Дело № 3а-167/2022
УИД 32OS0000-01-2021-001283-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2022 года г.Брянск
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.
при секретаре Мирошниковой Д.С.
с участием
прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца ФИО1, представителя управления имущественных отношений Брянской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1806), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221),
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1806 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1806 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 23 ноября 2021 года № 1806, от 25 февраля 2022 года №№ 221, 222), включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, общей площадь <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (Перечень на 2018 год – пункт №, Перечень на 2019 год – пункт №, Перечень на 2020 год – пункт №).
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ей на праве собственности <данные изъяты> с кадастровый номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Так, ДД.ММ.ГГГГ в рамках внесения сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства, права на которые зарегистрированы и не прекращены, объекту недвижимости – <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, был присвоен кадастровый номер №, вид – <данные изъяты>. В связи с тем, что в ЕГРН отсутствует техническая возможность изменить вид объекта недвижимости с сохранением кадастрового номера, ДД.ММ.ГГГГ принято решение зданию с кадастровым номером № присвоить статус «архивный» (актуальный ОКС – кадастровый номер №). С указанной даты и по сегодняшний день по сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером № имеет вид: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположен по адресу: <адрес>. Таким образом, согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 2017, 2018, 2019 годы и первый квартал 2020 года ей на праве собственности принадлежал следующий объект недвижимости: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>. С учетом изложенного, управление имущественных отношений Брянской области не могло руководствоваться положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения в оспариваемые Перечни объекта недвижимости как нежилого помещения. Исходя из сведений, которые содержались в ЕГРН на момент принятия оспариваемых Перечней, административный ответчик должен был руководствоваться пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно техническому паспорту на спорный объект он указан как <данные изъяты>. Таким образом, на момент включения объекта недвижимости с кадастровым номером № в оспариваемые Перечни имелись расхождения в сведениях ЕГРН и технической инвентаризации в ключевой категории, а именно в виде объекта недвижимости. С учетом данных расхождений, управление имущественных отношений Брянской области в силу положений пункта 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, должно было провести обследование объекта недвижимости. Однако, обследование с целью определения фактического использования спорного объекта не поводилось, сведения на земельный участок, на котором расположен спорный объект, для установления его вида разрешенного использования не запрашивались. При указанных обстоятельствах, спорный объект недвижимости не мог быть включен в Перечни на 2018-2020 годы без определения вида объекта недвижимости и его фактического обследования. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на нее обязанность по уплате налога в завышенном размере.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд признать недействующим с 1 января 2018 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (в редакции приказа № 1806 от 23 ноября 2021 года о внесении изменений в приказ от 27 ноября 2017 года № 1312 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»); признать недействующим с 1 января 2019 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (в редакции приказа № 222 от 25 февраля 2022 года о внесении изменений в приказ от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»); признать недействующим с 1 января 2020 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (в редакции приказа № 211 от 25 февраля 2022 года о внесении изменений в приказ от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.
В судебном заседании представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по наименованию в качестве объекта общественного питания, поскольку согласно сведениям ЕГРН спорное помещение имело назначение «<данные изъяты>», наименование «<данные изъяты>».
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направила.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск неподлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1806, от 25 февраля 2022 года №№ 221, 222 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на 2018-2020 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта <данные изъяты>.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Перечней) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду ( пункт 8 названного Порядка).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12,15).
В ходе рассмотрения дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ в рамках внесения сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства, права на которые зарегистрированы и не прекращены, объекту недвижимости – <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, с условным номером № был присвоен кадастровый номер №, вид – <данные изъяты>.
В свою очередь при анализе представленной в ДД.ММ.ГГГГ для регистрации права выписки из технического паспорта МРО № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № вышеуказанный объект недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ имел характеристики – <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., наименование помещения – <данные изъяты>.
В связи с тем, что в ЕГРН отсутствует техническая возможность изменить вид объекта недвижимости с сохранением кадастрового номера, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение зданию с кадастровым номером № присвоить статус «архивный» (актуальный ОКС – кадастровый номер №).
Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРН на спорный объект недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, где в графе «вид объекта недвижимости» указано - <данные изъяты>, назначение – <данные изъяты>, наименование – <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение): <адрес>. Также указано, что данный объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из ЕГРН на спорный объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, принадлежащий ФИО3 объект недвижимости имеет следующие характеристики: вид объекта недвижимости – <данные изъяты>, назначение – <данные изъяты>, наименование – <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место – <данные изъяты>, кадастровый номер №, дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес>.
Спорное нежилое помещение с кадастровым номером № (актуальный кадастровый номер №) находится на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Многоквартирный жилой дом и спорное помещение с кадастровым номером № (актуальный кадастровый номер №) расположены на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: <данные изъяты>, виды разрешенного использования: <данные изъяты>.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорное помещение располагается в здании, которое не отвечает признакам административно - делового или торгового центра.
Рассматривая основания включения спорного помещения в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, а также его фактического использования, суд приходит к следующему.
Как указывалось ранее, на момент включения спорного объекта с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по сведениям ЕГРН вид объекта недвижимости был указан как «<данные изъяты>», назначение «<данные изъяты>», наименование «<данные изъяты>».
В соответствии с учетно-технической документацией спорного объекта с кадастровым номером № – техническим паспортом нежилого помещения, подготовленным ГБУ «Брянсоблтехинвентаризация» Межрайонное отделение по г. Брянску № 1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и действующим на момент принятия оспариваемых Перечней, вид объекта недвижимости указан как «<данные изъяты>», в разделе IV помещение поименовано как «<данные изъяты>».
Согласно указанного технического паспорта в его составе имелись: <данные изъяты> – <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, несмотря на то, что при внесении в ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства, права на которые зарегистрированы и не прекращены, объекту недвижимости с кадастровым номером № ошибочно был присвоен вид объекта «<данные изъяты>», из свидетельства о государственной регистрации права и документов технического учета следует, что в собственности ФИО3 на момент принятия оспариваемых Перечней находился объект недвижимости с видом объекта «<данные изъяты>», наименованием «<данные изъяты>».
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).
В пунктах 20 - 40 указанного стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в том числе даны следующее понятие: столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню. При этом стандарт не относит к самостоятельным объектам общественного питания зал обслуживания, обеденный зал, кухню, моечную, раздаточную (подпункт 16 пункта 2 стандарта).
Таким образом, учитывая сведения, содержащиеся в ЕГРН (наименование объекта недвижимости «<данные изъяты>») и документах технического учета (вид объекта «<данные изъяты>», наименование «<данные изъяты>»), нежилое помещение с кадастровым номером № на момент принятия оспариваемых Перечней имело наименование «помещение столовой», которое предусматривает размещение объектов общественного питания, в связи с чем суд приходит к выводу, что его включение в Перечни на 2018-2020 годы не противоречит требованиям действующего законодательства.
Поскольку спорное помещение отвечает одному из условий, указанных в подпункте 2 пункта 1 статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, его фактическое использование для включения в оспариваемые Перечни правового значения не имеет.
Довод представителя административного истца о том, что при наличии расхождений в сведениях о виде объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета, которые не позволяют однозначно установить соответствие объекта недвижимости критериям его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, предусмотренным пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик должен был в первую очередь произвести обследование спорного объекта недвижимости, суд находит несостоятельным, так как в данном случае вид фактического использования спорного объекта недвижимости не устанавливался и не являлся основанием для включения помещения в оспариваемые Перечни.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п «Об утверждении Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения» мероприятия, направленные на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются в форме обследований, направленных как на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре, так и на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости, что и было осуществлено уполномоченным органов в рассматриваемом случае.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО3
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании недействующим с 1 января 2018 года пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1806); признании недействующим с 1 января 2019 года пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222), признании недействующим с 1 января 2020 года пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221), отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2022 года.
Председательствующий Е.М. Бурлина