ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1689/20 от 27.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2020-001324-76

№ 3а-1689/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием прокурора Прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску ООО ТК «АВТОДАН» к Правительству Пермского края о признании недействующей строки 10 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 16.10.2020) в части установления даты изменения вида регулярных перевозок,

установил:

постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Постановление опубликовано 30.12.2019 в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 51 (том 2).

В соответствии с пунктом 2 Постановления данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 9.01.2020), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», в том числе строка 10 в отношении межмуниципального маршрута № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь», которое вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования постановления, то есть 27.06.2020.

Постановлением Правительства Пермского края от 8.07.2020 № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 10 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: «1 сентября 2020 года».

Постановлением Правительства Пермского края от 2.09.2020 № 634-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 10 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: «1 декабря 2020 года».

ООО ТК «АВТОДАН» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующей строки 10 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 2.09.2020) в части установления даты изменения вида регулярных перевозок 1.12.2020.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в настоящее время осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края на срок с 21.07.2017 по 21.07.2022. Вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров общества по маршруту № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь» по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по этому маршруту по регулируемому тарифу. Общество в 2020 году будет лишено права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту № 150, то есть значительно ранее срока, указанного в свидетельстве - 21.07.2022. При вступлении в силу оспариваемых норм Министерство транспорта Пермского края досрочно прекращает действие свидетельства, после чего прекращается действие карт маршрута регулярных перевозок, выданных для каждого автобуса на маршруте. Считает, что оспариваемые положения приняты в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и предусматривающих, что изменение вида регулярных перевозок с вида «по нерегулируемым тарифам» на вид «по регулируемым тарифам» допускается только после окончания действия свидетельства, если иной срок не согласован с перевозчиком.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований и доводах административного искового заявления настаивала. Дополнительно пояснила, что нормативный правовой акт оспаривает в действующей в настоящее время редакции. Изменения, принятые Постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2020 № 772-п, оспариваемые положения не затрагивают.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал. В письменных возражениях считает, что понятия «маршрут» и «маршруты регулярных перевозок» даны в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного автомобильного транспорта и не включают в себя вид регулярных перевозок. Окончание срока действия свидетельства и вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале регулярных перевозок по регулируемым тарифам являются самостоятельными основаниями для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ не содержит запрета на изменение вида регулярных перевозок в период действия свидетельства об осуществлении перевозок, не предусматривает процедуру согласования изменения вида регулярных перевозок с перевозчиком. Целью перехода к новой транспортной модели является повышение качества пассажирских перевозок (л.д. 236). В дополнениях указал, что защита прав перевозчиков обеспечивается посредством установления 180-дневного срока. Последующее обращение перевозчиков за продлением сроков действия свидетельств может лишить Правительство Пермского края возможности принять соответствующее решение и в дальнейшем.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края считал административные исковые требования необоснованными. Статьи 12 и 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулируют разные процедуры. Окончание срока действия свидетельства и вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале регулярных перевозок по регулируемым тарифам являются различными обстоятельствами, предусмотренными статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Порядок изменения вида перевозок не содержит оговорки об окончании срока действия свидетельства. Процедура изменения вида регулярных перевозок разграничена с процедурой изменения маршрута. Норма, обязывающая уполномоченный орган согласовывать изменение маршрута с перевозчиком, если такое изменение вносится до окончания срока действия свидетельства, внесена в статью 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ после выдачи свидетельства ООО ТК «АВТОДАН». Согласование изменения маршрута с перевозчиком произведено путем направления перевозчику уведомления 3.02.2020. До момента изменения вида перевозок оспариваемое постановление не нарушает права заявителя (л.д. 263). В дополнениях указал, что с учетом неограниченного срока действия свидетельства, отсутствие согласия перевозчика на изменение вида регулярных перевозок лишает Правительство Пермского края возможности принять соответствующее решение. Вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале регулярных перевозок по регулируемым тарифам в силу статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ является основанием для прекращения действия свидетельства.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

ООО ТК «АВТОДАН» осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края на срок с 21.07.2017 по 21.07.2022 (л.д. 231).

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 названного Федерального закона).

Согласно статье 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В пункте 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ закреплено понятие документа планирования регулярных перевозок, как нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» Правительство Пермского края устанавливает порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - документ планирования регулярных перевозок).

Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 13.11.2019 № 818-п, на основании части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ, части 2 статьи 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края».

Указанный Порядок определяет перечень мероприятий по подготовке документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее соответственно - Документ планирования, регулярные перевозки) (пункт 1 Порядка).

