Дело № 3а-167/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Сылко Н.А.
с участием Ивановой Т.И., Нешенковой Т.Г., Перовой Н.А., представителя административных истцов – адвоката Ефимова Д.А., представителя Департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В., представителя Краевого государственного унитарного предприятия «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» Иванова Е.Ю., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Кольцовой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Т.И., Друговой Л.И., Большак Т.А., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г. и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» об оспаривании в части постановления Департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4 «О внесении изменений в постановление Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края»
у с т а н о в и л:
Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А., Нешенкова Т.Г. и Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» (далее – ООО «УК «Жилкомхоз») обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта.
По мнению административных истцов, Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4 противоречит требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306), поскольку при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (далее – Ярославское городское поселение) Департамент по тарифам Приморского края необоснованно использовал расчётный метод, не применив метод аналогов. Кроме того, значения переменных, на основании которых произведён расчёт нормативов, являлись недостоверными, а сами нормативы недифференцированными по конструктивным и техническим параметрам, степени благоустройства многоквартирных жилых домов.
Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А. и Нешенкова Т.Г., проживающие в многоквартирных жилых домах, расположенных в Ярославском городском поселении, а также ООО «УК «Жилкомхоз», являющееся покупателем тепловой энергии для её последующего предоставления потребителям коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах Ярославского городского поселения, просили суд признать недействующим со дня принятия Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4.
Определением Приморского краевого суда от 6 июля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Краевое государственное унитарное предприятие «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» (далее – КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО»).
В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили предмет заявленных административных исковых требований: в связи с тем, что Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А. и Нешенкова Т.Г. проживают, а ООО «УК «Жилкомхоз» обслуживает только двух-, трёх- и пятиэтажные многоквартирные жилые дома, расположенные в Ярославском городском поселении, они просили суд признать не действующим со дня принятия Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения для двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных жилых домов (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения к Постановления от 28 марта 2018 года № 14/4).
В судебное заседание Другова Л.И. и Большак Т.А. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались судом, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Иванова Т.И., Нешенкова Т.Г., Перова Н.А., действующая за себя и как руководитель ООО «УК «Жилкомхоз», а также представитель административных истцов – адвокат Ефимов Д.А. поддержали уточнённые административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно представитель административных истцов – адвокат Ефимов Д.А. суду пояснил, что у Департамента по тарифам Приморского края имелась возможность применения метода аналогов при расчёте нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, однако орган государственной власти Приморского края в нарушение требований действующего законодательства такой возможностью не воспользовался. Административный ответчик не учитывал в расчётах материал крыш многоквартирных жилых домов, необоснованно использовал значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление для двухэтажных многоквартирных домов 135,6 ккал/час на 1 кв. м., для трёхэтажных – 83,6 ккал/час на 1 кв. м., для пятиэтажных – 69,6 ккал/час на 1 кв. м., хотя в таблице № 4 Приложения № 1 к Правилам № 306 эти значения составляют 135, 83 и 69 ккал/час на 1 кв. м. соответственно. При определении тепловой нагрузки на отопление Департаментом по тарифам Приморского края не были использованы данные из паспортов многоквартирных домов, расположенных в Ярославском городском поселении. Продолжительность отопительного периода и величина среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период административным ответчиком определялись самостоятельно на основании данных Общества с ограниченной ответственностью «Метеосервис» (далее – ООО «Метеосервис») по показаниям метеостанции, находящейся в с. Хороль Хорольского района Приморского края, тогда как сведения о климатических показателях из органов гидрометеорологической службы по ближайшей по отношению к пгт. Ярославский Хорольского муниципального района метеостанции запрошены не были. Представленные в суд данные органа гидрометеорологической службы Приморского края за последние пять лет о климатических параметрах значительно отличаются от данных, использованных Департаментом по тарифам Приморского края при определении нормативов. Продолжительность отопительного периода должна определяться периодом времени, когда потребителям непосредственно предоставлялась коммунальная услуга отопления, исходя из решений о фактическом включении и отключении отопления, принятых КГУП «Примтеплоэнерго». Кроме того, при определении норматива потребления для двухэтажных жилых домов административный ответчик не учёл площади многоквартирных домов, находящихся в непосредственном управлении граждан.
Представитель Департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В. просила суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поддержав позицию, изложенную в приобщённых к материалам дела письменных возражениях на административное исковое заявление, а также в дополнениях к данным письменным возражениям. Помимо этого представитель административного ответчика суду пояснила, что невозможность применения метода аналогов при расчёте нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для многоквартирных домов, расположенных в Ярославском городском поселении, уже оценивалась судом при рассмотрении административного дела № 3а-109/17 по административному иску Ивановой Т.И., Друговой Л.И., Большак Т.А., Перовой Н.А. и Нешенковой Т.Г. и ООО «УК «Жилкомхоз» об оспаривании постановления Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3. В решении от 12 июля 2017 года суд пришёл к выводу о том, что Департамента по тарифам Приморского края обоснованно использовал расчётный метод. При определении норматива потребления учитывался материал кровли жилых многоквартирных домов, который является одновременно материалом их крыш. Удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома определялся департаментом с использованием метода интерполяции для значения, которое не указано в таблице № 4 Приложения № 1 к Правилам № 306 (для температуры –26?С). Продолжительность отопительного периода для Ярославского городского поселения, определённого для расчёта нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, составляет семь календарных месяцев (с октября по апрель). Мнение административных истцов о необходимости определения этого периода равным продолжительности периода непосредственного предоставления потребителям коммунальной услуги отопления не может быть признано верным. Информация об отсутствии проектной документации и паспортов многоквартирных домов была представлена ООО «УК «Жилкомхоз», в связи с чем тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов определялась по формуле 20 Приложения № 1 к Правилам № 306. Сведения о площадях многоквартирных жилых домов, использованных в расчётах, были получены из Администрации Ярославского городского поселения, а также из управляющих компаний. То обстоятельство, что местная администрация не представила в Департамент по тарифам Приморского края сведения по четырём многоквартирным двухэтажным жилым домам, находящимся в непосредственном управлении граждан и расположенным в Ярославском городском поселении по <адрес>, а также по <адрес>, и эти сведения не были учтены при расчёте норматива потребления, не может являться основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований. Помимо этого представитель административного ответчика пояснила, что при расчётах норматива потребления коммунальной услуги по отоплению использовались климатические параметры, предоставленные Федеральным государственным бюджетным учреждением «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Приморское УГМС») за периоды 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 годов. За периоды 2015-2016, 2016-2017 годов соответствующие сведения Департаментом по тарифам Приморского края из ФГБУ «Приморское УГМС» не запрашивались, а были получены от теплоснабжающей организации – КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО», которое, в свою очередь, получило их из ООО «Метеосервис». Эти сведения представляли собой помесячные данные наблюдений с метеостанций Приморского края. Расчёт продолжительности периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 ?С и ниже, а также средней температуры воздуха в отопительный период производился специалистами Департамента по тарифам Приморского края за 2015-2016, 2016-2017 годы самостоятельно, на основании данных ООО «Метеосервис» с метеостанции с. Хороль Хорольского района Приморского края.
Представитель КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» Иванов Е.Ю. считал, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4 действующему законодательству не противоречит, права и законные интересы административных истцов не нарушает. Между КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» и ООО «УК «Жилкомхоз» 1 октября 2013 года заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 3/13-УК, действие которого ежегодно продлевается. Управляющая компания, собирая плату с жильцов за коммунальные услуги, с теплоснабжающей организацией рассчитывается не в полном объёме. По состоянию на 7 сентября 2018 года задолженность ООО «УК «Жилкомхоз» перед КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» составляет более ... рублей. По мнению представителя заинтересованного лица, административные истцы злоупотребляют своим правом, поскольку целью обращения в суд является попытка ухода от платежей за оказанные услуги теплоснабжения. При наличии документов, свидетельствующих о необходимости изменения установленного норматива потребления, заявители вправе обратиться в Департамент по тарифам Приморского края по вопросу внесения изменений в Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4.
Выслушав объяснения Ивановой Т.И., Нешенковой Т.Г., Перовой Н.А., представителя административных истцов – адвоката Ефимова Д.А. представителя Департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В., представителя КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» Иванова Е.Ю., а также заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Приморского края Кольцовой М.Ю., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта органа государственной власти Приморского края не действующим в оспариваемой административными истцами части с момента вступления в силу судебного решения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9.20 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 214-па «О переименовании Региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении Положения о Департаменте по тарифам Приморского края», предусмотрено, что данный департамент утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению (теплоснабжению, в том числе по твёрдому топливу при наличии печного отопления).
Исходя из содержания пунктов 13, 19 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода с использованием формул согласно Приложению № 1 к данным правилам.
В случае невозможности применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, применяется расчётный метод, при котором нормативы определяются по формулам, предусмотренным Разделом II Приложения № 1 (пункты 22, 43 Правил № 306).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 (далее – Постановление от 7 октября 2015 года № 41/3), официально опубликованным 13 октября 2015 года в «Приморской газете», № 117 (1135), утверждались нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года, принятым по результатам рассмотрения административного дела № 3а-109/17 по административному исковому заявлению Ивановой Т.И., Друговой Л.И., Большак Т.А., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г. и ООО «УК «Жилкомхоз» Постановление от 7 октября 2015 года № 41/3 признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух-, трёх- и пятиэтажных домов (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы Приложения).
Основанием для принятия указанного решения стало неверное использование Департаментом по тарифам Приморского края при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению показателя расчётной температуры наружного воздуха в целях проектирования систем отопления () равного –31 °С, хотя для ближайшего к Ярославскому городскому поселению населённого пункта такой показатель составлял –26 °С. Кроме того, суд указал в решении на нарушения, допущенные органом государственной власти Приморского края при определении показателя S, то есть общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В то же время, суд в решении пришёл к выводу об обоснованном применении Департаментом по тарифам Приморского края при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения расчётного метода и невозможности применения в данном случае метода аналогов.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 56-АПГ17-19 решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департаментом по тарифам Приморского края – без удовлетворения.
В целях приведения Постановления от 7 октября 2015 года № 41/3 в соответствие с требованиями действующего законодательства, Департамент по тарифам Приморского края принял Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4, которое вступило в силу со дня его официального опубликования 4 апреля 2018 года в «Приморской газете», № 40(1534).
По существу данный нормативный правовой акт утвердил новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных жилых домов на территории Ярославского городского поселения (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения)), а именно: для двухэтажных жилых домов до 1999 года постройки включительно такой норматив потребления составил 0,038550 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилого помещения в месяц; для трёхэтажных жилых домов до 1999 года постройки включительно – 0,030289 Гкал на 1 кв. м.; для пятиэтажных жилых домов до 1999 года постройки включительно – 0,025654 Гкал на 1 кв. м.
Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4 принято указанным выше органом государственной власти Приморского края в пределах его компетенции, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта, правил введения его в действие, включая соблюдение процедуры официального опубликования.
По делу также установлено, что Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А. и Нешенкова Т.Г. проживают в двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных жилых домах, расположенных в Ярославском городском поселении, то есть они являются потребителями коммунальных услуг, включая услугу отопления. В свою очередь, ООО «УК «Жилкомхоз» выступает покупателем тепловой энергии для предоставления её потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах (предприятие также обслуживает только двух-, трёх- и пятиэтажные многоквартирные жилые дома) Ярославского городского поселения для отопления и горячего водоснабжения на основании действующего до настоящего момента договора теплоснабжения, заключенного с КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» от 1 октября 2013 года № 3/13-УК.
Таким образом, административные истцы безусловно являются участниками правоотношений, регулируемых Постановлением от 28 марта 2018 года № 14/4, в связи с чем в силу прямого указания части 1 статьи 208 КАС РФ они вправе в судебном порядке оспорить данный нормативный правовой акт.
В обоснование административного иска Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А., Нешенкова Т.Г. и ООО «УК «Жилкомхоз» ссылаются, в том числе, на неприменение Департаментом по тарифам Приморского края метода аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Между тем из анализа содержания пунктов 19, 21, 22 Правил № 306 следует, что уполномоченный орган вправе принять решение о применении расчётного метода в случае отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Обстоятельства невозможности применения метода аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для многоэтажных жилых домов, расположенных в Ярославском городском поселении, отсутствие условий представительности выборки для проведения необходимых измерений в рамках аналогового метода уже устанавливались Приморским краевым судом при рассмотрении административного дела № 3а-109/17, следовательно, исходя из положений части 2 статьи 64 КАС РФ, данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела, в котором принимают участие те же лица.
С момента рассмотрения предыдущего дела указанные обстоятельства не изменились, что говорит о правильности применения уполномоченным органом государственной власти Приморского края расчётного метода.
Пункты 43 – 51 Правил № 306 устанавливают порядок и условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчётного метода в многоквартирных или жилых домах.
Пункты 18-20 раздела II Приложения № 1 к Правилам № 306 содержат формулы, используемые при расчёте норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях.
С учётом содержания мотивировочной части решения Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года № 3а-109/17 Департамент по тарифам Приморского края верно использовал для Ярославского городского поселения расчётную температуру наружного воздуха –26 °С.
В связи с тем, что значения нормируемых показателей удельного расхода тепловой энергии (qуд.) на отопление многоквартирного или жилого дома (Таблица 4 Приложения № 1 к Правилам № 306) предусматривают градацию с шагом в 5 °С (например, для двухэтажных домов до 1999 года постройки включительно при расчётной температуре в –25 °С значение этого показателя составляет 135 (ккал в час на 1 кв. м), а для расчётной температуры –30 °С значение составляет уже 138 (ккал в час на 1 кв. м)), в целях определения значений нормируемых показателей удельного расхода тепловой энергии на отопление в двух-, трёх- и пятиэтажных домах Ярославского городского поселения для расчётной температуры наружного воздуха –26 °С органом государственной власти Приморского края обосновано использовано пропорциональное исчисление соответствующих значений, в результате которого они составили 135,6 (для двухэтажных домов), 83,6 (для трёхэтажных домов) и 69,6 (для пятиэтажных домов), что в каждом случае на 0,6 больше значения для расчётной температуры –25 °С, приведённого в Таблице 4 Приложения № 1 к Правилам № 306, и на 2,4 меньше значения для расчётной температуры –30 °С.
Суд также приходит к выводу, что часовую тепловую нагрузку на отопление многоквартирных домов, не оборудованных приборами учёта тепловой энергии, Департамент по тарифам Приморского края был вправе определять на основании формулы 20 Приложения № 1 к Правилам № 306, поскольку со стороны Администрации Ярославского городского поселения и управляющих компаний проектная документация на жилые многоквартирные дома представлена не была. В частности, в имеющейся в материалах дела письменной информации ООО «УК «Жилкомхоз» от 8 декабря 2017 года № 319, направленной административному ответчику, прямо указывалось на отсутствие проектной документации и паспортов многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации.
Вместе с тем по результатам исследования и оценки представленных Департаментом по тарифам Приморского края расчётов, у суда имеются основания для вывода, что уполномоченным органом государственной власти Приморского края при применении расчётного метода использовались недостоверные значения ряда показателей.
Так, согласно формуле 19 Приложения № 1 к Правилам № 306 значение показателя Qо (количество тепловой энергии потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учёта тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учёта тепловой энергии (Гкал)) зависит от значений показателя tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C)) и показателя nо (продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 °C и ниже).
Оба эти показателя (tсро и nо) связаны со значением показателя nот (период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде)) который указан в формуле 18 Приложения № 1 к Правилам № 306. Применительно к Ярославскому городскому поселению на основании пункта 17(1) Правил № 306 показатель nот определялся равным семи месяцам, то есть с октября по апрель (пункт 1 примечаний к Постановлению от 28 марта 2018 года № 14/4).
В расчёте нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения для двух-, трёх- и пятиэтажных жилых домов Департамент по тарифам Приморского края использовал показатель tсро равный –5,1 °C и показатель nо равный 198 суткам, при этом сведения по среднесуточной температуре и продолжительности отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 °C и ниже за периоды 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 годов были запрошены Департаментом по тарифам Приморского края из ФГБУ «Приморское УГМС», тогда как за периоды 2015-2016, 2016-2017 годов соответствующие сведения Департаментом по тарифам Приморского края из ФГБУ «Приморское УГМС» не запрашивались, а были рассчитаны специалистами уполномоченного органа государственной власти Приморского края самостоятельно на основании сведений, полученных из КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО», которое, в свою очередь, предоставило письменную информацию ООО «Метеосервис», содержащую помесячные данные наблюдений с метеостанций Приморского края. При расчёте продолжительности периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 ?С и ниже, а также средней температуры воздуха в отопительный период специалисты Департамента по тарифам Приморского края использовали данные метеостанции с. Хороль Хорольского района Приморского края.
Количественные значения показателей tсро и nо по существу являются климатическими условиями (пункт 2 Правил № 306).
Показатель tсро подлежит определению в соответствии с пунктом 44 Правил № 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
По аналогии значение nо (количество суток в отопительном периоде, когда среднесуточная температура наружного воздуха была +8 °C и ниже), которое уточняет значение показателя nот (количество месяцев в отопительном периоде), также должно определяться на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд в соответствии с пунктом 44 Правил № 306 с одной и той же станции метеонаблюдения, что и для показателя tсро, поскольку в противном случае (в случае использования разных источников) не будет обеспечена достоверность и актуальность этих значений.
В то же время, допустимость расчётов климатических параметров за периоды 2015-2016, 2016-2017 годов, выполненных специалистами Департамента по тарифам Приморского края, исключается предписаниями, содержащимися в пункте 44 Правил № 306, из которых следует, что единственным компетентным органом, который обладает необходимыми полномочиями для определения среднеарифметического средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, а также продолжительности периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 ?С и ниже, являются только органы гидрометеорологической службы.
Из представленных в суд письменных информаций органа гидрометеорологической службы Приморского края (ФГБУ «Приморское УГМС») от 22 ноября 2018 года № ЦСО-2754 и от 23 ноября 2018 года № ЦСО-2365 следует, что ближайшим населённым пунктом к Ярославскому городскому поселению, где действует гидрометеорологическая станция является с. Халкидон Черниговского района Приморского края (станция «Г-1/М-2 Халкидон»), согласно данным которой средняя температура воздуха за отопительные периоды (с октября по апрель) 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов составляла –5,8 °C, а количество дней со среднесуточной температурой воздуха +8 ?С и ниже равнялось 197.
Приведённые данные органа гидрометеорологической службы Приморского края отличаются от данных, использованных Департаментом по тарифам Приморского края при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению (–5,1 °C и 198 суток).
Более того, административный ответчик использовал данные гидрометеорологической станции с. Хороль Хорольского района Приморского края, которая не является ближайшей по отношению к Ярославскому городскому округу (согласно имеющемуся в материалах дела отчёту АО «Приморский информационно-аналитический центр геодезии и картографии» расстояние от Ярославского городского округа до с. Хороль составляет по прямой 29,21 км., а от Ярославского городского округа до с. Халкидон – 18,13 км.).
Использование расчётного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг не должно являться произвольным, основанным на недостоверных и недостаточных фактических данных.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Ввиду установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что Постановление от 28 марта 2018 года № 14/4 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения к указанному нормативному правовому акту) подлежит признанию не действующим.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», учитывая, что оспариваемые правовые нормы применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания Постановления от 28 марта 2018 года № 14/4 в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а не с момента его принятия, о чём просят административные истцы.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Дополнительно суд считает необходимым указать, что допущенная неполнота при определении показателей площадей двухэтажных жилых домов (S) и общей площади всех жилых и нежилых помещений в двухэтажных многоквартирных домах (), расположенных в Ярославском городском поселении, которая связана с непредставлением со стороны Администрации Ярославского городского поселения по запросу Департамента по тарифам Приморского края сведений о четырёх многоквартирных двухэтажных жилых домах, находящихся в непосредственном управлении граждан и расположенных в Ярославском городском поселении по <адрес>, а также по <адрес>, может быть восполнена при принятии нового нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Ивановой Т.И., Друговой Л.И., Большак Т.А., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г. и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Приморского края удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4 «О внесении изменений в постановление Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края), действующей в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4).
Обязать Департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского
краевого суда П.А. Ровенко