ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-166/19 от 08.08.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-166/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2019 года г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Белоногого А.В.,

при секретаре Егоровой О.А.,

с участием прокурора Егоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-166/2019 по административному исковому заявлению Крючкова Е.Н. об отмене решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №№119-22, 119-24, 119-26, 119-27,

у с т а н о в и л:

решением Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 19 июня 2019 года № 16 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва (том 1, л.д.89).

Избирательной комиссией Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 5 июля 2019 года №6-12 Крючков Е.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (том 1, л.д.24).

Решением избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-25 отказано в регистрации Сафронова А.Д. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (том 2, л.д.52-54).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №119-26 решение избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-25 отменено (пункт 1); Сафронова А.Д. 20 июля 2019 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (пункт 2) (том 1, л.д.145-148).

Решением избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-28 отказано в регистрации Судеревской С.Б. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (том 2, л.д.82-84).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №119-27 решение избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-28 отменено (пункт 1); Судеревской С.Б. 20 июля 2019 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (пункт 2) (том 1, л.д.149-152).

Решением избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-26 отказано в регистрации Гайворонскому Н.С. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233(том 1, л.д.194-196).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №119-22 решение избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-26 отменено (пункт 1); Гайворонский Н.С. 20 июля 2019 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (пункт 2) (том 1, л.д.137-140).

Решением избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-22 отказано в регистрации Иванову В.С. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233(том 2, л.д.26-28).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №119-24 решение избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года №7-22 отменено (пункт 1); Иванов В.С. 20 июля 2019 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (пункт 2) (том 1, л.д.141-144).

Крючков Е.Н. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №№119-22, 119-24, 119-26, 119-27, ссылаясь на их необоснованность, поскольку Грайворонским Н.С., Ивановым В.С., Сафроновым А.Д., Судеревской С.Б. не были представлены все необходимые документы для их регистрации в качестве кандидатов в депутаты по данному избирательному округу, либо часть представленных документов не соответствовала требованиям закона.

Так, данными кандидатами не было представлено решение избирательного объединения о выдвижении этих кандидатов по соответствующему избирательному округу, а была представлена выписка из протокола, которая таким решением не является; также не было представлено нотариально удостоверенная копия решения о государственной регистрации регионального отделения политической партии, выдвинувшей кандидатов; избирательное объединение не известило заблаговременно избирательную комиссию муниципального образования о проведении мероприятия о выдвижении кандидатов.

Данные обстоятельства, по мнению административного истца, неправомерно не учтены Санкт-Петербургской избирательной комиссией при принятии оспариваемых решений.

Административный истец Крючков Е.Н. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (том 1, л.д.38, 40), об отложении судебного заседания не просил, доверил ведение дела представителю Борисовой М.В., действующей на основании доверенности в порядке передоверия от <дата> (том 2, л.д.139-142), которая в судебное заседание явилась, на удовлетворении иска настаивает.

Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостищева Т.А., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемые решения приняты в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; обстоятельства, послужившие основанием для принятия избирательной комиссией муниципального образования решений об отказе в регистрации Грайворонского Н.С., Иванова В.С., Сафронова А.Д., Судеревской С.Б. не подтверждаются; кандидатами в избирательную комиссию муниципального образования представлены все документы, необходимые для их регистрации.

Заинтересованные лица Иванов В.С., Сафронов А.Д., Судеревская С.Б., а также их представитель Карманов П.А., действующий по ходатайству и допущенный к участию в деле протокольным определением Санкт-Петербургского городского суда от <дата>, в судебное заседание явились, поддержали позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии, представили возражения на административный иск, в которых полагают оспариваемые решения не подлежащими отмене (том 1, л.д.51-53).

Заинтересованное лицо Грайворонский Н.С. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (том 1, л.д.46-47), об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.

Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 Попов И.С., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание явился, требования административного искового заявления полагает обоснованными в части ненадлежащего уведомления избирательным объединением избирательной комиссии муниципального образования о проведении мероприятий, связанных с выдвижением указанных кандидатов.

С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

Из материалов административного дела усматривается, что 27 июня 2019 года Сафронов А.Д. обратился в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (на 1 листе) (том 2, л.д.35-36).

Также с заявлением Сафроновым А.Д. представлена, среди прочего, выписка из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объёдинённая демократическая партия «ЯБЛОКО» о его выдвижении (том 2, л.д.33-34, 43-44).

Избирательной комиссией Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 основанием для принятия решения от 10 июля 2019 года №7-25 об отказе в регистрации Сафронова А.Д. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 послужило то, что избирательное объединение не известило избирательную комиссию муниципального образования о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты в данный представительный орган местного самоуправления в срок, установленный подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (том 2, л.д.52-54).

Сафроновым А.Д. 13 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 10 июля 2019 года (том 1, л.д.153-154).

20 июля 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией по жалобе Сафронова А.Д. на решение от 10 июля 2019 года №7-25 принято решение №119-26 (далее решение от 20 июля 2019 года №119-26).

Данным решением установлено, что Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» известило избирательную комиссию муниципального образования о выдвижении кандидатов в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования муниципальный округ № 78 шестого созыва на 22 июня 2019 года, 25 июня 2019 года, 29 июня 20119 года, 3 июля 2019 года, 6 июля 2019 года путём направления соответствующего извещения на адрес электронной почты: msmo78&mail.ru, а также путём направления телеграммы в адрес избирательной комиссии 19 июня 2019 года по адресу: Санкт-Петербург, ул.Гороховая, д.48, литера А, помещение 2-Н, который, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является адресом местонахождения избирательной комиссии (том 1, л.д.145-148).

27 июня 2019 года Грайворонский Н.С. обратился в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (том 1, л.д.175-176).

Также с заявлением Грайворонским Н.С. представлена, среди прочего, выписка из протокола четвёртого этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объёдинённая демократическая партия «ЯБЛОКО» о его выдвижении (том 1, л.д.173-174, 185-186).

Избирательной комиссией Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 основанием для принятия решения от 10 июля 2019 года №7-26 об отказе в регистрации Сафронову А.Д. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 послужило то же основание, что и в решение от 10 июля 2019 года №7-25 (том 1, л.д.194-196).

Грайворонским Н.С. 13 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 10 июля 2019 года (том 1, л.д.153-154).

20 июля 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией по жалобе Грайворонского Н.С. на решение от 10 июля 2019 года №7-26 принято решение №119-22 (далее решение от 20 июля 2019 года №119-22).

Данным решением установлены те же обстоятельства незаконности отказа в регистрации по изложенным избирательной комиссией муниципального образования мотивам, что и в решении от 20 июля 2019 года №119-26 (том 1, л.д.137-140).

28 июня 2019 года Судеревская С.Б. обратилась в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (том 2, л.д.62-63).

Также с заявлением Судеревской С.Б. представлена, среди прочего, выписка из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объёдинённая демократическая партия «ЯБЛОКО» о его выдвижении (том 2, л.д.60-61, 73-74).

Избирательной комиссией Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 основанием для принятия решения от 10 июля 2019 года №7-28 об отказе в регистрации Судеревской С.Б. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 указано то же основание, что и в решение от 10 июля 2019 года №7-25 (том 2, л.д.82-84).

Судеревской С.Б. 13 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 10 июля 2019 года (том 1, л.д.153-154).

20 июля 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией по жалобе Судеревской С.Б. на решение от 10 июля 2019 года №7-28 принято решение №119-27 (далее решение от 20 июля 2019 года №119-27).

Данным решением установлены те же обстоятельства незаконности отказа в регистрации по изложенным избирательной комиссией муниципального образования мотивам, что и в решении от 20 июля 2019 года №119-26 (том 1, л.д.137-140).

27 июня 2019 года Иванов В.С. обратился в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 (том 2, л.д.3-4).

Также с заявлением Ивановым В.С. представлена, среди прочего, выписка из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объёдинённая демократическая партия «ЯБЛОКО» о его выдвижении (том 2, л.д.1-2, 16-17).

Избирательной комиссией Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 основанием для принятия решения от 10 июля 2019 года №7-22 об отказе в регистрации Иванова В.С. кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233 послужило то же основание, что и в решение от 10 июля 2019 года №7-25 (том 2, л.д.26-28).

Ивановым В.С. 13 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 10 июля 2019 года (том 1, л.д.153-154).

20 июля 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией по жалобе Иванова В.С. на решение от 10 июля 2019 года №7-22 принято решение №119-24 (далее решение от 20 июля 2019 года №119-24).

Данным решением установлены те же обстоятельства незаконности отказа в регистрации по изложенным избирательной комиссией муниципального образования мотивам, что и в решении от 20 июля 2019 года №119-26 (том 2, л.д.29-32).

Оценивая законность оспариваемых решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, суд исходит из следующего.

Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года №587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:

осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);

обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).

рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).

Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.

Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.

При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.

Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.

Рассматривая по существу жалобы кандидатов Грайворонского Н.С., Иванова В.С., Сафронова А.Д., Судеревской С.Б. и регионального отделения политической партии, выдвинувшей их на выборы депутатов в орган местного самоуправления, на решения избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации, Санкт-Петербургская избирательная комиссия реализовала полномочия, предоставленные пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года №587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии».

Таким образом, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом без превышения предоставленных ему полномочий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно подпункту «б» пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.

Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.

В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.

На основании подпунктов «б», «в», «г» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.

Оценивая довод административного истца о не извещении Санкт-Петербургским региональным отделением «Российской объёдинённой демократической партии «ЯБЛОКО» избирательной комиссии о времени и месте проведения мероприятия по выдвижению кандидатов в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78, суд принимает во внимание следующее.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» (далее Закон о политических партиях) определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Из представленных документов усматривается следующее.

19 июня 2019 года Председателем Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» Кузнецовой Е.М. направлена телеграмма в избирательную комиссию Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 (по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Гороховая, д.48, литера А, помещение 2-Н) (том 1, л.д.86), через УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области филиал ФГУП «Почта России», о том, что 21, 25 и 27 июня 2019 года, 1, 5 и 6 июля 2019 года в 19 часов по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, состоится конференция Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО», на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78; телеграмма не доставлена, содержится следующая запись: «нет такой организации» (оператор Федотова) (том 1, л.д.86).

Таким образом, требования подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать в установленные законом сроки избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, в данном случае соблюдены Санкт-Петербургским региональным отделением Российской объёдинённой демократической партии «ЯБЛОКО».

То обстоятельство, что телеграмма не получена адресатом не свидетельствует о невыполнении избирательным объединением указанных нормативных предписаний.

Довод представителя избирательной комиссии муниципального образования о том, что комиссия находится по адресу: Санкт-Петербург, ул.Казанская, д.8/10, не может быть принят судом, поскольку решение № 4-12 избирательной комиссии муниципального образования, среди прочего, о месте приёма документов от кандидатов по этому адресу, принято лишь 20 июня 2019 года, т.е. после направления телеграммы избирательным объединением (том 1, л.д.113). При этом решение избирательной комиссии муниципального образования от 20 июня 2019 года № 4-12 не изменяет адрес местонахождения избирательной комиссии, а лишь устанавливает адрес приёма документов от кандидатов.

Кроме того, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения избирательной комиссии муниципального образования значится: г.Санкт-Петербург, ул.Гороховая, д.48, литера А, помещение 2-Н, т.е. адрес, по которому и была извещена избирательная комиссия о проведении избирательным объединением мероприятия по выдвижению кандидатов (том 1, л.д.82-85).

Суд критически относится к доводу представителя избирательной комиссии муниципального образования о том, что направленные избирательным объединением в установленные сроки многочисленные уведомления о проведении конференции по выдвижению кандидатов, на адрес электронной почты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 (e-mail: mcmo78@mail.ru) (том 1, л.д.76-79), не были переданы в избирательную комиссию, поскольку избирательная комиссия и муниципальный совет являются муниципальными органами одного и тоже муниципального образования, и расположены по одному и тому же почтовому адресу; при этом такие действия представительного органа следовало бы признать недобросовестными.

Суд также учитывает, что согласно представленному скриншоту страницы официального сайта Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 по состоянию на 19 июня 2019 года, адресом электронной почты избирательной комиссии муниципального образования значится адрес: mcmo78@mail.ru (том 1, л.д.67).

Оценивая довод административного иска о том, что с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию кандидатами не представлены решения избирательного объединения об их выдвижении, а представлены лишь выписки из протокола, суд принимает во внимание следующее.

Пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт «в»);

документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт «г»).

Сторонами не оспаривается, что в соответствии с Уставом избирательного объединения поименованное в подпункте «г» пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации согласование не предусмотрено.

Согласно подпункту «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Из представленных кандидатами Грайворонским Н.С., Ивановым В.С., Сафроновым А.Д., Судеревской С.Б. выписок из протоколов XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Российская объёдинённая демократическая партия «ЯБЛОКО» от 25 июня 2019 года и от 27 июня 2019 года усматривается, что в повестку включены вопросы о выдвижении данных лиц в качестве кандидатов в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №233; данные лица выдвинуты вышеуказанным избирательным объединением в качестве кандидатов в депутаты указанного представительного органа местного самоуправления по многомандатному избирательному округу № 233.

Пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 определено, что решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте «в» пункта 7 настоящей статьи (решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу), оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов; б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения; в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения; г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения; д) способ и результаты голосования; е) сведения о принятом решении.

В соответствии с пунктом 3.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённых Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в соответствии с законом в форме документа, определённого уставом политической партии (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Оспариваемые административным истцом выписки из протокола являются частью протокола, в них содержится решение о выдвижении кандидатов в депутаты, при этом данные выписки соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.

Ссылка административного истца на пункт 11.13 Устава Политической партии «Российская объёдинённая демократическая партия «ЯБЛОКО», в соответствии с которым результаты голосования оформляются решением соответствующего руководящего, контрольно-ревизионного или иного органа партии и решениями руководящих органов структурных подразделений (том 2, л.д.105), не может быть принят судом, поскольку в избирательную комиссию предоставляются не результаты голосования, а решение о выдвижении.

Суд не может согласиться и с доводом административного истца о непредоставлении Грайворонским Н.С., Ивановым В.С., Сафроновым А.Д., Судеревской С.Б. в избирательную комиссию муниципального образования нотариально удостоверенной копии свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения.

В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.

В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять (пункт 14.6 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 7 и 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46.

Как следует из решения избирательной комиссии Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 20 июня 2019 года № 4-3 полномочия окружных избирательных комиссий №№ 232, 233 по выборам депутатов Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва возложены на избирательную комиссию Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 (том 1, л.д.96-97).

Согласно подтверждению о получении документов по выдвижению кандидата, Воротниковым Д.И., кандидатом в депутаты Муниципального Совета Внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 232 представлена копия свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения, Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» (том 1, л.д.87-88).

Таким образом, положения подпункта «а» пункта 14.5 статьи 35 в системной взаимосвязи с пунктом 14.6 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Грайворонским Н.С., Ивановым В.С., Сафроновым А.Д., Судеревской С.Б. соблюдены, поскольку они освобождались от повторного представления копии указанного свидетельства.

На иные нарушения порядка регистрации кандидатов Грайворонского Н.С., Иванова В.С., Сафронова А.Д., Судеревской С.Б. административный истец не ссылается, и такие нарушения судом не установлены.

При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемых решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Крючкова Е.Н. об отмене решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года №№119-22, 119-24, 119-26, 119-27 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья: