ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-166/2022 от 18.08.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-166/2022

УИД 21OS0000-01-2022-000034-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,

при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.,

с участием представителя административного истца ООО «Управляющая компания» Тарасова М.В., действующего на основании доверенности, представившего диплом о высшем юридическом образовании,

представителей административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щукиной И.Г., Тихомировой И.Г., действующих на основании доверенностей, представивших суду дипломы о высшем юридическом образовании,

при участии прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о признании частично недействующим нормативно-правового акта органа государственной власти,

установил:

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Гослужба ЧР) 27 ноября 2020 принято постановление N 61-20-22/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 - 2025 годы". Данным постановлением установлены тарифы на водоотведение для организаций, осуществляющих водоотведение на территории Чувашской Республики, на 2021 - 2025 годы согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.

В приложение № 6 к постановлению Госслужбы от 27 ноября 2020 N 61-20-22/в (редакции постановления Госслужбы от 09 декабря 2021 года N 70-16-21/в) в пункте 1, в подпункте 1.1. установлены тарифы на водоотведение на 2021 - 2025 годы для Вурнарского района Чувашской Республики, Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания».

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения № 6 к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 27 ноября 2020 года № 61-20-22/в в редакции Постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 09 декабря 2021 года № 70-16-21/в в части установления тарифов на водоотведение для ООО «Управляющая компания» на 2021-2025 годы со дня вступления в законную силу судебного акта.

В обоснование заявленных требований указав, что на основании концессионного соглашения, заключенного 24 марта 2017 года между ООО «Управляющая компания» (Концессионер) и администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (Концедент), ООО «Управляющая компания» осуществляет эксплуатацию отдельных объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Вурнаского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики. Постановлением администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 29.07.2016 № 170 административный истец наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Вурнарского городского поселения.

Постановлением Госслужбы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 27.11.2020 № 61-20-22/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 годы» для ООО «Управляющая компания» установлен тариф на водоотведение.

Постановлением Госслужбы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 09.12.2021 № 70-16-21/в внесены изменения в приложение № 2, 4, 6 к постановлению от 27.11.2020 № 61-20-22/в, а именно скорректирован тариф на водоотведение для ООО «Управляющая компания».

Как указывает административный истец, основанием для корректировки тарифов послужили следующие обстоятельства:

- расчетный объем водоотведения определен в объеме 386,649 тыс куб.м. исходя из фактического объема сточных вод за последний отчетный год, динамики сточных вод за последние два года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к центральным системам водоотведения на 2022 год;

- определена необходимая валовая выручка для осуществления регулируемой деятельности на 2022 год в размере - тыс. руб., из которых услуги водоочистки сточных вод ГУП ЧР «БОС» должны составлять - тыс.руб.;

-уменьшены с - тыс. руб. до - тыс.руб. операционные расходы.

Как указывает административный истец, согласно вышеизложенному, изменения операционных расходов на водоподготовку, очистку сточных вод, связано с вводом в эксплуатацию нового объекта водоподготовки, очистки сточных вод «Коллектор хозяйственно-бытовой канализации с очистными сооружениями хозайственно-бытовых и производственных стоков производительностью 1800 куб.м/сут пгт. Вурнары» закрепленный на праве хозяйственного ведения за ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики распоряжением Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 19.05.2021 № 361-р.

Между тем, как отмечает административный истец, Госслужбой не учтено, что не выведены из эксплуатации и продолжают функционировать переданные ООО «Управляющая компания» по концессионному соглашению от 24.03.2017 сети очистных сооружений и поля фильтрации, а приложением № 3 к указанному соглашению базовый уровень операционных расходов концессионера по водоотведению установлен в размере - руб. Таким образом, действующие объекты водоочистки, переданные и эксплуатируемые ООО «Управляющая компания» по концессионному соглашению и включенные в утвержденную схему водоотведения, не были учтены в проведенном Госслужбой расчете, что нарушает права и законные интересы регулируемой организации.

Административный истец, ссылаясь на Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, ФЗ 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указывает на то, что административный ответчик, для соблюдения установленного законом порядка изменения тарифа на водоотведение, должен был провести согласование с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии, что сделано не было. ООО «Управляющая компания» о проведении заседания коллегии 08 декабря 2021 года, в нарушение установленного порядка корректировки тарифа, уведомлено не было.

По мнению административного истца, неправильное применение административным ответчиком норм тарифного законодательства РФ привело к нарушению прав ООО «Управляющая компания».

Представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Тарасов М.В., принявший участие в судебном заседании посредствам видеоконференцсвязи, поддержал заявленное в административном иске требование.

Представители административного ответчика Государственной службы Щукина И.Г., Тихомирова И.Г., административный иск не признали по доводам изложенным в письменных возражениях.

Прокурор Овчинникова Н.А., требование административного истца ООО «Управляющая компания», полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный акт, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим.

В соответствии с частями 7-9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административного истца (ч. 9).

Проверяя право административного истца на оспаривание постановления Госслужбы от 27 ноября 2020 N 61-20-22/в (вредакции постановления Госслужбы от 09 декабря 2021 года N 70-16-21/в), суд исходит из следующего.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50, следует, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с данными ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Управляющая компания» являются сбор отходов, дополнительным видом деятельности - сбор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации Вурнарского городского поселения от 29.07.2016 № 170 административный истец наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Вурнарского городского поселения.

На основании концессионного соглашения, заключенного 24 марта 2017 между ООО «Управляющая компания» (Концессионер) и администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (Концедент), осуществляет эксплуатацию коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения.

Постановление Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 27.11.2020 N 61-20-22/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 - 2025 годы" (в редакции Постановления от 09 декабря 2021г. № 70-16-21/в) административному истцу были установлены на 2021-2025 годы тарифы на водоотведение для организаций, осуществляющих водоотведение на территории Чувашской Республики на 2021-2025 годы согласно приложению № 6.

Соответственно, ООО «Управляющая компания» является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя порядок принятия, публикации оспариваемого нормативного правового акт, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 года N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органами регулирования Чувашской Республики), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 года N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. В пункте 24 названного Перечня указано горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года N 265 утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, согласно которому Госслужба, являясь органом исполнительной власти Чувашской Республики, принимает решения об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.7).

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам 27 ноября 2020 принято постановление N 61-20-22/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 - 2025 годы". Постановлением Госслужбы от 09 декабря 2021г. N 70-16-21/в внесены изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 27 ноября 2020 № 61-20-22/в.

Как было указано выше и следует из материалов дела ООО «Управляющая компания» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Вурнарского района Чувашской Республики.

По заявлению ООО «Управляющая компания» от 27 апреля 2021 года Управление открыло дело № - о корректировке долгосрочных тарифов на водоотведение установленных на 2021-2025 годы (т.1 л.д. 95-253).

Согласно п.5.3 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 N 265 для определения основных направлений деятельности Службы и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегия общей численностью 9 человек, включая руководителя Службы, который является председателем коллегии.

В состав коллегии без права передачи полномочий иным лицам входят специалисты, работающие в Службе, представители органов исполнительной власти Чувашской Республики в количестве 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав коллегии с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).

Состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости постановлениями Службы.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2009 г. № 315-р (с изменениями и дополнениями) утверждён состав коллегии Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, численностью 7 человек.

08 декабря 2021 г. состоялось заседание коллегии Госслужбы Чувашской Республики на котором принято решение о корректировке установленных для Общества тарифов на 2021-2025 г.г. На заседание присутствовало 6 членов коллегии, указанный протокол содержит основные показатели расчета тарифа регулируемой организации на период регулирования, предусмотренные пунктом 29 Правил регулирования тарифов (т.1 л.д.26-40).

На основе анализа представленных Обществом с заявлением от 27 апреля 2021 года документов специалистами Управление проведена экспертиза предложения Общества о корректировке долгосрочных тарифов на водоотведение, установленных на 2021-2025г.г.

Постановление Госслужбы Чувашской Республики от 09 декабря 2021г. N 70-16-21/в внесены изменения в Постановление Госслужбы Чувашской Республики от 27 ноября 2020 № 61-20-22/в.

Постановление Госслужбы от 09 декабря 2021 года № 70-16-21/в зарегистрировано в Государственной службе Чувашии по делам юстиции 15 декабря 2021 г. N 7362, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 15 декабря 2021 г. номер опубликования: 2101202112150013, что свидетельствует о соблюдении требований пунктов 32 Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", пункта 20 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э; пункта 16 Правил разработки производственных программ "Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение"), утв. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641; статьей 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года N 40 "О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики".

Таким образом, оспариваемое постановление Госслужбы Чувашской Республики является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке.

При это и доводы административного истца о том, что протокол заседания коллегии г.Чебоксары от 08 декабря 2021 года № 21 в установленном законом порядке не опубликован и не размещен на официальном интернет-портале правовой информации, не заслуживают внимания в силу вышеизложенных обстоятельств.

Согласно п.32 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Комментируемой нормой не установлено обязательных требований к размещению решения и протокола в одном разделе. Протокол заседания коллегии от 08 декабря 2021 года был размещен в установленные сроки в разделе Коллегия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам/2021 год.

Оспариваемые постановления № 61-20-22/в и № 70-16-21/в на момент рассмотрения дела судом являются действующими.

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя оспариваемое Постановление на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

08 декабря 2021 года коллегией Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам рассмотрен вопрос о корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Управляющая компания» на 2021-2025 г.г., по итогам которого по данному вопросу принято решение – внести изменения в утвержденную производственную программу ООО «Управляющая компания», оказывающего услуги водоотведения на территории Вурнарского района Чувашской Республики, в связи с корректировкой финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, учитываемых при установлении тарифа; - установить одноставочные тарифы на водоотведение для ООО «Управляющая компания», оказывающего услуги водоотведения на территории Вурнарского района Чувашской Республики

На основании принятого решения в Постановление Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 27.11.2020 N 61-20-22/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 - 2025 годы" внесены изменения Постановлением Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 09 декабря 2021 N 70-16-21/в. С учетом внесенных изменений тариф на водоотведение на период с 01.07.2022 по 31.12.2022 и с 01.01.2023 по 30.06.2023 определен в размере 46,41 руб. за куб.м; с 01.07.2023 по 31.12.2023 и с 01.01.2024 по 30.06.2024 определен в размере 48,07 руб. за куб.м; с 01.07.2024 по 31.12.2024 и с 01.01.2025 по 30.06.2025 определен в размере 49,56 руб. за куб.м.; с 01.07.2025 по 31.12.2025 определен в размере 51,32 руб. за куб.м.

Административный истец, обращаясь в суд с административным иском, указывает на то, что изменение операционных расходов на водоподготовку, очистку сточных вод, связано с вводом в эксплуатацию нового объекта водоподготовки, очистки сточных вод, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, вместе с тем Госслужбой ЧР не учтено, что не выведены из эксплуатации и продолжают функционировать переданные Обществу по концессионному соглашению сети очистных сооружений и поля фильтрации, а базовый уровень операционных расходов концессионера по водоотведению установлен в размере - тыс.руб, тогда как административным ответчиком он снижен, в результате корректировки тарифов до - тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 406), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).

Согласно п. 31 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) (пункт 79 Основ ценообразования).

Из пункта 80 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

В соответствии с приведенными правовыми нормами корректировка тарифов на 2021 - 2025 гг. должна осуществляться с учетом соблюдения долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных Постановлением № 61-20-22/в, которые не подлежат пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Исходя из оспариваемого Постановления, им утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Управляющая компания» на 2021 - 2025 годы, а также утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 01 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г., то есть на пятилетний период.

Пунктом 33 Методических указаний определено, что базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется.

Как усматривается из материалов дела, при корректировке тарифов на водоотведение для ООО «Управляющая компания», базовый уровень операционных расходов был определен перед началом долгосрочного регулирования (2021г.), его параметры включены Постановление Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 27.11.2020 N 61-20-22/в и базовый уровень операционных расходов Общества Госслужбой Чувашской Республики не пересматривался.

В качестве одного из основных принципов государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение законодателем указано на необходимость достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и их абонентов (п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Как было отмечено выше, при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации (пункты 58, 75, подпункт "а" пункта 79 Основ ценообразования).

Согласно п. 15 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) относятся юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких сетей.

Действующим тарифным законодательством в качестве единого основания регулирования тарифа установлено осуществление лицом регулируемой деятельности на находящихся во владении лица объектах водоснабжения и водоотведения.

ООО «Управляющая компания» оказывает услуги по водоотведению с использование объектов переданных ему на основании концессионного соглашения от 24 марта 2017 года – сети хозяйственно-бытовой канализации, групповой водоотводов водоочистки и зоны санитарной охраны, сети очистных сооружений, канализационная станция ж.д.подъема, очистные сооружения (отстойники, поля фильтрации, двухярусные отстойники).

В силу пунктов 5 и 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов, начиная с очередного периода регулирования, устанавливает для гарантирующей организации, в частности, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, а для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.

Исходя из положений вышеуказанных норм права следует вывод, что для целей установления тарифов имеет значение факт эксплуатации организацией систем водоснабжения и водоотведения, более того факт эксплуатации объектов недвижимости всегда предусматривает несение затрат на содержание эксплуатируемого имущества. Именно размер понесенных организацией затрат на содержание имущества и подлежит учету при формировании тарифов, а равно их корректировке.

Материалами дела установлено и не оспаривается стороной истца, что в пгт Вурнары Чувашской Республики водоотведения осуществлялось путем отвода сточных вод на поля фильтрации.

В рамках реализации регионального проекта «Оздоровление Волги», программы «Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевого ресурса и обеспечение экологической безопасности» в 2020г. на территории Вурнарского городского поселения построен «Коллектор хозяйственно-бытовой канализации с очистными сооружениями хозяйственно-бытовых и производственных стоков производительностью 1800 м3/сут. в пгт Вурнары, Вурнарского района Чувашской Республики».

В соответствии с распоряжением Минэкономразвития Чувашии от 19 мая 2021 г. № 361-р указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии.

10 сентября 2021 года создано обособленное подразделение ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии «Очистные сооружения пгт.Вурнары». В состав объекта, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии, входят очистные сооружения канализации производительностью 1800 куб м/сут, канализационные насосные станции №№ 1,2 канализационные коллекторы протяженностью 7483,88 мм.

Зоной деятельности ГУП «Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии по водоотведению сточных вод пгт.Вурнары, транспортируемых по трубопроводам, является территория от точки приема сточных вод ОП «Очистные сооружения пгт. Вурнары» ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии до точки сброса очищенных вод в реку Апнерка.

Приказом Минстроя Чувашии от 29.03.2022 № 03-03/153 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение сточных вод Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики» ГУП «БОС» Минстроя Чувашии определено гарантирующей организацией, для централизованной системы водоотведения Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от точки приема сточных вод (канализационных колодцев «Коллектор хозяйственно-бытовой канализации с очистными сооружениями хозяйственно-бытовых и производственных стоков производительностью 1800 м3/сут. в пгт Вурнары, Вурнарского района Чувашской Республики) до точки сброса очищенных вод в реку Апнерка.

Госслужбой Чувашской Республики Постановлением от 09 декабря 2021 № 72-21/в установлены тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для Государственного унитарного предприятия «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии, осуществляющего водоотведение (очистку сточных вод) на территории Вурнарского района Чувашской Республики, на 2021-2022 года.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Материалами дела установлено, что учет расходов, установленных на оплату услуг ГУП «БОС» Минстроя Чувашии на очистку сточных вод, по установленным для ГУП «БОС» Минстроя Чувашии тарифам, обеспечивает защиту интересов ООО «Управляющей компании» и данное обстоятельство повлекло сохранение действующего тарифа для Общества в 1 полугодии 2022 года, на уровне декабря 2021г. и его рост в 3 раза во втором полугодии 2022 года.

В соответствии с пунктом 33 Основ пересмотр долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов в том числе и в случаях: - если в отношении организации, у которой в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества (объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения) ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), реализации (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга, концессионного соглашения), создания основных средств более чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств указанной организации, и (или) в установленном порядке изменены условия концессионного соглашения в части значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера; - в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость (с 1 октября 2021 года ресурсоснабжающие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и заключившие концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тысяч человек на дату заключения концессионного соглашения, освобождаются от обязанности исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 307-ФЗ "О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 80 Основ, необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле (8), включающей индекс изменения количества активов (ИКА), учитывающий в том числе изменение количества условных километров водопроводной (канализационной сети), эксплуатируемых регулируемой организацией, произошедшее в году i, выраженное в процентах. Индекс изменения изменение операционных расходов на водоподготовку, очистку сточных вод, связанных с вводом в эксплуатацию Сооружения в году i, тыс руб. – такая величина определяется органом регулирования тарифов при вводе нового объекта водоподготовки, очистных сточных вод ГУП Чувашской Республики «БОС» в эксплуатацию (для обеспечения очистки сточных вод всего пгт.Вурнары, взамен старых очистных сооружений ООО «Управляющая компания») и в дальнейшем не уточняется и не корректируется.

Расчет величины изменения оперативных расходов, административным ответчиком принят в размере : минус (-) 2005, - тыс.руб., исходя из: нормативной численности производственного персонала 3,94 шт. ед. (0,377 шт. ед. (машинист насосных установок, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь- ремонтник), 0,457 шт. ед. (обходчик водопроводно-канализационной сети, слесарь аварийно- востановительных работ, электрогазосварщик), 2,700 шт. ед. (численность вспомогательного персонала (1,8 шт. ед. диспетчер, 0,45 шт. ед. уборщица, 0,45 шт. ед. водитель), итого 3,534 шт. ед. с учетом коэффициента невыхода 1,1137 (учитывающего количества рабочих и нерабочих часов в году), определенной на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 марта 2020 № 154/пр (уменьшение численности с 8,70 шт. ед. произведено в связи с вводом в эксплуатацию нового объекта водоподготовки, очистки сточных вод ГУП ЧР «БОС», отсутствием затрат на очистку сточных вод у ООО «Управляющая компания», уменьшения нормативной численности с 2,36 шт. ед. до 0 на обслуживания иловых площадок, уменьшения нормативной численности с 0,19 шт. ед. до 0 на обслуживание хлораторной установки), среднемесячной заработной платы в размере - руб., определенной в соответствии с п. 17 Методических указаний (ср/мес. зар/плата 2021 года = - руб. проиндексированная на ИПЦ и индекс операционных расходов =1,032569); отчислений на социальные нужды в размере - тыс. руб., рассчитанной в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и на основании уведомления Фонда социального страхования Российской Федерации в Чувашской Республике о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (всего 30,2%);

нормативной численности административно-управленческого персонала 2,22 шт. ед., определенной на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 марта 2020 № 154/пр, среднемесячной заработной платы в размере - руб., определенной в соответствии с п. 17 Методических указаний (средне месячная заработная плата 2021 года = - руб. проиндексированная на ИПЦ и индекс операционных расходов =1,032569); отчислений на социальные нужды в размере - тыс. руб., рассчитанной в соответствии с Налоговым кодексом РФ и на основании уведомления ФСС РФ о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (всего 30,2%);

расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение в сумме - тыс. руб., в том числе на горюче-смазочные материалы - тыс. руб., на материалы и малоценные основные средства - тыс. руб. (на основании п. 39 Основ названные расходы п. «а)» входят в состав производственных расходов, в связи с чем расчет произведен пропорционально численности производственного персонала (далее - ПП));

прочих производственных расходов (затраты на спецодежду ПП) в сумме - тыс. руб. (аналогично, на основании п. 39 Основ названные расходы входят в состав производственных расходов, в связи с чем расчет произведен пропорционально численности ПП);

расходы на текущий ремонт централизованных систем водоотведения, либо объектов, входящих, в состав таких систем в сумме - тыс. руб. (расчет произведен пропорционально численности ПП);

расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями в сумме - тыс.руб., в т.ч. на услуги связи и интернет - тыс. руб., на канцтовары - тыс. руб. (на основании п. 41 Основ названные расходы п. «а)» входят в состав административных расходов, в связи с чем расчет произведен пропорционально численности административного персонала (далее - АП)).

Операционные (подконтрольные) расходы на каждый год долгосрочного периода регулирования составили: на 2022 г. – индекс потребительских цен на расчетный период (ИПЦ) – 1,043, индекс эффективности операционных расходов (ИР) – 1,0, индекс изменения количества активов (ИКА) – (-)50,838, итого коэффициент индексации – 0,508, операционные расходы – - тыс.руб.;

на 2023 г. – индекс потребительских цен на расчетный период (ИПЦ) – 1,040, индекс эффективности операционных расходов (ИР) – 1,0, индекс изменения количества активов (ИКА) – 0,0, итого коэффициент индексации – 1,030, операционные расходы – - тыс.руб.;

на 2024 г. – индекс потребительских цен на расчетный период (ИПЦ) – 1,040, индекс эффективности операционных расходов (ИР) – 1,0, индекс изменения количества активов (ИКА) – 0,0, итого коэффициент индексации – 1,030, операционные расходы – - тыс.руб;

на 2025 г. – индекс потребительских цен на расчетный период (ИПЦ) – 1,040, индекс эффективности операционных расходов (ИР) – 1,0, индекс изменения количества активов (ИКА) – 0,0, итого коэффициент индексации – 1,030, операционные расходы – - тыс.руб.

При изложенных обстоятельствах позиция органа регулирования по данному вопросу является правомерной.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела судом не выявлены нарушения органа регулирования, которые повлекли бы необоснованное ущемление интересов Общества и установление тарифов на 2021-2025г.г. оспариваемым актом в незаконном размере, без учета актов, имеющих большую юридическую силу. В связи с чем основания для удовлетворения требований административного истца о признании Постановления № 70-16-21/в не действующим в оспариваемой части и для понуждения органа регулирования к принятию замещающего акта отсутствуют.

Доводы административного истца со ссылкой на Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, ФЗ 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», предписывающие необходимость согласования с Управлением Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики изменения условий концессионного соглашения, отклоняются судом в силу следующего.

Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (ч. 3.8 ст. 13, ч. 2 ст. 6 Закона о концессионных соглашениях).

В случае, если концедентом по концессионному соглашению является субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, заявление подлежит рассмотрению в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения концедента (пункт 4 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 N 368.

Статья 5 Закона о концессионных соглашениях дает определение сторон концессионного соглашения - концедента и концессионера, а также определяет их субъектный состав. Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи концедентом является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Как было указано выше, концессионного соглашение от 24 марта 2017 года заключено между администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и ООО «Управляющая компания».

Таким образом, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам концедентом по указанному соглашению не является. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы заявления основаны на неверном толковании действующего законодательства и нормативных правовых актов.

Доводы административного истца о том, что Общество не было уведомлено о проведении заседания коллегии, состоявшемся 08 декабря 2021 года судом не принимаются во внимание.

Действительно, сроки и порядок извещения регулируемой организации о дате, времени и месте заседания, право ознакомиться с материалами заседания, включая экспертное заключение органа регулирования тарифов и проект решения об установлении тарифов, а также представить в орган регулирования тарифов дополнительные документы и материалы к предложению об установлении тарифов предусмотрены абз. 3 - 6 п. 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу абз.3 пункта 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируемая организация за 7 календарных дней до дня заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов должна быть извещена о дате, времени и месте заседания почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронном виде (с подтверждением получения информации адресатом) и не позднее чем за 2 рабочих дня до дня заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов вправе ознакомиться с материалами заседания, включая экспертное заключение органа регулирования тарифов и проект решения об установлении тарифов.

Заседание коллегии состоялось 08 декабря 2021 года, тогда как указанная норма введена Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1280 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2022 N 283, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 05.03.2022), начало действия редакции - 13.03.2022. Таким образом, норма обязывающая уведомлять регулируемую организацию за 7 календарных дней до дня заседания коллегии органа регулирования тарифов, не действовали на момент проведения заседания коллегии, следовательно, применению к спорным правоотношениям не подлежит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 09 декабря 2021 № 70-16-21/в части установления тарифов на водоотведение для ООО «Управляющая компания» на 2021 – 2025 годы принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением формы и процедуры принятия решения, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Скорректированные в оспариваемом решении тарифы установлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем права административного истца указанным решением не нарушены.

Доказательств противоречия Постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 09 декабря 2021 № 70-16-21/в н в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО «Управляющая компания» не представлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований ООО «Управляющая компания» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о признании недействующим приложения № 6 к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 27 ноября 2022 года № 61-20-22/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 09 декабря 2021 № 70-16-21/в в части установления тарифов на водоотведение для ООО «Управляющая компания» на 2021 – 2025 годы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Н.Э.Фомина

Мотивированное решение изготовлено:31.08.2022г.

Решение01.09.2022