ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-166/2022 от 24.08.2022 Омского областного суда (Омская область)

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,

при секретаре Курдюмовой К.В.,

с участием прокурора Сосковец И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Ч., К. к Правительству Омской области об оспаривании строк 2004, 1994, 2016 (593) приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 № 369-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы" в редакциях от 25 декабря 2019 года № 451-п, от 29 декабря 2020 года № 589-п, от 30 декабря 2021 года № 666-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 № 369-п»,

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2043 годы (далее также – постановление № 369-п, программа), приложением № 1 к которой является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области (далее также - перечень) (том 1 л.д. 82-89).

В последующем, в целях актуализации региональной программы капитального ремонта, в постановление № 369-п неоднократно вносились изменения, в том числе, постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2014 года № 363-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года» (далее также – постановление от 29 декабря 2014 года № 363-п), постановлением Правительства Омской области от 28 ноября 2018 года № 347-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года» (далее также – постановление от 28 ноября 2018 года № 347-п), постановлением Правительства Омской области от 25 декабря 2019 года № 451-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года» (далее также – постановление от 25 декабря 2019 года № 451-п), постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2020 года № 589-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года» (далее также – постановление от 29 декабря 2020 года № 589-п), постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2021 года № 666-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года» (далее также – постановление от 30 декабря 2021 года № 666-п), которые опубликованы в официальном печатном издании «Омский вестник» от 10 января 2014 года и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2014, 29 ноября 2018 года, 26 декабря 2019 года, 30 декабря 2020 года, 30 декабря 2021 года (том 1 л.д. 135-136, 163, том 2 л.д. 1, л.д. 48, том 5 л.д. 101).

В настоящее время постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п действует в редакции от 30 декабря 2021 года.

Ч. и К. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области». С учетом уточнений, просят признать не действующей строку 2004 в редакции постановления от 25 декабря 2019 года № 451-п, строку 1994 в редакции постановления от 29 декабря 2020 года № 589-п, строку 2016 (593) в редакции постановления от 30 декабря 2021 года № 666-п, со дня принятия указанных постановлений (том 1 л.д. 7-11, том 3 л.д. 119-124, 161).

В обоснование требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: который включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области на 2014-2043 годы. Однако оспариваемыми положениями мероприятия программы в отношении указанного многоквартирного дома были изменены, перенос сроков планируемых ремонтных работ произведен в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права административных истцов как собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

В судебном заседании представитель административных истцов Павлюченко А.С. требования административного иска с учетом уточнений поддержала.

Административные истцы Ч.К. участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Представили заявления о рассмотрении административного дела в их отсутствие, с участием представителя. Одновременно указали, что заявленные требования с учетом уточнений поддерживают в полном объеме (том 6 л.д. 32, 33).

Представитель Правительства Омской области Мельникова Т.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции органа исполнительной власти Омской области, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, и его опубликования. Указывает, что региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. Перенос сроков проведения капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома был обусловлен необходимостью осуществления в приоритетном порядке ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: При таких обстоятельствах решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по не требовалось. Также указала, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах осуществляется на возвратной основе, путем заимствования средств, полученных некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Кроме того, Администрацией города Омска до настоящего времени не исполнено решение Центрального районного суда г. Омска от 13 августа 2013 года по гражданскому делу № 2-3286/2013 об обязании провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: что является препятствием для выполнения работ в рамках программы капитального ремонта (том 1 л.д. 70-73, том 2 л.д. 123-127, том 4 л.д. 168-172, том 5 л.д. 183-185).

Представитель некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Сержанова В.С. возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в рамках реализации региональной программы в период с 2020 по 2022 год в многоквартирном доме, расположенном по адресу: запланированы работы по разработке проектной документации, усилению несущих конструкций, капитальному ремонту крыши и строительному контролю. Изменения, внесенные в региональную программу, произведены с учетом уровня финансовой устойчивости, исключения аварийных домов и домов, имеющих износ конструктивных элементов более 70%, а также своевременного приведения лифтов в многоквартирных домах, отработавших назначенный срок службы в соответствии с требованиями технического регламента. Также указывает, что региональный оператор вправе выполнить работы по капитальному ремонту крыши только после восстановления механической безопасности многоквартирного дома, которая должна быть обеспечена жильцами либо Администрацией города Омска во исполнение решения Центрального районного суда г. Омска от 13 августа 2013 года по гражданскому делу № 2-3286/2013 (том 2 л.д. 143-144, том 4 л.д. 1-8).

Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области Гузь Н.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указывает на возможность переноса сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в случае если такой перенос связан с необходимостью осуществления в приоритетном порядке ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (том 2 л.д. 132-134).

Представитель Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие, представил письменный отзыв (том 4 л.д. 242-243, том 5 л.д. 176).

Представитель департамента городского хозяйства Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие, представил письменный отзыв (том 5 л.д. 232-253, том 6 л.д. 17, л.д. 26).

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Сосковец И.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором, капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.

В целях реализации приведенных положений федерального законодательства принят Закон Омской области от 18 июля 2013 года № 1568-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» (далее также – Закон Омской области № 1568-ОЗ).

Согласно пункту 3 статьи 4 указанного закона к полномочиям Правительства Омской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества относится утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном данным законом.

В силу пункта 1 статьи 12 Закона Омской области № 1568-ОЗ региональная программа капитального ремонта формируется органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, совместно с региональным оператором, и утверждается Правительством Омской области.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Устава (Основного Закона) Омской области Правительство Омской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области, возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области.

Согласно части 1,2 статьи 17 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области», Правительство Омской области издает постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты Правительства Омской области издаются в форме постановлений Правительства Омской области. Правовые акты Правительства Омской области подписываются Председателем Правительства Омской области или лицом, его замещающим.

Согласно пункту 1 статьи 37 Закона Омской области от 21 ноября 2002 года № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» официальным опубликованием областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области нормативного характера считается первая публикация их полного текста в официальных изданиях - газете «Омский вестник», «Ведомостях Законодательного Собрания Омской области» или первое размещение (опубликование) их полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Омской области в пределах полномочий данного органа, в установленной форме, при соблюдении порядка принятия, введения в действие и опубликования, что административными истцами не оспаривается.

Между тем, судом установлено, что оспариваемыми Постановлениями вносились изменения в региональную программу капитального ремонта в части перечня и сроков выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по собственниками жилых помещений в котором являются административные истцы, на более поздние сроки.

Так, согласно приложению № 1 «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области» (в редакции постановления от 28 ноября 2018 года № 347-п) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , включен в перечень (строка 581) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ в плановый период 2017-2019 годы: изготовление технического плана (паспорта) и (или) кадастрового паспорта, проведение технического обследования (далее также - ТП), работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства (далее также - УНК), ремонт крыши (далее также - РК), разработка проектной документации (далее также - ПСД), строительный контроль (далее также - СК); плановый период 2023-2025 годы: РК, ПСД, проведение государственной экспертизы проекта (далее также - ГЭКСП); плановый период 2029-2031: ПСД, ГЭКСП, водоснабжение (далее также - ВС), водоотведение (далее также -ВО), теплоснабжение (далее также - ТС), электроснабжение (далее также - ЭС), коллективный приборы учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее также - УС); плановый период 2035-2037: ПСД, ГЭКСП, фасад (далее также - РФС).

Постановлением Правительства Омской области от 25 декабря 2019 года № 451-п приложение № 1 программы изложено в новой редакции, указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень (строка 2004) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ в плановый период 2020-2022 годы: УНК, ПСД, РК, СК; плановый период 2026-2028 годы: ПСД, РФС, СК, капитальный ремонт подвальных помещений (далее также - РП); плановый период 2035-2037 годы: ПСД, РФ, СК, плановый период 2041-2043 годы: ПСД, ВС, ВО, ТС, ЭС, СК.

Постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2020 года № 589-п приложение № 1 программы изложено в новой редакции, указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень (строка 1994) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ в плановый период 2020-2022 годы: УНК, ПСД, РК, СК, плановый период 2026-2028 годы: ПСД, РФС, СК, РП, плановый период 2035-2037 годы: ПСД, РФ, СК, плановый период 2041-2043 годы: ПСД, ВС, ВО, ТС, ЭС, СК.

Постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2021 года № 666-п приложение № 1 программы изложено в новой редакции, указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень (строка 2016 (593)) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ в плановый период 2020-2022 годы: УНК, ПСД, РК, СК; плановый период 2026-2028 годы: ПСД, РФС, СК, РП; плановый период 2035-2037 годы: ПСД, РФ, СК; плановый период 2041-2043 годы: ПСД, ВС, ВО, ТС, ЭС, СК (том 6 л.д. 34-36).

Таким образом, в результате принятия оспариваемых постановлений, в частности, такие работы как замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций многоквартирного дома, ремонт крыши и разработка проектной документации, изначально запланированные на 2017-2019 годы, были перенесены на 2020-2022 годы. Как установлено в ходе рассмотрения дела, такие работы до настоящего времени не выполнены.

В силу части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

В силу части 3.1 указанной статьи региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В силу части 1 статьи 14 Закона Омской области № 1568-ОЗ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев:

1) износ конструктивных элементов, внутридомовых инженерных сетей, рассчитываемый с учетом плановых межремонтных сроков и минимального обязательного перечня работ и услуг по капитальному ремонту;

2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома (по году постройки) или год проведения последнего комплексного капитального ремонта;

3) истечение эксплуатационного срока отдельного конструктивного элемента на момент формирования региональной программы капитального ремонта;

4) наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, а также сохранности общего имущества и имущества граждан.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Между тем, судом установлено, что решение о переносе периода проведения капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома на более поздний срок общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось. Напротив, собственники неоднократно ставили вопрос о скорейшем проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома ввиду угрозы обрушения.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц относительно обоснования отсутствия необходимости в принятии решения о переносе сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: на пункт 5 части 4 ст.168 ЖК, поскольку в приоритетном порядке требовалась замена лифтов в двух других многоквартирных домах, суд находит необоснованными.

Так, из представленного заключения № З-4-2018.11.26-4.1 по результатам обследования лифта, расположенного в многоквартирном доме по адресу: акта периодического технического освидетельствования лифта, расположенного в многоквартирном доме по адресу: следует, что год постройки (ввода в эксплуатацию) дома по адресу: – 1988 год, дома по адресу: – 1987 год, между тем год ввода в эксплуатацию дома по адресу - 1968 год.

Между тем, из материалов административного дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , собственниками помещений в котором являются административные истцы, введен в эксплуатацию в 1968 году.

Согласно экспертному заключению Общества с ограниченной ответственностью «Бюро диагностики строительных конструкций» от 7 августа 2019 года по результатам технического исследования состояния жилого дома, расположенного по адресу: физический износ конструктивных элементов здания (фундаменты, стены, перекрытия, окна, двери, инженерные сети и так далее) составляет 72%, что свидетельствует об исчерпании нормативного срока эффективной эксплуатации стен (40 лет), полов (30 лет), ограждений балконов (40 лет), стропильной системы (50 лет), кровли (30 лет), отделки (5-20 лет), инженерных систем (15-40 лет) с года введения в эксплуатацию здания (51 год – с 1968 года) (том 4 л.д. 208-234).

Согласно Техническому заключению, подготовленному Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)» от 28 февраля 2020 года, ООО «Бюро диагностики строительных конструкций» в 2019 году выполнено обследование строительных конструкций дома с определением фактического износа, который определен в 72% (значение явно существенно завышено, т.к. не учтено, что повреждения основных несущих конструкций аварийного характера проявляются локально в основном в его торцовых частях). По результатам обследования специалистами СибАДИ установлено, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций многоквартирнного жилого дома по адресу: оценено следующим образом: наружные торцевые стены по осям 1 и 6 – аварийное состояние; фундаменты, продольные наружные и внутренние стены, междуэтажные перекрытия, конструкции крыши – ограниченно-работоспособное состояние. Механическая безопасность здания не обеспечивается.

Согласно акту обследования несущих строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: от 7 февраля 2020 года установлено, что в торцевой наружной стене со стороны дома имеются вертикально ориентированные трещины, пересекающие более 8 рядов кладки по высоте, а также трещины расслоения кладки по толщине стены, сопровождающиеся деформацией выпучивания наружной версты. Существующие трещины на обширных участках нарушают перевязку кладки, в результате чего наружная верста на глубину 120-250 мм деформирована из плоскости и может обвалиться. Торцевая стена является несущей и воспринимает нагрузки от конструкции крыши. При наличии указанных дефектов не обеспечивается механическая безопасность здания и существует угроза обрушения указанной торцевой стены. Техническое состояние наружной торцевой стены со стороны дома оценено как аварийное. Указано на необходимость разработки и реализации в оперативном порядке проекта капитального ремонта здания, ввиду опасности обрушения стены (том 3 оборот л.д. 111-112).

В заключении содержится указание о том, что аварийное состояние – это категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Механическая безопасность здания (сооружения) – это состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует допустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц и пр. вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части. В соответствии с требованиями п.5.1.5. ГОСТ 31937-2011 эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций не допускается. Также указано, что для обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации объекта необходимо привести его конструкции, имеющие ограниченно-работоспособное и аварийное техническое состояние в работоспособное техническое состояние. Для этого потребуется разработка проекта капитального ремонта здания, предусматривающего замену, усиление и восстановление дефектных несущих и ограждающих конструкций с целью приведения их в работоспособное техническое состояние (том 3 л.д. 3-111).

На основании изложенного, суд считает, что при принятии оспариваемыми Постановлениями Правительства Омской области решений о переносе сроков капитального ремонта по многоквартирному жилому дому не был учтен значительный износ конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: что может привести к обрушению его несущих конструкций. При этом данный многоквартирный дом введен в эксплуатацию значительно раньше, чем жилые дома, в которых в приоритетном порядке была произведена замена лифтового оборудования. В связи с чем, суд приходит к выводу, что изменение очередности проведения капитального ремонта общего имущества дома, где находятся принадлежащие административным истцам жилые помещения, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для переноса на более поздний срок планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу:

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о наличии неисполненного решения Центрального районного суда г. Омска от 13 августа 2013 года по делу № 2-3286/2013, и как следствие, невозможности выполнения работ в рамках программы капитального ремонта многоквартирного жилого дома , допустимыми доказательствами не подтверждены и на выводы суда по настоящему делу повлиять не могут.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что оспариваемые строки 2004, 1994, 2016 (593) приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области» в редакции постановлений Правительства Омской области № 369-п, № 451-п, № 589-п противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушают права административных истцов, в связи с чем подлежат признанию не действующими со дня принятия постановлений Правительства Омской области № 451-п, № 589-п, № 666-п.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Ч., К. к Правительству Омской области удовлетворить.

Признать не действующей строку 2004 приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области» со дня принятия Постановления Правительства Омской области от 25 декабря 2019 года № 451-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п»).

Признать не действующей строку 1994 приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области» со дня принятия Постановления Правительства Омской области от 29 декабря 2020 года № 589-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п»).

Признать не действующей строку 2016 (593) приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области» со дня принятия Постановления Правительства Омской области от 30 декабря 2021 года № 666-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п»).

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Кондратенко

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2022 года.