Уполномоченным органом на подготовку Документа планирования является Министерство транспорта Пермского края (далее - Уполномоченный орган). Документ планирования утверждается Правительством Пермского края (пункт 3 Порядка).

Из положений пункта 4 Порядка следует, что документ планирования содержит: основания для установления того или иного вида регулярных перевозок при установлении, изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (пункт 4.1); решение об изменении вида регулярных перевозок по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 4.2); перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок (пункт 4.3); значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (пункт 4.4).

Таким образом, решение об изменении вида регулярных перевозок принимается документом планирования, в котором устанавливается срок вступления в силу указанного решения.

Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Постановление опубликовано 30.12.2019 в издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 51 (том 2).

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 9.01.2020), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Пермском крае № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь» с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Постановления.

Постановлением Правительства Пермского края от 8.07.2020 № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 10 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: «1 сентября 2020 года».

Постановлением Правительства Пермского края от 2.09.2020 № 634-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 10 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: «1 декабря 2020 года».

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в официальном источнике.

Административный истец, не оспаривая право административного ответчика на принятие решения об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, относящиеся к его компетенции, полагает, что указанное решение может вступить в силу только после окончания действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (в 2022 году), а не в установленный административным ответчиком срок – 1.12.2020, в связи с чем оспариваемое положение, по мнению административного истца, противоречит федеральному законодательству Российской Федерации, в частности положениям части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований, административный ответчик и заинтересованное лицо ссылаются на наличие специальной нормы в статье 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, предусматривающей уведомление о решении об изменении вида регулярных перевозках не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

В силу части 10 статьи 4, статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам, а также предусмотрены соответствующие процедуры для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок:

по регулируемым тарифам - заключение государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ;

по нерегулируемым тарифам - выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях (части 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

Таким образом, свидетельство является документом, подтверждающим право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по определенному маршруту регулярных перевозок.

Изменение вида регулярных перевозок предусмотрено статьей 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Согласно части 3 указанной статьи, сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

Условия вступления в силу изменений муниципального маршрута, межмуниципального маршрута регулярных перевозок определены статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

Вид регулярных перевозок входит в содержание реестра маршрутов регулярных перевозок в силу пункта 8 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Исходя из системного толкования указанных положений, следует, что изменение сведений о виде регулярных перевозок (регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам) является изменением маршрута регулярных перевозок.

При этом положения частей 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ не предусматривают корректировку сведений реестра муниципальных маршрутов без принятия решения об отмене (изменении) такого маршрута. То есть, изменение вида регулярных перевозок в соответствующем реестре оформляется решением об изменении маршрута в части вида регулярных перевозок.

Тем самым, положения статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, регулирующие порядок изменения маршрута и вступления в силу решения об изменении маршрута, подлежат применению в случае изменения вида регулярных перевозок, поскольку комплексное понятие «маршрут» включает в себя вид регулярных перевозок.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.

Условия вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок оспариваемым нормативным правовым актом не соблюдены.

В рассматриваемом деле, решение об изменении вида регулярных перевозок в отношении маршрута № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь» изложено в Документе планирования и вступает в законную силу 1.12.2020, то есть до даты окончания срока действия выданного административному истцу свидетельства.

С административным истцом, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, меньшие сроки вступления в силу решения об изменении соответствующего маршрута не согласованы. При таких обстоятельствах, изменение маршрута № 150 «г. Краснокамск (Конец Бор) – г. Пермь» произведено документом планирования в период действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок без согласования с ООО ТК «АВТОДАН» меньших сроков, чем указанный в этом свидетельстве - по 21.07.2022.

Довод заинтересованного лица о согласовании изменения маршрута с перевозчиком путем направления уведомления 3.02.2020 суд не принимает, поскольку не может быть признано согласованием одностороннее уведомление о принятом решении, которое не содержит волеизъявление другой стороны.

Возражения административного ответчика и заинтересованного лица о том, что вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале регулярных перевозок по регулируемым тарифам является достаточным основанием для прекращения действия свидетельства, суд находит несостоятельными. Деятельность перевозчика может быть прекращена по независящей от него причине - по решению уполномоченного органа об отмене или изменении маршрута регулярных перевозок. В этом случае для защиты интересов перевозчика установлено правило (пункт 3 статьи 12, пункт 8 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ), обязывающее уполномоченный орган принимать решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия свидетельства, которое вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства. Напротив, в интересах пассажиров перевозчик, добровольно подавший заявление о прекращении действия свидетельства, обязан продолжать осуществление регулярных перевозок в течение девяноста дней со дня поступления заявления в уполномоченный орган (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

Тем самым, правило, связывающее срок вступления в силу решения об изменении маршрута, в том числе в части изменения вида регулярных перевозок, с окончанием срока действия свидетельства направлено на обеспечение баланса прав субъектов правоотношений, на исключение произвольного прекращения действия свидетельства в обход предусмотренных законом процедуры его прекращения.

Основания прекращения действия свидетельства по инициативе уполномоченного органа, выдавшего свидетельство, перечислены в пунктах 1, 2, 4, 6, 7 и 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, и предусматривают вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пункт 4).

Таким образом, прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по инициативе уполномоченного органа в связи с изменением вида регулирования деятельности поставлено в зависимость от вступления в силу предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Поскольку, в силу статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, решение органа местного самоуправления об отмене или изменении маршрута вступает в силу только по окончании срока действия свидетельства, истечение срока действия свидетельства определено как обязательное условие прекращения действия свидетельства и вступления в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям и статьи 12, и статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, об отсутствии в законе запрета на изменение вида регулярных перевозок в период действия свидетельства об осуществлении перевозок, отсутствии требования согласовывать изменение вида регулярных перевозок с перевозчиком основаны на неправильном толковании приведенных выше правовых норм. В силу того, что вид регулярных перевозок является частью содержания маршрута, его изменение регулируется положениями статей 12 и 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ на разных этапах правоотношений, поэтому статья 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ не может быть признана специальной нормой по отношению к статье 12 того же Федерального закона, в которой регулируется порядок включения и изменения юридически значимых сведений о маршрутах, с установлением и формальным закреплением которых в реестре законодатель связывает установление или изменение муниципального маршрута.

Предусмотренное пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" понятие «маршрут регулярных перевозок» не противоречит выявленному судом правовому смыслу изложенных выше нормативных предписаний. Одним из признаков указанного понятия маршрута регулярных перевозок является его определенность в установленном порядке. В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона. Следовательно, включение в содержание маршрута вида регулярных перевозок, исходя из части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, не противоречит пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Возражения административного ответчика и заинтересованного лица о невозможности принять решение о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам с учетом неограниченного срока действия свидетельства при отсутствии согласия перевозчика на изменение вида регулярных перевозок основан на неправильном толковании положений, предусмотренных статьями 12 и 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, предусматривающих соответствующую возможность при соблюдении установленного срока принятия решения перед окончанием срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Довод административного ответчика о том, что переход к новой транспортной модели осуществляется с целью повышения качества пассажирских перевозок в интересах населения Пермского края, а не в коммерческих интересах предприятий, осуществляющих такие перевозки, не имеет правового значения, поскольку публичные интересы не могут обеспечиваться путем нарушения норм федерального законодательства Российской Федерации.

Довод заинтересованного лица о невозможности применения к правоотношениям части 3.1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ, то есть после выдачи ООО ТК «АВТОДАН» свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, не основан на нормах действующего законодательства, не увязывающего вступление в силу, либо применение спорной нормы к субъектам правоотношений с периодом получения ими свидетельства об осуществлении перевозок.

Возражения административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает права административного лица, является несостоятельным, поскольку определенный в нем срок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок создает непосредственную угрозу досрочного прекращения действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок с 1.12.2020 в нарушение процедуры его прекращения. Возможность участия в конкурсе по выбору перевозчика не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца принятым нормативным правовым актом в части определения срока вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, поскольку не гарантирует другие условия хозяйствования.

В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Оспариваемый нормативный правовой акт в части даты изменения вида регулярных перевозок в отношении спорного маршрута, являясь документом планирования регулярных перевозок, подготовлен в нарушении положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а также в нарушении порядка, установленного законами или иными нормативными правовыми актами Пермского края, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующей строки 10 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозокавтомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 16.10.2020 № 772-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 1.12.2020.

Судебные постановления арбитражного суда и судов общей юрисдикции, содержащие, по мнению административного ответчика, иное толкование норм Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предметом оценки в рассматриваемом деле являться не могут, поскольку преюдициального значения в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для разрешения настоящего спора не имеют. Оспариваемые административным истцом положения регионального законодательства ранее в порядке нормоконтроля судами не проверялись.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемое положение в части является датой вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, которая в настоящее время не наступила, и изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать недействующимсоответствующую строку в Приложении 1 к Документу планирования в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок со дня ее принятия. Суд учитывает, что признание оспариваемого положения в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО ТК «АВТОДАН» к Правительству Пермского края удовлетворить.

Признать недействующей со дня принятия строку 10 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 16.10.2020 № 772-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 1.12.2020.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-1689/2020 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 9.12.2020.