ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-167/2021 от 15.09.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-167/2021

УИД 39ОS0000-01-2021-000154-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

с участием прокурора – Маркеловой Г.И.

при секретаре – Горенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Балтавтолайн» к Правительству Калининградской области об оспаривании генерального плана городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74) в части изменения функционального зонирования территории земельных участков с кадастровыми номерами , , , , ,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Балтавтолайн» обратилось в суд 22 мая 2021 года с административным иском к Правительству Калининградской области, ссылаясь на то, что административному истцу с ноября 2019 года на праве собственности принадлежат следующие земельные участки из состава земель населенных пунктов:

- с кадастровым номером площадью 600 кв.м, разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, адрес: <адрес>;

- с кадастровым номером площадью 1160 кв.м, разрешенное использование – предпринимательство, для размещения объектов предпринимательской деятельности, адрес: <адрес>;

- с кадастровым номером площадью 1466 кв.м, разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, адрес: <адрес>;

- с кадастровым номером площадью 1280 кв.м, разрешенное использование - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, адрес: <адрес>.

По утверждению административного истца, все земельные участки были приобретены во исполнение определения Арбитражного суда Калининградской области от 13 июня 2017 года по делу № А21-8901/2016 по иску ООО «Балтавтолайн» к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату в размере рыночной стоимости арендуемых объектов недвижимости, возложении обязанности произвести оценку рыночной стоимости объектов недвижимости, передать объекты недвижимости в собственность по договорам купли-продажи, предоставить рассрочку по оплате выкупаемых объектов.

Этим определением утверждено мировое соглашение, по условиям которого администрация городского округа «Город Калининград» обязалась передать в аренду ООО «Балтавтолайн» 10 нежилых зданий, в том числе нежилые здания с кадастровыми номерами общей площадью 126,4 кв.м (<адрес>), общей площадью 1260,4 кв.м (<адрес>), площадью 174,1 кв.м (<адрес>), площадью 218,2 кв.м (<адрес>), и признала преимущественное право ООО «Балтавтолайн» на приватизацию соответствующих объектов.

В последующем ООО «Балтавтолайн» приобрело в собственность земельные участки с кадастровыми номерами , , , , в пределах которых расположены названные нежилые здания.

На момент совершения всех сделок в отношении названных объектов, начиная с июня 2017 года, в соответствии с генеральным планом городского округа «Город Калининград, утвержденным решением совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 225, земельные участки с кадастровыми номерами , были отнесены к функциональной зоне застройки малоэтажными жилыми домами, земельный участок с кадастровым номером – зоне застройки индивидуальными жилыми домами, земельный участок с кадастровым номером – к зоне смешанного функционального назначения, где также допускалось жилищное строительство.

В целях осуществления жилой застройки ООО «Балтавтолайн» приступило к подготовке проектно-строительной документации.

Однако постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» указанные земельные участки отнесены к функциональной общественно-деловой зоне, в пределах которой осуществление жилой застройки не предусмотрено.

По мнению административного истца, генеральный план городского округа в оспариваемой части не соответствует закону, поскольку постановление Правительства Калининградской области фактически направлено на преодоление вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Калининградской области от 13 июня 2017 года по делу № А21-8901/2016, а также на неправомерное изъятие земельных участков путем их отнесения к функциональной общественно-деловой зоне.

В оспариваемой части генеральный план городского округа «Город Калининград», как утверждает ООО «Балтавтолайн», нарушает его законное право на осуществление жилищного строительства с учетом установленных видов разрешенного использования земельных участков.

13 августа 2021 года административный истец требования уточнил, указав, что земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета 14 мая 2021 года и одновременно поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами площадью 317 кв.м и площадью 314 кв.м, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером с последующим изменением вида разрешенного использования образуемых участков на «блокированная жилая застройка».

С учетом изложенного ООО «Балтавтолайн», уточнив требования, просило признать не действующим и не подлежащим применению постановление Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , , к функциональной общественно-деловой зоне.

По инициативе административного истца к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа «Город Калининград».

В судебном заседании представитель ООО «Балтавтолайн» - Резников М.Г. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель Правительства Калининградской области – Жданова И.Ю. полагала требования не подлежащими удовлетворению, представив письменные возражения на административное исковое заявление (том 2 л.д. 114-123).

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» - Мельник Е.А. просила в административном иске отказать, дополнительно обратив внимание на передачу земельных участков с кадастровыми номерами , , , , разрешенное использование – предпринимательство, в собственность ООО «Балтавтолайн», которое изменило разрешенное использование участков на жилую застройку по собственному на то усмотрению после изменения функционального зонирования территории постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74.

Выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска и судебные прения, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статье 23 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо иных сведений и документов, карту функциональных зон, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4).

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» утвержден генеральный план городского округа в новой редакции.

Постановление подписано Губернатором Калининградской области, текст постановления в полном объеме размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 25 февраля 2020 года.

Постановление вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , (том 1 л.д. 10-22, том 3 л.д. 141-156).

Генеральным планом городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74) перечисленные земельные участки отнесены к функциональной общественно-деловой зоне, что объективно подтверждено фрагментами карты функциональных зон в составе соответствующего генерального плана (том 2 л.д. 85, 87, 89, 91).

На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Принимая во внимание, что ООО «Балтавтолайн» является субъектом отношений, регулируемых генеральным планом городского округа «Город Калининград», и полагает свои права нарушенными вследствие изменения генеральным планом городского округа (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74) функционального зонирования территории названных земельных участков, ООО «Балтавтолайн» обладает законным правом на обращение в суд с требованиями о признании не действующим и не подлежащим применению генерального плана в соответствующей части.

Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Калининградской области на принятие генерального плана муниципального образования, форму и вид правового акта, процедуру принятия оспариваемого правового акта, правила его введения в действие и введения в действие, суд установил следующее.

На основании части 1 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган городского округа принимает муниципальные правовые акты.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьей 24 ГрК РФ, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в генеральный план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.

Город Калининград является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 1 Закона Калининградской области от 15 мая 2004 года № 397 "О наделении муниципального образования "Город Калининград" статусом городского округа").

В то же время, согласно статье 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, частью 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

С 1 января 2017 года на территории Калининградской области вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области».

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 названного Закона Калининградской области предусмотрено, что Правительство Калининградской области утверждает документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области и вносит изменения в такие документы.

Предусмотренное настоящим законом перераспределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области устанавливается на неограниченный срок (пункт 2 статьи 2 Закона области).

Пунктом 4 статьи 2 Закона области определено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Решение о подготовке проекта изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» принято после 1 января 2017 года (приказы Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию калининградской области от 11 июля 2018 года № 189, от 28 февраля 2019 года № 189, размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru соответственно 16 июля 2018 года и 6 марта 2019 года – том 3 л.д. 160, 161).

По итогам проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» 20 декабря 2018 года был заключен между Агентством и ООО «Геоземстрой» контракт № К/59-2018 на выполнение работ по подготовке проекта.

Генеральный план муниципального образования является нормативным правовым актом (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Форма оспариваемого нормативного акта соответствует положениям статей 42, 48 Устава Калининградской области (Закон Калининградской области от 18 января 1996 года № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области) и части 1 статьи 18 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области».

В силу части 3 статьи 18 названного Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 постановления Правительства Калининградской области подписываются Председателем Правительства Калининградской области или Губернатором Калининградской области в случае непосредственного исполнения обязанностей Председателя Правительства Калининградской области.

Частью 9 статьи 5 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 установлено, что Губернатор Калининградской области вправе непосредственно исполнять обязанности Председателя Правительства Калининградской области. При непосредственном исполнении Губернатором Калининградской области обязанностей Председателя Правительства Калининградской области назначение Председателя Правительства Калининградской области не производится.

На территории Калининградской области назначение на должность Председателя Правительства области не произведено. Губернатор Калининградской области непосредственно исполняет обязанности Председателя Правительства Калининградской области.

Порядок опубликования нормативных правовых актов, определенный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и Законом Калининградской области от 15 июля 2014 года № 339 «О размещении (опубликовании) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области…» соблюден.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 № 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" (то есть с 25 марта 2011 года) утратила силу часть 14 статьи 24 ГрК РФ (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ и от 31 декабря 2005 года № 210-ФЗ), вследствие чего у Правительства Калининградской области не возникла обязанность по официальному опубликованию постановления от 17 февраля 2020 года в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, то есть в официальном издании городского округа «Город Калининград» – газете «Гражданин».

На основании части 5 статьи 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» постановления и распоряжения Правительства Калининградской области вступают в силу со дня их подписания, если самим постановлением или распоряжением не установлен иной срок и порядок вступления его в силу. Постановления Правительства Калининградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, что не противоречит приведенным нормам.

Таким образом, общие требования законодательства, устанавливающие полномочия Правительства Калининградской области на принятие оспариваемого правового акта и Губернатора Калининградской области – на его подписание, а также требования к форме нормативного правового акта, правилам его официального опубликования и введения в действие, не нарушены.

Специальные нормы градостроительного законодательства, регламентирующие процедуру внесения изменений в генеральный план муниципального образования, также соблюдены.

Одной из форм прямого участия правообладателей объектов недвижимости в разработке генерального плана муниципального образования или решения о внесении изменений в генеральный план является участие в публичных слушаниях или общественных обсуждениях, проведение которых обязательно в силу статьи 5.1, части 11 статьи 24, статьи 28 ГрК РФ.

Из материалов дела следует, что письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 28 мая 2019 года № 5988 проект изменений в генеральный план был направлен в администрацию городского округа «Город Калининград» для организации и проведения общественных обсуждений.

Постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 9 августа 2019 года № 30 «О проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» назначено проведение общественных обсуждений, оповещение о проведении общественных обсуждений официально опубликовано в газете «Гражданин» 22 августа 2019 года № 47, размещено в МКУ «МФЦ г.Калининграда» на пл.Победы,1 в г.Калининграда и в филиалах ГКУ КО «МФЦ» на ул.Челнокова,11 и ул.Инженерная,3, а также на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» http://www.klgd.ru/ в разделе/подразделе «Строительство»/ «Общественные обсуждения, публичные слушания»/ «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград».

2 октября 2019 года оформлено и подписано заключение о результатах общественных обсуждений, которое официально опубликовано в газете «Гражданин» 3 октября 2019 года и поступило в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области 3 октября 2019 года (том 2 л.д. 160-210).

По результатам анализа поступивших в рамках общественных обсуждений предложений (более 150 предложений) было принято решение о доработке проекта и направлении на повторные общественные обсуждения.

Письмом Агентства от 27 ноября 2019 года № 15017 доработанный проект направлен в администрацию городского округа «Город Калининград» для организации и проведения повторных общественных обсуждений.

Постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 4 декабря 2019 года № 30 назначены повторные общественные обсуждения по проекту.

Оповещение о проведении общественных обсуждений официально опубликовано в газете «Гражданин» 5 декабря 2019 года № 69, размещено в МКУ «МФЦ г.Калининграда» на пл.Победы,1 в г.Калининграда и в филиалах ГКУ КО «МФЦ» на ул.Челнокова,11 и ул.Инженерная,3, а также на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» http://www.klgd.ru/ в разделе/подразделе «Строительство»/ «Общественные обсуждения, публичные слушания»/ «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград».

В рамках повторных обсужденных обсуждений поступили, помимо прочих, предложения и замечания комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 20 и 30 декабря 2019 года, которые отражены в протоколе общественных обсуждений от 10 января 2020 года (том 2 л.д. 139-159).

При этом под пунктом 21 предложений Комитета указано мнение о необходимости установления функциональной общественно-деловой зоны применительно к 12 земельным участкам, в том числе земельным участкам с кадастровыми номерами , , , во избежание точечной жилой застройки (том 2 л.д. 146).

Аналогичное функциональное зонирование предлагалось установить в отношении 13 земельных участков, предполагаемым к реализации в составе объектов, включенных в программу приватизации муниципального имущества городского округа «Город Калининград».

Заключение о результатах общественных обсуждений подготовлено 14 января 2020 года, в соответствии со статьями 5.1, 28 ГрК РФ официально опубликовано в газете «Гражданин» 16 января 2020 года № 2 и размещено на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» (том 2 л.д. 125-127).

Установленный частью 25 статьи 5.1, частью 8 статьи 28 ГрК РФ срок проведения общественных обсуждений, исчисляемый в данном случае с 5 декабря 2019 года по 16 января 2020 года, не нарушен.

Таким образом, регламентированная законом процедура проведения общественных обсуждений соблюдена.

Данных о нарушении процедуры согласования проекта решения о внесении изменений в генеральный план городского округа также не имеется.

В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 25 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 (далее – Порядок).

В соответствии с установленным порядком проект был размещен в ФГИС ТП, карточка согласования проекта 2770100002020302201905242, в целях согласования проекта в Минэкономразвития России, уполномоченные органы Калининградской области и администрацию городского округа «Город Калининград» направлены уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП.

На проект решения о внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» получено Сводное заключение Минэкономразвития России от 9 августа 2019 года, разногласия урегулированы в соответствии с установленной процедурой согласно протоколу от 14 ноября 2019 года заседания согласительной комиссии.

Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что из положений пунктов 1.4, 2.5, 2.7 Порядка следует, что Минэкономразвития России и отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проекта документа территориального планирования исключительно на предмет соответствия проекта обстоятельствам, перечисленным в пунктах 2.5 и 2.7 Порядка.

При этом как такового согласования уполномоченными федеральными органами проекта документа территориального планирования в части изменения функционального зонирования тех земельных участков, в границах которых не планируется размещение объектов федерального значения и иных объектов, перечисленных в пунктах 2.5, 2.7 Порядка, не требуется.

В границах принадлежащих ООО «Балтавтолайн» земельных объектов размещение соответствующих объектов не планируется, в связи с чем получение какого-либо специального согласования с федеральными органами власти изменения функционального зонирования территории земельных участков с кадастровыми номерами , , , не требовалось.

В соответствие с частью 9 статьи 9 ГрК РФ доступ к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта ФГИС ТП.

Во исполнение требований части 9 статьи 9 ГрК РФ генеральный план городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74, а также материалы по обоснованию размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Проверив в соответствии с требованиями пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ генеральный план городского округа «Город Калининград» в оспариваемой части (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74) на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что определением Арбитражного суда Калининградской области от 13 июня 2017 года по делу № А21-8901/2016 по иску ООО «Балтавтолайн» к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату в размере рыночной стоимости арендуемых объектов недвижимости, возложении обязанности произвести оценку рыночной стоимости объектов недвижимости, передать объекты недвижимости в собственность по договорам купли-продажи, предоставить рассрочку по оплате выкупаемых объектов утверждено мировое соглашение, по условиям которого ООО «Балтавтолайн» отказывается от указанного иска, стороны расторгают ранее заключенный договор аренды 9 нежилых зданий, 3 нежилых помещений и 2 земельных участков под здания и сооружения транспортного предприятия общей рыночной стоимостью 129 000 000 руб., а администрация городского округа «Город Калининград» обязуется заключить с ООО «Балтавтолайн» дополнительные соглашения к договорам аренды нежилых помещений о замене предметов этих договоров.

При этом администрация городского округа «Город Калининград» обязалась передать в аренду ООО «Балтавтолайн» 10 нежилых зданий, в том числе нежилые здания:

- с кадастровым номером общей площадью 126,4 кв.м (<адрес>);

- с кадастровым номером общей площадью 1260,4 кв.м (<адрес>);

- с кадастровым номером площадью 174,1 кв.м (<адрес>);

- с кадастровым номером площадью 218,2 кв.м (<адрес>).

По условиям мирового соглашения администрация городского округа «Город Калининград» также признала преимущественное право ООО «Балтавтолайн» на приватизацию соответствующих нежилых зданий.

Кроме того, администрация городского округа «Город Калининград» обязалась предоставить в аренду сроком на 10 лет для целей строительства 14 земельных участков, перечень которых не содержит земельных участков с кадастровыми номерами , , , (том 1 л.д. 86-92).

Указанное определение арбитражного суда не обжаловалось сторонами и вступило в законную силу.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, вопросы предоставления ООО «Балтавтолайн» земельных участков с кадастровыми номерами , , , не разрешались арбитражным судом, в связи с чем позиция административного истца о том, что генеральный план городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74) направлен на преодоление вступившего в законную силу судебного акта, не основан на материалах дела.

Согласно регистрационным делам и сведениям, представленным по запросам суда Управлением Росреестра по Калининградской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 17 июля 2017 года №№ 3413/р-КМИ «Об изменении разрешенного использования и уточнении местоположения земельных участков» с учетом аварийности существовавших жилых домов следующим образом изменено разрешенное использование земельных участков:

- с кадастровым номером с «под существующий индивидуальный жилой дом» на «предпринимательство» с установлением цели его использования – под нежилое здание коммерческого назначения (том 3 л.д. 171-172);

- с кадастровым номером с «под аварийный многоквартирный малоэтажный дом» на «предпринимательство» с установлением цели его использования – под магазины (торговой площадью не более 350 кв.м) (том 3 л.д. 171-172);

- с кадастровым номером с «под многоквартирный жилой дом» на «предпринимательство» с установлением цели его использования – под нежилое здание коммерческого назначения (том 3 л.д. 171-172);

- с кадастровым номером с «под многоквартирный дом» на «предпринимательство» с установлением цели его использования – под магазины (торговой площадью не более 350 кв.м) (том 3 л.д. 171-172).

На основании данного распоряжения 24 июля 2017 года внесены в ЕГРН сведения об установленном виде разрешенного использования всех четырех земельных участков – «предпринимательство» (том 3 л.д. 188-189).

В дальнейшем, в октябре 2019 года, комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» были изданы распоряжения об условиях приватизации муниципального имущества, которыми, помимо условий продаже нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , установлены условия продажи земельных участков, на которых расположены данные объекты, а именно:

- распоряжение от 10 октября 2019 года № 3636/р-кми о продаже, наряду с нежилым зданием с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м, разрешенное использование – «для размещения объектов предпринимательской деятельности» (том 1 л.д. 117);

- распоряжение от 10 октября 2019 года № 3630/р-кми о продаже, наряду с нежилым зданием с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером площадью 1 160 кв.м, разрешенное использование – «для размещения объектов предпринимательской деятельности» (том 1 л.д. 213-215);

- распоряжение от 10 октября 2019 года № 3638/р-кми о продаже, наряду с нежилым зданием с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером площадью 1 466 кв.м, разрешенное использование – «предпринимательство» (том 2 л.д. 35-36);

- распоряжение от 10 октября 2019 года № 3637/р-кми о продаже, наряду с нежилым зданием с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером площадью 1 280 кв.м, разрешенное использование – «предпринимательство» (том 3 л.д. 183).

Именно такой вид разрешенного использования всех спорных земельных участков указан в договорах купли-продажи и залога недвижимого имущества (с учетом рассрочки платежа) от 22 октября 2019 года, заключенных между комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» и ООО «Балтавтолайн» (том 1 л.д. 119-133, 191-208, том 2 л.д. 19-34, 64-76).

Выкупная стоимость земельных участков определена с учетом расположения на них нежилых зданий, представляющих собой жилые дома в аварийном состоянии, при этом никаких выводов оценщика об оценке рыночной стоимости участков как пригодных для жилой застройки, отчеты об оценке не содержат.

Отчетами об оценке установлена следующая стоимость вышеназванных объектов:

- земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м – 396 425 руб. и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 126,4 кв.м – 55 525 руб. (том 1 л.д. 135-137);

- земельного участка с кадастровым номером площадью 1 160 кв.м – 1 340 000 руб. и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 1 260,4 кв.м – 854 600 руб. (том 1 л.д. 209-211);

- земельного участка с кадастровым номером площадью 1 466 кв.м – 1 046 300 руб. и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 174,1 кв.м – 76 500 руб. (том 2 л.д. 38-41);

- земельного участка с кадастровым номером площадью 1 280 кв.м – 960 500 руб. и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 218,2 кв.м – 113 800 руб. (том 2 л.д. 61-63).

Право собственности ООО «Балтавтолайн» на земельные участки с кадастровыми номерами , , , и ипотека в силу закона (с учетом рассрочки платежа по всем договорам купли-продажи от 22 октября 2019 года) зарегистрированы в период времени с 5 по 8 ноября 2019 года (том 3 л.д.2-24).

14 мая 2021 года снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами и , образованные путем раздела участка с кадастровым номером (том 3 л.д. 141-155).

Кроме того, согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости до настоящего времени зарегистрировано право собственности ООО «Балтавтолайн» на здания с кадастровыми номерами , , , с указанием в ЕГРН сведений о назначении зданий – нежилые (том 3 л.д. 26-63).

На момент возникновения права собственности на перечисленные земельные участки их территория была отнесена генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 225 (в его первоначальной редакции) к следующим функциональным зонам:

- с кадастровым номером – зона застройки малоэтажными жилыми домами (том 2 л.д. 88);

- с кадастровым номером – зона смешанного функционального назначения, в которой согласно положению о территориальном планировании в составе генерального плана допускалось жилищное строительство (том 2 л.д. 90);

- с кадастровым номером – зона застройки индивидуальными жилыми домами (том 2 л.д. 84);

- с кадастровым номером – зона застройки малоэтажными жилыми домами (том 2 л.д. 86).

Соответственно действовавшему на тот период времени генеральному плану правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года № 339, было установлено территориальное зонирование и градостроительный регламент с отнесением всех названных земельных участков к территориальным зонам, где допускается жилая застройка (том 2 л.д. 92-103).

В последующем по заявлениям ООО «Балтавтолайн» об изменении видов разрешенного использования земельных участков по выбору их правообладателя (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ) регистрирующим органом произведено изменение сведений Единого государственного реестра недвижимости о видах разрешенного использования спорных земельных участков:

- 14 февраля 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером – с «предпринимательство» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка»;

- 23 марта 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером – с «предпринимательство» на «среднеэтажная жилая застройка»;

- 2 декабря 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером – с «предпринимательство» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка»;

- 30 ноября 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером – с «предпринимательство» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (том 3 л.д. 188-189).

После раздела земельного участка с кадастровым номером и образования участков с кадастровыми номерами , по заявлению их правообладателя вновь изменено разрешенное использование с «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» на «блокированная жилая застройка» (том 3 л.д. 188-189).

В то же время, постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград» территория всех спорных земельных участков действительно отнесена к функциональной общественно-деловой зоне (том 2 л.д. 85, 87, 89, 91).

При этом согласно пункту 50 Положения о территориальном планировании в составе генерального плана муниципального образования (в редакции постановления от 17 февраля 2020 года № 74) общественно-деловые зоны предназначены для застройки преимущественно объектами общественно-делового назначения (офисы, административные здания, банки, страховые компании, гостиницы, культовые здания, научно-исследовательские учреждения, торговые центры, магазины и т.п.) и сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, допускающими функционирование и реконструкцию существующих жилых зданий.

Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» на момент вынесения настоящего решения не приведены в соответствие с актуальным генеральным планом городского округа.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 апреля 2014 года № 12-П, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Вопреки утверждению административного истца, оспариваемый правовой акт согласуется с изложенной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, а также отвечает закрепленным в пункте 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статье 23 ГрК РФ, пунктах 9.1, 9.2, 9.5 Методических указаний по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 26 мая 2011 года № 244, требованиям учета при определении в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов.

Делая такой вывод, суд принимает во внимание, что соответствующие заявления об изменении видов разрешенного использования земельных участков были поданы ООО «Балтавтолайн» по собственному на то усмотрению после вступления в силу постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 и, соответственно, после изменения функционального зонирования территории земельных участков с кадастровыми номерами , , , .

Разрешение на строительство жилых объектов не выдавалось ООО «Балтавтолайн», объектов жилищного строительства на земельных участках юридически и физически не имеется.

Как указано выше, до настоящего времени зарегистрировано право собственности ООО «Балтавтолайн» на нежилые здания, расположенные на названных земельных участках.

Согласно закрепленному в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов разрешенное использование объектов, расположенных на земельных участках, должно быть сопоставимо с установленным разрешенным использованием таких земельных участков.

Таким образом, при разработке изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» и принятии постановления от 17 февраля 2020 года № 74 уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области было учтено сложившееся к этому периоду времени землепользование и приняты во внимание сведения Единого государственного реестра недвижимости о наличии зарегистрированных прав ООО «Балтавтолайн» на нежилые здания с кадастровыми номерами , , , а также на земельные участки с кадастровыми номерами , , , , разрешенное использование – «предпринимательство».

Ссылки административного истца на то, что изменение функционального зонирования применительно к рассматриваемой территории влечет за собой изъятие у ООО «Балтавтолайн» земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , являются ошибочными, поскольку в силу пунктов 51-53 Положения о территориальном планировании в составе генерального плана муниципального образования (в редакции постановления от 17 февраля 2020 года № 74) размещение планируемых объектов федерального, регионального и местного значения на данной территории не предусмотрено действующими документами территориального планирования соответствующего уровня (ст.ст. 56.2, 56.3 ЗК РФ).

Изложенные администрацией городского округа «Город Калининград» мотивы внесения в процессе общественных обсуждений предложения об изменении функционального зонирования рассматриваемой территории, заключающиеся в предотвращении точечной застройки в центральной части города Калининграда, суд находит заслуживающими внимания при том, что согласно пункту 4 положения о территориальном планировании одной из задач территориального планирования городского округа "Город Калининград" является не только стимулирование жилищного строительства, но и развитие деловой активности, а также роста производства на территории городского округа "Город Калининград".

Таким образом, собранные по делу доказательства свидетельствуют о наличии необходимой обоснованности при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что генеральный план городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления Правительства Калининградской области) в части отнесения принадлежащих ООО «Балтавтолайн» земельных участков с кадастровыми номерами , , , , к функциональной общественно-деловой зоне не противоречит нормам, обладающим большей юридической силой, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

На основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ООО «Балтавтолайн» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2021 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова