279,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: предприятия и сооружения производственных объектов IV-V классов опасности, объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности.
Право собственности на земельный участок подтверждено выписками из Единого государственного реестра об объекте недвижимости от Дата изъята № КУВИ-Номер изъят, представленной административным истцом, от Дата изъята № КУВИ-Номер изъят, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.
Ранее кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена на основании решения Иркутского областного суда от Дата изъята по делу Номер изъят в рамках которого Федеральным бюджетным учреждением «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» была проведена судебная экспертиза от Дата изъята Номер изъят, согласно которой рыночная стоимость указанного земельного участка составила 280 415,00 рублей.
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена в размере 10 126 424,07 рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята № КУВИ-Номер изъят. Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 15 января 2019 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2018 г., дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2019 г.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в первую очередь путем проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 6 Закона о государственной кадастровой оценке государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2017 г. № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по состоянию на 1 января 2018 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области».
Сведения о принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером Номер изъят содержатся в Едином государственном реестре недвижимости: земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 14 января 2016 г., кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2018 г.
15 января 2019 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 10 126 424,07 рубля по состоянию на 1 января 2018 г. с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 78,33 руб. за 1 кв.м.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 1 января 2018 г.
Кадастровый номер, местонахождение, площадь земельного участка, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.
Поскольку налоговая база для уплаты земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка и результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ФИО1 земельного участка могут повлиять на его права и обязанности как собственника и плательщика земельного налога, то у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью (данные изъяты)
Согласно отчету об оценке Номер изъят рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 284 413,80 рублей, что значительно меньше установленной кадастровой стоимости.
Считая, что разница между установленной кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка является значительной, 12 марта 2020 г. ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 января 2019 г. С настоящим административным иском ФИО1 обратился в суд 12 марта 2020 г., следовательно, срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.
Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от Дата изъята назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, проведение которой поручено эксперту ФИО5 (ООО «(данные изъяты)»).
Дата изъята административное дело поступило в Иркутский областной суд с заключением эксперта.
Согласно заключению эксперта от Дата изъята , выполненному экспертом ФИО5 (ООО (данные изъяты)»), предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, площадью 129 279,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: предприятия и сооружения производственных объектов IV-V классов опасности, объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 2 434 000,00 рублей.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 не согласился с заключением эксперта в части выводов об определении рыночной стоимости объекта оценки, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы.
В порядке статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях разъяснения и дополнения заключения судебной экспертизы в судебном заседании судом допрошена эксперт ФИО5, которая подтвердила изложенные в заключении выводы, опровергла имеющиеся у представителя административного истца замечания и возражения.
ФИО5 пояснила суду, что возражения представителя административного истца относительно заключения эксперта считает некорректными и необоснованными, поддержала выводы, изложенные в заключении эксперта (судебной экспертизы) от Дата изъята Указала, что экспертиза, проведенная ФБУ «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» по данному земельном участку в 2017 году, не имеет значения в данном деле, поскольку эксперт при подготовке заключения не может быть связан с выводами других экспертов, кроме того при проведении экспертизы по данному делу не могли быть использованы объекты-аналоги, выбранные предыдущим экспертом, поскольку они не соответствуют сегменту рынка.
Указала, что при выборе объектов-аналогов было выявлено единственное предложение к продаже земельного участка промышленного назначения площадью 20 000,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят> (промышленная зона). Стоимость указанного участка составляет 1 000 000,00 рублей, то есть 50,00 рублей за 1 кв.м. Указанный объект-аналог расположен в непосредственной близости с исследуемым объектом. В ходе анализа рынка, было установлено, что диапазон цен земельных участков промышленного назначения расположенных в Иркутском районе варьируется от 150,00 рублей до 250,00 рублей за 1 кв.м. Кроме того, при проведении государственной кадастровой оценки была установлена стоимость земельных участков в размере 78 рублей за 1 кв.м. Таким образом, стоимость земельных участков не может быть определена в пределах 2 рублей за 1 кв.м.
Также указала, что при проведении экспертизы она руководствовалась представленной в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от Дата изъята и данными публичной кадастровой карты, на которых отображено нежилое здание с кадастровым номером Номер изъят и железнодорожный путь, расположенные на земельном участке, принадлежащем административному истцу. В дополнение пояснила, что выезд для осмотра исследуемого объекта не производился, поскольку оценка является ретроспективной, проводится по состоянию на 2018 год, а в 2020 году сведения об объекте могут отличаться, кроме того наличие информации о каких-либо объектах на земельном участке не влияет на его стоимость.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, с учетом объяснений эксперта, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки: заключение содержит подробное описание проведенного исследования, точное описание объекта исследования с указанием его количественных и качественных характеристик, с учетом его индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объекта, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость; судебным экспертом обоснованно выбран сравнительный поход в рамках метода сравнения продаж, как метод, наиболее полно учитывающий цель оценки и имеющуюся информацию об объекте исследования; в заключении проанализирован каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик в таблице сравнения, произведены необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, изложено подробное мотивированное обоснование применяемых и неприменяемых поправок и расчет их значений; корректировки к объектам-аналогам экспертом проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обосновано и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебного эксперта, поскольку его заключение мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение судебного эксперта ФИО5 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Определенная в заключении судебной экспертизы рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, выводы эксперта основаны на достоверных данных об объекте оценки из правоустанавливающих документов, расчеты в рамках используемого экспертом подхода позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2018 г.
Несогласие представителя административного истца с заключением судебной экспертизы, примененными экспертом методиками и полученными с их использованием выводами само по себе не свидетельствует о неполноте проведенного исследования и не является основанием для проведения повторной экспертизы, в назначении которой отказано протокольным определением суда, вынесенным в ходе судебного заседания в соответствии с пунктом 4 статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих недостоверность установленной заключением судебной экспертизы величины рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, административный истец в нарушение требований статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства не представил, суд признает заключение судебного эксперта ФИО5 от Дата изъята надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оценивая собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разрешая спор согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости в размере 2 434 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2018 г.
Довод административного истца о том, что ранее кадастровая стоимость спорного земельного участка на основании результатов проведенной судебной экспертизы была установлена решением Иркутского областного суда от Дата изъята в размере 280 415,00 рублей, суд считает необоснованным. Данное решение суда не имеет преюдициального значения в данном деле, поскольку рынок недвижимости зависит от различных экономических и социальных факторов, в связи с чем рыночная стоимость с течением времени может изменяться в большую или меньшую сторону. Административным истцом в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено доказательств обратного, не приведено обоснованных доводов о допущенных нарушениях в заключении судебной экспертизы.
Также является ошибочным довод административного истца о том, что экспертом не были учтены ограничения в виде отвода полос автомобильной дороги (Росавтодор) и наличия волоконно-оптических линий связи (ВОЛС <адрес изъят> – <адрес изъят>), установленные в отношении земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 10 ФСО № 4 кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
Также суд критически относится к доводу административного истца о том, что фактически на земельном участке не существует нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят, в связи с чем экспертом ошибочно произведены расчеты, поскольку эксперт при проведении экспертизы руководствовался представленной в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от Дата изъята и данными публичной кадастровой карты, на которых отображено нежилое здание с кадастровым номером Номер изъят, расположенное на земельном участке. Доказательств недостоверности указанных сведений административным истцом в материалы дела не представлено.
Иные доводы административного истца под сомнение правильность заключения судебной экспертизы не ставят.
В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, для целей налогообложения в порядке, установленном положениями пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 с учетом пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.).
Исходя из изложенного, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения ФИО1 в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости – 12 марта 2020 г.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе земельного участка с кадастровым номером Номер изъят выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим её результаты, а областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» определено исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по данному административному делу являются Правительство Иркутской области и областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области следует отказать.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Иркутской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, площадью 129 279,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: предприятия и сооружения производственных объектов IV-V классов опасности, объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности в размере 2 434 000,00 (два миллиона четыреста тридцать четыре тысячи) рублей по состоянию на 1 января 2018 г. на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения ФИО1 в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:04:040902:171 равной рыночной стоимости является Дата изъята
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята