Дело № 3а-165/2017
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 19 декабря 2017 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Малевой В.А., с участием прокурора Сырчиной Л.Н., представителя административного истца ООО «Привал» ФИО1, представителя административного ответчика Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края ФИО2, представителя заинтересованного лица ООО «Аркос» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Привал» к Комитету потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края о признании недействующим пункта 7 приложения к Приказу Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2016 года № 1184 «Об определении на 2017 год перечня недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения»,
УСТАНОВИЛ:
22 декабря 2016 года Комитетом потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края принят приказ № 1184 «Об определении на 2017 год перечня недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения» (далее – Приказ № 1184). В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт опубликован путем размещения на официальном сайте Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края 22.12.2016г.
Пунктом 7 Приложения к Приказу № 1184 в перечень недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения (далее – Перечень), включено здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес>, и расположенные в нем помещения.
ООО «Привал», являющееся собственником расположенных в указанном здании помещений общей площадью 3 805,4 кв.м., обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании пункта 7 Приложения к Приказу недействующим, указав в обоснование заявленного требования, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ: фактическое использование здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания составляет менее 20 %; вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Включение здания в Перечень произведено на основании Акта обследования фактического использования здания, составленного рабочей группой администрации Советско-Гаванского муниципального района, согласно которому 36,6 % площади здания используется для размещения торговых объектов. Указанный Акт содержит недостоверные сведения: общая площадь объекта недвижимости указана в размере 4 872,4 кв.м, при фактической площади 5 718,6 кв.м; в качестве собственников и пользователей указаны лица, таковыми не являющиеся. Неверно отражены площади, занимаемые по договорам аренды и субаренды. Необходимые для составления акта документы орган местного самоуправления у собственников не запрашивал, рабочая группа на объект недвижимости не выезжала. При расчете площадей для размещения торговых объектов рабочей группой использовались общие площади, включая площади подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Согласно кадастровой выписке на земельный участок, его разрешенное использование – гостиничные услуги, что не предполагает размещение на земельном участке торговых объектов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО2 заявленные требования не признала по тем основаниям, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции. При составлении Акта обследования фактического использования объекта от 14.09.2016г., рабочая группа администрации Советско-Гаванского муниципального района руководствовалась кадастровым паспортом, в котором общая площадь здания указана в размере 4 872,4 кв.м. Общая площадь здания увеличилась до 5 718,6 кв.м за счет ранее не учтенных мест общего пользования и уточнения размеров на основании технического плана от 23.11.2016г., т.е. после составления акта обследования. Процент используемой общей площади недвижимого имущества для размещения торговых объектов и объектов общественного питания с учетом увеличенной площади, а также ранее не учитываемой площади, используемой под сауну, составляет 42,6 %. Здание является гостинично-торговым центром, расположено на земельном участке, который на момент издания оспариваемого в части Приказа № 1184, имел разрешенное использование «для эксплуатации и обслуживания административного здания в торгово-коммерческих целях». Изменение сведений о разрешенном виде использования земельного участка произведено на основании постановления администрации городского поселения «Город Советская Гавань» от 13.04.2017г., т.е. после издания оспариваемого в части Приказа.
Представитель заинтересованного лица ООО «Аркос» ФИО3 просил заявленные ООО «Привал» требования удовлетворить по основаниям, аналогичным доводам административного искового заявления.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации Советско-Гаванского муниципального района, который в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считающего заявленное требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Хабаровского края налог на имущество организаций, исчисляемый из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» (далее Закон № 308).
В соответствии со статьей 1.1 Закона края № 308 налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в соответствии со статьей 378.2 части второй Налогового кодекса в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 05 ноября 2015г. № 372-пр (далее Постановление края № 372-пр) Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края определен уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 1 Постановления края № 372-пр утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее – Порядок).
В силу абзаца 2 пункта 2 Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края (далее – Уполномоченный орган) на основании предложений комиссий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - комиссии органов местного самоуправления и органы местного самоуправления соответственно) и соответствующих документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления посредством межведомственного запроса.
Указанным Порядком определено, что Уполномоченный орган по результатам определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества формирует проект перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Проект и Перечень соответственно) и обеспечивает его рассмотрение на краевой межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Краевая комиссия), в срок не позднее 15 октября года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется Перечень (пункт 3). Краевая комиссия в срок до 15 ноября года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется Перечень, рассматривает Проект и готовит рекомендации Уполномоченному органу о включении или невключении конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень (пункт 4). Уполномоченный орган с учетом рекомендаций Краевой комиссии определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее – Перечень). Перечень утверждается приказом Уполномоченного органа (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 Порядка постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района от 24.03.2016 № 218 «О создании рабочей группы» была создана рабочая группа по проведению обследований нежилых зданий на территории Советско-Гаванского муниципального района.
Из материалов дела следует, что собственниками нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес>, являются: ООО «Привал» (помещения площадью 656,9 кв.м и 3148,5 кв.м); ООО «Аркос» (помещения площадью 309, 5 кв.м, 1080,20 кв.м); ФИО4 (помещения площадью 69,9 кв.м и 171,9 кв.м); ФИО5 помещение площадью 38,9 кв.м); ФИО6 ( помещение площадью 76,9 кв.м); ФИО7 (помещение площадью 35,2 кв.м).
Письмом от 06.09.2016 № 7-12/2016 по электронной почте генеральный директор ООО «Привал» ФИО8 уведомлен о проведении обследования нежилого здания.
В судебном заседании установлено, что собственниками помещений в спорном здании документы, перечисленные в пункте 2 Порядка, представлены не были, в связи с чем, получены рабочей группой в установленном порядке посредством межведомственного запроса.
По результатам обследования нежилого здания рабочей группой был составлен акт обследования фактического использовании объекта недвижимого имущества «Гостиница» для целей налогообложения, согласно которому площадь помещений торгового назначения (торгового объекта) составляет 1783,2 кв. м (36,6 % от общей площади нежилого здания).
По результатам определения вида фактического использования объекта недвижимости с учетом указанного акта рабочей группы, а также представленных документов: копии кадастрового паспорта объекта недвижимости здания от 25.05.2016г, копии кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, кадастровых выписок об объекте недвижимого имущества, копий технических паспортов объекта, изготовленного до 01.01.2013г, Комитетом спорное здание с расположенными в нем помещениями включено в проект Перечня, рассмотренный на заседании краевой межведомственной комиссии, о чем свидетельствует протокол от 14.11.2016г № 3.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приведенной нормой не предусмотрено опубликование Перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.
Данное требование Комитетом соблюдено. Оспариваемый Приказ № 1184 опубликован на официальном сайте Комитета 25 декабря 2016 г.
Указанный способ опубликования Приказа № 1184 позволил обеспечить населению Хабаровского края и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Из изложенного следует, что оспариваемый в части Приказ № 1184 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.
При проверке Приказа № 1184 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу приведенной нормы расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания является самостоятельным основанием для включения этого здания в Перечень.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 27:21:0107042:83. Данный земельный участок, имевший разрешенное использование: «для эксплуатации и обслуживания административного здания в торгово-коммерческих целях», предоставлен администрацией Советско-Гаванского муниципального района в аренду собственникам здания на основании договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 16.05.2011г. № 03-1/1357.
Сведения об указанном разрешенном виде использования земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 25 декабря 2016 года.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (действующим на момент издания Приказа № 1184) утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее Методические указания), которыми определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5) и земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
На момент утверждения Перечня и издания Приказа № 1184 принадлежащее административному истцу здание было расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого соответствует пунктам 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, является самостоятельным и достаточным основанием для включения здания в Перечень.
На основании постановления администрации Советско-Гаванского района от 13.04.2017 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в г. Советская Гавань» вид разрешенного использования земельного участка изменен с «для эксплуатации и обслуживания административного здания в торгово-коммерческих целях» на «гостиничное обслуживание».
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с 13 апреля 2017 года не влечет признания нормативного акта недействующим в оспариваемой части, поскольку в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять лишь на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что для включения здания с кадастровым номером № в оспариваемый Перечень на 2017 год имелись основания и в связи с тем, что более 20 процентов помещений в указанном здании предназначено для использовании и фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Кадастровыми выписками, техническими паспортами здания и актом обследования от 14.09.2016 установлено, что на момент составления акта обследования здание представляет собой 6-этажное (в т.ч. 1 подземный этаж) нежилое строение общей площадью 4872,4 кв.м, в котором: 64,6 % занимает гостиница (3148,5 кв.м.); 28,5% занимает ресторан (помещения площадью 383,4 кв.м и 1007 кв.м); 3,8 % занимают магазины (помещения общей площадью 69,9 кв.м., 38,9 кв.м., 76,9 кв.м.,); 3,5 % спорт-бар (171,9 кв.м.) кв. м; 0,7 % офис банка (35,2 кв.м).
Согласно выписке из ЕГРН общая площадь здания изменилась за счет ранее неучтенных мест общего пользования и уточнения размеров согласно техническому плану от 23.11.2016г., общая площадь здания составила 5718,6 кв.м., в том числе за счет постановки на кадастровый учет помещения площадью 656,9 кв.м., принадлежащего ООО «Привал».
Дополнительно представленные сторонами, участвующими в деле, документы свидетельствуют о том, что с момента составления акта от 14.09.2016 и до издания оспариваемого Приказа № 1184 функциональное назначение помещений в здании не изменялось. Из учтенного на 23.11.2016г. помещения площадью 656,9 кв.м на момент издания Приказа № 1184 использовались под сауну 161,6 кв.м. (помещения обозначенные на поэтажном плане подвала с № 65 по № 76).
Согласно техническим паспортам, составленным отделом технической инвентаризации КГУП «Хабкрайинвентаризация» (Советско-Гаванский районный филиал) назначение всех вышеперечисленных помещений в спорном здании определено в соответствии с их фактическим использованием, что позволяет с достоверностью сделать вывод о том, что не менее 20 процентов общей площади помещений, расположенных в нем, предназначены и используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Доводы административного истца о том, что площадь объектов торговли и общественного питания необходимо исчислять только из площади торгового зала и зала обслуживания посетителей в ресторане противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Использование складских помещений, помещений для приготовления пищи, для размещения сотрудников является неотъемлемой частью процессов торговли (товародвижения) и общественного питания, ведет к извлечению коммерческой прибыли. Следовательно, для расчета процентного соотношения площади торговых объектов и объектов общественного питания к площади здания должна использоваться общая площадь помещений, занимаемых торговыми объектами и объектами общественного питания.
Аналогичный вывод следует и из формулировки правовой нормы, дающей понятие недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, применяемого для целей налогообложения, приведенной в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Законодатель предписывает руководствоваться именно общей площадью помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Само по себе неправильное указание в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества собственников, которым принадлежат помещения, занимаемые гостиницей и рестораном, а также пользователей помещений, не может повлечь признание Приказа № 1184 в оспариваемой части недействующим, поскольку указанное обстоятельство не влияет на основания включения помещений в Перечень.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент принятия оспариваемого в части Приказа № 1184 здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования, предусматривающий размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20% общей площади здания предназначено и фактически используется для размещения торговых объектов и объектов общественного питания, т.е. указанный объект недвижимости обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на недвижимое имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Из изложенного следует, что оспариваемый в части Приказ № 1184 принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит, права административного истца не нарушает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью «Привал» в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 7 приложения к Приказу Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2016 года № 1184 «Об определении на 2017 год перечня недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения», отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2017 года
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз