ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1675/19 от 16.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-196/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Песецкой С.В.,

при секретаре < Ф.И.О. >2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Шапсугский чай» о признании недействительным нормативно-правового акта в части определения кадастровой стоимости земельных участков,

Установил:

ЗАО «Шапсугский чай» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.11.2015 года № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» недействительным в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№..> и земельного участка с кадастровым номером <№..>, определенной в отчете в ООО «Земельные ресурсы» № ГК /04.2015 от 20.102015 года в рамках государственного контракта № 0318200063915000459 от 15.05.2015 года.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом произведена замена в сведениях об юридическом лице, согласно представленной выписки из ЕГРЮЛ от 15.06.2020 года. В связи с внесением записи о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, административным истцом является АО «Шапсугский чай».

Административный истец мотивирует свои требования тем, что ему на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <№..> и <№..>, расположенные в <Адрес...>.

Для исчисления кадастровой стоимости указанных земельных участков ООО «Земельные ресурсы» была проведена государственная кадастровая оценка земель сельхозназначения на территории Краснодарского края по состоянию на 1.01.2015 года, по результатам которой был предоставлен отчет ГК/04.2015 года, содержащий, по мнению административного истца, техническую ошибку в определении кадастровой стоимости земельных участков.

Результаты определения кадастровой стоимости были утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.11.2015 года № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель сельхозназначения на территории Краснодарского края.

В ответ на обращение административного истца в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края был получено сообщение, что по информации исполнителя работ – ООО «Земельные ресурсы», спорные земельные участки ошибочно отнесены к землям садоводческих, огороднических и дачных обьединений, что повлекло за собой неверное определение их кадастровой стоимости.

В последствии ООО «Земельные ресурсы» предоставило изменение в отчет с актуализированной итоговой величиной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№..> на <Дата> - с <№..> руб. на <№..> руб.<№..> коп., земельного участка с кадастровым номером <№..> - с <№..> руб. на <№..> руб. <№..> коп..

По мнению административного истца, департамент имущественных отношений Краснодарского края обязан был внести изменения в приказ от 27.11.2015 года № 1609, что прямо предусмотрено порядком работы по устранению ошибок, допущенных при проведении кадастровой оценки недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.10.2018 года № 2258 / в редакции от 06.02.2019/.

Как указал административный истец, в связи с бездействием департамента имущественных отношений Краснодарского края он обратился в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости, и решением от 02.08.2017 года кадастровая стоимость была изменена с 01.01.2017 года.

Суд установил в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу – <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2015 года в размере <№..> руб., также установил и в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу – <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2015 года в размере <№..> руб. на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..> суд определил считать 6 июля 2017 года. Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

В административном иске указывается, что целью настоящего обращения в суд является не пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, а признание недействительным самого приказа о фиксировании их стоимости, поскольку утвержденная в приказе стоимость является недостоверной в связи с выявлением факта ошибочной группировки обьектов оценки исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель –ООО «Земельные ресурсы», повлекшей неверное определение кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Рыхлетский < Ф.И.О. >7 действующий на основании доверенности, поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить его в полном объеме.

Представителем административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1, действующим на основании доверенности, в суд направлен отзыв на административный иск, в котором указано, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку при принятии приказа № 1609 соблюдены требования законодательства, устанавливающие полномочия департамента на принятие обжалуемого нормативного акта, процедуру принятия, а также правила введения в действие /порядок опубликования/ и вступления в законную силу.

По мнению административного ответчика, требование административного истца направлено не на оспаривание нормативно- правового акта, а на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков на период с 01.01.2015 года по 01.01.2017 года. Административный ответчик полагает, что административный истец реализовал свое право на оспаривание, что подтверждается решением Краснодарского краевого суда от 02.08.2017 года. Данным решением установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> в размере <№..> руб. <№..> коп, земельного участка с кадастровым номером <№..> – в размере <№..> руб., которая определена на период с 01.01.2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

Таким образом, административным ответчиком сделан вывод о том, что настоящее административное заявление направлено на увеличение периода действия кадастровой стоимости, установленной решением Краснодарского краевого суда от 02.08.2017 года. Кроме того, административный истец не принял мер во избежание негативных последствий с учетом установленных законодательством процедур оспаривания кадастровой стоимости, поскольку с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости обратился только в 2017 году, что в силу действующих норм налогового законодательства, законодательства об оценке исключает возможность применения установленной решением суда новой кадастровой стоимости ретроспективно, то есть с 01.01.2016 года.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд вынести законное и обоснованное решение по делу.

Генеральным директором ООО «Земельные ресурсы» ФИО3 направлен в адрес Краснодарского краевого суда письменный отзыв по данному административному делу, в котором указано, что ООО «Земельные ресурсы» в 2015 году по государственному контракту на проведение государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края осуществило оценку земельных участков, в том числе и спорных, о чем был сформирован отчет о выполнении работ. В соответствии с установленным порядком на отчет № ГК/4.2015 было получено экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, предоставленного саморегулируемой межнациональной ассоциации оценщиков № 15/06-140/ЭЗ/77 от 28.10.2015 года. Впоследствии отчет был размещен на сайте Росреестра и был доступен к рассмотрению всеми заинтересованными лицами. Ввиду отсутствия существенных замечаний, результаты кадастровой оценки были утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.11.2015 года № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель сельхозназначения на территории Краснодарского края». Кроме того, генеральный директор пояснила, что в 2017 году ЗАО «Шапсугский чай» обратилось в адрес ООО «Земельные ресурсы» на предмет предоставления документа на обжалование кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..> и <№..>. В ответ на это обращение был направлен расчет кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2015 года. На основании данного расчета Краснодарский краевой суд своим решением от 02.08.2017 года пересмотрел кадастровую стоимость земельных участков. По мнению генерального директора, суть обращения с административным иском- внесение изменений в ошибочно установленную кадастровую стоимость за 2016 год.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ был установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 года № 345, /далее - Положение о департаменте/, департамент принимает в установленном законом порядке решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости /земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства/, выступает государственным заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждает результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» /далее - Закон об оценочной деятельности/, Положением о департаменте, приказу департамента от 12.11.2014 года № 1810 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2015 году», по состоянию на 01.01.2015 года была проведена государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края.

По результатам конкурсных процедур исполнителем работ в соответствии с государственным контрактом от 15.05.2015 года № 0318200063915000459 на проведение государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края выступило ООО «Земельные ресурсы» /далее - независимый оценщик/.

По итогам работ независимым оценщиком сформирован отчет от 20.10.2015 года № ГК/04.2015 «О выполнении работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края», соответствие которого требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки подтверждено положительным экспертным заключением саморегулируемой межрегиональной ассоциацией оценщиков от 28.10.2015 года № 15/06-140/ЭЗ/77.

В соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости приказом департамента от 27.11.2015 года № 1609 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» /далее - приказ № 1609/ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края.

В соответствии со статьей 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» приказ № 1609 был опубликован 30.11.2015 года на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет» /https ://admkrai.krasnodar.ru/, a также на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в разделе «Деятельность/Государственная кадастровая оценка/Результаты государственной кадастровой оценки».

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как обоснованно указано административным ответчиком, административным истом реализовано право на оспаривание кадастровой стоимости спорных земельных участков, что подтверждается решением Краснодарского краевого суда от 02.08.2017 года по административному делу № 3а-420/2017.

При этом, положения статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривают возможности ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления реестровых ошибок, совершенных при определении кадастровой стоимости.

Кроме того, с 01.01.2019 года в отношении указанных земельных участков установлена новая кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В отношении земельного участка с кадастровым номером <№..> в размере <№..> руб., земельного участка с кадастровым номером <№..> – в размере <№..> руб.,

Рассматривая требования административного истца, суд учитывает позицию заявителя, направленную на обжалование приказа департамента, то есть признания его недействительным в части определения кадастровой стоимости двух земельных участков.

По мнению суда, в рамках заявленных требований административному истцу следует отказать, поскольку при принятии приказа от 27.11.2015 года № 1609 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель сельхозназначения на территории Краснодарского края», департаментом имущественных отношений Краснодарского края были соблюдены все требования законодательства, устанавливающие полномочия департамента на принятие обжалуемого нормативного правового акта, процедуру принятия, а также правила введения в действие /порядок опубликования/, вступления в силу, а также то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно материалам дела, на отчет № ГК/4.2015 было получено экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, предоставленного саморегулируемой межнациональной ассоциации оценщиков № 15/06-140/ЭЗ/77 от 28.10.2015 года. На момент утверждения данного отчета ошибок при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков не установлено.

Доводы административного истца о том, что в рамках заявленных требований суд обязан дать оценку бездействию административного ответчика по не внесению исправлений в приказ департамента и обязать внести изменения в приказ, суд не может принять во внимание, поскольку суд принимает решение по заявленным требованиям. Как видно из материалов дела, требований об обязании ответчика произвести какие-либо действия, административным истцом не заявлялось.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом было установлено, что рамках дела № А40-2080042/18-50-1025 ЗАО «Шапсугский чай» обращался в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ООО «Земельные ресурсы» о взыскании убытков в размере <№..> рублей. Судом указано, что спорная сумма представляет собой начисленный земельный налог за 2016 год, истец не предпринял всех зависящих от него мер во избежание негативных последствий с учетом установленных законодательством процедур оспаривания кадастровой стоимости, поскольку с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости обратился в суд только в 2017 году, что в силу действующих норм налогового законодательства, законодательства об оценке исключает возможность применения установленной решением новой кадастровой стоимости ретроспективно, то есть с 01.01.2016 года.

Позднее, в рамках дела № А-32-12075/2019 ЗАО «Шапсугский чай» обращался в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению росреестра о солидарном взыскании убытков в размере <№..> рублей. Требования были мотивированы незаконными действиями по определению кадастровой стоимости земельных участков, что повлекло за собой убытки в виде излишне внесенной суммы земельного налога. Арбитражным судом г.Краснодара в иске было отказано. В основу отказа положена преюдиция, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами.

Из вышеуказанных судебных актов следует, что, помимо неверного способа защиты, избранного административным истцом, им не предприняты меры для своевременного обращения с соответствующими требованиями во избежание негативных последствий с учетом установленных законодательством процедур оспаривания кадастровой стоимости.

Суд критически относится к утверждению административного истца о том, что он не обращался в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости, речь шла об оспаривании кадастровой стоимости на основании недостоверных сведений об обьектах недвижимости. Согласно решению Краснодарского краевого суда от 02.08.2017 года кадастровая стоимость была изменена с 01.01.2017 года. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№..> суд определил считать 6 июля 2017 года. Решение не обжаловалось и вступило в законную силу. Предметом рассмотрения являлись требования об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административные исковые требования АО «Шапсугский чай» о признании недействительным нормативного правового акта в части определения кадастровой стоимости земельных участков – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 июня 2020 года.

Судья: