ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1669/2021 от 14.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

14 июня 2022 г.

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьиКлюева С.Б.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьиИшелевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-22/2022 (3а-1669/2021) по административному исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области к Собранию представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области о признании недействующими с момента принятия нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный план сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Генеральный план) утвержден решением Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 11 декабря 2013 г. № 44.

Правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Правила землепользования и застройки) утверждены решением Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 23 декабря 2013 г. № 46.

Решением Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 11 ноября 2020 г. № 23 «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области» (далее - Решение № 23) в карту функциональных зон сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области внесены изменения в отношении территории общей площадью 450 705 кв.м, расположенной в юго-восточной части кадастрового квартала , с функциональных зон «Производственная зона», «Зона инженерной инфраструктуры», «Зона транспортной инфраструктуры», «Зона сельскохозяйственного использования» на функциональную зону «Зона специального назначения» (приложение № 1 к Решению).

Также, указанным Решением внесены изменения в Положение о территориальном планировании сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области, согласно которым в список планируемых для размещения объектов местного значения (приложение № 3 к Решению).

Решением Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 11 ноября 2020 г. № 24 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области" (далее - Решение N 24) внесены изменения в Правила землепользования и застройки, согласно которым в карте градостроительного зонирования , изменена с функциональных зон «Производственная зона», «Зона инженерной инфраструктуры», «Зона транспортной инфраструктуры», «Зона сельскохозяйственного использования» на функциональную зону «Зона специального назначения» (СП1).

Заместитель прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Решения N 23 и Решения N 24, ссылаясь на нарушение порядка принятия муниципальных нормативных правовых актов, а именно: на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, урегулированной частями 4, 8 статьи 5.1, частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ); нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливающего размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от площади кладбища и количества печей крематория; нарушение положений статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку решения приняты без учета гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, без учета санитарных правил и норм. Положительное заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на момент принятия указанных решений органом местного самоуправления не получено.

Также указывается, что в нарушение требований 3, 4, 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» процедура внесения изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский была инициирована до принятия решения о создании места погребения на земельном участке в кадастровом квартале , следовательно, правовые основания для внесения оспариваемыми решениями № 23, 24 изменений в указанные муниципальные нормативные правовые акты отсутствовали. Так, в соответствии с постановлениями главы сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский от 25 сентября 2020 г. №№ 2,3 общественные обсуждения по проекту решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области проводились в период с 26 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г., а решение о создании места погребения принято Собранием представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области 2 ноября 2020 г.

Кроме того, по информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 1 сентября 2021 г. объект археологического наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, «Земляной вал «Ново-Закамская черта» XVIII в. Красноярский и Сергиевский районы» в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176, входит в состав объекта культурного (археологического) наследия «Новая Закамская линия», общая протяженность которого составляет около 260 км, которая проходит, в том числе, по территории Красноярского района Самарской области.

Границы территории объекта культурного (археологического) наследия «Новая Закамская линия», в том числе объекта археологического наследия «Земляной вал «Ново-Закамская черта» на настоящий момент не утверждены, вместе с тем указанный объект, в том числе, расположен в районе села Кривое Озеро сельского поселения Хорошенькое Красноярский Самарской области в границах кадастрового квартала . Данные фотосъемки с квадрокоптера, полученные в процессе проведения археологических работ, подтверждают прохождение оборонительных сооружений в границах кадастрового квартала , включая земельные участки с кадастровыми номерами : и :221. Отсутствие сведений об объекте культурного наследия в едином государственном реестре недвижимости не является основанием для проведения земляных, строительных и иных работ на земельном участке. Основанием для проведения таких работ является решение государственного органа охраны объектов культурного наследия, принятое по результатам рассмотрения заключения государственной историко-культурной Экспертизы. При этом в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области информация о проведении государственной историко-культурной экспертизы в границах земельных участков : и :221 отсутствует.

Прокуратурой Красноярского района Самарской области на Решения № 23 и № 24 принесены протесты, которые решениями Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 28 июля 2021 г. № 19 и № 20 отклонены.

Представитель Прокуратуры Самарской области (по доверенности) Галкина А.Н. в судебном заседании административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области и заинтересованных лиц Администрации сельского поселения Хорошенькое и Главы Администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области (по доверенностям) Лопатин И.В., представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Красноярский Самарской области (по доверенности) Черкашина Ю.В., возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на административный иск.

Заинтересованное лицо ФИО21 поддержала административный иск заместителя Прокурора Самарской области.

Заинтересованное лицо Управление охраны объектов культурного наследия Самарской области в своем отзыве поддержало заявленные требования Прокуратуры Самарской области.

Заинтересованное лицо Территориальное управление Роспотребнадзора по Самарской области в своем отзыве просило административный иск удовлетворить.

Заинтересованное лицо Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской области в своем отзыве решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО22 пояснил, что он является жителем поселка Кривое Озеро. В селе Кривое Озеро информация и объявления размещаются в магазине и доме культуры. Какие-либо объявления о проведении слушаний на информационных стендах не размещались, так как лично их он не видел, никто ему о них не сообщал. О проведении слушаний ему стало известно в прошлом году из сети Интернет. В селе имеются проблемы с доступом в сеть Интернет, в связи с чем, у него установлен усилитель.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО23 пояснил, что он является жителем села Конезавод и часто посещает село Кривое Озеро. От родственников он узнал о планировании строительства кладбища. Считает, что недопустимо так близко к жилым домам строить кладбище. Обычно информация размещается в селе Конезавод на остановке и в магазине. Информацию о строительстве кладбища в сентябре 2020 г. на информационном стенде он не видел. С прошлого года он провел кабель для доступа в сеть Интернет, ранее был лишь мобильный Интернет с постоянными перебоями в сети.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО24. пояснил, что имеет дом в селе Кривое Озеро, но также он часто приезжает смотреть за домом матери в селе Светлой Ключ. Дом в селе Кривое Озеро имеет намерение продать, поскольку рядом могут построить кладбище. Однако с продажей могут возникнуть проблемы, поскольку никто не захочет жить рядом с кладбищем. О строительстве кладбища и крематория узнал по слухам в 2021 году. Об этом говорили многие люди. Но в 2022 году он узнал уже о принятом решении. Все граждане против строительства рядом с селом кладбища. Официальных объявлений о строительстве кладбища в село не было. Представители администрации приезжают в село редко, по значимым вопросам. По строительству кладбища никто не приезжал. Печатные издания читает, но информации о строительстве кладбища не видел.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО25 пояснила, что является сотрудником администрации сельского поселения Хорошенькое. В ее обязанности не входит размещение объявлений по вопросу проведения публичных слушаний. Ей было поручено разместить оповещение в сети Интернет, на стендах администрации и дома культуры, а также в печатном издании «Красноярский вестник». Также она вела журнал, в котором отражалась позиция граждан. Размещение информации на стендах в остальных населенных пунктах муниципального образования в ее должностные обязанности не входит. В период экспозиции граждане обращались с вопросами о том – действительно ли будет строительство кладбища, но активную позицию не проявляли.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО26. пояснил, что он является техническим специалистом администрации. На момент проведения публичных слушаний он работал в эксплуатационной службе, в его обязанности входило, в том числе, информирование граждан. Примерно в сентябре ему дали поручение о размещении информации о публичных слушаниях. Он объехал населенные пункты сельского поселения и разместил информацию на досках объявлений и столбах. В селе Кривое Озеро информация размещалась на стенде дома культуры, в селе Светлый Ключ на остановке, а в селе Конезавод рядом с конезаводом. Размещение уведомлений в его обязанности не входило. Это было поручение главы сельского поселения Хорошенькое. Уведомление выглядело как два листа формата А4. Уведомления им крепились на скотч, клей.

• Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заинтересованное лицо ФИО27, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Самарской области требований следует отказать. Делая такой вывод, суд исходит из следующего.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 ГрК к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования.

Законом Самарской области от 3 октября 2014 г. № 86-ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" за сельскими поселениями Самарской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, а также пунктом 22 части 1 статьи 14 данного Закона: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Места погребения, как объекты, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, относятся к числу объектов местного значения. Таким образом, планируемые на территории поселения объекты погребения подлежат отображению в генеральном плане.

В соответствии с ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план поселения, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Таким образом, принятие нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области относится к компетенции представительного органа местного самоуправления – Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Аналогичные положения содержатся в Уставе сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденном решением Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 13 июля 2015 г. № 19 (пункт 3 статьи 26).

Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 2 статьи 5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

оповещение о начале общественных обсуждений;

размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье -официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье –информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В силу пункта 2 части 8 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания, уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее – территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Постановлением главы сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 25 сентября 2020г. № 2 «О проведении общественных обсуждений по проекту решения о внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области» установлен период проведения общественных обсуждений с 26 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г.

Постановлением главы сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 25 сентября 2020г. № 3 «О проведении общественных обсуждений по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области» установлен период проведения общественных обсуждений с 26 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г.

Экспозиция проектов решений осуществлялась в период с 5 октября 2020г. по 29 октября 2020 г. в помещении Администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Хорошенькое, ул. Центральная, д. 56.

Оповещение населения о проведении общественных обсуждений опубликовано в газете «Красноярский Вестник» от 26 сентября 2020 г. № 41 (стр. 32-34).

Материалы по проекту изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области 5 октября 2020 г. размещены на официальном сайте администрации муниципального района Красноярский Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информирование граждан проживающих в иных населённых пунктах производилось техническим специалистом администрации Захаровым М.А., который пояснил в судебном заседании, что по поручению главы сельского поселения Хорошенькое производил объезд населенных пунктов, входящих в муниципальное территориальное образование с целью размещения соответствующей информации о проведении общественных обсуждений в местах массового скопления граждан.

Показания свидетелей ФИО28 о том, что они не видели размещение информационных материалов по вопросу внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, выражают их собственное субъективное мнение и не опровергают факт размещения вышеуказанной информации.

Объяснения специалиста администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области ФИО30. о том, что ей не осуществлялось оповещение о начале общественных обсуждений в местах массового скопления граждан не свидетельствуют о нарушениях части 8 статьи 5.1 ГрК РФ, поскольку установлено, что размещение данной информации производилось другим сотрудником.

Участие в публичных слушаниях 2 человек (ФИО29.) само по себе также не свидетельствует о наличии нарушений в их проведении.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что процедура проведения общественных обсуждений, определенная названной выше нормой, а также Порядком организации и проведении на территории сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам документов в области градостроительной деятельности, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 4 сентября 2020 г. № 228 была соблюдена.

При этом, вопреки позиции административного истца о том, что общественные обсуждения проектов о внесении изменений в Генеральный план проводились только на территории села Хорошенькое, которое является административным центром, а на территории других поселений, входящих в состав Муниципального образования сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области, включая с. Кривое Озеро, не проведены, следует отметить, что процедура общественных обсуждений не предусматривает проведение собраний по обсуждению проектов генеральных планов и Правил землепользования и застройки (аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2020 г. № 4-АПА19-39).

Ссылка административного истца на наличие проблем с доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в селе Кривое Озеро, и ряде других населённых пунктах сельского поселения Хорошенькое, не свидетельствует о нарушении процедуры общественных обсуждений по проектам оспариваемых нормативных правовых актов и не является самостоятельным основанием для признания их недействующими, поскольку не препятствует получению жителями сельского поселения необходимой информации с использованием иных источников, поименованных в части 8 статьи 5.1 ГрК РФ.

Нераспространение официального источника правовой информации газеты «Красноярский вестник» по подписке, также не свидетельствует о нарушении процедуры опубликования данных нормативных правовых актов, поскольку газета распространяется через библиотеку им. А.С. Пушкина в с.п. Красный Яр, т.е. ознакомиться с ее содержанием вправе любой посетитель. При этом действующее законодательство не содержит требований, обязывающих органы местного самоуправления осуществлять опубликование принятых ими нормативных правовых актов в периодических изданиях, распространяемых по подписке.

Довод административного истца о том, что оспариваемые решения приняты без учета гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду и без учета санитарных норм и правил является необоснованным в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создание новых мест погребений, реконструкция действующих мест погребений возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Порядок установления санитарно-защитных зон определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», согласно которым санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно пункту 6 Правил установления санитарно-защитных зон, при планировании строительства или реконструкции объекта заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны подается застройщиком не позднее, чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство.

В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил (пункт 18).

Таким образом, проект организации кладбища должен пройти соответствующие согласования и экспертизы, чего в конкретном случае еще не сделано. Более того, оспариваемые постановления сами по себе не дают правовых оснований для проведения работ по непосредственному размещению кладбища.

Поскольку на настоящее время проектная документация на объекты погребения для получения соответствующих разрешений не разработана, в связи с чем, подготовка проекта санитарно-защитной зоны также не осуществлялась.

Данные выводы согласуются с выводами, изложенными в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 г. по делу № 66а-968/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области о признании недействующим решения Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 2 ноября 2020 г. №22 «О создании мест погребения на территории сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области» по апелляционной жалобе ФИО31, апелляционному представлению заместителя прокурора Самарской области на решение Самарского областного суда от 13 декабря 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Ссылка административного истца и заинтересованного лица ФИО32. на экспертные заключения, заключение кадастрового инженера, в которых сделан вывод о том, что к рассматриваемому участку прилегает множество водоохранных зон поверхностных водных объектов, по периметру расположены многочисленные болота, озера, ручьи; учитывая уклоны поверхности, участок является водосборной площадью для прилегающих водных объектов; возможны паводки с более высоким поднятием грунтовых вод и подтоплением планируемого размещения кладбища, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с положениями статьи 11.12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определен исчерпывающий перечень объектов экологической экспертизы, в который не входят проекты под размещение кладбищ и крематориев, Положения нормативных правовых актов в части определения объектов экспертизы не содержат норм, указывающих на возможность проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении земельных участков, на которых предполагается размещение кладбищ и крематориев, что также следует их отзыва Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской области.

Исходя из положений пункта 12 приказа Роспотребнадзора № 224 от 19 июля 2007 г., объектом санитарно-эпидемиологической экспертизы в данном случае может являться лишь заявление и проектная документация с ее обоснованием.

В данном случае, подготовка проектной документации будет осуществляться на последующих стадиях создания объектов, из чего следует отсутствие необходимости получения заключения как на стадии принятия решения о создании объектов погребения, так и на стадии внесения соответствующих изменений в документы территориального планирования.

Экспертные заключения, выполненные доктором технических наук, профессором ФИО33 и кандидатом технических наук, доцентом ФИО34 не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых Решений, поскольку в них содержится предварительный анализ земельных участков с кадастровыми номерами : и :. Экспертами также указано, что для более детальной оценки соответствия земельных участков требованиям Федерального закона «О погребении и похоронном деле», СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)» требуется проведение геодезических и геологических изысканий с определением гидрогеологических условий на рассматриваемой территории, проведение которой возможно лишь на последующих стадиях подготовки проектной документации и осуществлении строительства.

Доводам о незаконности нормативного правового акта о создании кладбища и крематория в связи с возможностью расположения на данной территории объектов культурного наследия дана оценка в ходе рассмотрения административного дела № 3а-1639/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области о признании недействующим решения Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области № 22 от 2 ноября 2020 г. «О создании мест погребения на территории сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области». Так в решении Самарского областного суда от 13 декабря 2021 г. принятому по данному делу установлен факт отсутствия четких границ объекта культурного наследия.

Как следует из отзыва Управления охраны объектов культурного наследия Самарской области (т. 3 л.д. 21-27), а также писем от 1 сентября 2021 и от 29 июня 2021 г. объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, «Земляной вал «Ново-Закамская черта» XVIII в. Красноярский и Сергиевский районы», общая протяженность которого составляет около 260 км, проходит по территории городского округа Кинель, шести современных районов Самарской области (Кинельского, Красноярского, Сергиевского, Исаклинского, Шенталинского, Челно-Вершинского) и двух районов Республики Татарстан. Границы территории объекта культурного (археологического) наследия «Новая Закамская линия», в том числе объекта археологического наследия «Земляной вал «Новая Закамская черта» на настоящий момент не определены. Работами, проведенными в 2020 году, установлено, что в районе села Кривое озеро сельского поселения Хорошенькое объект археологического наследия «Земляной вал «Ново-Закамская черта» расположен в границах кадастрового квартала № . В ходе проведения археологических полевых работ также установлено, что на отдельных участках в границах кадастрового квартала № оборонительные сооружения (вал и ров) объекта археологического наследия «Земляной вал «Ново-Закамская черта» визуально на поверхности не фиксируются, так как полностью снивелированы активной распашкой полей. В Управлении информация о проведении историко-культурной экспертизы земельных участков с кадастровыми номерами :221 и : отсутствует.

Согласно статье 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.

Поскольку непосредственным результатом оспариваемых решений не является проведение земляных, строительных и иных работ на земельных участках с кадастровыми номерами : и : для их принятия заключение государственной историко-культурной экспертизы не требовалось. Необходимость получения соответствующих заключений на последующих стадиях создания объектов не входит в предмет проверки и оценки суда по настоящему административному делу.

Не могут быть приняты по внимание и доводы административного иска на то, что процедура внесения изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский в нарушение требований 3, 4, 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» была инициирована до принятия решения о создании места погребения на земельном участке в кадастровом квартале .

Назначение по проектам оспариваемых решений общественных обсуждений до принятия решения о сознания места захоронения, необходимо для учета результатов данных обсуждений при принятии дальнейших решений и не свидетельствует о нарушении установленного законом порядка создания места захоронения.

При этом само решение Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области № 22 «О создании мест погребения на территории сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области» принято 2 ноября 2020 г., т.е. до принятия оспариваемых решений № 23 и № 24 (11 ноября 2020г.).

Иные доводы административного истца и заинтересованного лица Денисовой Л.В. фактически сводятся к нецелесообразности размещения объектов погребения на земельных участках с кадастровыми номерами : и :221.

Вместе с тем, вопросы целесообразности принятия того или иного положения нормативного правового акта не относятся к полномочиям суда при осуществлении абстрактного нормоконтроля.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат законам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска заместителя прокурора Самарской области к Собранию представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области:

- о признании недействующим с момента принятия решения Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 11 ноября 2020 г. № 23 «О внесении измерений в Генеральный план сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области;

- о признании недействующим с момента принятия решения Собрания представителей сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области от 11 ноября 2020 г. № 24 «О внесении измерений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

СудьяС.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 июня 2022 г.