Решение суда в окончательной
форме изготовлено 12.11.2020
Дело № 3а-165/2020 25OS0000-01-2020-000116-88Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
02 ноября 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре В.А. Салмине,
с участием прокурора Д.А. Аралова,
представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гончар» к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, заинтересованные лица – министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, КГКУ «Примлес», Федеральное агентство лесного хозяйства об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части,
установил:
приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края» утверждены лесохозяйственные регламенты Арсеньевского, Верхне-Перевальнинского, Владивостокского, Дальнереченского, Кавалеровского, Сергеевского, Спасского, Рощинского, Тернейского, Уссурийского и Чугуевского лесничеств Приморского края (в настоящее время действует редакция от 23 декабря 2019 года).
Общество с ограниченной ответственностью «Гончар» (далее – ООО «Гончар») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит, с учетом уточнений исковых требований, признать незаконным решение Департамента лесного хозяйства Приморского края, оформленное приказом № 1562 от 30.11.2018 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов Приморского края», в части утверждения лесохозяйственного регламента Уссурийского лесничества Приморского края в части отнесения (распределения) участка лесов в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» к защитным лесам (зеленой зоне) в границах координат расположения земельного участка горного отвода, предоставленного ООО «Гончар» на основании лицензии УСС № 00826ОЩ от 30 января 2018 года (таблица координат прилагается к уточнениям исковых требований).
Одновременно административный истец ходатайствовал о восстановлении срока для подачи административного иска, признав причины пропуска срока уважительными.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является владельцем лицензии на пользование недрами № от 30 января 2018 года, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча кирпичных глин на Глуховском месторождении (Блоки 2-В, 3-С1, 4-С1). Участок недр имеет статус горного отвода.
Право на пользование недрами было приобретено ООО «Гончар» за ... 400 руб. на аукционе, проведенном Департаментом природных ресурсов Приморского края в январе 2018 года.
В связи с необходимостью реализации лицензии и оформлением прав пользователя недр на земельный участок в границах горного отвода, ООО «Гончар» обратилось в Уссурийский филиал КГКУ «Примлес» для подготовки комплекта документов на земельный участок, расположенный в квартале 3 выдела 15 Уссурийского сельского участкового лесничества урочище совхоза «Глуховский».
В ответе Уссурийского филиала КГКУ «Примлес» № 339 от 04 марта 2019 года указано, что предоставленный ООО «Гончар» лицензионный участок (горный отвод) налагается на земли гослесфонда в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» и имеет статус - защитные леса (зеленая зона).
Данный статус земель лесного фонда получен в результате отнесения земельного участка, входящего в горный отвод ООО Гончар», к защитным лесам (зеленым зонам) Лесохозяйственным регламентом Уссурийского лесничества, утвержденным приказом Департамента от 30 ноября 2018 года № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов Приморского края», о чем указано в ответе Департамента лесного хозяйства Приморского края от 07.06.2019 № 38/2956.
Полагает, что решение Департамента лесного хозяйства Приморского края, принятое 30.11.2018 и оформленное приказом № 1562, в части отнесения участка ООО «Гончар» в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского лесничества к защитным лесам (зеленым зонам) является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Гончар», поскольку данный статус земель лесного зонда препятствует недропользователю в реализации лицензии, так как запрещает на предоставленном участке разработку месторождения полезных ископаемых. В то же время, на момент принятия Департаментом оспариваемого решения, право ООО «Гончар» на добычу кирпичных глин уже существовало и было подтверждено выданной в установленном порядке лицензией. Действуя добросовестно и уплатив в бюджет установленную цену, ООО «Гончар» вправе было рассчитывать на добросовестное осуществление прав и обязанностей со стороны органов исполнительной власти Приморского края в рамках их полномочий.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па (в редакции от 02.10.2019) «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг (в редакции от 02.10.2019) «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края» наименование ответчика департамента лесного хозяйства Приморского края изменено на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечёны: департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в настоящее время - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края), КГКУ «Примлес», Федеральное агентство лесного хозяйства, о чем судом постановлены соответствующие определения от 23 декабря 2019 года, 13 января 2020 года, 16 июня 2020 года.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнений. Настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание не явились представители административного ответчика, заинтересованных лиц. О дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Сведениями о неявке иных участников процесса по уважительной причине, суд не располагает. Каких-либо ходатайств, включая ходатайство об отложении судебного разбирательства, в адрес суда до начала судебного заседания не поступало.
Ранее от представителя административного ответчика поступил письменный отзыв на административный иск, в котором исковые требования ООО «Гончар» не признал. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах своих полномочий и не противоречит действующему законодательству. Также указал, что в силу норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, полномочиями по изменению границ лесничеств наделено Федеральное агентство лесного хозяйства.
От представителя заинтересованного лица - КГКУ «Примлес» поступили письменные возражения на административный иск, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать. Полагает, что отнесение земельного участка, входящего в горный отвод ООО Гончар», к защитным лесам (зеленым зонам) не изменяет, не прекращает каких-либо прав административного истца, поскольку статус земель лесного фонда в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» не изменялся с 2009 года и по настоящее время. В этой связи, оспариваемый приказ воспроизводит положения и сохраняет статус защитных лесов, сложившийся до получения административным истцом лицензии на пользование недрами.
Представитель заинтересованного лица – Федерального агентства лесного хозяйства также направил в суд письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия на то правовых оснований. Одновременно заявил о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции кодекса, действовавшей на момент утверждения оспариваемого нормативного акта) содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В Приморском крае органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников краевого значения и природных парков краевого значения, и специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, является министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство), к полномочиям которого отнесено, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (пункт 2.1.17.6 Положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 01.11.2019 № 713-па (в редакции от 03.04.2020).
Приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края» (далее – Приказ) утверждены лесохозяйственные регламенты Арсеньевского, Верхне-Перевальнинского, Владивостокского, Дальнереченского, Кавалеровского, Сергеевского, Спасского, Рощинского, Тернейского, Уссурийского и Чугуевского лесничеств Приморского края (в настоящее время действует редакция от 23 декабря 2019 года). Первоначальный текст документа опубликован в издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 130, 12.12.2018 (без приложений).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также их официального опубликования. В указанной части нормативный правовой акт не оспаривался.
В соответствии с пунктом 2 Приказа срок действия лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края установлен с 01.01.2019 по 31.12.2028.
Леса урочища совхоза «Глуховский» на территории Уссурийского лесничества в кварталах 1 - 23, 31 – 44, площадью 6693 га оспариваемым Приказом отнесены к категории защитных лесов.
Защитные леса, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакцииФедерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)).
Как следует из материалов дела, ООО «Гончар» является владельцем лицензии на пользование недрами №, дата регистрации 30 января 2018 года, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча кирпичных глин на Глуховском месторождении (Блоки 2-В, 3-С1, 4-С1). Участок недр имеет статус горного отвода.
В ответе Уссурийского филиала КГКУ «Примлес» № 339 от 04 марта 2019 года указано, что предоставленный ООО «Гончар» лицензионный участок (горный отвод) налагается на земли гослесфонда в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» и имеет статус - защитные леса (зеленая зона), что в силу положений Лесного Кодекса РФ препятствует выполнению работ по разработке месторождений полезных ископаемых.
Оспаривая в части Приказ департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края», административный истец ссылается на нарушение его прав и законных интересов, в связи с невозможностью реализации ООО «Гончар» полученной лицензии на добычу кирпичных глин, уже выданной в установленном порядке на момент принятия Департаментом оспариваемого нормативного правового акта.
Вместе с тем, ранее действовавшим Лесохозяйственным регламентом Уссурийского лесничества, утвержденным приказом начальника Управления лесным хозяйством Приморского края от 29.12.2009 № 1216, участки лесов в квартале 3 выделах 15 и 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» также были отнесены к защитным лесам (в том числе зеленые зоны).
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет.
Пунктом 23 Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 (в редакции от 25.08.2017) «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон», действовавшем на момент издания оспариваемого Приказа, изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается.
Аналогичные положения установлены в пункте 16 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что изменение границ зеленых зон в квартале 3 выделах 15 и 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» не осуществлялось, действующий регламент фактически воспроизводит положения и сохраняет статус защитных лесов категории «зеленая зона» в квартале 3 выделах 15 и 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский», сложившийся до получения ООО «Гончар» лицензии на пользование недрами №, зарегистрированной 30 января 2018 года.
В этой связи, оспариваемый административным истцом Приказ департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края» не изменяет и не прекращает прав административного истца, поскольку получение им лицензии на пользование недрами № от 30 января 2018 года, не влечет изменение статуса лесного фонда.
Порядок изменения границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - леса в лесопарковых и зеленых зонах), и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах установлен Правилами изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755.
В соответствии с указанными Правилами изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, подготовленной, в том числе по инициативе физических и юридических лиц, утвержденной уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов (пункт 9 Правил).
Полномочиями на принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса, наделено Федеральное агентство лесного хозяйства (пункт 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736).
Таким образом, законом предусмотрена определенная процедура изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, осуществляемая органом, наделенным соответствующими полномочиями.
Вместе с тем, административный истец в установленном законом порядке за изменением границ земель, на которых располагаются защитные леса в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский», в уполномоченный орган не обращался, что не оспаривалось представителем ООО «Гончар».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Приказ департамента лесного хозяйства Приморского края № 1562 от 30.11.2018 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов Приморского края» принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры его принятия, а также порядка его официального опубликования. В оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Приказ департамента лесного хозяйства Приморского края № 1562 от 30.11.2018 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов Приморского края» не противоречит, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
При этом суд признает несостоятельным довод представителя Рослесхоза о пропуске ООО «Гончар» срока на обращение в суд с данным административным иском, поскольку административный истец реализовал свое право на судебную защиту в порядке, установленном Главой 21 КАС РФ, а не Главой 22 КАС РФ, на которую ссылается представитель заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Гончар» к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, заинтересованные лица – министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, КГКУ «Примлес», Федеральное агентство лесного хозяйства о признании незаконным Приказа департамента лесного хозяйства Приморского края № 1562 от 30.11.2018 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов Приморского края» в части утверждения лесохозяйственного регламента Уссурийского лесничества Приморского края в части отнесения (распределения) участка лесов в квартале 3 выделах 15, 16 Уссурийского сельского лесничества урочища совхоза «Глуховский» к защитным лесам (зеленой зоне) в границах координат расположения земельного участка горного отвода, предоставленного ООО «Гончар» на основании лицензии УСС № 00826 ОЩ от 30 января 2018 года – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А.Медведева